Файл: OSNOVY_TEORIIяяячччяяяяя_ZhURNALISTIKI_2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.08.2024

Просмотров: 826

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос 1. Содержание массово-информационной деятельности (мид) журналистики, её этапы и задачи.

Вопрос 2. Что в теории и практике обозначает термин «журналистика»?

Вопрос 3. Что входит в инфраструктуру сми и каковы ее функции?

Вопрос 4. Основные термины журналистики. Учредитель. Руководящие органы. Журналист. Тексты. Канал. Массовая аудитория. Социальные институты. Действительность.

Вопрос 5. Социальное предназначение и о общая характеристика функций журналистики по версии е.П.Прохорова.

Вопрос 6. Идеологические функции журналистики

Вопрос 7. Взаимосвязь культуроформирующих и рекреативных функций журналистики

Вопрос 8. Рекламные и справочные функции журналистики, их различия

Вопрос 9. Непосредственно-организаторские функции журналистики

Вопрос 10. Социальная позиция журналиста

Вопрос 11. Свобода журналистской деятельности, ее социально-творческие факторы

Вопрос 12. Юридические аспекты свободы журналистики

Вопрос 13. Экономические факторы свободы печати и творческой деятельности

Вопрос 14. Журналистика в демократическом обществе и ее социальные типы

Вопрос 15. Проблемы информационной безопасности.

Вопрос 16. Государственная политика в области сми

Вопрос 17. Может ли журналистика быть властью, пусть даже "четвертой"?

Вопрос 18. Характеристика массово-коммуникативных средств журналистики

Вопрос 19. Структурирование системы сми и факторы ее формирования

Вопрос 20. Формирование информационной политики сми и формы ее реализации.

Вопрос 21. Результативность журналистики и ее факторы

Вопрос 22. Действенность журналистики - целеобразующий фактор

Вопрос 24. Содержание современных зарубежных теорий журналистики (по Сиберту-Маккуэйлу)

1. Авторитарная теория

2. Либертарианская теория

3. Теория социальной ответственности

4. Советская коммунистическая теория

5. Теория для медиа периода развития

6. Теория демократического участия

Вопрос 25. Каков вклад Ломоносова в деонтологию отечественной журналистики?

Вместе с тем рекреация - это не только отдых, поддержание хорошего психического тонуса, душевного равновесия, снятие напряжения. Рекреация способствует развитию интеллекта, мыслительной деятельности (в ходе увлекательной «игры ума», например, при разгадывании интеллектуальных задач, поставленных в хороших детективах или конкурсных программах). При этом особое значение имеет художественный и интеллектуальный уровень и направленность материалов журналистики. Только гуманистически ориентированная журналистика способна избавиться от давления пошлости, непритязательного развлекательства, смакования сцен насилия и ужаса, фантазий, страха или, наоборот, преувеличенной сентиментальности, сусальности, слезливой чувствительности.


Вопрос 8. Рекламные и справочные функции журналистики, их различия

Справочная функция – удовлетворение интереса к справочной информации по культуре речи и кулинарии, правилам хорошего тона и санитарии, по способам проведения досуга и домашним поделкам (столярным, слесарным и др.)

К справочным материалам в журналистике примыкает реклама. Реклама как информация о товарах и услугах, способствующая формированию привлекательного их образа, спросу на них, вошла в журналистику с первых шагов ее развития. Печать, телевидение и радио в наше время занимают ведущее место в системе рекламы, предоставляя ей много места. При этом реклама является огромным источником средств для журналистики (без доходов от рекламы СМИ выжить не могут).

Предлагая информацию о товарах и услугах, реклама помогает потребителю сделать выбор, формирует культуру потребления. Но она может принести и вред, навязывая товары и услуги, не соответствующие действительным нуждам «потребителя», формируя чрезмерные и ложные потребности. Связывая стандарты потребления с характером образа жизни, реклама тем самым выполняет идеологические функции.

Ранее в теории отечественной журналистики рекламно-справочная функция относилась к периферии системы функций. Это было связано с той мизерной ролью, которая играла реклама в советском обществе. С приходом рыночной экономики ситуация кардинально изменилась. За десятилетие российская реклама прошла путь становления — от любительских роликов до массированных промо-кампаний. В настоящее время эта функция является едва ли не самой востребованной у аудитории. И если собственно реклама — особенно навязчивая телевизионная — вызывает недовольство аудитории, то публикации и программы прикладного характера пользуются наибольшим спросом. Независимо от смены правительств потребителей СМИ интересуют выгодные приобретения, домашнее и дачное хозяйство, советы врачей и юристов.

Справочная функция информирует, консультирует потребителя по тем или иным вопросам. В СМИ размещается справочная информация по любому запросу, которая помогает человеку информационно развиваться, методически совершенствоваться и развлекаться.

К справочной функции примыкает реклама. Реклама – неперсонифицированная передача информации (обычно имеющая характер убеждения) о продукции, услугах, или идеях известных рекламодателей посредством различных носителей. Рекламе уделяется большое место в нашей жизни, она повсюду: на телевидении, радио и в печати. Каждый человек ежедневно занимается саморекламой, без нее никуда, реклама способствует привлечения образа. Она является и огромным источником средств для журналистики.


