ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 828
Скачиваний: 0
ственные способы формирования группы, но и такие
психологические механизмы, которые делают группу
рупшй(наттрт1стер, феномен группового давления на
индивида, который в традиционной социальной психоло-
~гшг"к <гр"упп~овоТдйнамйке>неотносится; то же можно
сказать "и о развитии групповой сплоченности). Далее,
это"традЖйсттнттра-ссматриваемыев <групповой дина-
мике> процессы лидерства и принятия групповых реше-
ний, с той поправкой, что вся совокупность процессов
управления группой и руководства ею не исчерпывается
лишь феноменом лидерства и принятием группового
решения, а включает в себя еще многие механизмы.
Другой аспект динамических процессов представлен со-
вершенно новыми явлениями групповой жизни, возника-
ющими при специфическом виде развития группы, а
именно при все более определяющем этот процесс раз-
витии совместной деятельности (феномены, сопутствую-
щие ему, впервые открыты в советской социальной пси-
хологии и требуют отдельного рассмотрения). В качест-
ве своеобразного итога развития группы может быть
рассмотрено становление такой специфической ее ста-
дии, как коллектив. Процессы образования коллекти-
ва - в социально-психологическом разрезе - могут быть
поэтому отнесены также к динамическим процессам,
происходящим в группе. Вся проблематика коллектива
является специфической проблематикой советской соци-
альной психологии не только потому, что здесь впервые
были выявлены и описаны относящиеся сюда явления,
но и потому что сам феномен коллектива впервые воз-
никает в социалистическом обществе.
Образование малой
группы
При характеристике процессов, свя-
занных с образованием малых
групп, сразу же следует четко
обозначить, какого рода группы имеются в виду. Сле-
дуя принятому принципу, будем иметь в виду лишь про-
цесс образования реальных естественных малых групп.
Поскольку они существуют в самых различных сферах
общественной жизни, способы их образования весьма
различны. Чаще всего они задаются внешними поотно-
шению к группе факторами, например условиями раз-
вития какого-либо социального института или организа-
ции, в рамках которых возникает малая группа. В бо-
лее широком смысле можно сказать, что малая группа
задается определенной потребностью общественного
разделения труда и вообще функционирования обще-
ства. Так, производственная бригада возникает в свя-
зи с возникновением нового производства, школьный
класс-в связи с приходом нового поколения в систе-
му образования, спортивная команда - в связи с обес-
печением развития спорта в каком-то учреждении, рай-
оне и т.д. Во всех этих случаях причины возникнове-
ния малой группы лекат вне ее и вне индивидов, ее
образующих, в более широкой социальной" системЬ.
Имекно- здесь создается некоторая система предписа-
ний относительно структуры группы, распределения ро-
лей и статусов, наконец, цель групповой деятельности.
Все эти факторы пока еще не имеют ничего общегос
психологическими механизмами образования группы,
они есть предпосылки ее существования. Иногда в ли-
тературе можно встретить понятие <внешней> и <внут-
ренней> структуры группы и тогда под <внешней>
структурой понимается не столько собственно какая-
либо <структура>, сколько совокупность этих внешних
обстоятельств, обусловливающих возникновение груп-
пы.
Вторая часть этого вопроса - как осуществляется
психологическое оформление этой возникшей заданны-
ми внешними обстоятельствами группы, превращение ее
в такую общность, которой свойственны все психологиче-
ские характеристики группы. Иными словами, это воп-
1975.
9
Коллектив и личность. Под ред. Е. В. Шороховой и др. М.,
рос о том, как внешне заданная группа становится
группой в психологическом значении этого слова. При
таком подходе к вопросу снимается проблема, неодно-
кратно возникавшая в истории социальной психологии,
а именно: что заставляет людей объединяться в груп-
пы? Ответы, которые давались на этот вопрос, едва ли
можно считать удовлетворительными, поскольку все
они абстрагировались от реального факта возникнове-
ния группы в связи с определенными потребностями об-
щества. Ответ иногда гласил, что к объединению лю-
дей в группы их толкает потребность в общении или
потребность чувствовать себя защищенными в ситуации
страха или неопределенности. Несостоятельность этих
ответов заключается в том, что они пытаются объяс-
нить социальный процесс (а возникновение социальных
групп есть социальный процесс) чисто психологически-
ми причинами. Социальные группы, в том числе малые,
даны социальному психологу как объект исследования,
и его задача - шаг за шагом проследить факт прев-
ращения объективно возникших групп в подлинно пси-
хологическую общность. На этом пути возникают две
возможности для исследований.
Первая, когда исследуется вопрос о принятии уже
существующих норм групповой жизни каждым вновь
вступающим в нее индивидом. Это не столько проб-
лема собственно образования группы, сколько <подклю-
чения> к ней нового члена. В этом случае анализ мож-
но свести к исследованию феномена давления группы
на индивида, <подчинения> его группой. Вторая, когда
изучается процесс становления, например, групповых
норм и ценностей при условии одновременного вступ-
ления в группу многих индивидов и последующее все
более полное принятие этих норм, разделение всеми
членами группы групповых целей. В этом случае ана-
лиз можно свести к изучению формирования групповой
сплоченности.
Первая возможность в традиционной социальной
психологии была реализована не в рамках групповой
динамики, а в отдельной ветви, получившей название
исследования конформизма. В такого рода исследова-
ниях конформизм не рассматривался в контексте реаль-
ной группы, как один из механизмов становления психо-
логической общности внутри заданной внешними обсто-
ятельствами социальной группы Важно внимательно
проанализировать характер этих исследовании, чтобы
более точно определить место проблемы конформизма
в новом подходе к изучению малых групп.
