ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.08.2024
Просмотров: 836
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 1. Содержание массово-информационной деятельности (мид) журналистики, её этапы и задачи.
Вопрос 2. Что в теории и практике обозначает термин «журналистика»?
Вопрос 3. Что входит в инфраструктуру сми и каковы ее функции?
Вопрос 6. Идеологические функции журналистики
Вопрос 7. Взаимосвязь культуроформирующих и рекреативных функций журналистики
Вопрос 8. Рекламные и справочные функции журналистики, их различия
Вопрос 9. Непосредственно-организаторские функции журналистики
Вопрос 10. Социальная позиция журналиста
Вопрос 11. Свобода журналистской деятельности, ее социально-творческие факторы
Вопрос 12. Юридические аспекты свободы журналистики
Вопрос 13. Экономические факторы свободы печати и творческой деятельности
Вопрос 14. Журналистика в демократическом обществе и ее социальные типы
Вопрос 15. Проблемы информационной безопасности.
Вопрос 16. Государственная политика в области сми
Вопрос 17. Может ли журналистика быть властью, пусть даже "четвертой"?
Вопрос 18. Характеристика массово-коммуникативных средств журналистики
Вопрос 19. Структурирование системы сми и факторы ее формирования
Вопрос 20. Формирование информационной политики сми и формы ее реализации.
Вопрос 21. Результативность журналистики и ее факторы
Вопрос 22. Действенность журналистики - целеобразующий фактор
Вопрос 24. Содержание современных зарубежных теорий журналистики (по Сиберту-Маккуэйлу)
3. Теория социальной ответственности
4. Советская коммунистическая теория
5. Теория для медиа периода развития
6. Теория демократического участия
Вопрос 25. Каков вклад Ломоносова в деонтологию отечественной журналистики?
Для максимально точного развертывания представления о сущности четвертой власти" теоретически важно выяснить, каковы характер и пределы "властных полномочий" СМИ.
1) прежде всего журналистика ведет всесторонний мониторинг всех сфер жизни и через эту органичную для себя рол наблюдателя и обозревателя определяется, как принято говорить, "повестку дня" - представляет общественности совокупность тем, проблем, суждения, то есть создает всестороннюю информационную картину всего актуально значимого в действительности.
2) журналисты выступают в роли общественного эксперта, формируют отношение, представления, мнения, взгляды.
3) СМИ участвуют в создании духовной атмосферы в обществе через участие в формировании массового сознания во всех его сторонах и формах, притом в духе гражданственности, заботы об общем благе.
4) Журналистика оказывается трибуной разнообразных мнения по широкому кругу вопросов.
Народная журналистика - эксперт, защитник, двигатель демократического прогресса, его общественный страж. Однако реализация "чистой" теоретической схемы наталкивается на ряд проблем.
Первая - народ, представляемый журналистикой не монолитен, а состоит из множества групп разного характера. Отсюда множественность соц.интересов. Это проблема разобщенности.
Вторая проблема: различные частные группы и силы со своими взглядами требованиями не представлены обществу через "свои" СМИ и потому не обладают возможностями пользоваться средствами четвертой власти на равных основаниях. Тут дело в неодинаковых экономических возможностях, различной степени организованности.
Третья проблема - проблема характера понимания и меры использования "Властных полномочий". Один вариант - сознательное нежелание журналистов считаться себя властью в каком бы то ни было виде. Другой вариант - непонимание и непризнание своей ответственности.
Четвертая проблема: стремление государственной власти ограничить правомочия и стеснить деятельность "четвертой власти". Стремление ограничить роль СМИ разрушается действием принципа дополнительности властей и журналистика перестает исполнять свои обязанности инструмента демократии, насильственно превращается в исполнителя воли официальных властей.
Журналистика располагает в соответствии со своей природой многообразной специфической системой "властных полномочий", что само по себе и дает основания говорить о ней действительно как "четвертой власти".
Вопрос 18. Характеристика массово-коммуникативных средств журналистики
Журналистика прямо связана с использованием развитых технических средств коммуникации - прессы (средств распространения информации с помощью печатного текста), радио (передачи звуковой информации с помощью электромагнитных волн) и телевидения (передачи звуковой и видео информации с помощью электромагнитных волн)
Благодаря использованию этих коммуникационных средств возникли три подсистемы журналистики: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов: отдельных газет, журналов, альманахов, программ и т.д.
Каждая из этих подсистем выполняет свою долю функций на основе особенностей, проявляющихся, прежде всего, в способах фиксации информации и ее передачи.
