Файл: OSNOVY_TEORIIяяячччяяяяя_ZhURNALISTIKI_2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.08.2024

Просмотров: 825

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос 1. Содержание массово-информационной деятельности (мид) журналистики, её этапы и задачи.

Вопрос 2. Что в теории и практике обозначает термин «журналистика»?

Вопрос 3. Что входит в инфраструктуру сми и каковы ее функции?

Вопрос 4. Основные термины журналистики. Учредитель. Руководящие органы. Журналист. Тексты. Канал. Массовая аудитория. Социальные институты. Действительность.

Вопрос 5. Социальное предназначение и о общая характеристика функций журналистики по версии е.П.Прохорова.

Вопрос 6. Идеологические функции журналистики

Вопрос 7. Взаимосвязь культуроформирующих и рекреативных функций журналистики

Вопрос 8. Рекламные и справочные функции журналистики, их различия

Вопрос 9. Непосредственно-организаторские функции журналистики

Вопрос 10. Социальная позиция журналиста

Вопрос 11. Свобода журналистской деятельности, ее социально-творческие факторы

Вопрос 12. Юридические аспекты свободы журналистики

Вопрос 13. Экономические факторы свободы печати и творческой деятельности

Вопрос 14. Журналистика в демократическом обществе и ее социальные типы

Вопрос 15. Проблемы информационной безопасности.

Вопрос 16. Государственная политика в области сми

Вопрос 17. Может ли журналистика быть властью, пусть даже "четвертой"?

Вопрос 18. Характеристика массово-коммуникативных средств журналистики

Вопрос 19. Структурирование системы сми и факторы ее формирования

Вопрос 20. Формирование информационной политики сми и формы ее реализации.

Вопрос 21. Результативность журналистики и ее факторы

Вопрос 22. Действенность журналистики - целеобразующий фактор

Вопрос 24. Содержание современных зарубежных теорий журналистики (по Сиберту-Маккуэйлу)

1. Авторитарная теория

2. Либертарианская теория

3. Теория социальной ответственности

4. Советская коммунистическая теория

5. Теория для медиа периода развития

6. Теория демократического участия

Вопрос 25. Каков вклад Ломоносова в деонтологию отечественной журналистики?

Вопрос 19. Структурирование системы сми и факторы ее формирования

При формировании системы средств массовой информации основных социальных типов движущими силами выступает несколько факторов.

Первый фактор, способствующий формированию оптимальной структуры системы СМИ, заключается в том, что в журналистике должны быть представлены все возможные на данном этапе развития общества социальные позиции. Все и всякие государственные и общественные организации, партии, ассоциации, объединения, отдельные граждане вправе заявлять и отстаивать свою точку зрения, оценки настоящего и представления о путях в будущее (разумеется, в рамках закона). Только при таком условии общество получит возможность выслушать «все стороны» и на основании «прений сторон» принять наилучшее из возможных решений.

Второй — совокупность изданий и программ должна стать такой, чтобы создаваемая картина действительности была максимально полной, объемной, всесторонней и завершенной. Поэтому в журналистике возникает множество изданий и программ, а внутри них — рубрик, страниц, рубриковых передач, которые обращены к различным сферам действительности. Их диапазон чрезвычайно широк («Лесная промышленность» и «Культура», «Сад и огород» и «Журнал мод», «В мире животных» и «Музыкальные новости», «Крестьянский вопрос» и «В мире бизнеса» и т.д.). Причем эти издания и программы могут быть рассчитаны как на огромные регионы (страны, континенты, весь мир — «Бизнес Уик» или «Ридерз дайджест» выходят на нескольких языках), так и на локализованное распространение в малых регионах (экологическая страница для небольшого района или спортивное издание для города). При этом к одному тематическому пласту часто обращаются разные издания и программы, конкурирующие или (и) взаимодополняющие друг друга.

