ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 724

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

стоит право индивида отказаться от участия в тестировании и тем

самым оградить тайну своей личности. При получении научно значимых

данных осуществление этого права задает сложную задачу изобретатель-

ности психолога. Однако при правильном взаимопонимании и создании

установки взаимоуважения число отказов от участия в тестировании мо-

жет стать ничтожно малым. Это также поможет избежать технических

трудностей эксперимента, связанных с систематической ошибкой выбор-

ки и ошибками испытуемых, добровольно принявших участие в исследо-

вании. Данные национальных обследований и обследований в пределах

штата подтверждают, что эта цель может быть достигнута как при те-

стировании успешности обучения, так и при более тонком исследовании

личности (W.H.Holtzman, 1971; F.B.Womer, 1970). Имеются опреде-

ленные данные, свидетельствующие о том, что число испытуемых, во-

спринимающих личностные опросники ак посягательство на тайну лич-

ности, а некоторые из заданий как оскорбительные для себя, значительно

сокращается, если тест предваряет простое и откровенное объяснение то-

го, как отбирались задания и как будут интерпретироваться показатели

(А.М. Fink, J.N. Butcher, 1972). Нужно добавить, что с точки зрения те-

стовой валидности такое объяснение не влияет на среднее значение про-

филя показателей личностных опросников.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

Так же как и сохранение тайны, связанная с ней проблема конфиден-

циальности тестовых данных многоаспектна. Основной ее вопрос: <Кто

будет иметь доступ к тестовым результатам?> Ответ на него в кон-

кретных ситуациях определяется такими соображениями, как неразгла-

шение содержания теста, опасность неверного понимания показателей

теста и заинтересованность разных лиц в его результатах.

Растущее понимание права индивида на получение доступа

к данным своего тестирования, а также осознание, что он должен иметь

возможность комментировать содержание своего ответа и в случае необ-

ходимости пояснить или исправить фактическую информацию, заста-

вляет консультантов все больше делать клиента активным участником

собственного обследования. Для этих целей тестовые результаты долж-

ны быть представлены в удобной для понимания форме, свободной от

специальных терминов или профессионализмов и ориентированной на

непосредственные задачи тестирования. Против неправильного использо-


вания и неверной интерпретации тестовых данных должны быть приня-

ты соответствующие меры предосторожности (см. Ethical..., 1981, прин-

цип 14).

При тестировании несовершеннолетних следует также принимать во

внимание право родителей на получение тестовых данных ребенка. Такое

право может означать конфликт с собственным правом ребенка, особен-

но старшего возраста, на сохранение этих сведений в тайне. Анализируя

эту проблему, О. М. Рюбхаузен и О. С. Брим (О. М. Ruebhausen,

О. С. Brim, 1966, р. 431-432) писали: <Следует ли ребенку, еще не достиг-

шему возраста, когда он начинает нести ответственность перед законом,

предоставлять право на сохранение тайны тестирования ? Из соображений

58 СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

новные правила> (Russell Sage Foundation, 1970, p. 27) рекомендуют

в случаях <достижения учащимся старшего школьного возраста и если

он перестает посещать .среднюю школу или вступает в брак (независимо

от возраста)> предоставлять право отказывать родителям в доступе

к своим тестовым данным. Однако такой рекомендации нужно следовать

с осторожностью, согласуя действия школы с законами штата, чтобы ее

выполнение не привело к юридическим трудностям.

Если не касаться возможных исключений, то вопрос не в том, сооб-

щать ли родителям несовершеннолетних результаты тестирования, а

в том, как это делать. Обычно родители имеют юридическое право на

получение информации о своем ребенке, и чаще всего они хотят полу-

чить такую информацию. Более того, в некоторых случаях школьная не-

успеваемость ребенка или затруднения эмоционального характера могут

отчасти возникать из-за взаимоотношений между ребенком и родителя-

ми. При этих условиях обращение психолога к родителям крайне важно

для получения анамнестических данных и установления с ними непосред-

ственного контакта.

