ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.08.2024
Просмотров: 847
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 1. Содержание массово-информационной деятельности (мид) журналистики, её этапы и задачи.
Вопрос 2. Что в теории и практике обозначает термин «журналистика»?
Вопрос 3. Что входит в инфраструктуру сми и каковы ее функции?
Вопрос 6. Идеологические функции журналистики
Вопрос 7. Взаимосвязь культуроформирующих и рекреативных функций журналистики
Вопрос 8. Рекламные и справочные функции журналистики, их различия
Вопрос 9. Непосредственно-организаторские функции журналистики
Вопрос 10. Социальная позиция журналиста
Вопрос 11. Свобода журналистской деятельности, ее социально-творческие факторы
Вопрос 12. Юридические аспекты свободы журналистики
Вопрос 13. Экономические факторы свободы печати и творческой деятельности
Вопрос 14. Журналистика в демократическом обществе и ее социальные типы
Вопрос 15. Проблемы информационной безопасности.
Вопрос 16. Государственная политика в области сми
Вопрос 17. Может ли журналистика быть властью, пусть даже "четвертой"?
Вопрос 18. Характеристика массово-коммуникативных средств журналистики
Вопрос 19. Структурирование системы сми и факторы ее формирования
Вопрос 20. Формирование информационной политики сми и формы ее реализации.
Вопрос 21. Результативность журналистики и ее факторы
Вопрос 22. Действенность журналистики - целеобразующий фактор
Вопрос 24. Содержание современных зарубежных теорий журналистики (по Сиберту-Маккуэйлу)
3. Теория социальной ответственности
4. Советская коммунистическая теория
5. Теория для медиа периода развития
6. Теория демократического участия
Вопрос 25. Каков вклад Ломоносова в деонтологию отечественной журналистики?
Вопрос 6. Идеологические функции журналистики
Идеология – это система взглядов, в которой осознаются и оцениваются отношения людей в действительности и друг к другу, социальные проблемы и способы их разрешения, определяются цели и средства (программы) социальной деятельности государственных образований и общественных объединений по поддержанию status quo или преобразованию социальных отношений в соответствии с интересами и потребностями носителей идеологии.
Проблема идеологии осложняется тем, что идеи могут быть как верными, так и не верными;
Вот почему сейчас говорят о деилогизации (в том случае, когда идеологические подходы распространяются на сферу, где они объективно не должны применяться); и о реидеологизации (когда деилогизация заходит слишком далеко и для установления верного понимания явлений жизни требуется «вернуть идеалогический подход в другой, измененной форме); о переидеологизации (в случае отхода от одних идеологических позиций и перехода на другие);
Идеологическая ориентирующая деятельности СМИ носит универсальный характер, т.е. охватывает все стороны духовного мира личности, все компоненты массового сознания.
Массовое сознание – совокупность представлений различных социальных групп о мире явлений окружающей среды
Массовое сознание можно представить как совокупность четырех взаимодействующих компонентов: мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания и общественного мнения;
! В своей идеологической деятельности журналистика обращается ко всем компонентам массового сознания, что легко проследить по материалам изданий и программ. Поэтому журналистам важно знакомство с каждым из них;
Чем точнее наше знание реалий современности, справедливее ее оценки и вернее предвидение будущего, тем более общечеловеческих характер носит идеологическая система;
Идеологические несогласия (различие в интересах людей, порождают острые идейные споры, столкновения взглядов, а при невозможности решить разногласия мирным путем – политическую борьбу,
Журналистика разных социальных ориентаций стремится идеологическими средствами создать и укрепить в своей аудитории определенный тип сознательности как единства сознания и самосознания;
Сознание – совокупность представлений об окружающем мире (от единичных фактов до глобальных законов, от суждений об отдельном человеке до понимания сущности человека и судеб человечества);
Самосознание – осознание себя, своего места в мире и в системе отношений, пониманием цели и смысла своей жизни;
Формирование сознательности, выработка идеологических представлений осуществляется как в ходе самоориентации людей, так и под влиянием деятельности различных идеологических институтов, ставящих своей целью всестороннюю социальную ориентацию больших групп людей. Журналистика играет в этом процессе едва ли не самую важную роль, так как имеет возможность действовать постоянно, систематически, учитывая перемены в жизни, показывая все ее многообразие через совокупность множества различных по характеру произведений. Именно журналистика способна отслеживать быстро меняющуюся обстановку и тем самым способствовать в случае необходимости переориентации массовой аудитории;
Социальная ориентация – это умение разбираться в окружающей обстановке, понимать и оценивать социальные явления, выявлять их значимость для себя и влияние на протекающие процесс и в соответствии с этим определять свое к ним отношение, вырабатывать позицию, цели, направления и характер деятельности.
Ориентированность включает:
Осознание того, что существует в реальной жизни:
Журналистика, используя все каналы гласности, представляет аудитории широкую панораму действительности. При этом ее задача – дать целостное представление о жизни, а не разрозненные факты и отрывочные сведения об отдельных ее (выработка адекватной картины мира);
Ориентированность в исторической перспективе:
Это отбор и подача материала «о том, что есть» будет проходить в связи с представлением о «желаемом будущем». А так как представители различных социальных сил по-разному представляют «желаемое будущее», неизбежно возникает различие во взглядах;
В ходе ориентации при сопоставлении представлений о «желаемом будущем» с реалиями настоящей жизни возникают оценочных суждения «о том, что есть».
А поскольку оценки формируются при рассмотрении явлений реальной жизни на фоне «желаемого будущего», то в изданиях и программах разной идеологической направленности и характер оценок неизбежно оказывается различным;
Овладение представлениями о совокупности норм – тех способах, методах, средствах, применение которых будет способствовать достижению ближайших и перспективных целей, приблизит «желаемое будущее».
Разумеется, и представления о нормах поведения ради достижения целей также будут различаться в зависимости от исходных позиций изданий и программ, характера выработанных ими оценочных суждений и признанных достойными средств достижения целей;
Формирование мировоззрения – главная задача всех форм идеологической работы
Мировоззрение – это призма, через которую человек рассматривает окружающее, оценивает его, принимает жизненно важные решения, определяет свою линию поведения в решении принципиальных вопросов бытия
В журналистике постоянно публикуются произведения, прямо рассчитанные на формирование мировоззрения;
Сущность идеологических функций журналистики состоит в том, чтобы постоянно способствовать росту и развитию сознательности масс путем всесторонней ориентации в действительности, выражающейся в формировании всех компонентов массового сознания при акцентированном внимании к задачам по развитию и активизации общественного мнения.
Вопрос 7. Взаимосвязь культуроформирующих и рекреативных функций журналистики
Журналистика для своей аудитории выполняет широкий круг обязанностей по развитию ее культуры, образованности, удовлетворению спроса на рекреацию.
Культуроформирующая функция журналистики заключается в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в распространении в обществе высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека.
Её цель - обогатить внутренний мир человека как самоценной личности. При этом расширяется принцип самостоятельного выбора каждым человеком культурных ценностей. Это обязывает журналиста знать сферы культурных пристрастий и увлечений своей аудитории, чтобы снабжать ее соответствующей информацией.
На первом месте из выбираемых обществом сфер культуры стоит, как правило, художественная культура - литература, изобразительное искусство, архитектура, музыка. За ней следуют, а иногда и опережают, разнообразные отрасли фундаментальных и прикладных наук, техники и технологии. Для СМИ важной задачей является и формирование высокой культуры быта и досуга, даже этикета и т.д.
Журналистика несет и рекреативную (лат. recreatio «восстановление», creatio «становление») функцию, которую называют также гедонистической, развлекательной или функцией релаксации. Ее цель - создание условий для отдыха, интересного проведения досуга, приятного заполнения свободного времени, снятия усталости и напряжения, восстановления и укрепления душевного покоя и равновесия. Принято считать, что эту функцию выполняют произведения развлекательного плана (концерты легкой музыки, эстрадные шоу, передачи с цирковой арены, трансляции спортивных соревнований, детективные фильмы, викторины и конкурсы и т.д. и т.п.). Разумеется, все эти произведения, несомненно, в большей или меньшей степени обладают и культурно-идеологическим зарядом, и важно, чтобы журналисты следили, чтобы содержательно эта информация не противоречила характеру идеологического, культуроформирующего направления СМИ, соответствовала высоким стандартам.
С другой стороны, ясно, что информация, реализующая идеологические, культурные, справочные функции, только тогда в полной мере выполняет свои задачи, когда представляющие ее произведения интересны, способны привлекать и удерживать внимание аудитории.