ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 819
Скачиваний: 0
на мнение индивидов. Поэтому вторая часть экспери-
мента осуществлялась методом, получившим впоследст-
вии название <метода подставной группы>. Экспери-
ментатор заранее вступал в сговор со всеми участника-
ми эксперимента., кроме одного (<наивного субъекта>).
Суть сговЬра состояла в том, что при предъявлении
отрезков правой карточки последовательно по очереди
всем членам группы, они давали заведомо неправиль-
ный ответ, называя равными левому отрезку более ко-
роткий или более длинный отрезок правой карточки.
Последним отвечал <наивный субъект>, и было важно
выяснить, <устоит> ли он в собственном мнении (кото-
рое в первой серии при индивидуальном решении было
правильным) или <поддастся> давлению группы. Из
123 <наивных субъектов> в эксперименте Аша, более
одной трети (37%) дали ошибочные ответы, т. е. проде-
монстрировали конформное поведение. После каждого
эксперимента проводилось интервью с каждым из
<>Д1
участников эксперимента, в котором его спрашивали,
как субъективно переживалась заданная в эксперимен-
те ситуация. Все испытуемые утверждали, что мнение
большинства <давит> весьма сильно и даже <независи-
мые> признавались, что противостоять мнению группы
очень тяжело, так как всякий раз кажется, что оши-
баешься именно ты. /
Существуют многочисленные модификации экспери-
ментальной методики Аша (например, методика
Р. Кратчфилда), но суть ее везде остается неизмен-
ной - это метод <подставной группы>, причем сама
группа набрана специально для целей эксперимента п
условиях лаборатории. Поэтому все попытки дать объ-
яснение как самому феномену, так и степени конформ-
ности различных индивидов должны учитывать эту су-
щественную особенность группы. На основании самоот-
четов испытуемых, а также на основании выводов,
построенных экспериментаторами, были выявлены мно-
гочисленные зависимости. Хотя на основе собствен-
ных оценок результатов эксперимента испытуемыми
причина податливости усматривалась в их личных осо-
бенностях (или в связи с низкой самооценкой, или
благодаря признанию факта <аких-то дефектов собст-
венного восприятия), в большинстве объяснений исследо-
вателей было принято, что конформность не есть строго
личностная характеристика индивида. Конечно, и эти
показатели достаточно значимы: например, было уста-
новлено, что на степень конформности влияет и менее
развитый интеллект, и более низкий уровень развития
самосознания, и многие другие обстоятельства подоб-
ного толка. Однако столь же определенным был и
другой вывод, а именно, что степень конформности за-
висит и от таких факторов, как характер ситуации экс-
перимента и состав, структура группы. Однако роль
именно этих характеристик не была выяснена до конца
в связи с рядом методологических просчетов экспери-
ментов.
К важнейшим из таких просчетов относится прежде
всего лабораторный характер группы, что не позволяет
в полной мере учесть такой фактор, как значимость для
индивида высказываемого мнения. Проблема значимо-
сти ситуации вообще очень остро стоит перед социаль-
ной психологией. В данном контексте проблема значи-
мости имеет как минимум две стороны. С одной сторо-
ны, можно поставить вопрос о том, значим ли для
индивидов предъявляемый материал? В данном слу-
чае-это отрезки разной длины. Легко предположить,
что сравнение длин этих отрезков - мало значимая за-
дача. В ряде экспериментов материал варьировался, в
частности, вместо длин отрезков сравнивались площади
геометрических фигур и т. д. Все эти модификации мо-
гут, конечно, способствовать тому, чтобы материал для
сравнения был подобран более значимый. Но проблема
значимости во всей ее полноте этим все равно не ре-
шается, ибо она имеет и другую сторону. Значимой си-
туацией в полном смысле этого слова является для
личности ситуация (или ситуации), сопряженная с ре-
альной деятельностью, с реальными социальными свя-
зями этой личности. Значимость в этом ее значении
нельзя вообще проверить, задавая какие бы то ни было
предметы для сравнения. Конформность, выявленная
при решении таких задач, может не иметь ничего об-
щего с тем, как поведет себя индивид в каких-то зна-
чительно более сложных ситуациях его реальной жизни:
можно легко уступить группе при сравнении длины ли-
ний, площадей геометрических фигур и пр., но сохра-
нить самостоятельность мнений в случае, например,
конфликта с непосредственным начальником. Экспери-
менты Аша не дают никакой корреляции с действи-
тельным поведением человека в реальной группе. Боль-
шинство критиков справедливо отмечают, что результа-
ты этих экспериментов вообще не могут быть распрост-
ранены на реальные ситуации. <Группа>, существующая
в традиционных экспериментах по конформизму, есть
именно не реальная социальная группа, а простое мно-
жество людей, собранных специально для эксперимен-
та. Поэтому справедливо утверждать, что здесь изу-
чается не давление группы на индивида, а ситуация
присутствия совокупности лиц, временно объединенных
для выполнения поставленной экспериментатором за-
дачи.
