ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 195
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
7. Киноискусство второй половины 30-х годов. Историко- революционная тема и современность на экране.
8. Экранизация классики в 30-е годы. Актёрское мастерство исполнителей главных ролей.
9. Музыкальные фильмы второй половины 30-х годов. Фольклорное начало.
10. Исторические фильмы второй половины 30-х годов.
14. Эволюция современной темы в кинематографе 50-60-х годов.
15. «Живописно-поэтическое» направление в киноискусстве 60-х годов.
16. Киноискусство 70-80-х годов.
22. Творческий путь с. Эйзенштейна.
23. Творческий путь д. Вертова.
24. Творческий путь Вс. Пудовкина.
25. Творческий путь а. Довженко.
26.Творческий путь г. Козинцева и г. Трауберга.
27. Творческий путь с. Герасимова.
49. Анализ фильма «Человек с киноаппаратом»
52. Анализ фильма «Окраина» «окраина» Барнет Борис Васильевич (1902-1965):
54. Анализ фильма «Иван Грозный»
58. Анализ фильма «Девять дней одного года»
61. Анализ фильма «Калина красная»
63. Анализ фильма «Проверка на дорогах»
66. Анализ фильма «в огне брода нет»
67. Анализ фильма «Восхождение»
68. Анализ фильма «Асино счастье»
69. Анализ фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино»
71. Анализ фильма «Маленькая Вера»
72. Анализ фильма «Парад планет»
52. Анализ фильма «Окраина» «окраина» Барнет Борис Васильевич (1902-1965):
Борис Васильевич Барнет – спортсмен и красавец. Лицедей и режиссер. Автор любимого всеми фильма «ПОДВИГ РАЗВЕДЧИКА». Но десятилетием раньше, в 1933 году, он снял лучшую свою картину, равной которой в его творчестве не будет. «ОКРАИНА» вошла в золотой фонд советского киноискусства и была названа в десятке «лучших фильмов всех времен и народов». «Картина так тепла и задушевна и так яростна и жестока, с таким героическим шармом, так непосредственно органична и парадоксальна, так естественна, как это бывает в области искусства лишь в редких счастливых случаях» (цитата из журнала «Советский экран»).
В 1923 году режиссер Лев Кулешов пришел на боксерский матч рекомендованного ему Бориса Барнета. Кулешов искал для своей «мастерской натурщиков» преподавателя бокса и исполнителя роли ковбоя Джедди в фильме «ПРИКЛЮЧЕНИЯ МИСТЕРА ВЕСТА В СТРАНЕ БОЛЬШЕВИКОВ». Барнет (англичанин по происхождению) подошел идеально, кроме прочих достоинств он мог работать бутафором и художником-декоратором. Барнету был чужд схематизм «кулешовской школы», он недолго продержался в мастерской, но покинуть кинематограф уже не мог. Барнет шел к своему звездному часу – был под влиянием Протазанова, работал актером, сценаристом, дебютировал как режиссер («ДЕВУШКА С КОРОБКОЙ», 1927г.), снял веселую комедию «ДОМ НА ТРУБНОЙ», порой простаивал...
«ОКРАИНА» - экранизация одноименной повести писателя К.Финна, но очень вольная. Барнет многократно перекраивал сценарий, безудержно импровизировал и втягивал в коллективное сочинительство всю съемочную группу. В результате картина оказалась гораздо масштабнее повести и гораздо значимее. Фильм напоминает живой организм, где все развивается и движется по разным направлениям, а в результате удивляет своей целостностью. Барнет не создавал кинолетопись великой революционной эпохи. Он вел летопись жизни не творцов истории, а ее персонажей – простых людей, снимал картину человеческих характеров и судеб, индивидуальных и неповторимых. И через них, через их причастность к событиям, происходящим в стране, он попытался по-новому взглянуть на историю, революцию. То есть увидеть в малом – великое, от конкретного человека прийти к пониманию дней, которые потрясли весь мир.
