Файл: Шоу Бернард - Дом где разбиваются сердца.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.09.2024

Просмотров: 275

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Бернард Шоу. Дом, где разбиваются сердца

Где он находится, этот дом?

Обитатели дома

Зал для верховой езды

Революция на книжной полке

Вишневый сад

Долгосрочный кредит природы

Дурная половина столетия

Ипохондрия

Кто не знает, как жить, должен похваляться своей погибелью

Военное сумасшествие

Безумие в судах

Сила войны

Злобные сторожевые псы свободы

Муки здравомыслящих

Зло на престоле добра

"Когда отцеживают комара и проглатывают верблюда..."

Слабые умы и великие битвы

Молчаливые дельные люди и крикливые бездельники

Практические деловые люди

Как дураки заставляли молчать умных

Безумные выборы

Йеху и злая обезьяна

Проклятие на оба ваши дома!

Как шли дела на театре

Солдат на театральном фронте

Коммерция в театре

Высокая драма выходит из строя

Церковь и театр

Следующая фаза

Призрачные троны и вечный театр

Как война заставляет молчать драматурга

Комментарии

Дом, где разбиваются сердца

Злобные сторожевые псы свободы

Не довольствуясь злоупотреблениями в суде и нарушениями существующего

закона, военные маньяки яростно набрасывались на все конституционные

гарантии свободы и благополучия, стремясь отменить их. Обычный закон

заменялся парламентскими актами, на основании которых совершались простые

полицейские налеты a la russe, [В русском духе (франц.)] редакции газет

захватывались, печатные станки разбивались, а люди арестовывались и

расстреливались без всякого подобия судебного разбирательства или открытой

процедуры с привлечением свидетелей. Хотя было насущно необходимо

увеличивать продукцию, применяя самую передовую организацию труда и его

экономию, и хотя давно было установлено, что чрезмерная длительность и

напряженность труда сильно уменьшают продукцию вместо того, чтобы

увеличивать ее, действие фабричных законов приостанавливалось и мужчин и

женщин отчаянно эксплуатировали, пока снижение эффективности труда не стало

слишком явным и его нельзя было далее игнорировать. Любые возражения и

предостережения встречали обвинение в германофильстве, либо звучала формула:

