Файл: OSNOVY_TEORIIяяячччяяяяя_ZhURNALISTIKI_2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.08.2024

Просмотров: 824

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос 1. Содержание массово-информационной деятельности (мид) журналистики, её этапы и задачи.

Вопрос 2. Что в теории и практике обозначает термин «журналистика»?

Вопрос 3. Что входит в инфраструктуру сми и каковы ее функции?

Вопрос 4. Основные термины журналистики. Учредитель. Руководящие органы. Журналист. Тексты. Канал. Массовая аудитория. Социальные институты. Действительность.

Вопрос 5. Социальное предназначение и о общая характеристика функций журналистики по версии е.П.Прохорова.

Вопрос 6. Идеологические функции журналистики

Вопрос 7. Взаимосвязь культуроформирующих и рекреативных функций журналистики

Вопрос 8. Рекламные и справочные функции журналистики, их различия

Вопрос 9. Непосредственно-организаторские функции журналистики

Вопрос 10. Социальная позиция журналиста

Вопрос 11. Свобода журналистской деятельности, ее социально-творческие факторы

Вопрос 12. Юридические аспекты свободы журналистики

Вопрос 13. Экономические факторы свободы печати и творческой деятельности

Вопрос 14. Журналистика в демократическом обществе и ее социальные типы

Вопрос 15. Проблемы информационной безопасности.

Вопрос 16. Государственная политика в области сми

Вопрос 17. Может ли журналистика быть властью, пусть даже "четвертой"?

Вопрос 18. Характеристика массово-коммуникативных средств журналистики

Вопрос 19. Структурирование системы сми и факторы ее формирования

Вопрос 20. Формирование информационной политики сми и формы ее реализации.

Вопрос 21. Результативность журналистики и ее факторы

Вопрос 22. Действенность журналистики - целеобразующий фактор

Вопрос 24. Содержание современных зарубежных теорий журналистики (по Сиберту-Маккуэйлу)

1. Авторитарная теория

2. Либертарианская теория

3. Теория социальной ответственности

4. Советская коммунистическая теория

5. Теория для медиа периода развития

6. Теория демократического участия

Вопрос 25. Каков вклад Ломоносова в деонтологию отечественной журналистики?

  • Следовательно, журналистике важно поддерживать контакт с социальными институтами общества и с должностными лицами.

  • Необходимо донести до них выступления СМИ - ведь не все институты располагают пресс-центрами, собирающими и обобщающими выступления СМИ по касающимся их деятельности вопросам. Важно удостовериться, что выступление СМИ "дошло до адресата". Тем самым редакция последовательно вмешивается в рассмотрение поставленного вопроса, занимает активную позицию в стремление к действенности.

  • Однако усилий редакция часть оказывается недостаточно, чтобы выступления СМИ оказались действенными. Пренебрежение к деятельности журналистов, связанные с высокомерным отношением профессионалов к "вмешательству" СМИ в область их компетенции, к сожалению, подкрепляются отсутствием достаточной юридической базы, которой регулировались бы отношения "журналистика -социальные институты".

  • Недостаточность обязывающих обе стороны в отношениях "журналистика - социальные институты" правовых норм затрудняет реализацию непосредственно-организаторских функций журналистики, ослабляет возможность действенного участия СМИ как "четвертой власти" в общественно-политической и других сферах жизни.

Тем не менее, несмотря на все трудности и нерешенные проблемы в области действенности выступления журналистики (а может быть, и в силу этого), журналисты в своей практической деятельности не только не могут игнорировать возможности своего непосредственно-организаторского участия в жизни общества, но способны и должны стремиться к максимальной результативности выступлений.Вопрос 23. Проблемы повышения эффективности журналистской деятельности

При реализации идеологических, культурных и других функций журналистики возникает проблема эффективности их выполнения. А это требует нацеленности на свою аудиторию, умения подойти к ней, заинтересовать, увлечь, донести до нее отвечающую ее потребностям информацию.

