Файл: OSNOVY_TEORIIяяячччяяяяя_ZhURNALISTIKI_2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.08.2024

Просмотров: 822

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос 1. Содержание массово-информационной деятельности (мид) журналистики, её этапы и задачи.

Вопрос 2. Что в теории и практике обозначает термин «журналистика»?

Вопрос 3. Что входит в инфраструктуру сми и каковы ее функции?

Вопрос 4. Основные термины журналистики. Учредитель. Руководящие органы. Журналист. Тексты. Канал. Массовая аудитория. Социальные институты. Действительность.

Вопрос 5. Социальное предназначение и о общая характеристика функций журналистики по версии е.П.Прохорова.

Вопрос 6. Идеологические функции журналистики

Вопрос 7. Взаимосвязь культуроформирующих и рекреативных функций журналистики

Вопрос 8. Рекламные и справочные функции журналистики, их различия

Вопрос 9. Непосредственно-организаторские функции журналистики

Вопрос 10. Социальная позиция журналиста

Вопрос 11. Свобода журналистской деятельности, ее социально-творческие факторы

Вопрос 12. Юридические аспекты свободы журналистики

Вопрос 13. Экономические факторы свободы печати и творческой деятельности

Вопрос 14. Журналистика в демократическом обществе и ее социальные типы

Вопрос 15. Проблемы информационной безопасности.

Вопрос 16. Государственная политика в области сми

Вопрос 17. Может ли журналистика быть властью, пусть даже "четвертой"?

Вопрос 18. Характеристика массово-коммуникативных средств журналистики

Вопрос 19. Структурирование системы сми и факторы ее формирования

Вопрос 20. Формирование информационной политики сми и формы ее реализации.

Вопрос 21. Результативность журналистики и ее факторы

Вопрос 22. Действенность журналистики - целеобразующий фактор

Вопрос 24. Содержание современных зарубежных теорий журналистики (по Сиберту-Маккуэйлу)

1. Авторитарная теория

2. Либертарианская теория

3. Теория социальной ответственности

4. Советская коммунистическая теория

5. Теория для медиа периода развития

6. Теория демократического участия

Вопрос 25. Каков вклад Ломоносова в деонтологию отечественной журналистики?

Через них журналистика практически «входит» во все отрасли экономики и культуры страны; От технической части инфраструктуры очень многое зависит в оптимальном функционировании журналистики, поскольку, например, сбои в связи или высокие цены доставки могут серьезно блокировать поступлении массовой информации «потребителю».

Система работы с кадрами, в которую входят:

  • факультеты и отделения журналистики;

  • различные семинары и курсы повышения квалификации работников печати, радио и телевидения;

  • творческие союзы журналистов, кинематографистов, писателей и др.

Организационно-управленческая структура

  • включает множество социальных институтов – от парламентских, занимающихся законодательством в области журналистики и ее инфраструктур, до местных органов власти, ведущих регистрацию выходящих на определенной территории СМИ.

  • Важнейшим органом, выполняющим многообразные функции, является министерство по делам печати, телерадиовещания и массовых коммуникаций.

  • Объединения по защите интеллектуальной собственности;

  • Общественные организации: Ассоциация книгоиздателей и редакторов газет;

Функции инфраструктура СМИ:

  • информационная; (сбор, обработка и распространение важных для граждан, органов власти, общественных институтов и общества в целом сведения о событиях, явлениях и процессах.

  • образовательная; (передача, трансляция гражданам знаний, относящихся к различным областям науки)

  • пропагандистская;

  • социализация; (СМИ объективно способствуют усвоению человеком социальных норм, ценностей и образцов поведения. Благодаря систематическому и непосредственному общению с огромной аудиторией СМИ фактически стали таким же первичным институтом социализации личности, какими являются семья, церковь, система образования, учреждения культуры);

  • критики и контроля; проявляется в отслеживании и оценке деятельности институтов власти, общественных объединений, профессиональных политиков по руководству и управлению общественными процессами.

