ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.08.2024
Просмотров: 824
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 1. Содержание массово-информационной деятельности (мид) журналистики, её этапы и задачи.
Вопрос 2. Что в теории и практике обозначает термин «журналистика»?
Вопрос 3. Что входит в инфраструктуру сми и каковы ее функции?
Вопрос 6. Идеологические функции журналистики
Вопрос 7. Взаимосвязь культуроформирующих и рекреативных функций журналистики
Вопрос 8. Рекламные и справочные функции журналистики, их различия
Вопрос 9. Непосредственно-организаторские функции журналистики
Вопрос 10. Социальная позиция журналиста
Вопрос 11. Свобода журналистской деятельности, ее социально-творческие факторы
Вопрос 12. Юридические аспекты свободы журналистики
Вопрос 13. Экономические факторы свободы печати и творческой деятельности
Вопрос 14. Журналистика в демократическом обществе и ее социальные типы
Вопрос 15. Проблемы информационной безопасности.
Вопрос 16. Государственная политика в области сми
Вопрос 17. Может ли журналистика быть властью, пусть даже "четвертой"?
Вопрос 18. Характеристика массово-коммуникативных средств журналистики
Вопрос 19. Структурирование системы сми и факторы ее формирования
Вопрос 20. Формирование информационной политики сми и формы ее реализации.
Вопрос 21. Результативность журналистики и ее факторы
Вопрос 22. Действенность журналистики - целеобразующий фактор
Вопрос 24. Содержание современных зарубежных теорий журналистики (по Сиберту-Маккуэйлу)
3. Теория социальной ответственности
4. Советская коммунистическая теория
5. Теория для медиа периода развития
6. Теория демократического участия
Вопрос 25. Каков вклад Ломоносова в деонтологию отечественной журналистики?
Следовательно, журналистике важно поддерживать контакт с социальными институтами общества и с должностными лицами.
Необходимо донести до них выступления СМИ - ведь не все институты располагают пресс-центрами, собирающими и обобщающими выступления СМИ по касающимся их деятельности вопросам. Важно удостовериться, что выступление СМИ "дошло до адресата". Тем самым редакция последовательно вмешивается в рассмотрение поставленного вопроса, занимает активную позицию в стремление к действенности.
Однако усилий редакция часть оказывается недостаточно, чтобы выступления СМИ оказались действенными. Пренебрежение к деятельности журналистов, связанные с высокомерным отношением профессионалов к "вмешательству" СМИ в область их компетенции, к сожалению, подкрепляются отсутствием достаточной юридической базы, которой регулировались бы отношения "журналистика -социальные институты".
Недостаточность обязывающих обе стороны в отношениях "журналистика - социальные институты" правовых норм затрудняет реализацию непосредственно-организаторских функций журналистики, ослабляет возможность действенного участия СМИ как "четвертой власти" в общественно-политической и других сферах жизни.
Тем не менее, несмотря на все трудности и нерешенные проблемы в области действенности выступления журналистики (а может быть, и в силу этого), журналисты в своей практической деятельности не только не могут игнорировать возможности своего непосредственно-организаторского участия в жизни общества, но способны и должны стремиться к максимальной результативности выступлений.Вопрос 23. Проблемы повышения эффективности журналистской деятельности
При реализации идеологических, культурных и других функций журналистики возникает проблема эффективности их выполнения. А это требует нацеленности на свою аудиторию, умения подойти к ней, заинтересовать, увлечь, донести до нее отвечающую ее потребностям информацию.
Результатами, которых добивается журналист, являются эффекты - конкретные изменения в сознании и поведении аудитории (в мировоззрении, миросозерцании, историческом сознании). Таким образом,
Эффективность - степени реализации целей, соответствующих потребностям аудитории в информации с учетом возможностей, которыми располагают и журналист и аудитория.
