ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.08.2024
Просмотров: 835
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 1. Содержание массово-информационной деятельности (мид) журналистики, её этапы и задачи.
Вопрос 2. Что в теории и практике обозначает термин «журналистика»?
Вопрос 3. Что входит в инфраструктуру сми и каковы ее функции?
Вопрос 6. Идеологические функции журналистики
Вопрос 7. Взаимосвязь культуроформирующих и рекреативных функций журналистики
Вопрос 8. Рекламные и справочные функции журналистики, их различия
Вопрос 9. Непосредственно-организаторские функции журналистики
Вопрос 10. Социальная позиция журналиста
Вопрос 11. Свобода журналистской деятельности, ее социально-творческие факторы
Вопрос 12. Юридические аспекты свободы журналистики
Вопрос 13. Экономические факторы свободы печати и творческой деятельности
Вопрос 14. Журналистика в демократическом обществе и ее социальные типы
Вопрос 15. Проблемы информационной безопасности.
Вопрос 16. Государственная политика в области сми
Вопрос 17. Может ли журналистика быть властью, пусть даже "четвертой"?
Вопрос 18. Характеристика массово-коммуникативных средств журналистики
Вопрос 19. Структурирование системы сми и факторы ее формирования
Вопрос 20. Формирование информационной политики сми и формы ее реализации.
Вопрос 21. Результативность журналистики и ее факторы
Вопрос 22. Действенность журналистики - целеобразующий фактор
Вопрос 24. Содержание современных зарубежных теорий журналистики (по Сиберту-Маккуэйлу)
3. Теория социальной ответственности
4. Советская коммунистическая теория
5. Теория для медиа периода развития
6. Теория демократического участия
Вопрос 25. Каков вклад Ломоносова в деонтологию отечественной журналистики?
ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ
Вопрос 1. Содержание массово-информационной деятельности (мид) журналистики, её этапы и задачи.
Ответ:
Термин информация произошел от латинского слова "informatio" - "сообщение, изложение, некоторые сведения, совокупность данных".
Сама сущность журналистики заключается в поиске, сборе, обработке, интерпретации и распространении информации.
Информация – "результат отражения многообразия действительности, такое знание, которое потребно и у которого есть потребитель".
Важно понять, что информация – это отраженный в сознании человека факт действительности, который должен отражаться в тексте. Таким образом она становится средством общения между людьми.
Прохоров выделяет три понимания термина "информация" в журналистике:
В узком понимании этим термином обозначается событийная информация: информационные жанры вообще, информационная заметка, хроника (совокупность кратких некомментированных сообщений). Сюда добавляется и комментированная информация;
В широком понимании информация - это вся совокупность сведений, которые несет журналистика аудитории: любые опубликованные в СМИ произведения, их место на полосе или в сетке вещания, характер заголовка газетной публикации и размере шрифта, интонации диктора или комментатора;
Третье понимание - специальное. Информация рассматривается как новое знание. Хроникальная заметка, содержащая важную новость, при таком подходе может быть более информативна, чем развернутая статья с банальным содержанием;
Журналистика имеет дело с "массовой информацией". Какой смысл заложен в определение «массовая»?
Масса - "спонтанно возникающую коллективную группировку", требующую определенной организации, в том числе и при помощи СМИ. Противопоставлялось безликой «массе» понятие публики.
Массовая информация:
"общезначима и общедоступна", она играет "роль духовного моста между представителями разных социальных общностей».
Массовая информация предполагает: во-первых, направленность на массу при отсутствии непосредственного контакта, независимо от величины и пространственной рассредоточенности аудитории; во-вторых, соответствие информационным потребностям массы; в-третьих, доступность аудитории в содержательном и финансовом плане; в-четвертых, возможность одновременного получения всей массой; в-пятых, стремление к созданию единой позиции массы по жизненно важным вопросам; в-шестых, открытость для участия в работе СМИ всех желающих представителей массы;
Этапы МИД:
отражение действительности;
создание текста произведения;
освоение произведения аудиторией;
Характер отражения действительности и организации произведения должен четко соотноситься со стремлением добиться наилучших результатов в конкретной аудитории.
Задачи МИД:
- информативность (удовлетворение потребности в информации);
- формирование массового-сознания;
Вопрос 2. Что в теории и практике обозначает термин «журналистика»?
Журналистика в теории:
Журналистика - деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и другие); научная дисциплина журналистика возникла с созданием печати. (Энциклопедический словарь);
Термин "журналистика" произошел от французского слова "journal", что в переводе означает “дневник”.
Мы говорим "средства массовой информации" или, на западный манер - "mass media", когда подразумеваем совокупность печатных изданий, телевизионных каналов, радиостанций.
Журналистика – явление однозначное, но многоаспектное. Под журналистикой мы понимаем и систему средств массовой информации, и социальный институт, и систему видов деятельности, и совокупность профессий, и систему произведений.