Третий фактор — ориентация на многообразные нужды и особенности аудитории в соответствии с ее социальным положением, идейно-политическими ориентациями, потребностями и интересами в сфере информации, запросами и предпочтениями, уровнем и характером образования, другими демографическими признаками (возраст, пол, профессия и т.д.), среди которых для информационной политики изданий и программ в определенных ситуациях очень важны национальные, религиозные, региональные и т.д. Это разнообразие особенностей и соответственно нужд аудитории порождает огромное количество строго ориентированных изданий и программ, специально обращенных к конкретной аудиторной группе. «Крестьянка» и «Работница», «Ветеран» и «Рабочая трибуна» — уже названия этих изданий указывают на их аудиторную направленность, как и названия рубрик в общих СМИ — «Уголок коллекционера», «Советы домохозяйкам», «Христианская программа», «Оппозиция».


Важное значение имеет расчетный масштаб региона распространения. В современных условиях возникает все больше «всемирных», глобально распространяемых изданий и программ, а также СМИ, действующих в рамках континентов (например, общеевропейское ТВ или газета «European»). Разумеется, сохраняют свое значение, порой растущее, общенациональные СМИ, составляющие костяк «информационного пространства» каждой страны. Все более активно проявляются тенденции, приводящие к росту значения местных СМИ (например, региональное теле- и радиовещание, областные газеты, районное радио).

Характер СМИ серьезно зависит также от периодичности. В соответствии с естественными циклами жизни формируются ежедневные издания и программы ТВ и РВ или выпускаемые несколько раз в неделю (например, через день). Особое место занимают, обладая специфическими чертами, еженедельники или еженедельные программы РВ и ТВ (в частности, «Итоги»), а также журналы и рубрики, появляющиеся раз в две недели, три раза в месяц и т.д. Наконец, следует отметить издания и программы, выпускаемые помесячно (журналы-ежемесячники, теле- и радиообозрения и т.п.).

Соответствующим образом формируется и творческое лицо издания и программы. Типологические черты в этой сфере связаны с жанровыми предпочтениями (например, «Аргументы и факты» преимущественно прибегают к интервью, беседе, ответам на вопросы, а дайджестные издания и программы — к обзору, реферату, пересказу, т.е. к формам на основе компрессии информации), с предпочтениями стиля изложения (одни издания и программы широко используют формы диалога, дискуссии, полемики, представляющие и сопоставляющие разные мнения и взгляды; другие делают упор на однонаправленное монологическое изложение своих позиций), определенного типа авторов, а также особенностей верстки, оформления и т.д.

В связи с огромными различиями и постоянными изменениями в объективном положении и социальных ориентациях, информационных предпочтениях и областях интересов различных слоев аудитории перед журналистами постоянно стоит трудная и в организационном, и в творческом плане задача создания и пересоздания такой совокупности изданий и программ, направленных на различные аудиторные группы рубрик, страниц, передач, которая в любой данный момент оказалась бы «необходимой и достаточной» прежде всего с точки зрения удовлетворения нужд (потребностей, интересов, запросов) аудитории, сумела бы создать широкую и разнообразную картину действительности и доступно для каждого слоя аудитории показать отношение к ней разнопозиционных общественных сил.


Оптимальной структуру системы можно назвать тогда, когда будет сформирована такая совокупность изданий и программ, из которой каждый представитель аудитории сможет выбрать необходимую информацию, удовлетворяющую все его интересы, стремления, предпочтения в массово-информационной сфере и способствующую достижению максимальной информированности.

Таким образом, все факторы формирования структуры системы СМИ действуют как единое целое. Эти дифференцирующие факторы действуют постоянно и определяют процессы видоизменения системы СМИ в зависимости от характера содержания каждого из факторов. Возникновение или выделение нового слоя аудитории (например, предпринимателей) привело к формированию целой группы «деловых» СМИ; консолидирование ряда областей, расположенных в Сибири, ведет к созданию, допустим, «Сибирской газеты»; развертывание деятельности нового политического объединения способствует основанию издания, выражающего его точку зрения. Так на «перекрестке» разных типообразующих факторов (область жизни — социальная позиция — особенности аудитории — регион распространения — периодичность — творческий «почерк» и др.) формируется типологический облик СМИ (газеты, журнала, программы ТВ или РВ).

