ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 4443

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Наука как процесс познания и совершенствование практики

1. Общие понятия о науке

1.1. Наука как результат

1.2. Специфика педагогики как науки.

1.3. Критерии научности знания

1.4. Классификации научного знания

1.5. Формы организации научного знания

1.6. Принципы научного познания

Сравнительная характеристика двух эпох развития науки (по в.В. Ильину)

2. Объект, предмет и задачи психолого-педагогических научных дисциплин

2.1. Педагогика и психология как сфера человеческой деятельности.

2.2. Объект науки.

2.3. Предмет науки.

4) Ни одно педагогическое исследование невозможно без учета психологических характеристик учащихся (воспитанников) определенной возрастной категории.

2.4. Категориальный аппарат науки.

2.5. Методы исследования.

2.5. Закономерности как предмет научного исследования.

2.6. Назначение психолого-педагогических наук

3. Соотношение теории и практики образования

3.1 Влияние науки на практику образования.

3.2. Знания как способ связи науки и практики.

3.3. Разрыв между теорией и практикой образования.

Тема 2. Психолого-педагогические исследования

1. Общая характеристика психолого-педагогического исследования

1.1. Современная стратегия обновления и развития образования

1.2. Понятие о психолого-педагогическом исследовании

1.3. Природа и функции образовательных инноваций

1.4. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований

1.5. Источники и условия исследовательского поиска

3. Передовой опыт прошлого и настоящего, в том числе нова­торский.

5. Творческий потенциал профессионального педагогического работника.

2. Научное исследование в образовании

2.1. Уровни научного исследования в образовании.

2.2 Принципы научного исследования.

2.3. Основные характеристики научного исследования.

2.4.Субъектность в научной деятельности.

2.5. Виды научных исследований в образовании

2.6. Выбор научной специальности.

3. Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования

3.1. Опыт и эксперимент в исследовательской работе.

3.2. Экспериментальная работа образовательного учреждения.

3.3. Исследования в образовательных учреждениях.

3.3. Специфика изучения различных аспектов образования

1. Дидактические исследования.

2. Исследования в воспитании.

3.4. Исследования в системе непрерывного образования.

Тема 3. Понятие о методологии педагогической науки

1. Понятие «методология образования»

2. Философский уровень методологии образования

3. Общенаучный уровень методологии образования

4. Конкретно-научный уровень методологии образования.

Тема 4. Методологический аппарат научного исследования и логика его конструирования

1. Актуальность темы

2. Противоречие

3. Проблема

4. Объект

5. Предмет

6. Цель

7. Гипотеза

8. Задачи

9. Методы исследования

10. Критерии качества педагогического исследования

11. Система научных понятий и образовательная концепция

Основные понятия по теме

Тема 5. Методологическая, этическая и правовая культура исследователя

1. Методологическая культура исследователя

2. Этические нормы в исследовательской деятельности.

3. Правовые ограничения в исследовательской деятельности.

4. Стереотипы в исследовательской деятельности.

Тема 6. Организация исследования.

1. Исследовательский процесс

1.1. Принципы и правила исследования

1.2. Содержательные аспекты исследования.

2. Логика психолого-педагогического исследования

3. Моделирование в психолого-педагогическом исследовании

4.3.1. Понятие моделирования.

3.2. Роль моделирования в исследовании.

3.3. Система моделей в психолого-педагогическом исследовании.

1) Выявить внешние условия, существенно влияющие на процесс становления феномена,

2) Выделить из их числа педагогически управляемые условия.

4. Педагогическое проектирование как метод исследования в образовании

4.1. Роль проектирования в психолого-педагогическом исследовании.

4.2. Логика проектирования.

5. Критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования

Тема 7. Методы социально - педагогического исследования.

1. Понятие метода.

2. Гуманитарная взаимосвязь предмета и метода исследования.

3. Классификация методов исследования.

4. Теоретические методы исследования

1) Интерпретация как метод психолого-педагогического исследования.

3) Анализ и синтез.

5) Другие методы теоретического исследования.

Тема 8. Эмпирические методы исследования

1. Требования к эмпирическим методам.

2. Наблюдение.

3. Методы опроса.

3.1 Диагностическая беседа.

3.2. Интервью в системе диагностики.

3.3. Анкетирование.

4. Контент-анализ.

5. Социометрические методы исследования.

6. Рейтинг.

7. Тесты в психолого-педагогической диагностике

1) Общие положения

2) Типы тестов в психолого-педагогической диагностике.

3) Разработка теста

8. Контрольные работы в диагностике.

9. Психолого-педагогическое обследование

10. Изучение и использование передового опыта

4. Контент-анализ.

Это один из эффективных методов психолого-педагогической диагностики, позволяющий подвергать содержательному анализу по заранее определенной схеме письменные тексты испытуемого, его произведения, письма и др.

Задача контент-анализа состоит в том, чтобы выявить и оценить в контексте социальных смыслов и значений индивидуально-личностные характеристики человека, которые проявляются в том, что он делает, в частности в продуктах его письменного творчества. При этом массовая текстовая (или закодированная в другом виде) информация переводится в количественные показатели с последующей их статистической обработкой.

