Файл: 2_krus_1-5_gr_13-14_gr_Otvety_po_psikhologii.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.08.2024

Просмотров: 237

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос 4. Естественно – научные основы психологии.(динамический стереотип!)

Вопрос 6.

7.Память. Виды памяти. Развитие памяти.

8. Представление и воображение. Особенности и учет в познавательной

9. Эмоционально-волевая сфера личности. Краткая характеристика

10. Социально обусловленные особенности личности (направленность

11.Биологически обусловленные особенности личности

12. 1)Характеристика холерического типа темперамента. 2)Учёт в деятельности руководителя в процессе общения с подчинёнными

13. Характеристика сангвинического типа темперамента. Учет в

14. Понятие о характере. Учет особенностей характера в профессиональной

Вопрос 15. Способности. Виды способностей. Пути развития способностей.

16. Понятие о группе и коллективе. Структурные элементы группы и коллектива

17. Психологическая характеристика групповых отношений.

18. Психология общения. Вербальные и невербальные средства общения и их характеристика.

19. Конфликты и способы их преодоления.

Вопрос 20: (Психология семейного восспитания)

21. Предмет и задачи педагогической науки

22. Сущность процесса обучения.

23. Понятие о принципах обучения. Система принципов.

24 Педагогические требования по реализации принципа сознательности и активности в системе профессионального обучения

25. Принцип наглядности в обучении. Золотое правило дидактики.

26. Сиситематичность и последовательность в обучении. Основные требования.

27.Методы обучения. Классификация и краткая характеристика.

2.По характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучающихся (и. Я. Лернер и м. Н. Скаткин) выделяют пять методов обучения:

3.По практическому применению(Барабанщиков, Давыдов):

28.Сущность и содержание процесса воспитания студентов

29. Принципы воспитания. Система принципов. Краткая характеристика.

30. Методы воспитания. Система методов. Краткая характеристика.


12. 1)Характеристика холерического типа темперамента. 2)Учёт в деятельности руководителя в процессе общения с подчинёнными

1)Темперамент - свойство личности, что характеризует динамику протекания психических процессов: а) возбуждение; б) торможение.

Они характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью.

Возбуждение - функциональная активность нервных классов и центров.

Сила нервных процессов определяется способностью нервной системы выдерживать наибольшие нагрузки без ущерба для деятельности.

Уравновешенность - определённый баланс процессов, возбуждающих торможение.

Подвижность—быстрота смены одного процесса другим.

Отсюда холерик-это сильный, неуравновешенный, подвижный тип личности.

Холерику присущи : неусидчивость, невыдержанность, вспыльчивость, нетерпеливость, резкость и прямолинейность в отношениях с людьми, присущ быстрый контакт с окружением, решительность и инициативность. Упрямый, находчивый в споре. Работает рывками, быстро усваивает навыки, быстро приспосабливается к новой обстановке, склонен к риску. Неуравновешенный и склонный к горячности, нетерпеливый к недостаткам. Обладает поразительной мимикой. Склонен быстро действовать и решать, неустанно стремится к новому, характерна цикличность в деятельности (со всей страстью отдаётся делу, увлекается, преодолевает все препятствия, потеря интереса к делу; затем цикл повторяется). Обладает резкими, порывистыми движениями, настойчив в достижении поставленной цели, склонен к резкой смене настроения.

2) На каждом этапе управленческого общения руководитель оказывает разное психологическое воздействие: отдавая распоряжения, он во многом предопределяет поведение подчинённого; получая сведения о ходе выполнения работы, он взаимодействует с ним.

Тип руководства - это выбор системы методов и приёмов, которые использует руководитель при работе с подчинёнными. От этого выбора зависит авторитет руководителя. Важно так же помнить о том, что стиль управления должен удовлетворять основным требованиям:

  • обоснованное распределение полномочий и ответственности между отдельными звеньями и работниками аппаратного управления;

  • поручения выполнения задач с учётом навыков подчинённых;

  • внимательное отношение к подчинённым;

  • сплочение коллектива;

  • проявление воли и настойчивости при организации управленческих решений.


Когда действия и поступки руководителя соответствуют системе социальных ожиданий, его авторитет в глазах подчинённых повышается, и он быстрее и легче оказывает действенное влияние на них, не пользуясь своим должностным преимуществом. Однако любой коллектив не состоит из абсолютных единомышленников, и в нем неизбежно возникнут противоречивые представления о допустимом и недопустимом. И тогда перед руководителем непременно встанет непростая задача — определить, на какие же силы ориентироваться в первую очередь. Волевой руководитель решит такую задачу легко и скоро. Но излишне рефлексирующий шеф всегда рискует оказаться в состоянии конфликта с самим собой, что очень скоро почувствуют подчинённые и не преминут этим воспользоваться.

Не будет большим открытием сказать, что в общении каждый хочет, чтобы его поняли, но не каждый стремится понять другого, и зачастую таким "непонятливым" оказывается именно волевой руководитель, который не очень-то озабочен тем, чтобы принять все доводы подчинённых, а просто навязывает им свою волю, подавляя их "авторитетом кресла" (авторитарный стиль руководства). В коллективе, которым командует авторитарный руководитель, по-настоящему сплочённый коллектив создать практически невозможно.

Демократический стиль управления — это совокупность приёмов управления, манера поведения руководителя, основанные на сочетании принципа единоначалия с активным вовлечением в процессы принятия решений, управления, организации и контроля подчинённых. Демократичный руководитель предпочитает оказывать влияние на людей с помощью убеждений, разумной веры в исполнительность и мастерство подчинённых.