Фильм поставлен на излете «поэтического кино», в нем присутствует героико-романтический стиль 20-х годов. Но сделан он уже в предчувствии кино прозаического, насыщен бытовыми деталями, конкретными приметами времени, узнаваемыми характерами. В этом ряду немало и сатирических моментов, и лирики, и тонких переходов от поэзии к иронии. Режиссер Барнет удивительно гармоничен. А в основе этой гармонии – доброта к людям.
Для съемок «ОКРАИНЫ» Барнет подобрал замечательный коллектив. Опытные операторы М.Кириллов и Н.Спиридонов, старейший мастер студии художник Н.Козловский, уникальный актерский ансамбль. Рядом с маститыми актерами – Сергеем Комаровым, Александром Чистяковым, Андреем Файтом – играли молодые и популярные Михаил Жаров, Николай Боголюбов, Михаил Яншин. Немца играл немец, непрофессионал Роберт Эрдман, отец известного драматурга. На роль смешной провинциальной девчонки пригласили Елену Кузьмину, ведущую актрису ФЭКСов. В этом фильме Барнет «открыл» Николая Крючкова, девятнадцатилетнего паренька с Пресни, игравшего тогда в ТРАМЕ. Одним из главных участников съемки стал звукооператор Леонид Оболенский, старый товарищ по мастерской Кулешова. Барнет впервые работал со звуком. Друзья увлеченно экспериментировали – в звуковых эффектах они искали продолжение и развитие зрительного образа, деформировали звуки, максимально обыгрывали их, применяли неожиданные сопоставления и особенной удачей считали моменты, когда удавалось перенести звук одного изображения на другое (например, пулеметную очередь на швейную машину).
Барнет не любил длительных репетиций и дублей. Он создавал на площадке атмосферу всеобщего творческого возбуждения. Почти все постановки этого режиссера были стремительны, экономичны. «ОКРАИНА» вошла в историю и как одна из самых дешевых картин «МЕЖРАБПОМ-ФИЛЬМА». Фильм приняли безоговорочно (редкий случай!). Спустя несколько лет режиссер Сергей Герасимов так сказал об этой замечательной картине: «Фильм, который всем нам, образно выражаясь, перевернул мозги. Фильм, после которого всем нам нужно было работать как-то уже по-иному!»Окраина -1933
Авторы сценария: К. Финн, Б. Барнет. Реж. Б. Барнет
В ролях: С. Комаров, Е. Кузьмина, Р. Эрдман, А. Чистяков, Н. Боголюбов, Н. Крючков, А. Ермаков, Н.
Акимов, М. Жаров, М. Яншин и др. 1933 г.
Многие молодые люди об этом режиссере, к сожалению, даже не знают. Напомню: это именно он снял "Подвиг разведчика", который по сию пору остается одним из самых "смотрибельных" фильмов советской эры. Его картины ценили выше своих собственных Ромм, Пудовкин, Герасимов. Однако официальные лица его хвалили, в отличие от вышеперечисленных мэтров, немного. Несмотря на искреннюю приверженность режиссера революционному строю, в своих лентах он всегда ставил в центр внимания простого человека и его проблемы, а не энтузиазм масс, что в первые годы власти Советов начальством не поощрялось. Барнет был фанатиком своего дела, не боявшимся экспериментов. Это лишний раз доказывает "Окраина" - фильм, ставший, наверное, самым значимым этапом в карьере классика.
Действие картины происходит в период 1914-1917 гг. , в начапе Первой Мировой. Это действитепьно картина - полотно, охватывающее сразу множество пластов жизни российских "низов". Исторические проблемы того времени освещаются посредством показа повседневной жизни обывателей. Например, два друга-старичка (русский и немец - его жилец), проводящие массу времени за игрой в шашки и распитием пива, узнав о том, что началась война, разругиваются вдрызг. Немец уезжает, а оставшийся дома русский разбивает портрет соседа, висевший на стене, с криком неподдельной боли "Ну вот, накрылись шашки!" Запоминается и эпизод с персонажем Крючкова - молодым пареньком, пошедшим на войну из-за того, чтобы казаться таким же взрослым, как старший брат, и глупо погибакнцим из-за больного зуба.
