Файл: OSNOVY_TEORIIяяячччяяяяя_ZhURNALISTIKI_2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.08.2024

Просмотров: 821

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос 1. Содержание массово-информационной деятельности (мид) журналистики, её этапы и задачи.

Вопрос 2. Что в теории и практике обозначает термин «журналистика»?

Вопрос 3. Что входит в инфраструктуру сми и каковы ее функции?

Вопрос 4. Основные термины журналистики. Учредитель. Руководящие органы. Журналист. Тексты. Канал. Массовая аудитория. Социальные институты. Действительность.

Вопрос 5. Социальное предназначение и о общая характеристика функций журналистики по версии е.П.Прохорова.

Вопрос 6. Идеологические функции журналистики

Вопрос 7. Взаимосвязь культуроформирующих и рекреативных функций журналистики

Вопрос 8. Рекламные и справочные функции журналистики, их различия

Вопрос 9. Непосредственно-организаторские функции журналистики

Вопрос 10. Социальная позиция журналиста

Вопрос 11. Свобода журналистской деятельности, ее социально-творческие факторы

Вопрос 12. Юридические аспекты свободы журналистики

Вопрос 13. Экономические факторы свободы печати и творческой деятельности

Вопрос 14. Журналистика в демократическом обществе и ее социальные типы

Вопрос 15. Проблемы информационной безопасности.

Вопрос 16. Государственная политика в области сми

Вопрос 17. Может ли журналистика быть властью, пусть даже "четвертой"?

Вопрос 18. Характеристика массово-коммуникативных средств журналистики

Вопрос 19. Структурирование системы сми и факторы ее формирования

Вопрос 20. Формирование информационной политики сми и формы ее реализации.

Вопрос 21. Результативность журналистики и ее факторы

Вопрос 22. Действенность журналистики - целеобразующий фактор

Вопрос 24. Содержание современных зарубежных теорий журналистики (по Сиберту-Маккуэйлу)

1. Авторитарная теория

2. Либертарианская теория

3. Теория социальной ответственности

4. Советская коммунистическая теория

5. Теория для медиа периода развития

6. Теория демократического участия

Вопрос 25. Каков вклад Ломоносова в деонтологию отечественной журналистики?

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

Вопрос 1. Содержание массово-информационной деятельности (мид) журналистики, её этапы и задачи.

Ответ:

Термин информация произошел от латинского слова "informatio" - "сообщение, изложение, некоторые сведения, совокупность данных".

Сама сущность журналистики заключается в поиске, сборе, обработке, интерпретации и распространении информации.

  • Информация – "результат отражения многообразия действительности, такое знание, которое потребно и у которого есть потребитель".

  • Важно понять, что информация – это отраженный в сознании человека факт действительности, который должен отражаться в тексте. Таким образом она становится средством общения между людьми.

Прохоров выделяет три понимания термина "информация" в журналистике:

  • В узком понимании этим термином обозначается событийная информация: информационные жанры вообще, информационная заметка, хроника (совокупность кратких некомментированных сообщений). Сюда добавляется и комментированная информация;

  • В широком понимании информация - это вся совокупность сведений, которые несет журналистика аудитории: любые опубликованные в СМИ произведения, их место на полосе или в сетке вещания, характер заголовка газетной публикации и размере шрифта, интонации диктора или комментатора;

  • Третье понимание - специальное. Информация рассматривается как новое знание. Хроникальная заметка, содержащая важную новость, при таком подходе может быть более информативна, чем развернутая статья с банальным содержанием;

Журналистика имеет дело с "массовой информацией". Какой смысл заложен в определение «массовая»?

  • Масса - "спонтанно возникающую коллективную группировку", требующую определенной организации, в том числе и при помощи СМИ. Противопоставлялось безликой «массе» понятие публики.

Массовая информация:

  • "общезначима и общедоступна", она играет "роль духовного моста между представителями разных социальных общностей».

  • Массовая информация предполагает: во-первых, направленность на массу при отсутствии непосредственного контакта, независимо от величины и пространственной рассредоточенности аудитории; во-вторых, соответствие информационным потребностям массы; в-третьих, доступность аудитории в содержательном и финансовом плане; в-четвертых, возможность одновременного получения всей массой; в-пятых, стремление к созданию единой позиции массы по жизненно важным вопросам; в-шестых, открытость для участия в работе СМИ всех желающих представителей массы;


Этапы МИД:

  1. отражение действительности;

  2. создание текста произведения;

  3. освоение произведения аудиторией;

Характер отражения действительности и организации произведения должен четко соотноситься со стремлением добиться наилучших результатов в конкретной аудитории.

Задачи МИД:

- информативность (удовлетворение потребности в информации);

- формирование массового-сознания;

Вопрос 2. Что в теории и практике обозначает термин «журналистика»?

Журналистика в теории:

  • Журналистика - деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и другие); научная дисциплина журналистика возникла с созданием печати. (Энциклопедический словарь);

  • Термин "журналистика" произошел от французского слова "journal", что в переводе означает “дневник”.

  • Мы говорим "средства массовой информации" или, на западный манер - "mass media", когда подразумеваем совокупность печатных изданий, телевизионных каналов, радиостанций.

  • Журналистика – явление однозначное, но многоаспектное. Под журналистикой мы понимаем и систему средств массовой информации, и социальный институт, и систему видов деятельности, и совокупность профессий, и систему произведений.