При обсуждении конфиденциальности тестовых данных чаще рас-

сматривается вопрос об их доступности третьему лицу, а не тестируемо-

му индивиду (или родителям несовершеннолетнего) и экспериментатору

(Ethical..., 1981, принцип 6; Russell Sage Foundation, 1970). Основной прин-

цип состоит в том, что такие данные не должны передаваться без ведома

и согласия испытуемого.

Если тестирование проводится в учреждении, например в школе, су-

де или при оформлении на работу, индивид должен быть проинформи-

рован о целях тестирования, о том, как будут использоваться его резуль-


таты, и об их доступности заинтересованным официальным лицам.

В этом случае дополнительного разрешения не требуется до тех пор, по-

ка результаты используются внутри учреждения. Иное дело, когда те-

стовые результаты запрашиваются посторонними людьми, например

когда возможный наниматель или колледж запрашивают результаты

тестирования, проведенного в школе. Здесь необходимо получить согла-

сие индивида на передачу данных. Это же относится и к тестам, приме-

няемым в условиях клиники, при консультировании или с исследователь-

скими целями. В уже упоминавшихся <Основных правилах (Russell Sage

Foundation, 1970, p. 42) приводится образец формы, заполняемой при

передаче результатов текстирования и предназначенной для использова-

ния в школе.

Еще одна проблема связана с хранением данных тестирования в уч-

реждениях. С одной стороны, данные об индивидах, получаемые в тече-

ние продолжительного времени, могут оказаться полезными не только

для исследовательских целей, но и для правильного понимания и кон-

сультирования самого индивида. Но, как и в большинстве случаев, их

ценность определяется правильным использованием и верной интерпре-

тацией тестовых результатов. С другой стороны, наличие старых данных

открывает путь к такому неверному их использованию, как ошибочные

выводы из устаревших результатов и неправомочный доступ к ним

с иной, отличной от первоначальной, целью. Было бы явной нелепостью,

например, ссылаться на показатели IQ или теста, измеряющего успеш-

ность чтения, полученные ребенком в третьем классе, как имеющие зна-

59

СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

зате.пям по столь давнему и единичному тесту. Если же данные, полу-

ченные в тестировании много лет нацд, сохраняются, то всегда суще-

ствует опасность их использования с целями, которых ни индивид, ни

его родители никогда не предполагали и не одобрили бы.

Во избежание подобного непр:.!ьного обращения с тестовыми

данными, предназначенными для длительного использования либо в ин-

тересах индивида, либо с научными целями, необходимо, чтобы доступ

к ним подлежал особо строгому к:"..о:;о. 13 <Основных г.оаплах>

(Russell Sage Foundation, 1970, р. 202_, данные о школьниках в зависи-

мости от срока хранения распределяк-ся по трем категориям. Опреде-

ляющим фактором ь л-ой классификации явли.-!: - ,Г1"нень o6uCimii,i!0-

сти и проверяемости данных; кроме того, учн...-.1.1С1Ся их oi ношение


к целям обучения. Было бы разумн!.1л1 .лl учрс,;....,.:;: любого типа вы-

работать точные критерии для упи i . , . ...г.я, с. ксния и доступнстн

сведений об индивиде.

Проблема сохранения, неразглач;.: .лл ". достунности тестовых ре-

зультатов (и всех иных данных о J.>..-iJciti; усложняется в связи с по-

явлением системы банков данных для вычислительных устройств.

В предисловии к <Основным правилам> (Russel Sage Foundation, 1970,

p. 5-6) О.М. Рюбхаузен писал:

<Современная наука открывает новые аспекты проблемы неразглашения тайны лич-

ности. Было премя, когда такие свойства человека, как погрешности его памяти и способ-

нос! ь к состраданию, наряду с такими факторами, как быстротекущее время, теплота че-

ловеческих воспоминаний, ограждали личность от нежелательного вмешательства. Теперь

все эти факторы оказались не у дел. Современная наука предоставила нам возможность

точно регистрировать, постоянно хранить, быстро находить и тут же передавать инфор-

мацию на любые расстояния>.

