ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 4426

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Наука как процесс познания и совершенствование практики

1. Общие понятия о науке

1.1. Наука как результат

1.2. Специфика педагогики как науки.

1.3. Критерии научности знания

1.4. Классификации научного знания

1.5. Формы организации научного знания

1.6. Принципы научного познания

Сравнительная характеристика двух эпох развития науки (по в.В. Ильину)

2. Объект, предмет и задачи психолого-педагогических научных дисциплин

2.1. Педагогика и психология как сфера человеческой деятельности.

2.2. Объект науки.

2.3. Предмет науки.

4) Ни одно педагогическое исследование невозможно без учета психологических характеристик учащихся (воспитанников) определенной возрастной категории.

2.4. Категориальный аппарат науки.

2.5. Методы исследования.

2.5. Закономерности как предмет научного исследования.

2.6. Назначение психолого-педагогических наук

3. Соотношение теории и практики образования

3.1 Влияние науки на практику образования.

3.2. Знания как способ связи науки и практики.

3.3. Разрыв между теорией и практикой образования.

Тема 2. Психолого-педагогические исследования

1. Общая характеристика психолого-педагогического исследования

1.1. Современная стратегия обновления и развития образования

1.2. Понятие о психолого-педагогическом исследовании

1.3. Природа и функции образовательных инноваций

1.4. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований

1.5. Источники и условия исследовательского поиска

3. Передовой опыт прошлого и настоящего, в том числе нова­торский.

5. Творческий потенциал профессионального педагогического работника.

2. Научное исследование в образовании

2.1. Уровни научного исследования в образовании.

2.2 Принципы научного исследования.

2.3. Основные характеристики научного исследования.

2.4.Субъектность в научной деятельности.

2.5. Виды научных исследований в образовании

2.6. Выбор научной специальности.

3. Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования

3.1. Опыт и эксперимент в исследовательской работе.

3.2. Экспериментальная работа образовательного учреждения.

3.3. Исследования в образовательных учреждениях.

3.3. Специфика изучения различных аспектов образования

1. Дидактические исследования.

2. Исследования в воспитании.

3.4. Исследования в системе непрерывного образования.

Тема 3. Понятие о методологии педагогической науки

1. Понятие «методология образования»

2. Философский уровень методологии образования

3. Общенаучный уровень методологии образования

4. Конкретно-научный уровень методологии образования.

Тема 4. Методологический аппарат научного исследования и логика его конструирования

1. Актуальность темы

2. Противоречие

3. Проблема

4. Объект

5. Предмет

6. Цель

7. Гипотеза

8. Задачи

9. Методы исследования

10. Критерии качества педагогического исследования

11. Система научных понятий и образовательная концепция

Основные понятия по теме

Тема 5. Методологическая, этическая и правовая культура исследователя

1. Методологическая культура исследователя

2. Этические нормы в исследовательской деятельности.

3. Правовые ограничения в исследовательской деятельности.

4. Стереотипы в исследовательской деятельности.

Тема 6. Организация исследования.

1. Исследовательский процесс

1.1. Принципы и правила исследования

1.2. Содержательные аспекты исследования.

2. Логика психолого-педагогического исследования

3. Моделирование в психолого-педагогическом исследовании

4.3.1. Понятие моделирования.

3.2. Роль моделирования в исследовании.

3.3. Система моделей в психолого-педагогическом исследовании.

1) Выявить внешние условия, существенно влияющие на процесс становления феномена,

2) Выделить из их числа педагогически управляемые условия.

4. Педагогическое проектирование как метод исследования в образовании

4.1. Роль проектирования в психолого-педагогическом исследовании.

4.2. Логика проектирования.

5. Критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования

Тема 7. Методы социально - педагогического исследования.

1. Понятие метода.

2. Гуманитарная взаимосвязь предмета и метода исследования.

3. Классификация методов исследования.

4. Теоретические методы исследования

1) Интерпретация как метод психолого-педагогического исследования.

3) Анализ и синтез.

5) Другие методы теоретического исследования.

