ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 4430
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Наука как процесс познания и совершенствование практики
1.2. Специфика педагогики как науки.
1.3. Критерии научности знания
1.4. Классификации научного знания
1.5. Формы организации научного знания
1.6. Принципы научного познания
Сравнительная характеристика двух эпох развития науки (по в.В. Ильину)
2. Объект, предмет и задачи психолого-педагогических научных дисциплин
2.1. Педагогика и психология как сфера человеческой деятельности.
2.4. Категориальный аппарат науки.
2.5. Закономерности как предмет научного исследования.
2.6. Назначение психолого-педагогических наук
3. Соотношение теории и практики образования
3.1 Влияние науки на практику образования.
3.2. Знания как способ связи науки и практики.
3.3. Разрыв между теорией и практикой образования.
Тема 2. Психолого-педагогические исследования
1. Общая характеристика психолого-педагогического исследования
1.1. Современная стратегия обновления и развития образования
1.2. Понятие о психолого-педагогическом исследовании
1.3. Природа и функции образовательных инноваций
1.4. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований
1.5. Источники и условия исследовательского поиска
3. Передовой опыт прошлого и настоящего, в том числе новаторский.
5. Творческий потенциал профессионального педагогического работника.
2. Научное исследование в образовании
2.1. Уровни научного исследования в образовании.
2.2 Принципы научного исследования.
2.3. Основные характеристики научного исследования.
2.4.Субъектность в научной деятельности.
2.5. Виды научных исследований в образовании
2.6. Выбор научной специальности.
3. Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования
3.1. Опыт и эксперимент в исследовательской работе.
3.2. Экспериментальная работа образовательного учреждения.
3.3. Исследования в образовательных учреждениях.
3.3. Специфика изучения различных аспектов образования
1. Дидактические исследования.
3.4. Исследования в системе непрерывного образования.
Тема 3. Понятие о методологии педагогической науки
1. Понятие «методология образования»
2. Философский уровень методологии образования
3. Общенаучный уровень методологии образования
4. Конкретно-научный уровень методологии образования.
Тема 4. Методологический аппарат научного исследования и логика его конструирования
10. Критерии качества педагогического исследования
11. Система научных понятий и образовательная концепция
Тема 5. Методологическая, этическая и правовая культура исследователя
1. Методологическая культура исследователя
2. Этические нормы в исследовательской деятельности.
3. Правовые ограничения в исследовательской деятельности.
4. Стереотипы в исследовательской деятельности.
Тема 6. Организация исследования.
1.1. Принципы и правила исследования
1.2. Содержательные аспекты исследования.
2. Логика психолого-педагогического исследования
3. Моделирование в психолого-педагогическом исследовании
3.2. Роль моделирования в исследовании.
3.3. Система моделей в психолого-педагогическом исследовании.
1) Выявить внешние условия, существенно влияющие на процесс становления феномена,
2) Выделить из их числа педагогически управляемые условия.
4. Педагогическое проектирование как метод исследования в образовании
4.1. Роль проектирования в психолого-педагогическом исследовании.
5. Критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования
Тема 7. Методы социально - педагогического исследования.
2. Гуманитарная взаимосвязь предмета и метода исследования.
3. Классификация методов исследования.
4. Теоретические методы исследования
1) Интерпретация как метод психолого-педагогического исследования.
5) Другие методы теоретического исследования.
Тема 8. Эмпирические методы исследования
1. Требования к эмпирическим методам.
3.2. Интервью в системе диагностики.
5. Социометрические методы исследования.
7. Тесты в психолого-педагогической диагностике
2) Типы тестов в психолого-педагогической диагностике.
8. Контрольные работы в диагностике.
3. Методы опроса.
Методы опроса по частоте применения их педагогами занимают второе, после наблюдения, место. С их помощью добывается информация о явлениях, процессах, которые недоступны прямому наблюдению и не находят отражения в документах. Это может быть информация о мотивах, интересах и предпочтениях людей, их семейной жизни или бытовой деятельности и т.д. Источником этой информации являются сами люди, их мнение о своих настроениях, поступках или о том, что их окружает. Опрос может быть разведочным (в начале исследования)^ и уточняющим (при его завершении).