Другим методологическим просчетом рассматривае-
мых экспериментов является столь же абстрактная,
сколь и природа <группы>, .природа участвующих инди-
видов. На эту особенность экспериментов указывают и
многие западные коллеги Аша, например, Р. Бейлс,
который остро ставил вопрос о том, что об индивидах
в экспериментах Аша известно очень мало. Можно, ко-
нечно, пронести испытуемых по различным личност-
ным тестам и выяснить распределение среди них раз-
ных личностных характеристик. Но имеется в виду не
эта сторона дела, а социальные характеристики инди-
видов-кто они, каковы их ценности, убеждения и пр.
Ответить на этот вопрос нельзя, не ответив на первый
вопрос, что за группа имеется в виду. Но даже и чисто
индивидуальные особенности испытуемых могут иметь
определенное значение, и тем не менее они недостаточ-
но учитывались. Один из исследователей, например,
предположил, что в экспериментах Аша различные ин-
дивиды демонстрировали различные виды конформнос-
ти: это могла быть как конформность к группе, так н
конформность к экспериментатору. Рассмотренные вы-
ше эффекты, возникающие в ходе лабораторного соци-
ально-психологического эксперимента, проявляют себя в
данном случае в полном объеме: может проявиться и
<предвосхищающая оценка> и <розенталь-эффект>
и т. д.
Однако есть еще и более глубокие соображения, ко-
торые в значительной степени обесценивают содержа-
ние экспериментов по конформизму. В советской соци-
альной психологии на это обратил внимание А. В. Пет-
ровский. Он заметил, что сама модель возможных ва-
риантов поведения, принимаемая Ашем, весьма упро-
щена: с его точки зрения, в принципе возможны лишь
два типа поведения - конформное и неконформное. Но
такая модель допустима лишь в лабораторной группе,
которая является <диффузной>, не сплоченной значи-
мыми характеристиками совместной деятельности.
В реальных же ситуациях такой деятельности может
возникнуть третий, вообще не описанный Ашем тип по-
ведения. Он не будет простым соединением черт кон-
формного и неконформного поведения (такой результат
возможен и в лабораторной группе), но будет демонст-
рировать сознательное принятие личностью норм и
стандартов группы. Поэтому, в действительности, су-
ществуют не два, а три типа поведения, что не учиты-
валось в экспериментах Аша. По моделиД>,"В. Петров-
ского, это: 1) внутригруппойая-вн.ул1а?Ж)сть,т. е. бес-
конфликтное "принятие мнения группы, 2) конформ-
Ш
ность-осознаиное внешнее согласие _пи внутреннем
ТУбЖде1"коллёктйвйзм7или коллективистичес-
кое саоопеделенеотнЬсхгдьЖоееДйБГообразе по-
ведения в резу1а1сознаельно1.,е.9ЛЙД9сти. лич-
ности (Гоценками и задачами коллектива Как видно, в
этой модели вводится совршеннсГйовоё~образование -
коллектив, которое заставляет существенно пересмот-
реть не только проблематику конформности, но и более
широкий круг вопросов, связанных с малой группой.