Небывалые успехи в хранении, обработке и поиске данных, ставшие

возможными благодаря появлению счетно-вычнелительных устройств,

iviolyi сослужить бесценную службу как при исследошняи, laiv : при не-

посредственном разрешении социальных пробьем. К возможным посяга-

тельствам на тайну личности и нарушение конфиденциальности необхо-

димо относиться твепдо, конструктиЕно и вдумчиво. Вместо того чтобы

пу1а1ься цситра.л1:;>...-..1 и эффективлиети сложных вычислительных сис-

тем, следует лучше использовать их свойства при поиске более дей-

ственных процедур, обеспечивающих неразглашение индивидуальных

Примером того, чего можно достичв при соответствующем обору-

довании, может служить система <Звено>, разработанная Американским

советом по иоразовамию (A.W. Astia, F. Boruch, }970). По программе

лонгитюдных исследований влияния разных типов среды в колледжах

ежегодно обспедовались несколько сот тысяч первокурсников. Чтобы

собрать катамнестические данные об одних и тех же л-к-дях ii для пре-

дупреждения опознания их ответов кем-нибудь в будущем, была изобре-

тена трехфаЯловая ;;!:,тс1...компьк.терпой записи. Псовая запись, содер-

жащая ответы каждого студента, помеченные произвольным идентифи-

кационным номером, легко доступна для исследовательских целей.

Вторая запись, содержащая (фамилию и адреса студентов под теми же

идентификационными номерами, сначала помещалась в отдельном хра-


нилище и использовалась только для печатания открыток, адресов при

--.-".-._.". ."."".,".. " йгтor.,a.><lтJм Пппр- ъпгптпрпрния таких запи-

60 СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧБСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

Такая двухфайловая система является традиционной системой обес-

печения неразглашения информации. Она, однако, не гарантирует пол-

ной сохранности сведений, так как часть обслуживающего персонала

имеет доступ к обеим записям. Более того, файлы с записями по закону

могут быть затребованы судом. Поэтому был подготовлен третий файл,

известный теперь как файл <Звено>. Такой файл содержит запись перво-

начальных идентификационных номеров и новый ряд случайных чисел,

которые подставлялись вместо первоначальных идентификационных но-

меров в файл с записью фамилий и адресов. Файл <Звено> был депони-

рован в компьютерной системе другой страны с условием, что он никог-

да и никому не будет предоставлен, даже Американскому совету по

образованию.

Записи катамнестических данных посылались на перезапись в дру-

гую страну, где осуществлялась замена одних кодовых номеров другими.

Поскольку файлы декодирования и файлы с исследовательскими данны-

ми находятся под контролем разных организаций, никто не сможет

идентифицировать ответы индивидов на файле данных. Столь тщательно

разработанные меры предосторожности по обеспечению конфиденциаль-

ности, очевидно, осуществимы только при наличии банка многомерно

обработанных данных. Эта процедура могла быть более простой, если

бы запись связующих данных при хранении внутри страны была бы

ограждена от использования в судебных целях.

СООБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Психологи много размышляли над тем, как сообщать результаты теста

в доступной и пригодной для использования форме. Ясно, что информа-

ция в том виде, в каком она получена, нуждается в пояснении психолога-

профессионала. Например, когда родителям сообщают тестовые показа-

тели их детей, рекомендуется устроить встречу с ними, на которой

консультант или школьный психолог объяснит цель и характер тестов,

тип выводов, которые действительно следуют из полученных результа-

тов, и границы их использования. Затем записи данных можно раздать

родителям и с теми из них, кто пожелает обсудить эти записи подробнее,

провести соответствующую беседу. Независимо от вида сообщаемых

тестовых данных, важно представить их в терминах описания уровней