Эффективность воздействия журналистики зависит от прагматических качеств произведений, которые определяются использованными умениями (технологическими навыками, искусством или мастерством) журналиста, в свою очередь зависящими от владения им методами журналистской деятельности). В цепочке метод - умение - качество -эффективность результирующим понятием является эффективность.
Системой эффектов, которых хочет добиться журналист, и определяются задачи совокупности целей, поставленных им в ходе подготовки произведения. И работая над каждым его компонентом, во всех шагах творческой деятельности связка "цепь-потребность" является определяющей.
Очевидно, что для эффективной организации деятельности журналистам необходимо знание своей аудитории и умение это знание использовать. Аудитория - активная, самостоятельно формирующая свое отношение к СМИ "часть" журналистики как функционирующей системы.
Аудитория конкретного издания (программы) - "Известий" или "Труда" - это реальная аудитория. Те читатели, которые еще не влились в реальную аудиторию, не могут ею стать, составляют потенциальную аудиторию издания или программы. Для превращения ее в реальную аудиторию направление и информационная политика СМИ претерпевают не кардинальные, а лишь частичные изменения. А те слои и группы общества, на которые специально рассчитана газете или радиопрограмма составляю расчетную аудиторию.
Эффективная информационная политика складывается лишь при условии четкого планирования расчетной аудитории, определения реальной аудитории и выработке дальнейших шагов, способствующих укреплению контактов с аудиторией.
В целях эффективного осуществления информационного политики в ее аудиторной ориентации каждая редакция должна регулярно изучать свою аудиторию. Практически ориентированное знание аудитории складывается из сведений, касающихся по крайней мере трех сфер представлений о ней.
Во-первых, это социально-демографические сведения ( об образовании, профессии, о поле, возрасте, семейном положении, месте жительства и т.д);
Во-вторых, это сведения о характере и состоянии массового сознания аудитории (о взглядах и убеждениях, целях и стремлениях, об ориентированности в общественно-политической жизни, отношении к власти и оппозиции, участии в партиях и т.д.);
В-третьих, сведения об информационном поведении (об источниках регулярно получаемой информации, отношении к различным изданиям и программам, интересах, о запросах, мотивах обращения к СМИ);
Существенное значение этих знаний - в возможности на их основе выявить потребности аудитории в информации. Однако журналистам должно быть хорошо известно, что "руководителем" аудитории в выборе источников информации, формировании отношения к ним, отборе материалов для беглого знакомства или внимательного освоения, в характере освоения информации, т.е. "руководителем" реального информационного поведения является информационный интерес.
Интерес связан с потребностью. Журналистская забота - удовлетворение потребностей, понимание которых лежит в основе направления и информационной политики каждого СМИ.
Законом деятельности журналистики является такое удовлетворение потребностей, которое протекает с учетом интересов, т.е. материалы журналистики должны не только отвечать интересам аудитории, но через интересы удовлетворять потребности, связывать интересы и потребности.
Наряду с интересами важную роль в информационном поведении аудитории играют мотивы обращения к источникам информации. Спектр мотивов очень широк. Важнейшими из них являются: ориентационный мотив в разных проявлениях (в фактах, в смысле и связях), мотив выработки и укрепления социальной позиции.
Интересы (что хочу) и мотивы (почему хочу) определяют систему предпочтений тех или иных рубрик, творческих форм, тематических пластов, областей и проблем жизни.
Принципиальная линия поведения в журналистике, если рассчитывать на эффективной выполнение информационной политики, получает конкретные формы через практический учет - прямое или косвенное выполнение "требований" аудитории, т.е. ее интересов, мотивов, запросов.
Журналисту необходим живой интерес аудитории. Существуют три основных пути поведения журналиста по отношению к аудитории: "лобовой" - когда удовлетворение потребностей в информации никак не связывается с интересами аудитории; "хвостистский" - когда вся информационная деятельность основана на интересах аудитории при невнимании к ее потребностям; и, наконец, "реалистический" путь - когда творчески соединяются потребности с интересами.