Печать:
(газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ в связи с фиксацией информации на бумажном листе (ткани, полимерном полотне) с помощью типографской техники. Информация в прессе фиксируется на бумаге и воспринимается без "посредников", в отличие от радио-телевизионной информации). Это обстоятельство способствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношений прессы и аудитории.
1) возможность быстрого ознакомления со всем "репертуаром" сообщений, включенных в номер или книгу, что в свою очередь дает возможность получить первичную целостную ориентацию во всем объеме и разнообразии информации. Благодаря этому можно составить общее впечатление о содержании выпуска и, далее, выбрав интересующий материал, определить характер "извлечения" (просмотр, выборочное ознакомление, подробное чтение).
2) можно пользоваться возможностями "отложенного чтения" - оставить материал после первичного ознакомления для более внимательного и подробного прочтения в удобное время.
При всем этом чтение текста проходит в том порядке, темпе и ритме, которые устанавливает сам читатель. Он может обращаться к одному и тому же произведению несколько раз, хранить нужное, подчеркивать, делать пометки на полях.
Минусы:
1) Если телевидение и радио способны передавать информацию непрерывно и оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность выпуска номеров и книг. В настоящее время частота выпуска печатной периодики колеблется от ежедневного (газета) до ежегодного (альманах).
Таким образом, пресса проигрывает в оперативности информирования.
2) Печать доступна только грамотному читателю, располагающему достаточно развитыми навыками чтения, позволяющими использовать все преимущества этого коммуникативного средства. Отсутствие навыка просматривать издание по заголовкам и расположению материалов, определяя таким образом объекты и характер чтения, значительно осложняет контакты читателя с прессой и ограничивает возможности оптимального исп. периодики для получения "необходимой и достаточной" информации.
Основа, на которой строится деятельность журналиста прессы, предполагает опору на специфику: относительно редкий выход, что позволяет и требует углубленной аналитичности информации; фиксированность на бумаге, что дает возможность разнообразить режим снятия информации, возможность длительного хранения.
Радиовещание:
Носителем информации выступает звук. Радиосвязь позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи. Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно добиться в прессе.
Отсутствие видеоряда представляет слушателям радио две группы возможностей восприятия:
1) "чистый звук" воспринимается более полно и глубоко, поскольку слушатель не отвлекается от звучащей речи, музыки, голосов жизни, "не делит" своего внимания к звуку с тем, что его сопровождает. Радио как бы отфильтровывает звук от всех других компонентов ситуации, неизбежно несущих при зрительном восприятии информацию, часто ненужную и даже нежелательную и тем самым сосредотачивает восприятие на самом себе.
2) активизация воображения слушателей, позволяющая им проявить свои способности "фантазирования" мысленного образа. Радиотеатр, радиомемуары, чтение худ.произведений и передача литературно - музыкальных композиций не принуждают слушателя через облик актера воспринимать Гамлета или короля Лира, а позволяют создавать с помощью музыки и текста свое видение персонажа.
Минусы:
1) принудительность - передачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, причем в том порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Поэтому нельзя отложить прослушивание на удобное время и делать это быстрее или медленнее, тем более "просматривать", как это свойственно печатным текстам.
2) при восприятии передач задействованы только слуховые рецепторы, благодаря чему появляется возможность совмещения со слушанием передач многих других дел и занятий, где преимущественно заняты руки и зрение. В силу этого, с одной стороны, расширяются возможности передачи массовой информации, так как заполняются недоступные для прессы и телевидения "ниши" ее восприятия. Но, другой стороны, при таком совмещении слушание радиопередач становится фоновым, что связано с потерей информации.
3) слушатель в определенный отрезок времени способен воспринимать только одну программу, отказавшись от других, одновременно идущих.
Телевидение:
От радио телевидения взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния. Этот сигнал имеет и звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер фотокадра, схемы, графика. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст.
Плюсы:
1) оперативность (преимущество оперативной "живой" передачи, идущей прямо в эфир с места события, в значительно большем, чем у радио, "эффекте присутствия", поскольку в органическом единстве находятся звуко- и видео ряд, и задействованы два типа рецепторов человека.
Журналисту важно учитывать, что хотя в совокупности аудитория телевидения составляет миллионы, у экрана обычно собирается небольшая группа людей (семейная), причем просмотр проходит, как правило, в домашних условиях. !Если газеты и журналы изначально предназначены для чтения в одиночку, если прослушивание передач также может проходить в самых разных условиях, то телевидение требует умения обращаться одновременно и к миллионной аудитории, и к малой группе людей.
Минусы:
1) принудительность - невозможность для зрителя изменить время просмотра передач, их порядок, структуру и темпоритм.
Печать, радио и телевидение представляют собой своеобразный "триумират" средств массовой информации, каждое из которых обладает рядом особенностей.