Реклама дает информацию о товарах и услугах, предоставляя потребителю возможность выбирать из имеющейся в ассортименте продукции, «но она может принести и вред, навязывая товары и услуги, не соответствующие действительным нуждам, формирую чрезмерные и ложные потребности».

Вопрос 9. Непосредственно-организаторские функции журналистики

Непосредственно-организаторская функция – в ней “наиболее наглядно проявляется роль журналистики как “четвертой власти” в обществе”; Здесь проявляется контрольная и связанная с нею регулятивная деятельности СМИ по отношению к социальным институтам. И хотя властные полномочия журналистики пока еще недостаточно обеспечены законодательством, а публикации не обязательны для рассмотрения в социальных институтах, тем не менее, в зависимости от общественной влиятельности конкретного издания или программы соответствующие материалы оказывают воздействие той или иной направленности и силы деятельности соц.институтов. Публикации высокоавторитетных СМИ способны оказывать мощное влияние на социальные институты, добиваться коренных перемен в их деятельности и серьезных перемещений (вплоть до отставки) должностных лиц.

Журналистика, обращаясь к массовой аудитории, «выходит» и на различные социальные институты, и на официальных должностных лиц, когда затрагивает вопросы, находящиеся в сфере компетенции этих учреждений и лиц. Стремясь ориентировать аудиторию в происходящих событиях, журналисты часто анализируют деятельность различных социальных институтов (управленческих, хозяйственных, производственных, торговых, научных, учебных, культорно-просветительских), делая соответствующие выводы, оценки и предложения. Все это необходимо для формирования массового сознания, и прежде всего общественного мнения.

Важно налаживать прямое взаимодействие журналистики и социальных институтов. Кроме давления на социальные институты общественного мнения осуществляется и прямое воздействие на них журналистики. А это значит, что журналистика как «четвертая власть» в государстве играет управленческую роль в отношении не только массового сознания, но и социальных институтов.

«Властные полномочия», которыми располагает «четвертая власть» в обществе, проявляются в ряде направлений деятельности журналистов:

  1. Журналистский анализ реальной практики, положения дел на том или ином участке жизни.


  • Результатом такого анализа выступают как позитивные, так и негативные выводы, сопровождаемые предложениями, рекомендациями, суждениями о путях и способах оптимизации деятельности социальных институтов, их подразделений и отдельных должностных лиц (возможны также и выводы, содержащие только постановку проблемы, без попытки ее дальнейшего разрешения).

  1. Анализ решений и официальных документов государственных, общественных, частных организаций, объединений и других социальных структур (партий, объединений трудящихся и предпринимателей).

  • Положительная или отрицательная оценка, которая будет дана в ходе анализа, должна быть строго аргументирована и нести в себе конструктивный заряд, который будет способствовать скорейшему выполнению зафиксированных в документах решений и проведению необходимых, с точки зрения журналиста, преобразований в них.

  1. Выступления, реализующие положение журналистики как института общественного контроля за ходом дел в различных областях жизни.

  • Как исполняются законы конституции? Как «работают» законы, различные государственные акты? Как действует власть в центре и на местах в соответствии с принятыми обязанностями и решениями? Исполняются ли программы и уставы общественных организаций? Не переступаю ли организации и лица установленных для них норм? На каждый практический вопрос журналистика стремится дать ответ и добиться позитивных изменений, используя свои «властные полномочия», вмешиваясь в общественный процесс, в жизнь социальных институтов, в работу их руководителей.

  • Реакция руководящих органов на выступления журналистов может быть выражена и в форме благодарности за важную информацию, по поводу которой принимаются конкретные меры. И в форме ответа, дающего обоснование невозможности принять тот или иной совет или замечание. И в форме резкой реплики с упреками в некомпетентности или обвинениями в недостоверных сведениях, ошибках в анализе. Характер реакции, безусловно, зависит и от внимания и объективности тех, к кому обращено слово журналиста, но не в меньшей, если не в большей степени – и от самих журналистов, от компетентности средств массовой информации.

  • Компетенция («круг полномочий, сфера занятий органа или лица») газеты, журнала, теле- и радиопрограммы определяется их специализацией и масштабом деятельности. Если, например, материалы «Известий» или «Независимой газеты» носят универсальный характер и затрагивают весь круг общественных проблем, то «Спорт-экспресс» при широком распространении обращается только к одной сфере. На компетенцию журналистики прямое влияние оказывает и общественная позиция учредителя, и мера представительства ее в материалах изданий и программ.


Компетентное суждение –плод серьезного, основанного на широкой достоверной исходной информации анализа, проведенного на базе высокой методологической культуры. Только так можно получить обоснованные суждения, практически значимые выводы и рекомендации, четкие представления о возможных и необходимых мерах, о тех учреждениях и лицах, которые могут и должны отреагировать должным образом на выступление журналиста и внести конструктивные изменения в практику своей деятельности.