Эффективность информационной деятельности при использовании первого и второго путей возможна лишь как случайное "попадание в цель", когда непреднамеренно потребность встречается с интересом или наоборот. Действенный же успех возможен только при осуществлении третьего пути ( реалистического) и эффективность его тем выше, чем выше умение, перерастающее в искусство и мастерство.
Честный журналист должен избегать "манипулятивного" пути - стремления привлечь аудиторию обманом.
Вопрос 24. Содержание современных зарубежных теорий журналистики (по Сиберту-Маккуэйлу)
Нормативные теории имеют дело с представлениями о том, «как медиа должны работать или чего от них ждут». Нормативные теории описывают, какие роли медиа должны играть в идеале, рекомендуют идеальную практическую деятельность и предвидят идеальные последствия.
Предпринятая Фредериком Сибертом, Теодором Питерсоном и Уилбуром Шраммом в 1956 г. первая попытка компаративного описания основных теорий прессы — авторитарной, либертарианской, советской коммунистической и социальной ответственности — до сих пор является наиболее полной
В том, что подход Сиберта страдает упрощенностью и предвзятостью, убедились исследователи международных моделей масс-медиа. Они утверждают, что, поскольку Сиберт отдает предпочтение тем странам, где основные медиа (газеты, радио и телевидение) находятся под одинаковым правительственным контролем, концепция «четырех теорий» лишена гибкости, необходимой для должного описания и анализа всех современных систем прессы, и поэтому должна быть модифицирована. Именно это сделал Маккуэйл, предложив еще две — для медиа периода развития и демократического участия (партиципаторную).
1. Авторитарная теория
Общим для всех случаев проявления этой теории является отсутствие всякой подлинной независимости журналистов и их подчинение (в конечном итоге с применением силы) государственной власти. Авторитарная теория оправдывает предварительную цензуру и наказание за отклонение от установленных сверху способов освещения прежде всего политических вопросов или любых других, имеющих явный политический оттенок. Об авторитаризме в области масс-медиа свидетельствуют соответствующие законы, прямой контроль государства за производством, навязывание журналистам правил поведения, использование налогов и других форм экономических санкций, регулирование импорта зарубежных медиа, право государства назначать редакционный персонал, запрет на публикацию и т.д.
2. Либертарианская теория
В самом общем виде она полагает, что индивид должен быть свободен публиковать все, что ему нравится, и, следовательно, является продолжением других прав — права на собственное мнение, свободу выражать его, объединяться с другими людьми и вступать в организации. Таким образом, главные принципы и ценности, на которых она базируется, идентичны принципам и ценностям либерально-демократического государства — вера в верховенство индивида, в разум, правду и прогресс и, в конечном итоге, в суверенитет воли народа.
3. Теория социальной ответственности
Маккуйэл так описывает основные принципы теории социальной ответственности:
1. Медиа должны взять на себя и выполнять определенные обязательства перед обществом.
2. Эти обязательства должны выполняться за счет установления высоких или профессиональных стандартов информативности, правдивости, точности, объективности и баланса.
3. Возлагая на себя и применяя эти обязательства, медиа должны саморегулироваться в рамках закона и существующих институтов.
4. Медиа должны избегать всего, что может привести к преступлению, насилию или гражданским волнениям либо оскорбить группы меньшинств.
5. Медиа в целом должны быть плюралистскими и отражать разнообразие общества, предоставляя доступ к различным точкам зрения и праву на ответ.
6. Общество и публика, в соответствии с первым названным принципом, имеют право ожидать высокие стандарты работы, и вмешательство можно оправдать только заботой о благе народа.
7. Журналисты и медиауправленцы должны быть подотчетны перед обществом, так же как перед работодателями и рынком.
Теория социальной ответственности оказалась очень живучей. Однако большинство журналистов-практиков признавали только ее главные ценности, например плюрализм и культурное разнообразие.