Результатами, которых добивается журналист, являются эффекты - конкретные изменения в сознании и поведении аудитории (в мировоззрении, миросозерцании, историческом сознании). Таким образом,

Эффективность - степени реализации целей, соответствующих потребностям аудитории в информации с учетом возможностей, которыми располагают и журналист и аудитория.

  • Эффективность воздействия журналистики зависит от прагматических качеств произведений, которые определяются использованными умениями (технологическими навыками, искусством или мастерством) журналиста, в свою очередь зависящими от владения им методами журналистской деятельности). В цепочке метод - умение - качество -эффективность результирующим понятием является эффективность.

  • Системой эффектов, которых хочет добиться журналист, и определяются задачи совокупности целей, поставленных им в ходе подготовки произведения. И работая над каждым его компонентом, во всех шагах творческой деятельности связка "цепь-потребность" является определяющей.

  • Очевидно, что для эффективной организации деятельности журналистам необходимо знание своей аудитории и умение это знание использовать. Аудитория - активная, самостоятельно формирующая свое отношение к СМИ "часть" журналистики как функционирующей системы.


Аудитория конкретного издания (программы) - "Известий" или "Труда" - это реальная аудитория. Те читатели, которые еще не влились в реальную аудиторию, не могут ею стать, составляют потенциальную аудиторию издания или программы. Для превращения ее в реальную аудиторию направление и информационная политика СМИ претерпевают не кардинальные, а лишь частичные изменения. А те слои и группы общества, на которые специально рассчитана газете или радиопрограмма составляю расчетную аудиторию.

Эффективная информационная политика складывается лишь при условии четкого планирования расчетной аудитории, определения реальной аудитории и выработке дальнейших шагов, способствующих укреплению контактов с аудиторией.

В целях эффективного осуществления информационного политики в ее аудиторной ориентации каждая редакция должна регулярно изучать свою аудиторию. Практически ориентированное знание аудитории складывается из сведений, касающихся по крайней мере трех сфер представлений о ней.

Во-первых, это социально-демографические сведения ( об образовании, профессии, о поле, возрасте, семейном положении, месте жительства и т.д);

Во-вторых, это сведения о характере и состоянии массового сознания аудитории (о взглядах и убеждениях, целях и стремлениях, об ориентированности в общественно-политической жизни, отношении к власти и оппозиции, участии в партиях и т.д.);

В-третьих, сведения об информационном поведении (об источниках регулярно получаемой информации, отношении к различным изданиям и программам, интересах, о запросах, мотивах обращения к СМИ);

Существенное значение этих знаний - в возможности на их основе выявить потребности аудитории в информации. Однако журналистам должно быть хорошо известно, что "руководителем" аудитории в выборе источников информации, формировании отношения к ним, отборе материалов для беглого знакомства или внимательного освоения, в характере освоения информации, т.е. "руководителем" реального информационного поведения является информационный интерес.

Интерес связан с потребностью. Журналистская забота - удовлетворение потребностей, понимание которых лежит в основе направления и информационной политики каждого СМИ.

Законом деятельности журналистики является такое удовлетворение потребностей, которое протекает с учетом интересов, т.е. материалы журналистики должны не только отвечать интересам аудитории, но через интересы удовлетворять потребности, связывать интересы и потребности.


  • Наряду с интересами важную роль в информационном поведении аудитории играют мотивы обращения к источникам информации. Спектр мотивов очень широк. Важнейшими из них являются: ориентационный мотив в разных проявлениях (в фактах, в смысле и связях), мотив выработки и укрепления социальной позиции.

  • Интересы (что хочу) и мотивы (почему хочу) определяют систему предпочтений тех или иных рубрик, творческих форм, тематических пластов, областей и проблем жизни.

Принципиальная линия поведения в журналистике, если рассчитывать на эффективной выполнение информационной политики, получает конкретные формы через практический учет - прямое или косвенное выполнение "требований" аудитории, т.е. ее интересов, мотивов, запросов.

Журналисту необходим живой интерес аудитории. Существуют три основных пути поведения журналиста по отношению к аудитории: "лобовой" - когда удовлетворение потребностей в информации никак не связывается с интересами аудитории; "хвостистский" - когда вся информационная деятельность основана на интересах аудитории при невнимании к ее потребностям; и, наконец, "реалистический" путь - когда творчески соединяются потребности с интересами.