Факты общественной жизни (поступки, события, мнения) фиксируются разными способами — с помощью звукозаписи, изображения, письменного слова и т.д. В условиях школы источником информации могут служить протоколы собраний, планы работы, сочинения, письма, дневники, записки учеников друг другу. Такая информация независимо от того, каким способом она зафиксирована, может быть документом для диагностирования. В диагностике под документом понимается специально созданный человеком предмет, цель которого — передача или хранение информации.

По способу фиксирования документы могут быть письменные, изобразительные, фонетические (звуковые). Самая обширная группа документов — письменная. Их легче анализировать, чем другие.

Благодаря методу контент-анализа можно получить сведения о прошедших событиях, наблюдение которых уже невозможно. Изучение документов, в которых те или иные явления жизни прослеживаются в течение многих лет, позволяет реконструировать социально-педагогические процессы, выявить тенденции и динамику их изменения и развития.

При помощи документов в теории и практике образования изучают:

1) сведения для истории педагогики; зависимость между разными социальными позициями авторов и их педагогическими концепциями;

2) отдельного человека или определенные группы;

3) корреляционные зависимости между условиями жизни^ и взглядами людей;

4) влияние среды на формирование психики ребенка.

Различают личную и общественную документацию.

К личной документации относятся: письма, автобиографии, мемуары, дневники, воспоминания, интервью и т.п. Автобиографии, мемуары, воспоминания позволяют проследить эволюцию взглядов человека в зависимости от изменения условий его социальной жизни. Личная документация раскрывает характер общих социальных и узкопедагогических влияний, а также дает возможность проникнуть во внутренний мир ребенка, подростка, взрослого.


К общественной документации относятся: государственные законы, планы, инструкции и приказы, отчеты и балансы, статьи в периодической печати, фольклор. В педагогической деятельности общественными документами помимо названных являются: учебные, календарно-тематические, поурочные планы; планы воспитательной работы; классные журналы; продукты деятельности учащихся; сводные ведомости; отчеты об успеваемости; сценарии воспитательных мероприятий и т.п.

Учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении характеризует педагогическая документация: расписания учебных занятий, правила внутреннего трудового распорядка, книги протоколов собраний и заседаний, календарные и поурочные планы учителей, конспекты и стенограммы уроков, журналы учета успеваемости и посещаемости, личные дела и медицинские карты учащихся, ученические дневники, протоколы собраний и заседаний и т. п. В этих документах отражены объективные данные о причинных связях, некоторых зависимостях (например, между состоянием здоровья и успеваемостью, обстановкой в семье и психическим состоянием учащегося).

Приступая к анализу документов, исследователь, согласно рекомендациям А. В. Петровского, должен знать следующее:

- с какой целью был составлен документ;

- кто был его автором и инициатором (если это групповой документ);

- был ли автор документа свидетелем зафиксированного события или пересказал нечто на основании сведений, полученных от других, и т.д.;

- контекст, в котором проходило составление документа (сам факт наличия решения в протоколе собрания ничего не говорит о том, в какой обстановке оно было принято, если в этом протоколе не зафиксированы реакции и поведение участников собрания).

Кроме того, следует избегать субъективных оценок при изучении и анализе документов.

Письменные, графические и творческие работы учащихся: домашние, классные, контрольные и самостоятельные работы по всем учебным предметам, сочинения, рефераты, отчеты, читательские дневники, формуляры, результаты эстетического и технического творчества (поделки, модели, рисунки и т.д.) — позволяют педагогу понять индивидуальность каждого учащегося, его отношение к учебе, выявить наличие у него тех или иных способностей. Ведь еще древние говорили, что творение указывает на творца.

Большой интерес, по мнению Ю. К. Бабанского, представляют так называемые продукты свободного времени, хобби.


Индивидуальные особенности учеников, их наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, уровень развития старательности и прилежания, мотивы деятельности — для выявления всех этих свойств, качеств и отношений можно с успехом применять метод контент-анализа.

Из истории образования. Педологи считали, что продукты детских произведений, особенно взятые динамически, в своем нарастании, закреплении и уточнении, становятся надежным показателем достижений учебно-воспитательной работы, указывают, правильным ли путем к этому шел ребенок вместе с учителем. Через анализ результатов детских проявлений помимо общей психологической информации об учащихся педагог мог выяснить, каково отношение ребенка к окружающим явлениям, каковы преобладающие интересы ребенка, насколько они развиты и закреплены, насколько они стали устойчивыми и превратились в определенную направленность детских действий и поступков. Например, знакомство с тетрадями помогало раскрыть такие черты школьника, как аккуратность или небрежность, систематичность в выполнении домашних работ и т.д. Просмотр дневника читателя определял круг его литературных пристрастий и идеалов, круг мыслей, порождаемых чтением.

Через изучение продуктов детской деятельности также можно было судить, в каком круге предметов и явлений дети успешно ориентируются. Причем считалось, что, если факты ежедневных детских проявлений сгруппировать и расклассифицировать по основным учебно-воспитательным целям (попутно дополняя записями наблюдений за процессом деятельности ребенка) и в хронологической последовательности, педагог получит картину роста исследуемых детей.