Собственно, все действие и соткано из подобных моментов, что заставляет зрителя и десятки лет спустя после выхода ленты сопереживать всем героям фильма. Дело несколько портит финал, когда все неотрицательные персонажи дружно шагают в строю, распевая революционные песни, но в то время по-другому, видимо, было нельзя. Отдельно стоит отметить комическую роль меньшевика, в котором без труда угадывается Керенский, блистательно сыгранную молодым Михаилом Жаровым.
В заключение приведу цитату самого Бориса Васильевича, посвященную съемкам "Окраины": "Самый решительный и полный отказ от так называемого "типажа". Самый решительный и полный творческий контакт с актером, который любит свою роль, знает ее, хочет ее делать. Творческая дружба всего коллектива - вот главная специфика производства "Окраины".
Борис Барнет, чтимый современниками прежде всего как комедиограф, мастер создения уникально органичных (причем жанрово органичных) характеров, поразил в "Окраине" трагедийной силой. Кадры мировой войны потрясали, при том что в них как раз наиболее отчетливо просматривалась традиция. Апокалипсически обнаженные, лишенные даже немека на жизнь простренства возникли уже и в "Конце Санкт-Петербурга" Пудовкина, но в "Окраине" на этих пространствах гибли люди, чью "теплокровность" (В.Шкловский) уже полной мере успел ощутить зритель. Безличная воля истории вала их из худо-бедно налаженного быта, ставя неизвестно зачем друг против друга. В этом-то и состояло открытие Барнета: за спиной его героев был быт, которого предшествующие классические персонажи не имели.
Окраина героев Барнета – единый живой организм, ведущий где-то на периферии Большой истории блаженное полурастительное существование.
Недаром мир фильма заселен преимущественно еще почти ии и уже почти детьми – все персонажи несут в себе неистребимую растительность, детскость, и с ней уникальную слитность, семейственность, домовитость.
53.Анализ фильма «Чапаев»Чапаев-1934
Операторы - А. Сигаев, А. Ксенофонтов
ЧАПАЕВ
Киностудия «Ленфильм» Выход на экраны: 7 ноября 1934 г. Сценарий и режиссура: Георгий и Сергей Васильевы (по материалам Д.А. Фурманова и А.Н. Фурмановой) В главных ролях: Борис Бабочкин (Чапаев), Леонид Кмит (Петька), Варвара Мясникова (Анна), Илларион Певцов (полковник Бороздин).
Лет 15 назад, в романтичное перестроечное время, группа молодых кинокритиков: Андрей Дементьев, Евгения Тирдатова, Алексей Ерохин и Олег Ковалов, - увлечённые идеей создания нового киножурнала, долго бились над его названием. Кто-то предложил, чтобы журнал был назван именем нарицательного киногероя, как, к примеру, журнал «Чарли» в Швеции. У Алексея Ерохина тут же вырвалось: «Василь Иванович!» Это вызвало всеобщий смех, журнал впоследствии назвали «Киноглаз», но то, что у кинокритика ассоциативно родилось именно это имя, само по себе глубоко знаменательно.
Вот уже несколько поколений зрителей воспринимают экранный образ, созданный братьями Васильевыми, как историческую данность. Для них «Чапаев» - это не просто название кинофильма, не просто легендарный комдив времен гражданской войны и не просто результат творчества тех или иных режиссёров. Это уже часть народной мифологии, и в этом смысле «Чапаев» невероятно интересен, как интересен всякий народный миф.
