ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 719

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лять, Д-сопротивление ... разрушить, Е-покорность ... пресекать

Аналогии. Укажите слова, находящиеся в тех же отношениях, что и слова, наб-

ранные прописными буквами.

3. КОСТЫЛЬ-ПЕРЕДВИЖЕНИЕ, А. весло-байдарка, В. герой-поклонение,

С. лошадь-экипаж, Д. очки-зрение, Е. утверждение-разногласие

Понимание читаемого. Испытуемый читает отрывок и отвечает на вопросы

с множественным выбором ответов, что позволяет оценить его понимание со-

держания

Рис. 44. Примеры вербальных заданий теста способности к обучению. Инструкции

приведены в краткой форме. Ответы 1-В, 2-Е, З-Д.

С разрешения Службы тестирования в образовании

Стандартные вопросы с множественным выбором ответов. Используя сведения

из школьных арифметики, алгебры и геометрии, эти задания выявляют наход-

чивость испытуемого и его умение применять усвоенные принципы.

1. Если 16 х 16 х 16 = 8 х 8х Р, то P =

A-4, B-8, С-32, Д-48, Е-64

Количественные сравнения. Отметьте А, если число в столбце 1 больше числа

в столбце 2; В-если меньше; С-если оба числа равны: Д-если необходима

дополнительная информация, чтобы решить, какое из чисел больше.

Столбец 1 Столбец 2

2. 3х353х8 4х352х6

Рис. 45. Примеры математических заданий теста способности к обучению. Инструк-

ции приведены в краткой форме. Ответы 1-Е, 2-А.

С разрешения Службы тестирования в образовании

из брошюры, распространяемой среди поступающих в колледж (College

Entrance..., 1974,b). Изменения, внесенные в этот тест в 1974 г. на основе

экспериментальных данных, связаны с добавлением заданий из теста на

грамматику английского языка и введением раздельных показателей сло-

варного теста (задания на нахождение антонимов и аналогий) и теста по-

нимания прочитанного (задания на завершение предложений и понима-

,.,,а пппии-тянпото).

------- пм-ттл по ВСТУПИ-

283 ГРУППОВОЕ ТКСТИРОВЛНИЕ

и подробно анализируется на хорошем методическом уровне. В одном

из обзоров седьмого Ежегодника измерения умственных способностей

этот тест характеризуется следующим образом: <Методически SAT мож-

но считать совершенным, в принципе достигающим на сегодняшний

день вершины возможностей психометрии> (Р.Н. Du Bois, 1972). <Прак-

тика предтестовых заданий, анализ и стандартизация новых форм слу-

жат примером наиболее разработанных процедур современной психоме-

трии> (W.L. Wallace, 1972). Некоторые аспекты анализа SAT обсуждают-


ся в разных главах этой книги как иллюстрация специфики его методов,

наиболее подробное описание этого теста даётся в книге В. Ангоффа

(W.H. Angoff, 1971 b). Укороченная форма теста, известная как предвари-

тельный вариант SAT, используется с 1959 г. Этот вариант, применяемый

обычно на более ранней стадии, служит для предварительной оценки

способностей старшеклассников к обучению в колледже и применяется

при консультировании по вопросам образования и с другими конкретны-

ми целями. Оба теста отвечают требованиям, предъявляемым к про-

грамме тестирования, установленной Советом по вступительным экзаме-

нам в колледж. Все поступающие в колледжи, находящиеся в ведении

этого совета, обязательно выполняют SAT. В некоторых колледжах при-

меняется также один или более утвержденных советом тестов достиже-

ний в конкретных областях знаний.