Журналистика как система средств массовой информации представляет собой чрезвычайно разветвленную структуру. Каждый из каналов передачи информации СМИ - печать, радио, телевидение - включает большое количество разнообразных типов - изданий, радиостанций, телекомпаний. Их классификация ведется по таким признакам, как территориальная принадлежность, форма собственности, предметно-тематическая и аудиторная направленность.
Журналистика как социальный институт включает в себя собственно журналистские учреждения: газетные и журнальные редакции, теле- и радиокомпании, информационные агентства, пресс-центры, а так же обслуживающие их предприятия: службы связи, полиграфические комбинаты, распространители, образовательные центры.
В систему журналистских видов деятельности входят: творческая деятельность (труд журналистов по созданию текстов), организаторская деятельность (создание коллективов редакций и руководство ими, проведение научных исследований, подготовка кадров), пропагандистская деятельность (стремление выработать у массовой аудитории определенную идеологическую модель).
Вопрос 3. Что входит в инфраструктуру сми и каковы ее функции?
Для того чтобы печать, радио, телевидение как большая совокупность разнообразных средств массовой информации могли нормально функционировать, возникла и продолжает активно развиваться обширная инфраструктура – система жизнеобеспечения деятельности журналистики. Эта система, с одной стороны, снабжает газеты, журналы, телерадиоорганизации всем необходимым для их успешной деятельности – информацией, техникой, средствами связи, а с другой – обеспечивает доставку информационной продукции потребителям. Без такой инфраструктуры любая редакция попадет в положение, когда деятельность в «одиночку» окажется чрезвычайно сложной, трудной, дорогостоящей и будет осуществляться медленными темпами.
Части инфраструктуры (Прохоров):
информационные агентства и службы – это система телеграфных агентств, агентств печати и аудиовизуальной информации, пресс-бюро, пресс-центров, служб по связи с общественностью, рекламных служб. Эти организации ведут разнообразную деятельность по сбору и обработке информации, ее распространению и снабжению ею органов СМИ, налаживанию контактов с журналистами.
(Бывает и так, что информационные службы выступают учредителями СМИ. Например, ИТАР-ТАСС выпускает журнал «Эхо планеты». Но в этом случае они выступают как социальный институт, имеющий право на учреждение своих изданий и программ).
Существуют государственные, кооперативные и частные информационные агентства.
Универсальные агентства собирают, обрабатывают, распространяют информацию по широкому спектру тем в рамках региона, страны, всего мира (мировые агентства: Франс Пресс, Рейтер, ИТАР-ТАСС). Возникают специализированные агентства по тематике (Агентство экономических новостей), по характеру распространения материалов («Публицист» - агентство, распространяющее статьи крупных специалистов и известных публицистов), по источникам сведений (Интерсепт – создает материалы на основе передач зарубежных радиостанций), по способу распространения (ИТАР-ТАСС организовало службу информации для электронных банков данных).
пресс-центры и службы связи с общественностью:
Создаются министерствами, ведомствами, крупными фирмами, общественными организациями в целях налаживания отношений со СМИ, информирования общественности о своей деятельности, проведения пресс-конференций и брифингов. Такова, в частности, пресс-служба Президента или пресс-центр МИДа России.
Работники пресс-центров консультируют сотрудников газет, журналов, радио, ТВ и оказывают им помощь в установлении контактов с различными подразделениями ведомства, в получении информации о его деятельности. Другим направлением работы пресс-центров является сбор, регистрация и систематизация материалов, касающихся сферы компетенции данного ведомства или прямо затрагивающих их деятельность. Пресс-центры информируют об их материалах, руководство и заинтересованных лиц, следят за реакцией и принимаемыми в подразделениях мерами, помогают в случаи необходимости готовить ответные выступления от имени ведомства или его официальных лиц.
Службы связи с общественностью
Их функции шире, чем только налаживание контактов со СМИ и более специфичны, поскольку их основная задача – создание цельного образа (имиджа) «заказчика» - политического деятеля, предпринимателя, менеджера, ученого, актрисы. Различных организаций политического, экономического, религиозного, культурного характера. Цель этих служб: налаживание взаимопонимания, формирование положительного общественного мнения даже в ситуациях, критических для заказчика во время принятия непопулярных решений. При этом используются как СМИ, так и другие каналы информирования – плакаты, листовки и т.п.
рекламные агентства
Принимают заказы на подготовку и размещение рекламных материалов, в том числе на страницах прессы и в программах радио и телевидения. В редакциях СМИ существуют специальные рекламные отделы, которые занимаются контактами с агентствами и службами рекламы и проводят рекламную политику своих изданий и программ.
Организации, задействованные в сфере международного обмена словесно-текстовой и аудиовизуальной информацией.
Это организаторы всевозможных ярмарок и фестивалей, где можно приобретать информационную продукцию, и службы, представляющие и защищающие права авторов интеллектуальной собственности;
Техническая часть инфраструктуры, которую составляют:
предприятия полиграфии;
технические центры ТВ и радио;
предприятия связи, в том числе космической;
организации, занимающиеся книготорговлей, подпиской, распространением и доставкой прессы;
производители теле- и радиотехники, бумаги, пленок, оргтехники, технических средств для СМИ;