  • Эффективность информационной деятельности при использовании первого и второго путей возможна лишь как случайное "попадание в цель", когда непреднамеренно потребность встречается с интересом или наоборот. Действенный же успех возможен только при осуществлении третьего пути ( реалистического) и эффективность его тем выше, чем выше умение, перерастающее в искусство и мастерство.

  • Честный журналист должен избегать "манипулятивного" пути - стремления привлечь аудиторию обманом.


Вопрос 24. Содержание современных зарубежных теорий журналистики (по Сиберту-Маккуэйлу)

Нормативные теории имеют дело с представлениями о том, «как медиа должны работать или чего от них ждут». Нормативные теории описывают, какие роли медиа должны играть в идеале, рекомендуют идеальную практическую деятельность и предвидят идеальные последствия.

Предпринятая Фредериком Сибертом, Теодором Питерсоном и Уилбуром Шраммом в 1956 г. первая попытка компаративного описания основных теорий прессы — авторитарной, либертарианской, советской коммунистической и социальной ответственности — до сих пор является наиболее полной

В том, что подход Сиберта страдает упрощенностью и предвзятостью, убедились исследователи международных моделей масс-медиа. Они утверждают, что, поскольку Сиберт отдает предпочтение тем странам, где основные медиа (газеты, радио и телевидение) находятся под одинаковым правительственным контролем, концепция «четырех теорий» лишена гибкости, необходимой для должного описания и анализа всех современных систем прессы, и поэтому должна быть модифицирована. Именно это сделал Маккуэйл, предложив еще две — для медиа периода развития и демократического участия (партиципаторную).

1. Авторитарная теория

Общим для всех случаев проявления этой теории является отсутствие всякой подлинной независимости журналистов и их подчинение (в конечном итоге с применением силы) государственной власти. Авторитарная теория оправдывает предварительную цензуру и наказание за отклонение от установленных сверху способов освещения прежде всего политических вопросов или любых других, имеющих явный политический оттенок. Об авторитаризме в области масс-медиа свидетельствуют соответствующие законы, прямой контроль государства за производством, навязывание журналистам правил поведения, использование налогов и других форм экономических санкций, регулирование импорта зарубежных медиа, право государства назначать редакционный персонал, запрет на публикацию и т.д.

2. Либертарианская теория

В самом общем виде она полагает, что индивид должен быть свободен публиковать все, что ему нравится, и, следовательно, является продолжением других прав — права на собственное мнение, свободу выражать его, объединяться с другими людьми и вступать в организации. Таким образом, главные принципы и ценности, на которых она базируется, идентичны принципам и ценностям либерально-демократического государства — вера в верховенство индивида, в разум, правду и прогресс и, в конечном итоге, в суверенитет воли народа.


3. Теория социальной ответственности

Маккуйэл так описывает основные принципы теории социальной ответственности:

1. Медиа должны взять на себя и выполнять определенные обязательства перед обществом.

2. Эти обязательства должны выполняться за счет установления высоких или профессиональных стандартов информативности, правдивости, точности, объективности и баланса.

3. Возлагая на себя и применяя эти обязательства, медиа должны саморегулироваться в рамках закона и существующих институтов.

4. Медиа должны избегать всего, что может привести к преступлению, насилию или гражданским волнениям либо оскорбить группы меньшинств.

5. Медиа в целом должны быть плюралистскими и отражать разнообразие общества, предоставляя доступ к различным точкам зрения и праву на ответ.

6. Общество и публика, в соответствии с первым названным принципом, имеют право ожидать высокие стандарты работы, и вмешательство можно оправдать только заботой о благе народа.

7. Журналисты и медиауправленцы должны быть подотчетны перед обществом, так же как перед работодателями и рынком.

Теория социальной ответственности оказалась очень живучей. Однако большинство журналистов-практиков признавали только ее главные ценности, например плюрализм и культурное разнообразие.