ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 724
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1 -содержательной стороне современной тестологии (особый инте-
Глава 1. Функции и происхождение
Глава 2. Природа психологических тестов
Глава 3. Социальные и этические аспекты
Глава 4. Нормы и интерпретация
Глава 10. Тесты для специфических
Глава II. Групповое тестирование
Часть 1. Классификация. Отметьте картинку, не принадлежащую трем остальным,
Часть 1. Вербальные способности. Каждое задание начинается с пары связанных
Часть II. Математические способности. Каждое задание содержит две величи-
стоит право индивида отказаться от участия в тестировании и тем
самым оградить тайну своей личности. При получении научно значимых
данных осуществление этого права задает сложную задачу изобретатель-
ности психолога. Однако при правильном взаимопонимании и создании
установки взаимоуважения число отказов от участия в тестировании мо-
жет стать ничтожно малым. Это также поможет избежать технических
трудностей эксперимента, связанных с систематической ошибкой выбор-
ки и ошибками испытуемых, добровольно принявших участие в исследо-
вании. Данные национальных обследований и обследований в пределах
штата подтверждают, что эта цель может быть достигнута как при те-
стировании успешности обучения, так и при более тонком исследовании
личности (W.H.Holtzman, 1971; F.B.Womer, 1970). Имеются опреде-
ленные данные, свидетельствующие о том, что число испытуемых, во-
спринимающих личностные опросники ак посягательство на тайну лич-
ности, а некоторые из заданий как оскорбительные для себя, значительно
сокращается, если тест предваряет простое и откровенное объяснение то-
го, как отбирались задания и как будут интерпретироваться показатели
(А.М. Fink, J.N. Butcher, 1972). Нужно добавить, что с точки зрения те-
стовой валидности такое объяснение не влияет на среднее значение про-
филя показателей личностных опросников.
КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ
Так же как и сохранение тайны, связанная с ней проблема конфиден-
циальности тестовых данных многоаспектна. Основной ее вопрос: <Кто
будет иметь доступ к тестовым результатам?> Ответ на него в кон-
кретных ситуациях определяется такими соображениями, как неразгла-
шение содержания теста, опасность неверного понимания показателей
теста и заинтересованность разных лиц в его результатах.
Растущее понимание права индивида на получение доступа
к данным своего тестирования, а также осознание, что он должен иметь
возможность комментировать содержание своего ответа и в случае необ-
ходимости пояснить или исправить фактическую информацию, заста-
вляет консультантов все больше делать клиента активным участником
собственного обследования. Для этих целей тестовые результаты долж-
ны быть представлены в удобной для понимания форме, свободной от
специальных терминов или профессионализмов и ориентированной на
непосредственные задачи тестирования. Против неправильного использо-
вания и неверной интерпретации тестовых данных должны быть приня-
ты соответствующие меры предосторожности (см. Ethical..., 1981, прин-
цип 14).
При тестировании несовершеннолетних следует также принимать во
внимание право родителей на получение тестовых данных ребенка. Такое
право может означать конфликт с собственным правом ребенка, особен-
но старшего возраста, на сохранение этих сведений в тайне. Анализируя
эту проблему, О. М. Рюбхаузен и О. С. Брим (О. М. Ruebhausen,
О. С. Brim, 1966, р. 431-432) писали: <Следует ли ребенку, еще не достиг-
шему возраста, когда он начинает нести ответственность перед законом,
предоставлять право на сохранение тайны тестирования ? Из соображений
58 СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
новные правила> (Russell Sage Foundation, 1970, p. 27) рекомендуют
в случаях <достижения учащимся старшего школьного возраста и если
он перестает посещать .среднюю школу или вступает в брак (независимо
от возраста)> предоставлять право отказывать родителям в доступе
к своим тестовым данным. Однако такой рекомендации нужно следовать
с осторожностью, согласуя действия школы с законами штата, чтобы ее
выполнение не привело к юридическим трудностям.