Еще одной введенной в 1959 г. национальной программой была аме-

риканская программа тестирования для колледжей (ACT). Вначале ее

применение ограничивалось главным образом системой университетов

штатов, но популярность программы быстро росла, и теперь она исполь-

зуется многими колледжами страны. Батарея тестов ACT состоит из

четырех частей: владение английским, математикой, чтение работ по

естественным и социальным наукам. По мнению создателя этой системы

Э. Ф. Линдквиста, такое построение отражает основные виды работ, осу-

ществляемых при обучении в колледже. ЛСТчастично совпадает с тради-

ционными тестами способностей и достижений, но концентрирует внима-

ние на основных интеллектуальных навыках, необходимых для удовле-

творительного освоения учебных программ колледжа.

В методическом отношении ЛСТниже тех стандартов, которым со-

ответствует SAT. Коэффициенты надежности обычно ниже, чем требуется

для принятия решения об индивиде. Отдельные показатели в каком-то

смысле избьгщчны, поскольку четыре части теста перегружены задания-

ми на понимание прочитанного и слишком взаимокоррелируют. Вместе

с тем данные о валидности выгодно отличаются от установленных для

других методов этого типа. Корреляции между объединенными показа-

телями батареи в целом и усредненными годовыми оценками в колледже

равняются приблизительно 0,50. Большинство данных по валидности бы-

ло получено через исследовательские службы колледжей, участвовавших

в Американской программе тестирования для колледжей. Программа


также предусматривала получение обширных нормативных, интерпрета-

ционных и других вспомогательных данных.

Помимо вышеупомянутых узконаправленных тестов ряд тестов для

старшеклассников и студентов колледжей может проводится лишь пси-

хологами-консультантами или другими квалифицированными специали-

стами. Примером тестов такого типа является квалификационный тест

--_."" ." "т-япйн пает шесть показателей: вер-

284 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ках, суммарный по тесту в целом. Информированность в различных

областях знания, необходимая для выполнения заданий теста, является

достаточно общей и не зависит от специфических особенностей препода-

вания учебного предмета. Данные о надежности и нормативные данные

свидетельствуют в пользу этой батареи. Данные о валидности многообе-

щающи, но недостаточно многочисленны для столь широко используе-

мого теста.

Отметим, что за исключением SAT (который может быть дополнен

тестами достижений) такого типа тесты изучают комбинацию общих

способностей и знания (или способности объяснить) сути дела по ос-

новным учебным предметам. Использование раздельных показателей

для предсказания достижений в конкретных областях знаний достаточно

сомнительно. По-видимому, суммарный показатель лучше предсказы-

вает успехи в освоении всех учебных курсов колледжа. Среди отдельных

показателей обычно вербальный лучше всего предсказывает будущие ус-

пехи в обучении. Следует также иметь в виду, что ни один из показате-

лей любого из подобных тестов не заменяет школьных оценок. Послед-

ние могут служить предсказателями достижений в колледже с такой же

или даже более высокой вероятностью, что и большинство тестов. Если

же тестовые показатели используются с учетом оценок, полученных

в старших классах школы, то прогноз будущих успехов в освоении

учебных программ колледжа значительно улучшается.

Прием в аспирантуру. Практика тестирования поступающих

в колледж постепенно была распространена на аспирантуру и профессио-

нальные школы. Большая часть созданных для этих целей тестов пред-

ставляет собой комбинацию тестов общего интеллекта и тестов достиже-

ний. Достаточно известным тестом этого типа является письменный

экзамен для аспирантов (GRE). Серии тестов GRE возникли в 1936 г.

в результате совместных исследований фонда Карнеги <Прогресс в пре-


подавании> и аспирантур 4 университетов восточных штатов. В настоя-

щее время эти исследования по расширенной программе проводятся

Службой тестирования в образовании под общим рукоиодством Совета

по вступительным экзаменам в аспирантуру. Тестирование студентов

проводится в специально созданных центрах до их приема в аспиранту-

ру. Результаты теста используются университетами как вспомогательное

средство при принятии решений о приеме, распределении, отборе стипен-

диатов, научном руководителе и т.п.

GRE состоят из тестов способностей и успехов в выбранной студен-

том области исследований. Последний применяется во многих спе-

циальных областях, таких, как биология, английская литература, фран-

цузский язык, математика, политические науки, психология. Тест

способностей в сущности представляет собой тест способности к обуче-

нию, рассчитанный на успевающих студентов последних курсов и аспи-

рантов. Как и многие тесты подобного типа, он имеет раздельные вер-

бальный и количественный показатель. Вербальные задания предпола-

гают умение рассуждать и понимать прочитанные отрывки по несколь-

ким областям знания. Количественные задания требуют умения рабо-

285 ГРУППОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

тать с арифметическими и алгебраическими понятиями, а также умения

объяснять графики, диаграммы и дескриптивные данные.

Результаты по всем тестам GRE приводятся в соответствии с единой

стандартной шкалой показателей с М = 500 и а = 100. Эти показатели,

непосредственно сравнимые для всех тестов, были соотнесены с показа-

телями теста способностей фиксированной референтной группы из 2095

старшекурсников, выбранных в II обследовавшихся в 1952 г. колледжах.

Например, показатель 500 по тесту достижений в физике соответствует

такому выполнению теста, которое ожидается от большинства физиков,

чьи результаты по тесту способностей равны среднему показателю этого

теста в референтной группе. Так как поступающие в аспирантуру пред-

ставляют собой отобранную по успеваемости группу, средние резуль-

таты для большинства групп, выполняющих тест достижений при посту-

плении в аспирантуру, будут значительно выше 500. Более того,

существует определенное соответствие между качествами интеллекта

студентов и их специализацией. Поэтому при нормативной интер-

претации более уместны процентили, полученные для конкретных групп


испытуемых, правда, локальные нормы в этом отношении еще

лучше.

Валидность и надежность GRE определялась на ряде различных вы-

борок студентов (Guide for use.., 1973). Коэффициенты надежности

вербального и количественного показателя теста способностей и сум-

марных показателей тестов успехов, вычисленные по формуле Кьюде-

ра-Ричардсона, в основном превышали 0,90. Для некоторых тестов успе-

хов приводятся также показатели по двум-трем основным разделам

конкретной области знания, скажем по экспериментальной и социальной

психологии. Надежность таких субпоказателей в большинстве случаев

колеблется на уровне 0,80. Более низкая надежность и высокие взаимо-

корреляции разделов науки требуют особой осторожности в интерпрета-

ции субпоказателей.

Прогностическая валидность проверялась по таким критериям, как

средняя оценка в аспирантуре, сдача аспирантских экзаменов, оценки

преподавателей и получение степени доктора (W.W.Willinghan, 1974).

В общем, составной показатель GRE, включающий тесты способностей

и успехов, оказывается более валидным в качестве предсказателя выпол-

нения программы обучения в. аспирантуре, чем средние годовые оценки

на старших курсах, то же можно сказать и про другие критерии. Как

и следовало ожидать, GRE-количественный был лучшим предсказателем,

чем GRE-вербальный для таких областей знаний, где требовались мате-

матические способности, и напротив, в таких сферах научной деятельно-

сти, как, скажем, лингвистика, лучшим предсказателем был GRE-вер-

бальный. В общем, тест успехов GRE по сравнению со всеми

исследованными был наиболее валидным единым предсказателем. На

рис. 46 на примере из трех областей знания показан процент студентов,

получивших степень доктора философии, для разных интервалов показа-

телей по тесту успехов. Приведенные на рис. 46 три коэффициента пред-

ставляют собой бисериальные корреляции между результатами по тесту

успехов GRE и получением и неполучением степени доктора философии.

Наивысшие валидности были получены при учете среднегодовых

оценок старшекурсников и одного или двух показателей GRE. Многочис-

ленные корреляции, в зависимости от критериев и областей знания, в ос-

" """пагались в интервале от 0,40 до 0,45. Следует отметить, что

280 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

одинаковая направленность способностей, свойственная поступающим