  • Журналистика как система средств массовой информации представляет собой чрезвычайно разветвленную структуру. Каждый из каналов передачи информации СМИ - печать, радио, телевидение - включает большое количество разнообразных типов - изданий, радиостанций, телекомпаний. Их классификация ведется по таким признакам, как территориальная принадлежность, форма собственности, предметно-тематическая и аудиторная направленность.

  • Журналистика как социальный институт включает в себя собственно журналистские учреждения: газетные и журнальные редакции, теле- и радиокомпании, информационные агентства, пресс-центры, а так же обслуживающие их предприятия: службы связи, полиграфические комбинаты, распространители, образовательные центры.

  • В систему журналистских видов деятельности входят: творческая деятельность (труд журналистов по созданию текстов), организаторская деятельность (создание коллективов редакций и руководство ими, проведение научных исследований, подготовка кадров), пропагандистская деятельность (стремление выработать у массовой аудитории определенную идеологическую модель).



Вопрос 3. Что входит в инфраструктуру сми и каковы ее функции?

Для того чтобы печать, радио, телевидение как большая совокупность разнообразных средств массовой информации могли нормально функционировать, возникла и продолжает активно развиваться обширная инфраструктура – система жизнеобеспечения деятельности журналистики. Эта система, с одной стороны, снабжает газеты, журналы, телерадиоорганизации всем необходимым для их успешной деятельности – информацией, техникой, средствами связи, а с другой – обеспечивает доставку информационной продукции потребителям. Без такой инфраструктуры любая редакция попадет в положение, когда деятельность в «одиночку» окажется чрезвычайно сложной, трудной, дорогостоящей и будет осуществляться медленными темпами.

Части инфраструктуры (Прохоров):

  • информационные агентства и службы – это система телеграфных агентств, агентств печати и аудиовизуальной информации, пресс-бюро, пресс-центров, служб по связи с общественностью, рекламных служб. Эти организации ведут разнообразную деятельность по сбору и обработке информации, ее распространению и снабжению ею органов СМИ, налаживанию контактов с журналистами.

(Бывает и так, что информационные службы выступают учредителями СМИ. Например, ИТАР-ТАСС выпускает журнал «Эхо планеты». Но в этом случае они выступают как социальный институт, имеющий право на учреждение своих изданий и программ).

Существуют государственные, кооперативные и частные информационные агентства.

Универсальные агентства собирают, обрабатывают, распространяют информацию по широкому спектру тем в рамках региона, страны, всего мира (мировые агентства: Франс Пресс, Рейтер, ИТАР-ТАСС). Возникают специализированные агентства по тематике (Агентство экономических новостей), по характеру распространения материалов («Публицист» - агентство, распространяющее статьи крупных специалистов и известных публицистов), по источникам сведений (Интерсепт – создает материалы на основе передач зарубежных радиостанций), по способу распространения (ИТАР-ТАСС организовало службу информации для электронных банков данных).

  • пресс-центры и службы связи с общественностью:

Создаются министерствами, ведомствами, крупными фирмами, общественными организациями в целях налаживания отношений со СМИ, информирования общественности о своей деятельности, проведения пресс-конференций и брифингов. Такова, в частности, пресс-служба Президента или пресс-центр МИДа России.


Работники пресс-центров консультируют сотрудников газет, журналов, радио, ТВ и оказывают им помощь в установлении контактов с различными подразделениями ведомства, в получении информации о его деятельности. Другим направлением работы пресс-центров является сбор, регистрация и систематизация материалов, касающихся сферы компетенции данного ведомства или прямо затрагивающих их деятельность. Пресс-центры информируют об их материалах, руководство и заинтересованных лиц, следят за реакцией и принимаемыми в подразделениях мерами, помогают в случаи необходимости готовить ответные выступления от имени ведомства или его официальных лиц.

Службы связи с общественностью

Их функции шире, чем только налаживание контактов со СМИ и более специфичны, поскольку их основная задача – создание цельного образа (имиджа) «заказчика» - политического деятеля, предпринимателя, менеджера, ученого, актрисы. Различных организаций политического, экономического, религиозного, культурного характера. Цель этих служб: налаживание взаимопонимания, формирование положительного общественного мнения даже в ситуациях, критических для заказчика во время принятия непопулярных решений. При этом используются как СМИ, так и другие каналы информирования – плакаты, листовки и т.п.

  • рекламные агентства

Принимают заказы на подготовку и размещение рекламных материалов, в том числе на страницах прессы и в программах радио и телевидения. В редакциях СМИ существуют специальные рекламные отделы, которые занимаются контактами с агентствами и службами рекламы и проводят рекламную политику своих изданий и программ.

  • Организации, задействованные в сфере международного обмена словесно-текстовой и аудиовизуальной информацией.

Это организаторы всевозможных ярмарок и фестивалей, где можно приобретать информационную продукцию, и службы, представляющие и защищающие права авторов интеллектуальной собственности;

Техническая часть инфраструктуры, которую составляют:

  • предприятия полиграфии;

  • технические центры ТВ и радио;

  • предприятия связи, в том числе космической;

  • организации, занимающиеся книготорговлей, подпиской, распространением и доставкой прессы;

  • производители теле- и радиотехники, бумаги, пленок, оргтехники, технических средств для СМИ;