Если не касаться возможных исключений, то вопрос не в том, сооб-
щать ли родителям несовершеннолетних результаты тестирования, а
в том, как это делать. Обычно родители имеют юридическое право на
получение информации о своем ребенке, и чаще всего они хотят полу-
чить такую информацию. Более того, в некоторых случаях школьная не-
успеваемость ребенка или затруднения эмоционального характера могут
отчасти возникать из-за взаимоотношений между ребенком и родителя-
ми. При этих условиях обращение психолога к родителям крайне важно
для получения анамнестических данных и установления с ними непосред-
ственного контакта.
При обсуждении конфиденциальности тестовых данных чаще рас-
сматривается вопрос об их доступности третьему лицу, а не тестируемо-
му индивиду (или родителям несовершеннолетнего) и экспериментатору
(Ethical..., 1981, принцип 6; Russell Sage Foundation, 1970). Основной прин-
цип состоит в том, что такие данные не должны передаваться без ведома
и согласия испытуемого.
Если тестирование проводится в учреждении, например в школе, су-
де или при оформлении на работу, индивид должен быть проинформи-
рован о целях тестирования, о том, как будут использоваться его резуль-
таты, и об их доступности заинтересованным официальным лицам.
В этом случае дополнительного разрешения не требуется до тех пор, по-
ка результаты используются внутри учреждения. Иное дело, когда те-
стовые результаты запрашиваются посторонними людьми, например
когда возможный наниматель или колледж запрашивают результаты
тестирования, проведенного в школе. Здесь необходимо получить согла-
сие индивида на передачу данных. Это же относится и к тестам, приме-
няемым в условиях клиники, при консультировании или с исследователь-
скими целями. В уже упоминавшихся <Основных правилах (Russell Sage
Foundation, 1970, p. 42) приводится образец формы, заполняемой при
передаче результатов текстирования и предназначенной для использова-
ния в школе.
Еще одна проблема связана с хранением данных тестирования в уч-
реждениях. С одной стороны, данные об индивидах, получаемые в тече-
ние продолжительного времени, могут оказаться полезными не только
для исследовательских целей, но и для правильного понимания и кон-
сультирования самого индивида. Но, как и в большинстве случаев, их
ценность определяется правильным использованием и верной интерпре-
тацией тестовых результатов. С другой стороны, наличие старых данных
открывает путь к такому неверному их использованию, как ошибочные
выводы из устаревших результатов и неправомочный доступ к ним
с иной, отличной от первоначальной, целью. Было бы явной нелепостью,
например, ссылаться на показатели IQ или теста, измеряющего успеш-
ность чтения, полученные ребенком в третьем классе, как имеющие зна-
59
СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
зате.пям по столь давнему и единичному тесту. Если же данные, полу-
ченные в тестировании много лет нацд, сохраняются, то всегда суще-
ствует опасность их использования с целями, которых ни индивид, ни
его родители никогда не предполагали и не одобрили бы.
Во избежание подобного непр:.!ьного обращения с тестовыми
данными, предназначенными для длительного использования либо в ин-
тересах индивида, либо с научными целями, необходимо, чтобы доступ
к ним подлежал особо строгому к:"..о:;о. 13 <Основных г.оаплах>
(Russell Sage Foundation, 1970, р. 202_, данные о школьниках в зависи-
мости от срока хранения распределяк-ся по трем категориям. Опреде-
ляющим фактором ь л-ой классификации явли.-!: - ,Г1"нень o6uCimii,i!0-
сти и проверяемости данных; кроме того, учн...-.1.1С1Ся их oi ношение
к целям обучения. Было бы разумн!.1л1 .лl учрс,;....,.:;: любого типа вы-
работать точные критерии для упи i . , . ...г.я, с. ксния и доступнстн
сведений об индивиде.
Проблема сохранения, неразглач;.: .лл ". достунности тестовых ре-
зультатов (и всех иных данных о J.>..-iJciti; усложняется в связи с по-
явлением системы банков данных для вычислительных устройств.