  • мобилизационная; (находит свое выражение в побуждении людей к определенным действиям или сознательному бездействию. Особенно эта их функция значима в сфере политических отношений. Стимулируя активность граждан, побуждая их действовать определенным образом);

  • инновационная; (в некоторых ситуациях СМИ принимают на себя функцию обновления общества, предлагая ему новые способы самореализации. СМИ позволяют заинтересованным лицам (прежде всего, хозяевам и политическому руководству) инициировать изменения путем широкой и настойчивой постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности;

  • оперативная;

  • формирование общественного мнения.



Вопрос 4. Основные термины журналистики. Учредитель. Руководящие органы. Журналист. Тексты. Канал. Массовая аудитория. Социальные институты. Действительность.

Журналистика - общественная деятельность по сбору, обработке, интерпретации и распространению массовой информации.

В систему журналистики вовлечены разнообразные "действующие силы":

  1. Учредитель - государственные и общественные организации, группы граждан, отдельные лица. Учредитель вправе создавать газетные и журнальные предприятия, теле- и радиокомпании, информационные и рекламные агентства. Учредители располагают правами владельцев и руководителей созданных ими органов СМИ;

  2. Руководящие органы - государственные институты, которые в соответствии с конституционными нормами правомочны принимать, изменять и отменять законы, регламентирующие деятельность СМИ, контролировать их выполнение, заниматься вопросами лицензирования органов СМИ. Это Президент, Государственная Дума, Министерство культуры и массовой коммуникации, Федеральная комиссия по телерадиовещанию;

  3. Журналист - штатный и внештатный работник редакций, которые ведёт авторскую, редакторскую или организационную работу по сбору, обработке и компоновке массовой информации;

  4. Тексты - произведения журналистов, сообщения агентств, рекламные и другие информационные материалы, обнародованные в СМИ. Понятие текст может обозначать не только публикацию в прессе, но и теле-, радиопередачу. Текстовая реальность современных СМИ усложнилась. О фотоиллюстрациях говорят как о повествовании в зрительных образах. В интернете появилось понятие сетература, основанное на гипертексте, у которого может быть много авторов. С интерентом, телевидением связаны т. н. макротексты, объединяющие графические, визуальные и акустические сообщения. Однако несмотря на многообразие видов журналистских текстов, все они имеют общие черты: отражают мир социальной реальности и творческое «я» журналиста, несут на себе отпечаток источника информации, подчиняются профессиональным требованиям того коллектива, где работает автор, создаются с учетом того или иного канала коммуникации;

  5. Канал – средства для передачи журналистами текстов их адресатам - печать, телевидение, радио и недавно примкнувший к ним интернет;

  6. Массовая аудитория - та часть общества, на которую ориентировано то или иное издание или программа. Отметим, что журналисты и массовая аудитория – не противопоставленные явления. Отдельные представители аудитории могут создавать журналистские тексты (например, письма в редакцию), сами журналисты выступают в качестве аудитории по отношению к другим СМИ, сотрудниками которых они не являются;

  7. Социальные институты - государственные и хозяйственные органы, различные партии, союзы, деятельность которых обсуждается в СМИ с целью повлиять на принимаемые ими решения;

  8. Действительность – источник журналистики и конечных объект ее воздействия (то, что нас окружает, то, что происходит вокруг нас);


  • Все элементы этой системы тесно взаимосвязаны. Руководящие органы диктуют общие условия игры, формируют т. н. «нормативную среду», в которой протекает массово-информационный процесс. Учредитель в большинстве случаев формирует редакционную политику, которую журналисты посредством текстов реализуют с учетом специфики своего канала, запросов массовой аудитории и нужд социальных институтов;


Вопрос 5. Социальное предназначение и о общая характеристика функций журналистики по версии е.П.Прохорова.

Функции - совокупность обязанностей и выполняемых задач, способ жизнедеятельности в обществе.

Журналистику как вид деятельности с ее функциональной стороны можно представить следующим образом:

Цель → Средства+способ действия → Функционирование → Результат

Предварительным и обязательным условием информационного взаимодействия в сфере журналистики является установление контакта с «контрагентом», т.е. налаживание связи с массовой аудиторией и социальными институтами.