То же можно сказать и о групповой сплоченности.
Традиционно и она исследовалась не как условие раз-
вития реальных социальных групп, а как некоторая об-
щая, абстрактная характеристика всякой, в том числе
лабораторной группы. Оба этих явления необходимо,
переосмыслить с точки зрения того понимания группы, i
когда заданная внешними обстоятельствами, создан- i
ная ими (социальный процесс) группа превращается в
психологическую общность людей, в рамках которой
организуется их деятельность, не просто как внешне
предписанная, но как <присвоенная> группой, выступа-
ющей в качестве субъекта деятельности (социально-
психологический процесс). Точнее, по-видимому, в дан-
ном случае говорить не об образовании, а о формиро-
вании малой группы.
Этот феномен получил в социаль-
Феномен группового психологии наименование фе-
flRTYfHUfl
иомена конформизма. Само слово
конформизм> имеет в обыденном языке совершенно
определенное содержание и означает лпрпспособленче-
" Как справедливо заметил И. СТКон,на"урст1те
обыденного сознания феномен конформизма давно за-
фиксирован в сказке Андерсена о голом короле. По-
этому в повседневной речи понятие приобретает неко-
торый негативный оттенок, что крайне вредит исследо-
ваниям, особенно, если они ведутся на прикладном
уровне. Дело усугубляется еще и тем, что понятие
<конформизма> приобрело специфический негативный
оттенок в политике, как символ соглашательства и при-
миренчества. Чтобы как-то развести эти различные зна-
чения, в социально-психологической литературе чаще
говорят не о конформизме, а о конформности, или кон-
формном поведении, имея в виду чисто психологическую
характеристику позиции индивида относительно пози-
ции группы, принятие или отвержение им определенно-
го стандарта, мнения, свойственного группе, _меру <под-
См.: Ч уд но век и И II. И. О некоторых исследованиях кон-
формизма в зарубежной социальной психологии.- <Вопросы психо-
логии>, 1971, №4.
чинения> индивида групповому давлению. Противопо-
ложными конформности понятиями" "являются понятия
независимость, самостоятельность позиции, устойчи-
вость к групповому давлению и т. п. Напротив, сходны-
ми понятиями могут быть понятия единообразия, ус-
ловности, хотя в них содержится и иной оттенок. Еди-
нообразие, например, тоже означает принятие опреде-
ленных стандартов, но принятие, не осуществляемое в
результате давления.
Конформность констатируется там и тогда, где и
когда фиксируется наличие конфликта между мнением
индивида и мнением группы и преодоление этого конф-
ликта в пользу группы. Мера конформности - это ме-
ра подчинения группе, в том случае, когда противопос-
тавление мнений субъективно воспринималось индиви-
дом как конфликт. С давних времен в социальной пси-
хологии различают бмешююконфоршюсть, когда мне-
ние группы принимается индивидом лищь внешне, а на
деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю
(иногда именно это и называется подлинным конфор-
мизмом), когда индивид действительно усваивает мне-
ние большинства. Внутренняя конформность и есть ре-
зультат преодоления конфликта с группой в ее пользу.
ВТ исследованиях конформности обнаружилась еще од-
на возможная позиция, которую оказалось доступным
зафиксировать на экспериментальном уровне. Это --
позициякегатцвизлш. Когда группа оказывает давле-
ние на индивида, а он ВО всем сопротивляется этому
давлениюдемонстрируя, на первый взгляд, крайне не-
зависимую позицию,вочтобыто ни стало отрицая все
стандарты группы, то это и есть случай негативизма.
Лишь на первый взгляд негативизм выглядит как
крайняя форма отрицания конформности. В действи-
тельности, как это было показано во многих исследова-
ниях, негативизм ,не_есть ..подлинная нез.ависимость.
НапротйёТ можно сказать, что это есть специфический
случай конформности, так сказать <конформность наиз-
нанку>: если индивид ставит своей целью любой ценой
противостоять мнению группы, то он фактически вновь
зависит от группы, ибо ему приходится активно проду-
цировать антигрупповое поведение, антигрупповую по-
эгйцию или норму, т. е.быть <привязанным> КТруппово-
му мнению, но лишь с обратным знаком. Поэтому не-
гативизм неожет_бЫ1ь--интер1фе1Иройа11 ккпозицля,
противостоящая конформности. Такой позицией являет-
сянезависТТгоятелъность.
"ТТбдб(ТйГат"Модель конформности долгое время счи-
талась общепринятой, и только в советской социальной
психологии предложена принципиально иная схема,
сущность которой будет раскрыта позже.
\ Традиционная модель была продемонстрирована в
известных экспериментах С. Аша, впервые осуществ-
ленных в 1951 г Эксперименты эти считаются классиче-
скими, несмотря на то что в настоящее время имеется
весьма серьезная их критика Группе студентов (7-
9 человек) предлагалось определить длину предъявляе-
мой линии. Для этого каждому давались две карточ-
ки - в левую и правую руку. На карточке в левой руке
был изображен один отрезок прямой, на карточке в
правой руке - три отрезка, причем лишь один из них
по длине равный отрезку левой карточки. Из двух дру-
гих отрезков один был короче, а другой длиннее лево-
го, причем разница длин была значительной. Испытуе-
мым предлагалось определить, который из отрезков
правой карточки равен по длине отрезку, изображенно-
му на левой карточке. Когда задание выполнялось ин-
дивидуально, все решали задачу верно. Смысл экспе-
римента состоял в том, чтобы выявить давление группы