Это - специальная проблема, которая будет рассмотре-
на ниже. Здесь же, в данном контексте, необходимо
лишь подчеркнуть, что ф ено мен группового давления,
как один из механизмов образования малойТрупгГй
(точнее: вхождения индивида в группу) недзййКШ1..йС
ни
до ех_ппоха..при"его.вьявдеыш1йбудут учтены
содерж ательные характеристики групповой деятельно-
с7иТ"задаю1цие особый"Тйп" отношений между, членами
группы. Но это, в свою очередь, требует учета фактора
развития группы на основе развития совместной дея-
тельности. Что же касается традиционных эксперимен-
тов по выявлению конформности, то они сохраняют
определенное значение как чисто учебные эксперимен-
ты, позволяющие констатировать наличие самого фе-
номена.
Второй стороной проблемы форми-
рования малой группы является
проблема групповой сплоченности.
В данном случае исследуется не тот факт, как отдель-
ный индивид входит в группу, <принимает> ее нормы,
мнения, стандарты поведения, а сам процесс формиро-
вания особого типа связей в группе, которые позволя-
ют внешне заданную структуру превратить в психоло-
гическую общность людей, в сложный психологический
организм, живущий по своим собственным законам.
Проблема групповой сплоченности имеет также ста-
рую традицию ее исследования. Эта традиция опирает-
ся на понимание группы, прежде всего как некоторой
системы межличностных отношений, имеющих эмоцио-
нальную основу. Несмотря на наличие разных вариан-
П е тровски и Д. В. Опыт построения социально-психологи-
?Ї" концепции групповой активности.-<Вопросы психологии>
1370, № 5.
Групповая
сплоченность
тов интерпретации сплоченности, эта общая исходная
посылка присутствует во всех случаях. Так, в русле со-
циометрического исследования малых групп сплочен-
ность прямо связывалась с таким уровнем развития
межличностных отношений, когда в них высок процент
выборов, основанных на взаимной симпатии. Социомет-
рия, как известно, предложила специальный <индекс
групповой сплоченности>, который высчитывался как
отношение общего числа взаимных положительных вы-
боров к чйслувозможных выборов Содержательная
характеристика этих взаимных положительных выборов
здесь, как и вообще прл применении социометрической
методики, опущена. <Индекс групповой сплоченности>
есть строго формальная характеристика малой группы.
Другой подход в рамках традиционной социальной
психологии был предложен Л. Фестингером, когда спло-
ченность анализироваласьнаГосйове частоты и прочно-
cтйкolllГT?ГrЇ"cвязeйГoйapужйвaё"мьix"Tгpуп-
ЯБГуквально опрёделёййе "сплоченности гласило, что
действующих на членов группы,
чтобй1ЖДД..Тнеи>>ТВлйянйё школы ЛёвШГана
Фестингера придало особое содержание этому утверж-
дению: <силы> эти интерпретировались либо как прив-
лекательность группы для индивида, либо как удовлет-
воренность членством в ней. Но и привлекательность и
удовлетворенность анализировались при помощи выяв-
ления вновь чисто эмоционального плана отношений
группы, поэтому, несмотря на иной по сравнению с со-
циометрией подход, сплоченность и здесь представля-
лась как некоторая характеристика системы эмоцио-
нальных предпочтений членов группы.
В традиционной социальной психологии была, прав-
да, предложена и иная программа исследования спло-
ченности, связанная с работами Т. Ньюкома. Ньюком
вводит особое понятие <согласия> и при его помощи
пытается интерпретировать сплоченность. Он выдвигает
новую идею по сравнению с теми, которые содержались
в подходах Морено и Фестингера, а именно: <бШ)"С1ходи-