Под опросом понимается метод целенаправленного получения первичной вербальной (устной или письменной) информации путем заочного (опосредованного вопросником анкеты) или очного (непосредственного) общения исследователя (или анкетёра, интервьюера) с опрашиваемыми (респондентами). В результате выявляются оценки, мнения, установки, стереотипы восприятия.
Широкое использование этих методов обусловлено их универсальностью, сравнительной (часто — кажущейся) легкостью применения и обработки данных. Они позволяют в короткий срок получить информацию о реальной деятельности, поступках опрашиваемого, а также о его субъективных мнениях, настроениях, намерениях, взглядах, интересах, склонностях и вкусах. В связи с этими особенностями опрос часто применяется в различных обследованиях.
Опрос, проводимый в рамках психолого-педагогического исследования, используется не только для выявления причин того или иного явления (хотя это важная задача), но и для построения прогноза протекания процесса и (самое главное) для выработки рекомендаций об оптимальном характере педагогической помощи обучаемому (воспитаннику) в его саморазвитии.
Методы опроса основаны на допущении о том, что нужные сведения можно получить, анализируя письменные или устные ответы на серию стандартных, специально подобранных вопросов. Но при этом получаемая информация отражает не действительность (то, что есть на самом деле), а то, как она воспринимается опрашиваемыми и отражается в их сознании. Между этими двумя категориями не всегда можно поставить знак равенства, поэтому при проведении опросов очень важно обеспечить достоверность и надежность полученных данных.
Для этого исследователь решает следующие задачи:
- во-первых, обеспечивает установку на искренность ответов опрашиваемого;
- во-вторых, оценивает объективность высказываний о поступках людей, о ситуациях, о своих особенностях и качествах других людей и т.д.;
- в-третьих, определяет критерии объективности и границ объективации субъективных мнений.
Если респондент отвечает на вопросы, выбирая в большей степени социально приемлемые ответы (как должно быть), то его субъективное мнение (как хотелось бы) остается за рамками понимания исследователем мнения испытуемого по содержанию проблемы. И наоборот, значительный отрыв от объективных представлений об окружающей реальности говорит о дезадаптивном характере образа жизни опрашиваемого.
Поэтому педагог сопоставляет полученную путем опроса информацию с результатами анализа статистических данных, документации, материалов наблюдения и эксперимента, других методов.
При составлении вопросов исследователь должен избегать типичных ошибок, которые значительно снижают ценность полученных данных. К ним относятся:
1) неясность цели опроса, предполагаемого результата и его практической применимости;
2) скрытые подсказки желаемого ответа;
3) двойственность смысла вопросов (когда они могут толковаться по-разному в зависимости от культурного контекста);
4) излишняя детализированность вопроса;
5) двусмысленность вопросов;
6) преобладание закрытых вопросов (которые в анкетах снижают возможность качественного анализа ответов);
7) отсутствие логической связи вопросов друг с другом и (или) с темой опроса, их последовательности и взаимозаменяемости (что часто делает полученные результаты с научной точки зрения бессмысленными);
8) начало опроса с анкетных данных (имени, возраста, места жительства и т.д.) — их нужно оставить на заключительную часть опроса.
В опросах следует избегать того, о чем человеку вспоминать неприятно. Важно создать атмосферу доверия и соблюдать педагогический такт: человек должен быть уверен, что его откровенность не станет для него источником неприятностей.
При проведении опросов предварительного решения требуют три проблемы:
во-первых, объем,
во-вторых, однородность выборки. Опрос будет ненадежным при охвате слишком узкого круга лиц и если окажется, что индивиды, входящие в выборку, различаются по измеряемым параметрам.
В-третьих, всегда существует лроблема репрезентативности выборки для распространения выводов, полученных при изучении части (выборки), на целое (генеральную совокупность) (Валеев Г.Х., 2002).
В зависимости от особенностей применяемой процедуры различают следующие виды опросов:
- групповой (исследователь обращается ко всем или нескольким интересующим его лицам) или индивидуальный (одновременно работает лишь с одним из опрашиваемых);
- очный (исследователь лично контактирует с опрашиваемым) или заочный (такой контакт отсутствует);
- устный (информация фиксируется исследователем) или письменный (отвечающий сам заполняет анкету или опросник); •
- целенаправленный (имеющий программу, план, опросник) или свободный (беспрограммные, которые проводятся в начале исследования для уточнения проблемы, цели, задачи и гипотезы);
- специализированный (опрашиваются эксперт, влиятельные лица) или массовый (представители различных категорий); ~
- стандартизованный (формальный, массовый),
- нестандартизованный (творческий, свободный) или глубокий (психоаналитический, клинический);
- явный (ответы не записываются в присутствии опрашиваемого) и скрытый (с виду свободный разговор людей, из которых один говорит, а второй терпеливо слушает; при этом возможно протоколирование вторым диагностом или запись на диктофон);
- сплошной (опрашиваются все обучаемые, воспитанники и др.) или выборочный (специальная выборка опрашиваемых).
По предполагаемым ответам вопросы обычно бывают трех типов:
- открытые (предполагают свободную форму ответов, которые подвергаются качественному, а не количественному, анализу, или же до обработки такие ответы требуют предварительной оценки исследователем, перевода в заранее разработанную шкалу);
- закрытые (альтернативные, предполагающие выбор одного ответа из перечня возможных; вопросы-меню, позволяющие респонденту выбрать одновременно несколько вариантов ответов);
- полузакрытые (предоставляют возможность наряду с выбором готового ответа дать свой вариант).
По открытости вопросы могут быть прямыми — отвечая, испытуемый сам характеризует и непосредственно оценивает присутствие, отсутствие или степень выраженности у себя того или иного качества или косвенными — в ответах нет прямых оценок, но по ним можно судить о наличии или отсутствии исследуемого свойства.
Примеры.
1. Открытый вопрос на тревожность: «Расскажите что-либо о ситуациях, в которых вы испытываете повышенное состояние тревоги».
2. Закрытый вопрос на тревожность: «Часто ли вы испытываете состояние тревоги? Выберите и отметьте один из предлагаемых ответов: "да", "нет", "иногда", "не знаю"».
3. Прямой вопрос на тревожность: «Есть ли у вас такое качество личности, как тревожность?»
4. Косвенный вопрос на тревожность: «Возникает ли у вас состояние беспокойства во время экзаменов?»
По цели различают вопросы содержательные, направленные на сбор информации о содержании исследуемого явления, или функциональные, способствующие оптимизации, упорядочению опроса; вопросы-фильтры, чтобы отсеять некомпетентных в предмете опроса респондентов; контрольные, используемые для проверки искренности ответов (так называемая «шкала правдивости»); буферные — для имитации непринужденной и логичной беседы с опрашиваемым.
Что касается очередности вопросов, то здесь существуют некоторые правила.
Первое правило — вопросы должны вызывать интерес респондентов, стимулировать их желание отвечать. Поэтому не следует задавать вначале слишком сложные для понимания вопросы. Они должны следовать за простыми.
Второе — так называемое правило «воронки»: более простые и интересные вопросы как бы затягивают опрашиваемого в воронку вопросов-ответов, и выйти из нее по мере углубления становится все сложнее. Тем самым уменьшается процент отказов.
Третье правило — нецелесообразно вначале задавать вопросы, затрагивающие интимные темы. Лучше приберечь их к концу опроса, когда между исследователем и респондентом завяжется более доверительная беседа, будет установлен необходимый контакт.
В опросе выделяются следующие этапы.
1. Адаптация, в процессе которой решаются две важные задачи — создание у респондента позитивной мотивации для ответов на вопросы и настройка его на участие в диагностике. Этот этап складывается из обращения и нескольких вопросов. Обращение — завязка, начало опроса — момент очень ответственный. От начала опроса во многом зависит достоверность информации. В связи с этим не рекомендуется задавать основные вопросы сразу, без адаптации. Необходимо психологически подготовить респондента к беседе.
2. Достижение поставленной цели. На этом этапе происходит сбор информации, задаются основные вопросы.