В предисловии к <Основным правилам> (Russel Sage Foundation, 1970,
p. 5-6) О.М. Рюбхаузен писал:
<Современная наука открывает новые аспекты проблемы неразглашения тайны лич-
ности. Было премя, когда такие свойства человека, как погрешности его памяти и способ-
нос! ь к состраданию, наряду с такими факторами, как быстротекущее время, теплота че-
ловеческих воспоминаний, ограждали личность от нежелательного вмешательства. Теперь
все эти факторы оказались не у дел. Современная наука предоставила нам возможность
точно регистрировать, постоянно хранить, быстро находить и тут же передавать инфор-
мацию на любые расстояния>.
Небывалые успехи в хранении, обработке и поиске данных, ставшие
возможными благодаря появлению счетно-вычнелительных устройств,
iviolyi сослужить бесценную службу как при исследошняи, laiv : при не-
посредственном разрешении социальных пробьем. К возможным посяга-
тельствам на тайну личности и нарушение конфиденциальности необхо-
димо относиться твепдо, конструктиЕно и вдумчиво. Вместо того чтобы
пу1а1ься цситра.л1:;>...-..1 и эффективлиети сложных вычислительных сис-
тем, следует лучше использовать их свойства при поиске более дей-
ственных процедур, обеспечивающих неразглашение индивидуальных
Примером того, чего можно достичв при соответствующем обору-
довании, может служить система <Звено>, разработанная Американским
советом по иоразовамию (A.W. Astia, F. Boruch, }970). По программе
лонгитюдных исследований влияния разных типов среды в колледжах
ежегодно обспедовались несколько сот тысяч первокурсников. Чтобы
собрать катамнестические данные об одних и тех же л-к-дях ii для пре-
дупреждения опознания их ответов кем-нибудь в будущем, была изобре-
тена трехфаЯловая ;;!:,тс1...компьк.терпой записи. Псовая запись, содер-
жащая ответы каждого студента, помеченные произвольным идентифи-
кационным номером, легко доступна для исследовательских целей.
Вторая запись, содержащая (фамилию и адреса студентов под теми же
идентификационными номерами, сначала помещалась в отдельном хра-
нилище и использовалась только для печатания открыток, адресов при
--.-".-._.". ."."".,".. " йгтor.,a.><lтJм Пппр- ъпгптпрпрния таких запи-
60 СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧБСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
Такая двухфайловая система является традиционной системой обес-
печения неразглашения информации. Она, однако, не гарантирует пол-
ной сохранности сведений, так как часть обслуживающего персонала
имеет доступ к обеим записям. Более того, файлы с записями по закону
могут быть затребованы судом. Поэтому был подготовлен третий файл,
известный теперь как файл <Звено>. Такой файл содержит запись перво-
начальных идентификационных номеров и новый ряд случайных чисел,
которые подставлялись вместо первоначальных идентификационных но-
меров в файл с записью фамилий и адресов. Файл <Звено> был депони-
рован в компьютерной системе другой страны с условием, что он никог-
да и никому не будет предоставлен, даже Американскому совету по
образованию.
Записи катамнестических данных посылались на перезапись в дру-
гую страну, где осуществлялась замена одних кодовых номеров другими.
Поскольку файлы декодирования и файлы с исследовательскими данны-
ми находятся под контролем разных организаций, никто не сможет
идентифицировать ответы индивидов на файле данных. Столь тщательно
разработанные меры предосторожности по обеспечению конфиденциаль-
ности, очевидно, осуществимы только при наличии банка многомерно
обработанных данных. Эта процедура могла быть более простой, если
бы запись связующих данных при хранении внутри страны была бы
ограждена от использования в судебных целях.
СООБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Психологи много размышляли над тем, как сообщать результаты теста
в доступной и пригодной для использования форме. Ясно, что информа-
ция в том виде, в каком она получена, нуждается в пояснении психолога-
профессионала. Например, когда родителям сообщают тестовые показа-
тели их детей, рекомендуется устроить встречу с ними, на которой
консультант или школьный психолог объяснит цель и характер тестов,
тип выводов, которые действительно следуют из полученных результа-
тов, и границы их использования. Затем записи данных можно раздать
родителям и с теми из них, кто пожелает обсудить эти записи подробнее,
провести соответствующую беседу. Независимо от вида сообщаемых
тестовых данных, важно представить их в терминах описания уровней