Файл: OSNOVY_TEORIIяяячччяяяяя_ZhURNALISTIKI_2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.08.2024

Просмотров: 848

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос 1. Содержание массово-информационной деятельности (мид) журналистики, её этапы и задачи.

Вопрос 2. Что в теории и практике обозначает термин «журналистика»?

Вопрос 3. Что входит в инфраструктуру сми и каковы ее функции?

Вопрос 4. Основные термины журналистики. Учредитель. Руководящие органы. Журналист. Тексты. Канал. Массовая аудитория. Социальные институты. Действительность.

Вопрос 5. Социальное предназначение и о общая характеристика функций журналистики по версии е.П.Прохорова.

Вопрос 6. Идеологические функции журналистики

Вопрос 7. Взаимосвязь культуроформирующих и рекреативных функций журналистики

Вопрос 8. Рекламные и справочные функции журналистики, их различия

Вопрос 9. Непосредственно-организаторские функции журналистики

Вопрос 10. Социальная позиция журналиста

Вопрос 11. Свобода журналистской деятельности, ее социально-творческие факторы

Вопрос 12. Юридические аспекты свободы журналистики

Вопрос 13. Экономические факторы свободы печати и творческой деятельности

Вопрос 14. Журналистика в демократическом обществе и ее социальные типы

Вопрос 15. Проблемы информационной безопасности.

Вопрос 16. Государственная политика в области сми

Вопрос 17. Может ли журналистика быть властью, пусть даже "четвертой"?

Вопрос 18. Характеристика массово-коммуникативных средств журналистики

Вопрос 19. Структурирование системы сми и факторы ее формирования

Вопрос 20. Формирование информационной политики сми и формы ее реализации.

Вопрос 21. Результативность журналистики и ее факторы

Вопрос 22. Действенность журналистики - целеобразующий фактор

Вопрос 24. Содержание современных зарубежных теорий журналистики (по Сиберту-Маккуэйлу)

1. Авторитарная теория

2. Либертарианская теория

3. Теория социальной ответственности

4. Советская коммунистическая теория

5. Теория для медиа периода развития

6. Теория демократического участия

Вопрос 25. Каков вклад Ломоносова в деонтологию отечественной журналистики?


Вопрос 6. Идеологические функции журналистики

Идеология – это система взглядов, в которой осознаются и оцениваются отношения людей в действительности и друг к другу, социальные проблемы и способы их разрешения, определяются цели и средства (программы) социальной деятельности государственных образований и общественных объединений по поддержанию status quo или преобразованию социальных отношений в соответствии с интересами и потребностями носителей идеологии.

  • Проблема идеологии осложняется тем, что идеи могут быть как верными, так и не верными;

  • Вот почему сейчас говорят о деилогизации (в том случае, когда идеологические подходы распространяются на сферу, где они объективно не должны применяться); и о реидеологизации (когда деилогизация заходит слишком далеко и для установления верного понимания явлений жизни требуется «вернуть идеалогический подход в другой, измененной форме); о переидеологизации (в случае отхода от одних идеологических позиций и перехода на другие);

Идеологическая ориентирующая деятельности СМИ носит универсальный характер, т.е. охватывает все стороны духовного мира личности, все компоненты массового сознания.

Массовое сознание – совокупность представлений различных социальных групп о мире явлений окружающей среды

Массовое сознание можно представить как совокупность четырех взаимодействующих компонентов: мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания и общественного мнения;

! В своей идеологической деятельности журналистика обращается ко всем компонентам массового сознания, что легко проследить по материалам изданий и программ. Поэтому журналистам важно знакомство с каждым из них;

  • Чем точнее наше знание реалий современности, справедливее ее оценки и вернее предвидение будущего, тем более общечеловеческих характер носит идеологическая система;

  • Идеологические несогласия (различие в интересах людей, порождают острые идейные споры, столкновения взглядов, а при невозможности решить разногласия мирным путем – политическую борьбу,

  • Журналистика разных социальных ориентаций стремится идеологическими средствами создать и укрепить в своей аудитории определенный тип сознательности как единства сознания и самосознания;


Сознание – совокупность представлений об окружающем мире (от единичных фактов до глобальных законов, от суждений об отдельном человеке до понимания сущности человека и судеб человечества);

Самосознание – осознание себя, своего места в мире и в системе отношений, пониманием цели и смысла своей жизни;

Формирование сознательности, выработка идеологических представлений осуществляется как в ходе самоориентации людей, так и под влиянием деятельности различных идеологических институтов, ставящих своей целью всестороннюю социальную ориентацию больших групп людей. Журналистика играет в этом процессе едва ли не самую важную роль, так как имеет возможность действовать постоянно, систематически, учитывая перемены в жизни, показывая все ее многообразие через совокупность множества различных по характеру произведений. Именно журналистика способна отслеживать быстро меняющуюся обстановку и тем самым способствовать в случае необходимости переориентации массовой аудитории;

Социальная ориентация – это умение разбираться в окружающей обстановке, понимать и оценивать социальные явления, выявлять их значимость для себя и влияние на протекающие процесс и в соответствии с этим определять свое к ним отношение, вырабатывать позицию, цели, направления и характер деятельности.

Ориентированность включает:

  1. Осознание того, что существует в реальной жизни:

  • Журналистика, используя все каналы гласности, представляет аудитории широкую панораму действительности. При этом ее задачадать целостное представление о жизни, а не разрозненные факты и отрывочные сведения об отдельных ее (выработка адекватной картины мира);

  1. Ориентированность в исторической перспективе:

  • Это отбор и подача материала «о том, что есть» будет проходить в связи с представлением о «желаемом будущем». А так как представители различных социальных сил по-разному представляют «желаемое будущее», неизбежно возникает различие во взглядах;

  1. В ходе ориентации при сопоставлении представлений о «желаемом будущем» с реалиями настоящей жизни возникают оценочных суждения «о том, что есть».

  • А поскольку оценки формируются при рассмотрении явлений реальной жизни на фоне «желаемого будущего», то в изданиях и программах разной идеологической направленности и характер оценок неизбежно оказывается различным;


  1. Овладение представлениями о совокупности норм – тех способах, методах, средствах, применение которых будет способствовать достижению ближайших и перспективных целей, приблизит «желаемое будущее».

  • Разумеется, и представления о нормах поведения ради достижения целей также будут различаться в зависимости от исходных позиций изданий и программ, характера выработанных ими оценочных суждений и признанных достойными средств достижения целей;

Формирование мировоззрения – главная задача всех форм идеологической работы

Мировоззрение – это призма, через которую человек рассматривает окружающее, оценивает его, принимает жизненно важные решения, определяет свою линию поведения в решении принципиальных вопросов бытия

  • В журналистике постоянно публикуются произведения, прямо рассчитанные на формирование мировоззрения;

  • Сущность идеологических функций журналистики состоит в том, чтобы постоянно способствовать росту и развитию сознательности масс путем всесторонней ориентации в действительности, выражающейся в формировании всех компонентов массового сознания при акцентированном внимании к задачам по развитию и активизации общественного мнения.


Вопрос 7. Взаимосвязь культуроформирующих и рекреативных функций журналистики

Журналистика для своей аудитории выполняет широкий круг обязанностей по развитию ее культуры, образованности, удовлетворению спроса на рекреацию.

Культуроформирующая функция журналистики заключается в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в распространении в обществе высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека.

Её цель - обогатить внутренний мир человека как самоценной личности. При этом расширяется принцип самостоятельного выбора каждым человеком культурных ценностей. Это обязывает журналиста знать сферы культурных пристрастий и увлечений своей аудитории, чтобы снабжать ее соответствующей информацией.

На первом месте из выбираемых обществом сфер культуры стоит, как правило, художественная культура - литература, изобразительное искусство, архитектура, музыка. За ней следуют, а иногда и опережают, разнообразные отрасли фундаментальных и прикладных наук, техники и технологии. Для СМИ важной задачей является и формирование высокой культуры быта и досуга, даже этикета и т.д.

Журналистика несет и рекреативную (лат. recreatio «восстановление», creatio «становление») функцию, которую называют также гедонистической, развлекательной или функцией релаксации. Ее цель - создание условий для отдыха, интересного проведения досуга, приятного заполнения свободного времени, снятия усталости и напряжения, восстановления и укрепления душевного покоя и равновесия. Принято считать, что эту функцию выполняют произведения развлекательного плана (концерты легкой музыки, эстрадные шоу, передачи с цирковой арены, трансляции спортивных соревнований, детективные фильмы, викторины и конкурсы и т.д. и т.п.). Разумеется, все эти произведения, несомненно, в большей или меньшей степени обладают и культурно-идеологическим зарядом, и важно, чтобы журналисты следили, чтобы содержательно эта информация не противоречила характеру идеологического, культуроформирующего направления СМИ, соответствовала высоким стандартам.

С другой стороны, ясно, что информация, реализующая идеологические, культурные, справочные функции, только тогда в полной мере выполняет свои задачи, когда представляющие ее произведения интересны, способны привлекать и удерживать внимание аудитории.