____________

Средства массовой информации как сложно организованный объект должны отвечать требованиям системного подхода:

Ø сохранять целостный характер, несмотря на существование разнообразных, отличающихся друг от друга СМИ, формируя единое информационное пространство для всех членов общества, постоянное информационное взаимодействие в общественной системе;

Ø располагать совокупностью компонентов, каждый из которых активно взаимодействует со своей средой и друг с другом на основе присущих СМИ закономерностей;

Ø иметь необходимый набор функций и так их реализовывать, чтобы удовлетворить информационные потребности личности, различных групп населения, общества в целом;

Ø структура как способ связи компонентов должна располагать такой совокупностью различных газет, журналов, программ телерадио, которые могут способствовать выполнению этих функций;

Ø СМИ должны быть организованной системой, действующей в соответствии с развитием условий жизни общества, иметь для этого необходимые организационные отношения между участниками массовой информационной деятельности (отношения координации, дисциплины, ответственности и др.). Для осуществления организационных процессов необходимы соответствующие административно-управленческие структуры в составе редакций, издательств и др.


Целостность системы СМИ. Формируемые в масштабе всего общества массовые коммуникации, информационные отношения являются основанием целостности системы СМИ:

Ø удовлетворяют информационные потребности личности, различных общественных групп и организаций, содействуя их активному участию в процессах экономической, политической и культурной жизни общества;

Ø обеспечивают взаимодействие, сотрудничество, координацию и разделение труда между ними на основе совместно формируемых моделей поведения каждого социального субъекта;

Ø объективно и полно отражают условия жизни общества;

Ø собирают, производят и распространяют информацию в соответствии с динамикой общественного развития;

Ø привлекают к производству информации все творчески активные силы, которые служат общественному прогрессу, создают и обогащают духовный потенциал общества;

Ø используют для массового информационного процесса современные информационные и коммуникационные технологии;

Ø обеспечивают реализацию многообразных функций СМИ в соответствии с процессами их актуализации, ростом информационных потребностей членов общества.


Вопрос 20. Формирование информационной политики сми и формы ее реализации.

Важнейшим объединяющим факторов в деятельности редакции является принятая информационная политика.

Информационная политика - это идейно-творческая концепция ведущихся проблемно-тематических линий, направление данного СМИ характер разработки которого определяется социальной позицией и воплощается в совокупности принятых форм реализации программы.

Составляющие информационной политики:

1) аудиторная ориентация и способы взаимоотношений с аудиторией. При определении информационной политики невозможно обойтись без сколько-нибудь ясных представлений о круге желаемой аудитории и функциональном содержании взаимодействия с ней. Разумеется, тут есть прямая зависимость от направления СМИ. Редакция не может не вырабатывать конкретных форм реализации своего направления именно в связи с характеристикой аудитории. Со всеми слоями аудитории нужен открытый диалог, честное обсуждение проблем, разногласий.

2) Способы взаимодействия с другими СМИ. Наилучшая позиция - открытый диалог с другими СМИ, основанный на идее широкого социального партнерства.

При этом между СМИ разных направлений происходят столкновений во взглядах и мнениях по тем или иным конкретным проблемам. И если в таких редакция работают журналисты со стремлением к гуманизму, то результатом таких столкновений должна стать выработка конструктивных, удовлетворяющих все стороны решений.

Информационная политика конкретного СМИ основывается на заявленному общественно-политическом направлении, обращенному к выбранным слоям аудитории и определенном редакцией отношении к другим СМИ.

Еще одной важнейшей составляющей является способ реализации информационной политики. Есть три возможных решения:

1) сбалансированно представлять аудитории и факты и мнения; делать акцент на факты; прежде всего представлять мнение.

Иначе говоря, программа СМИ способна реализовываться как через концентрацию внимания на сообщения фактов относительно сведений о событиях, так и через собственную, выработанную на основе своей позиции панораму событий.

Стороны информационной политики:

1) пропаганда - деятельность по распространения фундаментальных, закладываемых в основу массового сознания идей, т.е. деятельность по утверждению в нем определенного мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания.