ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 4391

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Наука как процесс познания и совершенствование практики

1. Общие понятия о науке

1.1. Наука как результат

1.2. Специфика педагогики как науки.

1.3. Критерии научности знания

1.4. Классификации научного знания

1.5. Формы организации научного знания

1.6. Принципы научного познания

Сравнительная характеристика двух эпох развития науки (по в.В. Ильину)

2. Объект, предмет и задачи психолого-педагогических научных дисциплин

2.1. Педагогика и психология как сфера человеческой деятельности.

2.2. Объект науки.

2.3. Предмет науки.

4) Ни одно педагогическое исследование невозможно без учета психологических характеристик учащихся (воспитанников) определенной возрастной категории.

2.4. Категориальный аппарат науки.

2.5. Методы исследования.

2.5. Закономерности как предмет научного исследования.

2.6. Назначение психолого-педагогических наук

3. Соотношение теории и практики образования

3.1 Влияние науки на практику образования.

3.2. Знания как способ связи науки и практики.

3.3. Разрыв между теорией и практикой образования.

Тема 2. Психолого-педагогические исследования

1. Общая характеристика психолого-педагогического исследования

1.1. Современная стратегия обновления и развития образования

1.2. Понятие о психолого-педагогическом исследовании

1.3. Природа и функции образовательных инноваций

1.4. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований

1.5. Источники и условия исследовательского поиска

3. Передовой опыт прошлого и настоящего, в том числе нова­торский.

5. Творческий потенциал профессионального педагогического работника.

2. Научное исследование в образовании

2.1. Уровни научного исследования в образовании.

2.2 Принципы научного исследования.

2.3. Основные характеристики научного исследования.

2.4.Субъектность в научной деятельности.

2.5. Виды научных исследований в образовании

2.6. Выбор научной специальности.

3. Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования

3.1. Опыт и эксперимент в исследовательской работе.

3.2. Экспериментальная работа образовательного учреждения.

3.3. Исследования в образовательных учреждениях.

3.3. Специфика изучения различных аспектов образования

1. Дидактические исследования.

2. Исследования в воспитании.

3.4. Исследования в системе непрерывного образования.

Тема 3. Понятие о методологии педагогической науки

1. Понятие «методология образования»

2. Философский уровень методологии образования

3. Общенаучный уровень методологии образования

4. Конкретно-научный уровень методологии образования.

Тема 4. Методологический аппарат научного исследования и логика его конструирования

1. Актуальность темы

2. Противоречие

3. Проблема

4. Объект

5. Предмет

6. Цель

7. Гипотеза

8. Задачи

9. Методы исследования

10. Критерии качества педагогического исследования

11. Система научных понятий и образовательная концепция

Основные понятия по теме

Тема 5. Методологическая, этическая и правовая культура исследователя

1. Методологическая культура исследователя

2. Этические нормы в исследовательской деятельности.

3. Правовые ограничения в исследовательской деятельности.

4. Стереотипы в исследовательской деятельности.

Тема 6. Организация исследования.

1. Исследовательский процесс

1.1. Принципы и правила исследования

1.2. Содержательные аспекты исследования.

2. Логика психолого-педагогического исследования

3. Моделирование в психолого-педагогическом исследовании

4.3.1. Понятие моделирования.

3.2. Роль моделирования в исследовании.

3.3. Система моделей в психолого-педагогическом исследовании.

1) Выявить внешние условия, существенно влияющие на процесс становления феномена,

2) Выделить из их числа педагогически управляемые условия.

4. Педагогическое проектирование как метод исследования в образовании

4.1. Роль проектирования в психолого-педагогическом исследовании.

4.2. Логика проектирования.

5. Критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования

Тема 7. Методы социально - педагогического исследования.

1. Понятие метода.

2. Гуманитарная взаимосвязь предмета и метода исследования.

3. Классификация методов исследования.

4. Теоретические методы исследования

1) Интерпретация как метод психолого-педагогического исследования.

3) Анализ и синтез.

5) Другие методы теоретического исследования.

Тема 8. Эмпирические методы исследования

1. Требования к эмпирическим методам.

2. Наблюдение.

3. Методы опроса.

3.1 Диагностическая беседа.

3.2. Интервью в системе диагностики.

3.3. Анкетирование.

4. Контент-анализ.

5. Социометрические методы исследования.

6. Рейтинг.

7. Тесты в психолого-педагогической диагностике

1) Общие положения

2) Типы тестов в психолого-педагогической диагностике.

3) Разработка теста

8. Контрольные работы в диагностике.

9. Психолого-педагогическое обследование

10. Изучение и использование передового опыта

10. Изучение и использование передового опыта

Передовой опыт — один из самых доступных практике источ­ников новых идей, подходов и технологий. Поэтому чаще всего педагогический и социально-педагогический поиск строится на основе или под непосредственным влиянием конкретного пере­дового опыта. Поскольку эффективно заимствовать его возможно только творчески, то освоение опыта превращается в его перера­ботку, модификацию, по существу, в процесс выработки на ос­нове известного образца своего, авторского варианта. В таком слу­чае вполне правомерно считать его изучение и использование са­мостоятельной методикой исследования.

Научное изучение, анализ и обобщение опыта служат различ­ным исследовательским целям:

- выявлению существующего уров­ня решения образовательных, воспитательных, социально-про­филактических и иных задач,

- узких мест и конфликтов, возникающих в практике,

- изучению доступности и эффективности науч­ных рекомендаций,

- выявлению элементов нового, рационально­го, рождающегося в каждодневном творческом поиске передовых коллективов и работников.

Предметом изучения при использова­нии указанного метода может быть опыт массовый (для выявле­ния ведущих тенденций), опыт отрицательный (для выявления характерных недостатков и ошибок, на которых, как известно, надлежит учиться), но особое значение имеет изучение передово­го опыта, в процессе которого выявляются, обобщаются, стано­вятся достоянием науки и практики крупицы нового, оригиналь­ные идеи и замыслы, эффективные сочетания методов, новые формы организации обучения и воспитания.

Есть все основания выделить из всего комплекса источников и условий перестройки образования и воспитания именно передо­вой опыт и сосредоточить внимание на способах его изучения и использования.

Вызвано это тем, что в передовом опыте нащупываются и вскрываются болевые точки практики, рождаются практические проекты назревающих преобразований, и в этом смысле он ока­зывается незаменимым как ориентир для массовой практики. Из­вестно, далее, что педагогическая наука зачастую не успевает до­статочно оперативно откликнуться на запросы практики, и жи­вой опыт мастеров и новаторов оказывается наиболее оператив­ным способом решения острых практических вопросов. Наконец, известно, что сами рекомендации науки в силу ряда причин вне­дряются непросто. Живой опыт, пример коллег отличается на­глядностью, его легче заимствовать, распространять, он более инструментален, его результаты наглядны и осязаемы. Поэтому научные рекомендации лучше идут в массовую практику, будучи освоены сначала в передовом опыте.


Какой же опыт мы вправе квалифицировать как передовой? По качественной характеристике передовой опыт не только про­тивопоставляется отрицательному, но и не совпадает полностью с наиболее близким ему опытом положительным.

Положительный опытэто опыт, позволяющий, опираясь на традиционные подходы, получать результаты, отвечающие совре­менным требованиям. Этот опыт, как правило, опережает тот уро­вень, который достигнут в массовой практике.

Передовой опытэто опыт, реализующий прогрессивные тен­денции развития воспитания и социальной помощи, опирающийся на научные достижения, создающий нечто новое в содержании, средствах, способах социально-педагогического процесса и в силу этого позволяющий достигать оптимально возможных в конкрет­ных условиях и ситуациях результатов.

Хотя для изучения и рас­пространения передового опыта сделано немало, в этой работе остается еще ряд серьезных недостатков. Не создана единая система выявления, регистрации (патентования), хранения и распрос­транения передового опыта.

Не освоена комплексная, целостная процедура его изучения, включающая выявление, описание, анализ, обобщение, истол­кование, коррекцию и распространение.

Слабо раскрываются функциональные и причинно-следственные связи между задача­ми, замыслом, средствами, способами деятельности педагога и воспитанников и достигнутыми результатами.

Недостаточно вы­членяются и показываются объективные связи и закономерно­сти, лежащие в основе достигнутых успехов, связь опыта с пере­довыми идеями современной педагогики, психологии, социоло­гии, теории социальной работы, с одной стороны, и субъектив­ные формы их воплощения, связанные с личностью педагога, — с другой.

Вследствие этого описываются и распространяются от­дельные внешние атрибуты, приемы педагогической деятельно­сти, в лучшем случае система приемов, но не ее ведущие идеи, не педагогическая система в целом.

Не раскрываются психологиче­ские условия и механизмы рождения нового.

Чтобы преодолеть отмеченные недостатки и обеспечить науч­ный подход к организации, выявлению, изучению и распростра­нению передового опыта, полезно положить в основу работы сле­дующие вытекающие из теории и проверенные практикой поло­жения:

  1. Изучение и распространение опыта должно вестись на осно­ве современных концепций воспитания, обучения и социальной помощи и предполагать развитое самостоятельное педагогическое мышление руководителей, методистов, учителей, воспитателей, понимающих реальные потребности конкретного образовательного учреждения и его готовность к восприятию и творческой перера­ботке опыта.

  2. Распространять и внедрять нужно, следуя К. Д. Ушинскому, не сам опыт, а прежде всего идею, мысль, извлеченную из опыта, подходы, закономерности. Набор же приемов и методов, использу­емых в передовом опыте, должен органически вытекать из идеи, замысла и использоваться творчески, с учетом накопленного опы­та, возможностей, стиля работы перенимающего опыт субъекта. Возможно, добавим мы, вычленить и передать (или позаимствовать) технологию, т. е. структурированную систему действий и операций, если она оказывается пригодной для иных условий. Для этого нужно овладеть методикой выявления, описания, анализа и обобщения опыта.


  1. Передовой опыт должен изучаться и распространяться комп­лексно, с учетом запросов конкретного адресата, реальных про­блем и задач, условий региона и микрорайона, подготовленности кадров. Новые приемы, частные усовершенствования должны орга­нически вписываться в сложившуюся систему работ, усиливать и совершенствовать ее. Если же речь идет о замене малоэффективных систем новыми, то внедрению подлежит логически обоснованная целостная система, охватывающая и цели, и идеи, и содержание, и средства педагогической деятельности. Именно в этом смысле А.С.Макаренко говорил об «индукции цельного опыта», который должен быть основанием для «советского педагогического закона».

  2. Введение нового эффективно тогда, когда эта работа стиму­лирует творческую деятельность как воспитателей, так и воспи­танников, когда возникает коллективный поиск, вынашивается и рождается свой, авторский вариант нововведения.

Необходимо иметь в виду, что понятие «передовой опыт» имеет не только абсолютный, но и относительный смысл. То, что давно освоено одним коллективом, может быть перспективным, передо­вым для другого. Нужно учитывать при внедрении актуальные (се­годняшние) и перспективные возможности коллектива и отдельных его членов, обеспечивая при необходимости поэтапное и вариатив­ное внедрение нового, дифференцировать цели обращения к опыту: инициирование творчества в коллективе, заимствование идеи, ис­пользование технологии, комплексное использование опыта и др.

Сам передовой опыт неодинаков по степени своей новизны и значимости.

Новаторский опыт — это опыт разработки и реализации новых педагогических систем обучения и воспитания или, во всяком случае, систем, содержащих существенные элементы новизны. Та­ковы, например, воспитательная система А. С. Макаренко или адаптивная «школа для всех» Е.А. Ямбурга.

Опыт модифицирующий содержит менее выраженные, менее оригинальные элементы нового. Он построен на серьезном усо­вершенствовании, развитии существующих форм и подходов, од­нако полезен и относительно легче распространяется.

Чтобы выявить истинно передовой опыт, отличить его не толь­ко от прожектерства и спекуляций, но и от опыта положительно­го, но традиционного, необходимо выделить критерии, отличи­тельные черты передового опыта.

В работах педагогов и методистов выделен ряд критериев пере­дового опыта. Назовем критерии, представляющиеся нам бесспор­ными и наиболее важными.


Актуальность и перспективность, соответствие требованиям жизни, тенденциям общественного развития и научно-техниче­ского прогресса. Опыт помогает решать наиболее злободневные и трудные проблемы практики, но в то же время он должен содер­жать «задел», работать на перспективу, открывать новые возмож­ности совершенствования педагогического процесса, развития социальных и педагогических условий для учебно-воспитатель­ной работы.

Новизна в постановке целей, отборе содержания, выборе средств и форм организации педагогического процесса. Признак этот может проявиться в разной степени: от внесения новых положений в науку до более эффективных способов применения на практике уже известных положений и модернизации отдельных сторон пе­дагогического процесса.

Соответствие основополагающим положениям современных со­циальных наук. Подлинно гуманные результаты, глубокие поло­жительные сдвиги в развитии личности могут быть достигнуты только на основе гуманных средств, подлинного сотрудничества и сотворчества, только на основе сочетания индивидуального подхода с участием в коллективной жизни, только на основе развития активной деятельности воспитуемых и постоянного при­внесения в эту деятельность нового содержания и вновь осваива­емых способов деятельности и т.д. Конечно, эти и другие осно­вополагающие положения прогрессивной педагогики, социоло­гии и психологии в чем-то меняются, углубляются, совершен­ствуются. Но это происходит медленно, постепенно. Неучет же или игнорирование этих ведущих положений всегда ведет к не­успеху или псевдоуспеху, к мнимым или нестабильным резуль­татам.

Устойчивость, стабильность положительных результатов. Пере­довой опыт должен приносить весомые плоды: существенные сдвиги в характере социализации, уровне воспитанности, в общем разви­тии школьников, снижении правонарушений, сплочении коллек­тивов, повышении престижности образовательных учреждений и т.д. Под стабильностью опыта имеется в виду подтверждение его эффективности при некотором изменении условий, достижение положительных результатов на протяжении достаточно длитель­ного времени, с разным составом воспитанников.

Возможность творческого применения опыта в сходных условиях, его переносимость на другие объекты (педагог, школа, микрорай­он). Любой творческий опыт тесно связан с личностью его созда­теля, с индивидуальным стилем деятельности педагога, с тради­циями и так называемым творческим почерком коллектива. Одна­ко при анализе в опыте должны быть выделены идеи, средства, технологии, которые можно условно «отделять» от их создателей, которые не связаны только с их личностными особенностями и могут быть воспроизведены другими. К примеру, очень трудно переносится опыт работы по системе Ш. А. Амонашвили, однако гуманные идеи, установка на сотрудничество с ребенком, на про­живание вместе с ним его жизни, на открытость и доверитель­ность отношений могут вполне быть перенесены и успешно пере­носятся в иные условия.


Оптимальное расходование сил, средств и времени педагогов и воспитанников для достижения положительных результатов. Если положительные результаты достигаются за счет увеличения на­грузки, значительных дополнительных затрат времени, потери здоровья педагогов или воспитанников, то такой опыт нельзя от­нести к передовому.

Оптимальность опыта в целостном социально-педагогическом процессе. Предполагается возможность вписать конкретный опыт в существующую систему работы, не жертвуя при этом решением ни одной из других воспитательных и образовательных задач, а обеспечивая их более эффективное решение. Что стоит, напри­мер, достижение высоких результатов в спорте за счет отставания в учебе или призовое место в художественной самодеятельности за счет «отлучения» подростка от книги?

Применение указанных критериев обеспечивает комплексную оценку опыта и дает основание для его квалификации как передо­вого. Если речь идет о поисках возможностей организации новых очагов опыта как будущих опорных пунктов его распространения и внедрения, то критерии передового опыта могут быть представ­лены частично и неполно.

Последовательность (процедура) работы с опытом складыва­ется из четырех основных этапов:

1. Выявление, первичная диагностика и оценка опыта (по при­веденным выше показателям)

2. Описание социально-педагогических явлений (или их рекон­струкция по документам и свидетельствам) в их реальном после­довательности, опирающееся на накопленный фактический ма­териал и его систематизацию

  1. Теоретико-методологический анализ, главным содержанием которого является выделение несуших идей, замысла, тех­нологии его воплощения.

  2. Обобщение и рекомендации, связанные с выявлением обус­ловивших успех факторов, закономерных связей между нововве­дениями и результатами, научных основ опыта, с квалификацией и оценкой результатов и определением условий их распростране­ния.

Наибольшие затруднения при изучении и обобщении опыта встречаются при осуществлении двух последних этапов, а неред­ко они фактически вообще не осуществляются. Расшифруем про­цедуру работы с опытом несколько подробнее.

Описание социально-педагогических явлений начинается с ха­рактеристики описываемого объекта (класса, школы, клуба, се­мьи и т.д.), его социального окружения, характеристики состава класса (группы), включает содержание работы, ее структуру, спо­собы деятельности педагога и воспитанников, достигнутые ре­зультаты.