Е.П. Прохоров, считая журналистику полифункциональной системой, различает следующие шесть функций журналистики: 

  • коммуникативная – исходная функция журналистики. Функция общения, налаживания контакта. Не случайно журналистику часто называют «средством массовой коммуникации», или mass media. Кажущаяся чисто «технической», коммуникативная функция, однако, эффективно реализуется лишь при ясном содержательном наполнении. Прочный контакт с журналистикой установится тогда, когда массовая аудитория окажет доверие органу журналистики, признает его своим, а социальные институты ощутят его авторитет, обнаружат силу его влияния. Более того, через журналистику устанавливаются контакты, происходит знакомство «потребителей» информации с тем миром действительности, который находится в поле зрения СМИ.

  • непосредственно-организаторская, в которой “наиболее наглядно проявляется роль журналистики как “четвертой власти” в обществе”; Здесь проявляется контрольная и связанная с нею регулятивная деятельности СМИ по отношению к социальным институтам. И хотя властные полномочия журналистики пока еще недостаточно обеспечены законодательством, а публикации не обязательны для рассмотрения в социальных институтах, тем не менее, в зависимости от общественной влиятельности конкретного издания или программы соответствующие материалы оказывают воздействие той или иной направленности и силы деятельности соц.институтов. Публикации высокоавторитетных СМИ способны оказывать мощное влияние на социальные институты, добиваться коренных перемен в их деятельности и серьезных перемещений (вплоть до отставки) должностных лиц. Например, программа «Взгляд» (формировала новые взгляды, перевернула представление советских телезрителей о телевизионной журналистике)

  • идеологическая (социально-ориентирующая): для взаимоотношений с массовой аудиторией первостепенное значение имеет информационное обслуживание массового сознания и, прежде всего, общественного мнения. А диапазон взаимоотношений простирается от простого сообщения фактов до стремления оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов, словом, на характер и меру информированности по общественным проблемам; 

  • культуроформирующая – располагается рядом и в прямой связи с идеологической функцией СМИ. Примем, если такие задачи, как формирование политической культуры, экономическое образование, этическое и эстетическое воспитание и т.п., непосредственно связаны с идеологической деятельностью СМИ и едва ли не являются ее частью, то формирование культуры поведения (в том числе и этикета), пропаганда медицинских знаний, физической культуры, культуры досуга и т.д. значительно слабе связаны с идеологической деятельностью; По мнению Прохорова, культуроформирующая функция заключается в том в том, “чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию человека”; Например, канал HBO вещает без рекламы и цензуры

  • рекламно-справочную, связанную с “удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.)”; 

  •  рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получения удовольствия).  «Всепроникающая» функция журналистики, так как эффективного выполнения всех других функция можно добиться только в том случае, если реализующие их материалы читаются, смотрятся, слушаются «с удовольствием», приносят интеллектуальное наслаждение, радость познания нового, интересного. Но есть такие материалы в СМИ, которые выполняют исключительно эту функцию. Обычно их называют «развлекательными». Вместе с тем рекреация – это не только отдых, поддержание хорошего психического тонуса, душевного равновесия, снятие напряжения. Рекреация способствует развитию интеллекта, мыслительной деятельности.

  • Последовательность выполнения информационной политики издания и программы предполагает органическое единство в соотношении и способах реализации всех функций, требует их взаимодействия (в рамках издания или программы, в деятельности каждого журналиста) на основе единой позиции.

  • Социальное предназначение журналистики как ее объективная, независимая от позиций СМИ и взглядов журналистов, роль СМИ в обществе основывается на потребностях социальных институтов и массовой аудитории в максимально полной информированности. Однако в журналистике действуют люди со своими взглядами – прогрессивными, консервативными или реакционными – и потому стремятся повлиять на аудиторию в соответствии со своими представлениями о нуждах аудитории. Всем СМИ свойственны единые функции – обязанность выполнять объективное предназначение журналистики, но реально они выполняются своеобразно по содержанию в зависимости от социальной позиции СМИ и их журналистов.