При постоянном использовании метода педагог мог получить как количественные, так и качественные характеристики проявлений ребенка в различные периоды жизни, будь то умения или творческие способности. Так, ознакомление с различными самодельными пособиями выявляло наличие, уровень практических навыков и умений, помогало раскрыть особенности образного восприятия и т.д. Большое значение придавалось анализу черновиков. Сопоставление их с окончательными результатами деятельности могло дать представление о самом процессе, способах, приемах достижения результата. Наиболее сложной частью этого метода считалась фиксация наблюдаемого. Запись должна была содержать анализ, учет динамики актов детского творчества в определенный момент педагогической работы. Сопоставляя записи, педагог получал картину динамики творчества детей в связи с педагогической работой учителя.


От истории к современности. Достижением педологии можно считать индивидуальный учет учащихся посредством записей в трудовую тетрадь (книжку). Записи вели сами учащиеся по единой форме. В ней отводилось место планированию работ, а затем фиксировалось выполнение работ с указанием затраченного времени: что выполнено из намеченного, как выполнена работа, какие были затруднения при ее выполнении.

В опыте педагога-новатора этот метод возродился в форме творческой книжки школьника, где учитывались творческие работы, выполненные сверх учебной программы. При этом показателями служили самостоятельность и творчество при выполнении различных видов труда.

Наконец, в современной школе все шире используется методика портфолио как заранее спланированная подборка работ и индивидуальных достижений учащегося, связывающих отдельные аспекты его деятельности в целостную картину.

Метод контент-анализа предполагает выявление динамики исследуемого явления или процесса, изменение причинно-следственных связей.

Суть метода контент-анализа заключается в том, что в тексте выделяются определенные единицы содержания (термины, оценки и т.д.) и проводится их статистическая обработка (подсчет объема и частоты употребления этих единиц, установление пропорций между различными группами выделенных единиц, а также с общим объемом информации и т.д.).

Многие методические требования к отбору единиц формализованного наблюдения, поиску эмпирических индикаторов этих единиц справедливы и для поиска смысловых единиц контент-анализа. Смысловая единица — это интересующая исследователя проблема, тема, идея, которая с помощью различного сочетания слов высказывается авторами документов.

О том, какую роль играют одноклассники в жизни данного ученика, можно узнать по тому, как часто он упоминает о них в своих разговорах, дневнике или переписке с близкими друзьями. Проведя контент-анализ описаний-зарисовок друзей, можно сделать вывод, на какие качества ориентируется ученик, что его привлекает — внешние атрибуты жизни или глубинные черты характера.

В ходе контент-аналитического обследования сначала выделяются категории анализа как направления, стороны рассмотрения смысловых единиц, проблемы, интересующие диагноста. Количество этих категорий зависит от целей и задач анализа. Однако без такой категории анализа, как тема, не возможно ни одно контент-аналитическое обследование. Как показывает практика, чаще всего контент-аналитики наряду с темой задействуют оценку (степень широты освещения выбранной темы в материале и т.д.) в зависимости от степени глубины анализа проблемы'.


Процедура контент-аналитического обследования состоит из нескольких этапов.

На первом этапе разрабатываются категории и единицы анализа в зависимости от целей и задач диагностики; осуществляется предварительный анализ массива документальной информации на предмет надежности информации, возможности доступа к ней и т.д.

На втором этапе разрабатывается конкретная методика. Из категорий и единиц анализа составляется код, в котором при необходимости могут указываться и классификационные единицы (эмпирические индикаторы в текстах документов для каждой единицы анализа). Иногда классификационные единицы содержатся в инструкции кодировщика-аналитика. Определяются единицы счета. Затем конструируется макет карточки контент-анализа. Если количества выделенных тематических и иных единиц анализа достаточно, то в карточке они обозначаются цифрами согласно коду. В этом случае кодировщик-аналитик при работе с такой карточкой должен иметь под рукой и код из единиц анализа или же выучить их соответствие указанным в карточке цифрам наизусть.

На третьем этапе проводится сбор первичной информации, т.е. собственно формализованный анализ массива документов. Кодировщики-аналитики, вооружившись кодом и карточками контент-анализа, последовательно просматривают эти документы, выискивая в них указанные в коде смысловые единицы анализа, подсчитывая объем и частоту их упоминания. Если количество документов очень большое, а выделенные для анализа смысловые единицы, согласно пробному диагностированию, равномерно распределены по всему массиву, то в этом случае прибегают к выборочному анализу документов.

Данные, полученные при анализе документов, должны соответствовать определенному уровню обобщенности, обладать теоретической значимостью или практической ценностью. Важно помнить, что работа с документами при всей своей кажущееся простоте и доступности требует специальной подготовки исследователя.

При обработке документов пользуются интенсивным, преимущественно качественным, и экстенсивным, преимущественно количественным, анализом.

При помощи интенсивного анализа изучается, как правило, личная документация. Обрабатывая личные документы, надо помнить о влиянии мотивов и настроений автора документа, о селективности его памяти. Личные документы могут использоваться не как единственный источник информации, а только как дополнительный материал.