Демократический стиль — наиболее подходящий для формирования организационных взаимоотношений, поскольку формирует доброжелательность и открытость взаимоотношений как между руководителем и подчинённым, так и между самими подчинёнными. Этот стиль в максимальной степени сочетает в себе методы убеждения и принуждения, помогает каждому работнику чётко сформулировать его личные цели, установить эффективную коммуникацию между руководителем и подчинённым.


13. Характеристика сангвинического типа темперамента. Учет в

деятельности руководителя в процессе общения с подчиненными.

Сангвиник—весёлый и жизнерадостный, энергичный и деловой, часто не доводит начатое дело до конца; склонен переоценивать себя, способен быстро схватывать новое, неустойчивый в интересах. Легко переживает неудачи и неприятности, легко приспосабливается с разными обстоятельствами, с увлечением берётся за любое новое дело, но быстро остывает, если оно перестаёт его интересовать. Тяготится однообразием будничной кропотливой работы. Общительный и отзывчивый, не чувствует скованность в общении с новыми людьми. Выносливый и работоспособный, обладает громкой, быстрой, отчётливой речью, сопровождаемой жестами и мимикой. Сохраняет самообладание в ложной обстановке. Обладает всегда добрым настроением. Быстро засыпает и пробуждается. Часто несобран, проявляет поспешность решений.

Сангвиник быстро переключается с одного вида деятельности на другой. Легко управляет своей работоспособностью, которая обычно очень высокая не зависимо от внешних и внутренних причин. Привычки у него образуются быстро и легко, а сформированные навыки закрепляются и долго сохраняются. В работе, как и в личных отношениях, сангвиник склонен, прежде всего, ориентироваться на «человеческий фактор». Наилучшими сферами для самореализации сангвиника являются воспитательско — преподавательская работа, где упор делается не на техническую сферу, ) косметология, общественное питание, рекрутинг, знакомства и т.д. Сангвиник является, пожалуй, самым приятным и душевным руководителем с точки зрения подчиненных. Однако технические моменты в работе часто вызывают у сангвиников затруднение. Его сильная черта – уговоры и расположение к себе – не всегда срабатывает в условиях, например, планового производства.

14. Понятие о характере. Учет особенностей характера в профессиональной

деятельности.

Характер (от греч. - признак, особенность) – это совокупность устойчивых свойств личности, выражающих ее отношение к действительности и проявляющихся в ее поведении. Это система закрепленных способов отношения к действительности.

Характер говорит о том, что делает личность и как, каким образом она это делает. Следует, однако, учитывать, что не все черты, которые могут проявляться у личности в той или иной ме­ре, являются чертами характера. К чертам характера относятся лишь такие черты, которые проявляются постоянно и в различных ситуациях, в общении с разными людьми. Например, если однаж­ды человек нагрубил кому-то, это еще не значит, что он грубиян по характеру. Он мог нагрубить лишь потому, что сам объект грубости заслужил такое с ним обращение.


Характер тесно связан с темпераментом личности. Темпе­рамент оказывает на характер свое влияние и по-своему окраши­вает его. Так, например, одна и та же черта характера - настойчи­вость - будет проявляться по-разному у обладателей разных темпе­раментов: у холерика - в порывистости, кипучей деятельности, у флегматика - в методичности, размеренности, неторопливости.

Развернутая классификация характеров предложена из­вестным русским психологом А.Г. Ковалевым на основе исследо­вания характеров старших школьников. Ковалев различает прежде всего два типа характеров - высший и низший. К высшему относится общественно-целеустремленный тип, характеризуемый неопределившимися убеждениями и нестойким поведением. В зависимости от динамики поведения высший тип подразделяется на страстно-деятельный, спокойно-деятельный, подвижно-деятельный и эмоционально-деятельный. Низший тип подразделяется на аффективно-упрямый, апатичный, импульсивный и пассивно-оборонительный.

Гораздо легче, чем сами характеры, поддаются классификации их черты. К тому же выделение определенных групп черт характера может представить определенную программу для его изучения, т.е. ответить на вопрос, что именно нужно изучить в личности, чтобы изучить ее характер. В отечественной литературе получило распространение (по предложению Б.Т. Теплова) подразделение черт характера на следующие группы:

1 группа – черты, выражающие социальную направленность личности, ее доминирующие тенденции: подвижничество на поприще служения общественному благу, своему делу, науке, искусству и пр. либо стремление лишь к семейному или личному благополучию, к обогащению, наживе. И в направленности всегда следует учитывать два взаимосвязанных момента: а) предметное содержание, т. е. то, на что именно направлены устремления, и б) напряжение, которое при этом возникает;

2 группа - черты, выражающие отношение личности к труду: трудолюбие, аккуратность, добросовестность, исполни­тельность, самостоятельность, инициативность, небрежность и т. д.;

3 группа - черты, выражающие отношение личности к другим людям: гуманность, альтруизм, готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь с личными интересами, чуткость, доброжелательность, коллективизм либо негативизм, нейтральность, равнодушие. Развитость отношения к людям оп­ределяется тем, насколько человек может идентифицировать себя с другими людьми. Как только устанавливается идентификация – дурное отношение становится маловероятным. В основе идентификации лежит способность сочувствовать, сопереживать другому человеку.