ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.08.2024
Просмотров: 828
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 1. Содержание массово-информационной деятельности (мид) журналистики, её этапы и задачи.
Вопрос 2. Что в теории и практике обозначает термин «журналистика»?
Вопрос 3. Что входит в инфраструктуру сми и каковы ее функции?
Вопрос 6. Идеологические функции журналистики
Вопрос 7. Взаимосвязь культуроформирующих и рекреативных функций журналистики
Вопрос 8. Рекламные и справочные функции журналистики, их различия
Вопрос 9. Непосредственно-организаторские функции журналистики
Вопрос 10. Социальная позиция журналиста
Вопрос 11. Свобода журналистской деятельности, ее социально-творческие факторы
Вопрос 12. Юридические аспекты свободы журналистики
Вопрос 13. Экономические факторы свободы печати и творческой деятельности
Вопрос 14. Журналистика в демократическом обществе и ее социальные типы
Вопрос 15. Проблемы информационной безопасности.
Вопрос 16. Государственная политика в области сми
Вопрос 17. Может ли журналистика быть властью, пусть даже "четвертой"?
Вопрос 18. Характеристика массово-коммуникативных средств журналистики
Вопрос 19. Структурирование системы сми и факторы ее формирования
Вопрос 20. Формирование информационной политики сми и формы ее реализации.
Вопрос 21. Результативность журналистики и ее факторы
Вопрос 22. Действенность журналистики - целеобразующий фактор
Вопрос 24. Содержание современных зарубежных теорий журналистики (по Сиберту-Маккуэйлу)
3. Теория социальной ответственности
4. Советская коммунистическая теория
5. Теория для медиа периода развития
6. Теория демократического участия
Вопрос 25. Каков вклад Ломоносова в деонтологию отечественной журналистики?
4. Советская коммунистическая теория
Во-первых, поскольку власть в социалистическом обществе принадлежит рабочему классу, чтобы ее сохранять, средства «духовного производства» нужно держать под контролем. Следовательно, все средства массовой коммуникации должны находиться под контролем организаций рабочего класса (коммунистической партии).
Во-вторых, в условиях отсутствия в социалистическом обществе классовых противоречий в центре внимания прессы не могут быть политические проблемы.
В-третьих, прессе принадлежит позитивная роль в формировании общества и движении к коммунизму, поэтому медиа выполняют ряд важных функций в процессе социализации, неформального общественного контроля и мобилизации в направлении запланированных социальных и экономических целей (продвижение социальных и экономических реформ).
В-четвертых, марксизм допускает объективные законы истории и, следовательно, объективную реальность, которую пресса должна отражать. Это ограничивает диапазон личной интерпретации и навязывает набор устойчивых характеристик новостей, отличающихся от тех, которых придерживается либеральная пресса.
Наконец, общая теория советского государства требует, чтобы медиа подчинялись высшему контролю со стороны государственных органов и входили в состав — в разной степени — других инструментов политической жизни.
5. Теория для медиа периода развития
Теория для медиа периода развития выступает за поддержку средств массовой коммуникации действующего режима и его усилий по обеспечению экономического развития. Таким образом, медиа помогают обществу в целом. Согласно этой теории, пока страна не достигнет определенной степени политического и экономического развития, медиа должны поддерживать, а не критиковать правительство.
Иногда сферу применения этой теории сужают до «стран третьего мира». Ее создание стало возможным после того, как были выявлены общие черты масс-медиа в развивающихся странах, для которых не применимы положения других нормативных теорий. Одно из обстоятельств — это отсутствие некоторых условий, необходимых для развитых систем массовых коммуникаций, а именно: коммуникационной инфраструктуры, профессионального мастерства, производственных и культурных ресурсов, достаточной аудитории. Другой, связанный с предыдущим, фактор — это зависимость от развитых стран в техническом, профессиональном и культурном планах. В-третьих, своей главной задачей (в разной степени) многие общества ставят экономическое, политическое и социальное развитие страны, и ей должны подчиняться все другие институты. В-четвертых, развивающиеся страны все больше осознают свою идентичность и собственные интересы в международной политике.