"Не забывайте, у нас сейчас война". Я говорил, что люди считали, будто война

опрокинула естественный порядок и будто все погибнет, если мы не будем

делать как раз противоположное тому, что в мирное время всегда считалось

необходимым и полезным. Но истина оказалась еще хуже. Война не могла так

изменить человеческий рассудок. -На самом деле столкновение с физической

смертью и разрушением, этой единственной реальностью, понятной каждому

дураку, сорвало маску образованности, искусства, науки и религии с нашего

невежества и варварства, и мы остались голыми всем напоказ и могли до одури

упиваться внезапно открывшейся возможностью проявлять наши худшие страсти и

самый малодушный страх. Еще Фукидид в своей истории написал, что, когда

ангел смерти затрубит в трубу, все претензии на цивилизацию сдунет с души

человека в грязь, словно шляпу порывом ветра. Но, когда эти слова

исполнились в наше время, потрясение не оказалось для нас менее страшным

оттого, что несколько ученых, занимавшихся греческой историей, ему не

удивились. Ведь эти ученые ринулись в общую оргию так же бесстыдно, как и


невежды. Христианский священнослужитель присоединялся к военной пляске, даже

не сбрасывая сутаны, а почтенный директор школы изгонял преподавателя-немца,

не скупясь на брань, применяя физическое насилие и объявляя, что ни один

английский ребенок никогда больше не должен изучать язык Лютера и Гете. И

путем самого бесстыдного отказа от всяких приличий, свойственных

цивилизации, и отречения от всякого политического опыта оба получали

моральную поддержку со стороны тех Самых людей, кому в качестве

университетских профессоров, историков, философов и ученых доверялась охрана

культуры. Было только естественно и, быть может, даже необходимо для целей

вербовки, чтобы журналисты и вербовщики раскрашивали черной и красной

краской германский милитаризм и германское династическое честолюбие,

доказывая, какую опасность представляют они для всей Европы (как это и было

на самом деле). При этом подразумевалось, будто наше собственное

политическое устройство и наш собственный милитаризм издревле демократичны

(каковыми они, разумеется, не являются). Однако, когда дело дошло до

бешеного обличения немецкой химии, немецкой биологии, немецкой поэзии,

немецкой музыки, немецкой литературы, немецкой философии и даже немецкой

техники, как неких зловредных мерзостей, выступающих против британской и

французской химии и так далее и так далее,- стало ясно, что люди, доходившие

до такого варварского бреда, никогда в действительности не любили и не

понимали искусства и науки, которые они проповедовали и профанировали. Что

они просто плачевно выродившиеся потомки тех людей семнадцатого и

восемнадцатого столетий, кто, не признавая никаких национальных границ в

великом царстве человеческого разума, высоко ставили взаимную европейскую

вежливость в этом царстве и даже вызывающе поднимали ее над кипящими злобой

полями сражений. Срывать орден Подвязки с ноги кайзера, вычеркивать немецких

герцогов из списков наших пэров, заменять известную и исторически

присвоенную фамилию короля названием некой местности, не имеющей традиций,

было не очень достойным делом. Но выскабливать немецкие имена из британских

хроник науки и образованности было признанием того, что в Англии уважение к

науке и образованности является лишь позой, за которой кроется дикарское к

ним презрение. Чувствуешь, что фигуру святого Георгия с драконом пора


заменить на наших монетах фигурой солдата, пронзающего копьем Архимеда. Но в

то время монет не было - были только бумажные деньги, и десять шиллингов

называли себя фунтом так же самоуверенно, как люди, унижавшие свою страну,

называли себя патриотами.


Муки здравомыслящих

Душевные страдания, сопряженные с жизнью под непристойный грохот всех

этих карманьол и корробори, были не единственным бременем, ложившимся на

тех, кто во время войны все же оставался в своем уме. Была еще (осложненное

оскорбленным экономическим чувством) эмоциональное напряжение, которое

вызывалось списками погибших и раненных на войне. Глупцы, эгоисты и тупицы,

люди без сердца и без воображения были от него в значительной степени

избавлены. "Так часты будут кровь и гибель, что матери лишь улыбнутся, видя,

как рука войны четвертует их детей" - это шекспировское пророчество теперь

почти исполнялось. Ибо, когда чуть не в каждом доме оплакивали убитого сына,

можно было бы совсем сойти с ума, если б мы меряли собственные утраты и

утраты своих друзей мерою мирного времени. Нам приходилось придавать им

фальшивую стоимость, утверждать, будто молодая жизнь достойно и славно

принесена в жертву ради свободы человечества, а не во искупление беспечности

и безумия отцов, и искупления напрасного. Мы должны были даже считать, будто

родители, в не дети приносили жертвы, пока наконец юмористические журналы не

принялись сатирически изображать толстых старых людей, уютно устроившихся в

креслах своих клубов и хвастающих сыновьями, которых они "отдали" своей

родине.

- Кто поскупился бы на такое лекарство, лишь бы утолить острое личное

горе! Но тем, кто знал, что молодежь набивала себе оскомину из-за того, что

родители объедались кислым политическим виноградом, - тем это только

прибавляло горечи. А подумайте о самих этих молодых людях! Многие ничуть не

обольщались политикой, которая вела к войне: с открытыми глазами шли они

выполнять ужасный, отвратительный долг. Люди по существу добрые и по

существу умные, занимавшиеся полезной работой, добровольно откладывали ее в

сторону и проводили месяц за месяцем, строясь по четверо в казарменном

дворе, и средь бела дня кололи штыком мешки, набитые соломой, с тем чтобы

потом отправляться убивать и калечить людей, таких же добрых, как они сами.

Люди, бывшие в общем, быть может, нашими самыми умелыми воинами (как

Фредерик Килинг, например), ничуть не были одурачены лицемерной мелодрамой,

которая утешала и вдохновляла других. Они бросали творческую работу, чтобы


работать ради разрушения, совсем так, как они бросали бы ее, чтобы занять

свое место у насосов на тонущем корабле. Они не отступали в сторону, как

иные, не соглашавшиеся идти на военную службу по политическим или

религиозным соображениям, не отказывались от дела потому, что командиры на

корабле были повинны в недосмотре, или потому, что другие с корабля удирали.

Корабль надо было спасать, даже если ради этого Ньютону пришлось бы бросить

дифференциальное исчисление, а Микеланджело - статуи. И они отбрасывали

прочь орудия своего благодетельного и облагораживающего труда и брались за

окровавленный штык и убийственную гранату, насильно подавляя свой

божественный инстинкт совершенного художественного творчества для ловкого

орудования этими проклятыми предметами, а свои организаторские способности

отдавая замыслам разрушения и убийства. Ведь их трагедия принимала даже

иронический оттенок оттого, что таланты, которые они вынуждены были

проституировать делали проституцию не только эффективной, но даже

интересной. И в результате некоторые быстро выдвигались и наперекор себе

действительно становились артистами, художниками войны и начинали испытывать

к ней вкус, как Наполеон и другие бичи человечества. Однако у многих не было

даже и этого утешения. Они только терпеливо тянули лямку и ненавидели войну

до самого конца.