Тема 8. Эмпирические методы исследования

1. Требования к эмпирическим методам.

2. Наблюдение.

3. Методы опроса.

3.1 Диагностическая беседа.

3.2. Интервью в системе диагностики.

3.3. Анкетирование.

4. Контент-анализ.

5. Социометрические методы исследования.

6. Рейтинг.

7. Тесты в психолого-педагогической диагностике

1) Общие положения

2) Типы тестов в психолого-педагогической диагностике.

3) Разработка теста

8. Контрольные работы в диагностике.

9. Психолого-педагогическое обследование

10. Изучение и использование передового опыта

Например, дидактика рассматривает такую составляющую образования, как обучение. Эта педагогическая наука исследует содержание, методы и организационные формы обучения. Это знание детализируется применительно к различным учебным дисциплинам в методиках преподавания: русского и иностранных языков, литературы, истории, физики, математики, химии, биологии и иных предметов. Хотя дидактика и методики на разных уровнях и в разных аспектах изучают процесс обучения, каждая методика имеет собственный предмет исследования, обусловленный особенностями содержания учебной дисциплины. Теория воспитания изучает и обосновывает способы включения человека в жизнь путем применения особых методов, связанных, например, с формированием ценностных ориентации школьников, их эмоций, чувств, отношений.

Кроме того, выделяются для изучения отдельные аспекты, или стили, педагогической деятельности, что находит в теории свое отражение в таких названиях, как педагогика риска, педагогика идентификации, педагогика игры, педагогика личностно ориентированного образования, педагогика ненасилия, толерантная педагогика и т.д.

Понятие «психология» появилось в научном употреблении на рубеже XVI—-XVII вв.; чаще всего авторство признают за немецким богословом Гоклениусом. В научно-философский язык это понятие впервые ввел немецкий ученый Х.Вольф в XVIII в. Развиваясь вначале как одна из философских дисциплин, психология затем, благодаря идеям экспериментальной физиологии, выделилась в самостоятельную науку, ставившую задачей изучение души, которая в то время понималась как сознание. Датой рождения психологии как самостоятельной научной дисциплины считается 1879 г., когда В. Вундт открыл при кафедре философии Лейпцигского университета лабораторию экспериментальной психологии, а затем и первый в мире психологический институт, существующий и поныне. Вскоре аналогичные лаборатории и институты стали открываться во многих странах мира. Так стала складываться академическая психология, т.е. психология научно-исследовательская, ставившая перед собой собственно познавательные задачи.

В конце XIX в. стали возникать и разрабатываться идеи применения психологических знаний в различных областях практики — в педагогике, медицине, в трудовой деятельности. Так появилась прикладная психология, предлагающая свои разработки в виде рекомендаций для совершенствования разнообразных сфер человеческой жизнедеятельности. В начале XX в. стала формироваться и иная форма психологии, направленная на помощь людям, попа-в-шим в затруднительные или тяжелые жизненные ситуации, — психологическая практика, объединяющая области психологии через приложение результатов академических знаний и экспериментального опыта в различных сферах человеческой жизни.


Академическая, прикладная и практическая составляющие сегодня обозначают три связанные между собой основные сферы, которые и включены в целостное понятие «психология».

В настоящее время в психологии выделяется группа отраслей, в соответствии с запросами различных областей практики имеющих свои специфические проблемы. Эти проблемы обычно носят комплексный характер и разрабатываются многими дисциплинами. Включение психологии в состав междисциплинарных исследований продуктивно лишь в том случае, если она обогащает их присущими только ей понятиями, методами и объяснительными принципами. В контактах с другими науками психология также обогащается новыми идеями и подходами.

В частности, одной из отраслей психологии является особо значимая для психолого-педагогических исследований педагогическая психология, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. Педагогическая психология исследует: 1) психологические вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности; 2) условия, обеспечивающие оптимальный развивающий эффект обучения; 3) возможности учета индивидуальных психологических особенностей обучающихся и воспитанников; 4) взаимоотношения между педагогом и учащимися, а также внутри учебного коллектива; 5) психологические вопросы самой педагогической деятельности.