Нормативные элементы новой теории, формирующейся под воздействием описанных выше обстоятельств, особенно резко направлены против зависимости и иностранного влияния, а также произвольного авторитаризма. Поддерживается положительное использование медиа в деле национального развития, декларируются автономия и культурная идентичность конкретного национального общества. В определенной степени они поддерживают демократическое участие народных масс, т.е. коммуникационные модели участия.
6. Теория демократического участия
Действие теории демократического участия (или партиципаторной теории) распространяется в основном на развитые либеральные общества, но она стыкуется и с некоторыми положениями теории для медиа периода развития, в частности с ее упором на «базис» общества, на значимость горизонтальной, а не вертикальной (сверху вниз) коммуникации. Главным в этой теории является неприятие коммерциализации и монополизации частных медиа и признание необходимости централизации и бюрократизации институтов общественного вещания, созданных в соответствии с нормами социальной ответственности. Главным в партиципаторной теории являются потребности, интересы и надежды активных получателей информации в политическом обществе. Она касается права на получение нужной информации, права на ответ, права использовать средства коммуникации для взаимодействия в небольшом сообществе, объединении по интересам, субкультуре. Эта теория отвергает необходимость однородных, централизованных, дорогостоящих, сильно профессионализированных, нейтрализованных и контролируемых государством медиа. Она выступает за многообразие, локальность, деинституционализированность, взаимозаменяемость ролей отправителя и получателя, горизонтальность коммуникационных связей на всех уровнях общества, взаимодействие, заинтересованность.
Вопрос 25. Каков вклад Ломоносова в деонтологию отечественной журналистики?
ДЕОНТОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ – (от греч. deon – долг, должное + logos – учение) – система требований, норм, принципов должного профессионального поведения журналиста; свод правовых и этических норм ответственного поведения работников СМИ.
Профессор журфака МГУ Е. П. Прохоров дал свою трактовку понятия: «это совокупность «обслуживающих» журналистский долг обязанностей и норм их выполнения вне зависимости от их осознания, как некой системы категорических императивов журналистского поведения, заданных природой СМИ, действующих в той или иной ситуации».
Практически всегда при упоминании о деонтологии ключевыми являются понятия — «нравственность», «долг», «ответственность», «норма» и т. д.. Опорная категория деонтологии — «должное»: то, что человек принимает для исполнения сам, по собственной воле. Каждый из членов профессионального сообщества делает моральный выбор, который и лежит в фундаменте профессионального самосознания.
История деонтологии журналистики начинается с Ломоносова. Хотя, когда он в середине XVIII века составлял свод этических правил для журналистов, деонтологии как таковой не существовало. Этот термин был введен в обиход много позже — в XIX веке благодаря британскому ученому Иеремии Бентаму, и распространился после издания его книги «Деонтология, или Наука о морали» (1834).
Именно Ломоносов первым в истории мировой журналистики создал полноценный деонтологический документ, который, по сути, и стал основой современной системы саморегуляции мирового журналистского сообщества. Именно он первым заговорил серьёзно и бескомпромиссно о социальной миссии журналистики.
Ломоносов имел полное право на создание документа, поскольку сам был журналистом-практиком высокого класса. То же самое можно сказать о Ломоносове-редакторе. Его деонтологические законы были основаны на собственной практической деятельности.
Весной 1748 года Академия наук доверила Ломоносову редактировать «Санкт-Петербургские ведомости». Правда, как редактор он был поставлен в определенные рамки. Ему предписывалось свыше «в писании от всякого умствования и предосудительных экспрессий удерживаться». Но, как известно, нрав Михаила Васильевича был полон и оригинального умствования, и вполне здоровых экспрессий, поэтому такой жёсткий, говоря современным языком, формат издания его тяготил.
