Файл: OSNOVY_TEORIIяяячччяяяяя_ZhURNALISTIKI_2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.08.2024

Просмотров: 841

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос 1. Содержание массово-информационной деятельности (мид) журналистики, её этапы и задачи.

Вопрос 2. Что в теории и практике обозначает термин «журналистика»?

Вопрос 3. Что входит в инфраструктуру сми и каковы ее функции?

Вопрос 4. Основные термины журналистики. Учредитель. Руководящие органы. Журналист. Тексты. Канал. Массовая аудитория. Социальные институты. Действительность.

Вопрос 5. Социальное предназначение и о общая характеристика функций журналистики по версии е.П.Прохорова.

Вопрос 6. Идеологические функции журналистики

Вопрос 7. Взаимосвязь культуроформирующих и рекреативных функций журналистики

Вопрос 8. Рекламные и справочные функции журналистики, их различия

Вопрос 9. Непосредственно-организаторские функции журналистики

Вопрос 10. Социальная позиция журналиста

Вопрос 11. Свобода журналистской деятельности, ее социально-творческие факторы

Вопрос 12. Юридические аспекты свободы журналистики

Вопрос 13. Экономические факторы свободы печати и творческой деятельности

Вопрос 14. Журналистика в демократическом обществе и ее социальные типы

Вопрос 15. Проблемы информационной безопасности.

Вопрос 16. Государственная политика в области сми

Вопрос 17. Может ли журналистика быть властью, пусть даже "четвертой"?

Вопрос 18. Характеристика массово-коммуникативных средств журналистики

Вопрос 19. Структурирование системы сми и факторы ее формирования

Вопрос 20. Формирование информационной политики сми и формы ее реализации.

Вопрос 21. Результативность журналистики и ее факторы

Вопрос 22. Действенность журналистики - целеобразующий фактор

Вопрос 24. Содержание современных зарубежных теорий журналистики (по Сиберту-Маккуэйлу)

1. Авторитарная теория

2. Либертарианская теория

3. Теория социальной ответственности

4. Советская коммунистическая теория

5. Теория для медиа периода развития

6. Теория демократического участия

Вопрос 25. Каков вклад Ломоносова в деонтологию отечественной журналистики?

Вопрос 14. Журналистика в демократическом обществе и ее социальные типы

В демократическом обществе строго защищены политические, экономические, социальные права человека; различные социальные группы не противостоят одна другой, а противоречия и споры решаются демократически на основе идеи социального партнерства.

  • Журналистика как социальные институт общества, развивающегося в этом направлении, - активный фактор его становления. Современная журналистика в обществе, находящемся в переходной стадии развития, очень разнообразна, в разных соотношениях несет черты «старого» и «нового».

  • Сущностной основой функционирования журналистика является соблюдение всеми СМИ требования информационного обеспечения демократии

Черты демократического порядка действительности:

  1. Добиваться власти народа – значит опираться не только на позицию большинства, но и учитывать требования, взгляды, нужды меньшинства – ведь меньшинство тоже относится к народу;

Для журналистики это проявляется в необходимости каждого СМИ, какую бы социальную группу или политическую партию оно ни поддерживало, стремиться представить своей аудитории и все другие, понять их и в связи с этим скорректировать свою позицию в перспективе максимально полного осознания истинных потребностей народа как совокупности самых различных социальных групп.

  1. В связи с тем, что власть народа проявляет себя не только раз в несколько лет, но и повседневно, СМИ необходимо ясно представлять свое место в системе институтов демократии и способствовать развертыванию демократических норм жизни;

  • Среди прочих инструментов реализации и совершенствования демократических форм жизни журналистике принадлежит огромная роль в информационном обеспечении демократии через достижение максимальной информированности граждан.