В практической психологии образования можно выделить следующие уровни актуальных задач (В. И. Бачков, И.Б.Гриншпун, Н. С. Пряжников):

- научно-исследовательские задачи, связанные с изучением закономерностей развития личности, разработкой методологических основ деятельности практического психолога, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в образовательных условиях;

- прикладные задачи, диктуемые необходимостью психологического обеспечения работы образовательного учреждения: составление специальных обучающих программ, создание учебников и учебных пособий, разработка рекомендаций и методических материалов, программ подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, психологическое обоснование деятельности служб практической психологии, создание проектов нормативных документов такой деятельности;

- практические задачи, определяемые конкретными ситуациями профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении (диагностика, коррекция, развитие, просвещение, консультирование, терапия).


Таким образом, как педагогика, так и психология представляют собой систему наук, каждая из которых имеет свой собственный предмет в рамках единого объекта. Тесная взаимосвязь педагогики и психологии позволяет рассматривать их как единую систему психолого-педагогических наук и именовать условно психолого-педагогической наукой.


2.2. Объект науки.

Разделы одной науки объединены общим объектом, различные науки имеют разные объекты исследования. Объектом называют область действительности, которую изучает данная наука. При этом следует различать категории «реальность» (эмоционально-чувственный образ окружающего мира; действительно существующий, не воображаемый мир, данный человеку в его восприятии, в том числе — субъективная реальность, т.е. явления сознания) и «действительность» (объективный мир во всем многообразии и конкретности его связей, бытие, окружающая обстановка). Такое различение предполагает по крайней мере следующие критерии выделения объекта исследования и науки в целом:

- объектом науки может быть лишь существующая в действительности (не воображаемая) совокупность феноменов, явлений, процессов;

- эта совокупность выделяется из окружающей среды по объективному объединяющему признаку;

- исследование существующих в ней причинно-следственных связей вызвано потребностями человеческой жизнедеятельности, социального развития, духовными запросами людей.

Объект педагогики образование как способ приобщения человека к жизни в обществе, выявления и развития «человеческого в человеке».

Объект психологии мир субъективной реальности, психических явлений в форме мыслей, переживаний, представлений, чувств, побуждений, желаний, образов.

Исходя из этого, можно определить объекты педагогической и психологической наук, а также линии их взаимосвязи.

Хотя психическая реальность у каждого своя, можно предположить, что она формируется по единым основным принципам, и постараться обнаружить и исследовать ее. Отметим, что психология — это особая область знаний, в которой, с одной стороны, многое не укладывается в рамки обычных представлений, а с другой — присутствуют своеобразные объекты: личность (группа) и деятельность, поведение людей, поскольку именно в них проявляется психическое. При этом следует учитывать, что психология не может сделать психику объектом непосредственного исследования; приходится искать для этого другие объекты-посредники, чтобы через их анализ делать выводы о психике как таковой.

Нетрудно увидеть то, что связывает объекты педагогики и психологии: это образование, процесс, который опирается на особенности отражения субъектом (в виде образов) объективной реальности. Отражение, в свою очередь, происходит благодаря механизмам и возможностям организации внутреннего мира психических явлений индивида.


В современной науке идут поиски интеграции психологического и педагогического знания в единую теорию образования. Появился даже термин «психопедагогика». Э. Стоуне в 1979 г. выпустил в Лондоне книгу «Психопедагогика», переведенную в 1984 г. на русский язык (во втором издании она называется «Psychology of Education. A pedagogical approach» — «Психология образования. Педагогический подход»). В 1996 г. в издательстве «Новая школа» вышла книга С. Д. Полякова «Психопедагогика воспитания», а в 2004 г. — «Психопедагогика воспитания и обучения: опыт популярной психологии». О выделении новой, промежуточной между педагогической психологией и педагогикой области научных исследований говорит известный отечественный психолог Л.М.Фридман в книге «Психопедагогика общего образования» (М., 1997). С. Д. Поляков предлагает в качестве предмета психопедагогики изучение педагогических форм психологических фактов и закономерностей воспитания и обучения.