Вполне естественно, что Ломоносов приложил немало трудов к учреждению журнала более свободного формата. Он создал научно-литературный журнал «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие», в уставе которого значилось, что на страницах будут появляться «сочинения, какие только обществу полезны могут быть». Эти факты характеризуют Ломоносова как журналиста, который обладал стремлением к независимости в суждениях, то есть к свободе слова и печати. Но в то же время он осознавал свой журналистский долг и ответственность перед обществом, предполагая печатать сочинения полезные.
Этических правил журналистики, сформулированных и закрепленных на бумаге, в то время не существовало ни в одной стране мира. Ломоносов первым ощутил необходимость их создания и предложил правила, которые, кстати, присутствуют в том или ином виде во всех кодексах журналистской этики масс-медиа XXI века.
Статья М.В. Ломоносова «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии» стала первой работой мировой журналистики, которая и оказалась фундаментом деонтологии современной эпохи мультимедиа. Ломоносов в этой статье анализирует лишь одну из сторон деятельности журналистов, которую он считал наиболее ответственной и серьезной. Он говорит об их участии в распространении научных знаний и о методах оценки научных трудов. Но это произведение в полной мере можно отнести к любой сфере журналистской деятельности. Более того — она легко проецируется и на интернет-издания XXI столетия, и на социальные сети, и на современные телерадиопрограммы, имеющие отношение не только к науке.
Первую часть статьи Ломоносов посвятил полемике, рассуждениям о науке и журналистике, а во второй части «Рассуждения об обязанностях журналиста…» Ломоносов предложил семь основополагающих правил, которыми, по его мнению, должны руководствоваться журналисты.
В первом правиле Ломоносов советует каждому, кто берется судить о чужой работе, взвесить свои силы и возможности, перед тем как приступить к оценке чьего-либо сочинения. Рецензент должен быть компетентен в той сфере, о которой хочет писать. Если рецензия касается научных статей, то он должен обладать хотя бы базовыми научными знаниями. Вместо словосочетания «научных статей» можно поставить название любой сферы — балет, экономика, юриспруденция и т.д. Всё это требует от журналиста хотя бы базовых знаний.
Второе правило — максимальная объективность суждения. Ломоносов настоятельно советует не требовать, чтобы авторы, о которых журналисты берутся судить, рабски подчинялись мыслям, которые властвуют над пишущими о них.
В третьем правиле Ломоносов говорит об осмотрительности при оценке статей, уже одобренных научным обществом. Прежде чем бранить и осуждать, советует он, следует не один раз взвесить то, что скажешь, для того чтобы быть в состоянии, если потребуется, защитить и оправдать свои слова. От себя добавим: осмотрительность и тактичная осторожность никогда еще не мешали корреспондентам. Занимаются ли они научными проблемами, освещают ли культурные мероприятия, вопросы педагогики, межнациональные отношения — всегда требуется осмотрительность, дабы не навредить своей статьёй или репортажем обществу и самому не попасть впросак.
Четвертое правило напоминает о важности гипотез в науке. Осуждать еще не доказанные теории обозреватель не должен, ведь кто знает, как и чем обернётся предположение ученого в будущем...
Пятое правило посвящено недопустимости плагиата. Ломоносов как будто предвидел, что этот недуг будет поражать одно поколение журналистов за другим. Именно это мы и наблюдаем последнее время. Плагиат регулярно поражает даже авторитетные издания.
Одна из самых респектабельных ежедневных газет мира The New York Times, рядом с титулом которой значится слоган «Все новости, достойные печати», публично признала в 2003 году, что её 27-летний репортер Джейсон Блэр занимался плагиатом. Была создана специальная комиссия, которая тщательно исследовала инцидент. Результаты работы комиссии были опубликованы и заняли около пяти газетных полос. Выяснилось, помимо прочего: около 36 статей молодого журналиста были построены на вымышленных фактах. Газета тогда признала, что это самая печальная страница в ее 152-летней истории.