Понятие «информированность» входит постепенно в законодательство. В проекте Закона «О праве на информацию» ст.4 (среди основных принципов реализации права на информацию) называет «информированность граждан о деятельности органов и организаций», которые обязаны «сообщать для всеобщего сведения ставшую им известной при осуществлении своей деятельности информацию:

  • Если она может предотвратить угрозу жизни и здоровью граждан;

  • Если требуется пресечь сообщение недостоверной информации;

  • Если она имеет или может иметь общественно значимый характер.


Информирован гражданин тогда, когда он ясно понимает окружающее и знает, какой выбор от должен сделать в соответствии со своими нуждами, чтобы максимально обеспечить реализацию своих потребностей и занять достойное место в обществе.

Информированность каждого слоя может быть полной лишь при условии осознания им потребностей, интересов, нужд других.

  • В связи с этим деятельность в сфере СМИ должна базироваться на идее и практике политического, идеологического, культурного плюрализма;

Основой плюрализма в журналистике является конституционная норма признания идеологического и политического многообразия, причем никакая идеология не может выступать в качестве государственной, а все общественные объединения, действующие в рамках Конституции, равны перед законом.

Плюрализм – точка зрения, исходящая из признания множественности позиций, взглядов, идей, представляющих объективно существующие различия между их носителями – разными социальными группами общества, особое место и роль которых в жизни общества приводит к формированию своеобразны потребностей, интересов, запросов, на чем основывается и формирование различных идеологических концепций и политических идей.

  • Органическим правилом деятельности СМИ должно быть активно реализуемое требование толерантности – терпимости, притом благожелательной к взглядам других, признаваемым равноправными в силу равенства социальных сил, их выражающих и защищающих (в рамках Конституции РФ).

  • Система правил массово-информационной деятельности включает положение о необходимости активного ведения социального диалога в СМИ по поводу проблем, к которым по-разному подходят и которые по-разному решают различные социальные силы.

СОЦИАЛЬНЫЕ ТИПЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Все более актуальной становится проблема сбалансированности отношений между различными отрядами журналистики и их конструктивного взаимодействия.

Результатом демократического развития в сфере журналистики являются три социальных типа СМИ:

  1. СМИ гражданского «тела» общества, или гражданские СМИ:

  • Именно они являются последовательными представителями «частных» интересов различных социальных групп и общественных объединений (с тенденцией видеть их в перспективе общих интересов).

  • Гражданское общество в силу суверенитета народа как совокупности граждан – основа и фундамент социальной жизни. От гражданина – в меру его сознательности и активности – зависит устройство общественной жизни.

  • Для гражданского общества характерны возможность и, более того, необходимость свободного объединения граждан в различные организации, выражающие и отстаивающие их интересы в самых разных областях – политической, экономической, социальной и т.д.


  1. Государственные СМИ, создаваемые различными структурами власти, как общефедеральной, так и региональной.

  • В ряде стран (США) государственных СМИ нет вообще (только бюллетени). В некоторых нет государственной прессы, но есть ТВ и РВ, а также агентства.

  • Важно, что государственные институты, несмотря на то, что у власти стоит победившее большинство, должны быть всеобщим представителем и учитывать точку зрения, позицию, интересы меньшинства. И государственные СМИ в перспективе обязаны, в отличие от СМИ гражданского общества, представлять «общие» интересы, хотя реализовать такой подход очень трудно.

  1. Государственно-общественные СМИ, которые могут максимально полно реализовать общие интересы.

  • Эти СМИ – при надлежащей организации дела – как раз и призваны выступать с общенародной, общенациональной позиции и предлагать общеприемлемые решения по спорным проблемам жизни общества.


Вопрос 15. Проблемы информационной безопасности.

Обеспечение информационной безопасности - достижение сбалансированного состояния информированности всех участников информационного процесса на основании объективных потребностей каждого социального субъекта.

! Основой концепции Закона "О безопасности" считаются "потребности, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества, государства".