Начнём с того, что Васильевы не братья. Виктор Шкловский утверждал, что именно он дал им этот псевдоним. Вместе они представляли собой странную пару: Георгий Николаевич - статный, красивый брюнет (это он выступает в первой шеренге психической атаки каппелевцев в роли невозмутимого поручика с элегантной сигаретной папиросой в зубах), служивший ранее в Красной Армии, и Сергей Дмитриевич - интеллигент с эспаньолкой, сын царского офицера, героя Шипки. Работая редакторами по перемонтажу западных (в основном американских) фильмов, Васильевы готовили их к прокату в СССР. За четыре года, проведенных у монтажных столов, они настолько «приработались» и сроднились, что на режиссёрский путь вступили под общим именем - «братья Васильевы». 1932 год. Сценарный отдел студии «Ленфильм» готовился к 15-летию советского кино. Васильевым предложили сценарий вдовы Фурманова, созданный на основе одноименного романа. Рукопись режиссёров заинтересовала, но не устроила: в центре повествования был комиссар. Написание и доработка нового литературного сценария заняли около полугода. Наконец 1 июня 1933 года был опубликован вариант под названием «Чапай». Из 57 сцен окончательного варианта только 4 взяты непосредственно из книги, да и то в изменённом виде, а 53 сцены написаны наново. Первая читка потрясла доверенных слушателей - актеров Иллариона Певцова (будущий «полковник Бороздин») и Бориса Бабочкина. Бабочкин, которому не было еще и тридцати и который до «Чапаева» работал только в немом кинематографе, был утвержден на роль комдива сразу же, без предварительных проб и репетиций.
Знакомство с героями, и первый из 820 кадров картины: Наперерез отступающим красным бойцам со звоном бубенцов вылетает лихая тройка. Впереди Чапаев с Петькой-ординарцем, за ними, в фаэтоне, станковый пулемет «Максим». Сейчас он заговорит.
Безусловен тот факт, что открытие «реального Чапаева» произошло именно в картине Васильевых. Исходная посылка режиссёров заключалась в «идеальности» образа, то есть лишь в формальной соотнесённости с человеком, называвшемся Чапаевым в жизни. В заметках к постановке фильма указано: «Герой картины - легендарный Чапаев. Мало кто о нём знает. Каким он был на самом деле - не знает почти никто». Однако легенда была важнее человека. Васильевы осуществили парадоксальную процедуру: они персонифицировали миф в конкретную фигуру. Каноническая внешность комдива ассоциируется в отечественном сознании исключительно с экранным образом Бабочкина: характерные чапаевские усы, папаха и бурка. Демократические, на грани скоморошества, манеры руководства и словечки Чапаева сближают, отчасти, его с другой, не менее легендарной личностью - Суворовым, чей авторитет в период создания фильма всячески пропагандировался, а опыт поощрялся. Ещё один немаловажный фактор: «Чапаев» - первый фильм, в котором тип «русской идеи» был воплощён в человеческом образе. В мемуарах Бориса Бабочкина есть одна потрясающая фраза, дающая ключ к пониманию образа его героя: «Я, играя в фильме «Чапаев» роль красного командира, хотел сделать его и наивным, и по-звериному жестоким». Известно, что режиссёры вырезали из окончательного варианта картины сцену расстрела комдивом отступников. В эмоциональном плане расстрел, как и всякий показ откровенной жестокости на экране, оборачивался против героя. Авторам не хотелось лишать Чапаева ореола благородства. Однако такие противоположные качества, как детская чистота, наивность и звериная жестокость есть два полюса русского национального характера.
От центрального драматического русла жизнеописания легендарного комдива ответвляется конфликт Анны - Петьки, что позволяет взглянуть на творение братьев Васильевых с необычной стороны - как на фильм о любви. Взаимоотношения ординарца и бывшей ткачихи строятся по типу «любовного треугольника», в котором третьим оказывается пулемет «Максим». Вспоминается первый урок пулеметного искусства с «наложением рук»: «А это называется «щечки», - и сердитый ответ: «Учи, дьявол, пулемёту!». Правда, со временем Анка смягчается, и один из вариантов финала обрисовывал идиллию встречи влюбленных на фоне цветущего яблоневого сада.