Таким образом, основа безопасности - защита информационных интересов, прав и свобод всех социальных субъектов, обеспечение благоприятных информационных условий для устойчивого функционирования и прогрессивного развития социальной системы.

!Характеризуя состояние информационной безопасности, "Доктрина" указывает, что "ее уровень не в полной мере соответствует потребностям общества и государства", что проявляется в несовершенстве нормативно правового регулирования в области массовой информации, неразвитости системы массовой информации.

В целом можно утверждать, что массово-информационная безопасность (МИБ) - такое состояние системы СМИ и характера ее функционирования, когда все социальные субъекты (государственные органы, негосударственные социальные институты - политические, культурные, экономические и др., различные по своему положению, характеру и интересам социальные группы, отдельные граждане) не зависимо от различных объективных и субъективных препятствий:

1) надежно обеспечены полной, достоверной, оперативно поступающей информацией, обеспечивающей информированность, т.е. дающей каждому из соц. субъектов возможность всесторонне и максимально объективно ориентироваться в действительности (факты, оценки, нормы, идеалы) и принимать оценочные и поведенческие решения, адекватные в конкретной сфере;

2) следовательно, должно действовать столько и таких каналов массовой информации и в таком разнообразии, что это позволило бы сделать соответствующий нуждам социального субъекта выбор необходимых для обеспечения информированности "потребляемых" СМИ при обеспечении их доступности (стоимости, режиму получения), а получение необходимой массовой информации было бы максимально облегчено;

3) это разнообразие должно касаться и представляемых позиций (требуется представить каждому субъекту все их варианты), с тем чтобы каждый мог познакомиться с этими вариантами; самостоятельно, осознанно, критично, на базе сопоставления взглядов, аргументов, предложений максимально верно определить позицию на базе своих интересов и стремлений, которые также, в свою очередь будут обсуждаться в доступных субъектам СМИ;


4) Также важно, насколько каждый из социальных субъектов в соответствии со своей социальной позицией и целями имеет возможность распространять от собственного имени и в своих интересах массовую информацию, в том числе создавать (быть учредителем) СМИ и иметь для этого юридические, экономические возможности чтобы свободно искать, получать информацию номера (выпуски, программы). Тем самым обеспечивается такое представление о себе, своих позиция, чтобы этот "имидж" привлекал на сторону информационной безопасности искомую аудиторию;

5) Важно получать на свои выступления контраргументы, обоснованную "адресную" реакцию тех, кому они обращены. Ведь если кого-то не слышат и вместо ответа "молчат", то формирование необходимых информационных ресурсов данного субъекта оказывается под ударом;

6) поэтому каждый социальный субъект вправе рассчитывать на получение в ходе конструктивной "информационной борьбы" регулярной возможности в ходе социального диалога отстаивать свою позицию, опровергать взгляды оппонентов, открыто искать, притом совместными усилиями на основе сближения позиций точку зрения обсуждаемой проблемы в общенациональных интересах;

7) для этого необходима максимально открытость источников информации - доступность самих СМИ для посетителей, возможность знакомиться с государственными документами, развитие пресс-служб различных учреждений;

8) "потребители" массовой информации должны накапливать и реализовывать навыки работы с потоками массовой информации разной направленности. Для этого важно располагать достаточными информационными ресурсами, представлениями о ситуации в СМИ, умением понять информационную политику СМИ (инфомационно-психологическая безопасность - "самозащита" граждан от негативных воздействий);

Обеспечение МИБ невозможно без знания о угрозах, возникающих в процессе функционирования СМИ.

Обеспечение МИБ требует создания соответствующих организационных структур для мониторинга (мониторинг - отслеживание процессов, происходящих в СМИ с точки зрения реализации информационного порядка), анализа ситуаций в СМИ и информационных службах, разработки и реализации мер, способствующих созданию условий для МИБ);

Насчет государственных органов МИБ:

1) высшей государственной структурой является Совет безопасности, который по должности возглавляет президент РФ.