ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 211

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

7. Киноискусство второй половины 30-х годов. Историко- революционная тема и современность на экране.

8. Экранизация классики в 30-е годы. Актёрское мастерство исполнителей главных ролей.

9. Музыкальные фильмы второй половины 30-х годов. Фольклорное начало.

10. Исторические фильмы второй половины 30-х годов.

12.Кино в первые послевоенные годы (1946-1953). Период «малокартинья» Фильмы о Великой Отечественной войне.

13.Кинематограф «оттепели». XX съезд кпсс: разоблачение культа личности Сталина. Жанрово-стилевые поиски в кино 60-х годов: «поэтическое» и «прозаическое».

14. Эволюция современной темы в кинематографе 50-60-х годов.

15. «Живописно-поэтическое» направление в киноискусстве 60-х годов.

16. Киноискусство 70-80-х годов.

17.История и современность в фильмах Андрея Тарковского. Новаторство режиссуры. Разновременные пласты повествования, их образное соединение.

22. Творческий путь с. Эйзенштейна.

23. Творческий путь д. Вертова.

24. Творческий путь Вс. Пудовкина.

25. Творческий путь а. Довженко.

26.Творческий путь г. Козинцева и г. Трауберга.

27. Творческий путь с. Герасимова.

28.Творческий путь м. Ромма

29.Творческий путь м. Хуциева

46. Анализ фильма «Шинель» Фильм г.Козинцева и л.Трауберга «Шинель» (1926 г.). Поиски монтажно-пластических средств воссоздания особенностей стиля Гоголя.

47. Анализ фильма «Мать»

49. Анализ фильма «Человек с киноаппаратом»

51. Анализ фильма «Земля»

52. Анализ фильма «Окраина» «окраина» Барнет Борис Васильевич (1902-1965):

54. Анализ фильма «Иван Грозный»

58. Анализ фильма «Девять дней одного года»

61. Анализ фильма «Калина красная»

63. Анализ фильма «Проверка на дорогах»

64. Анализ фильма «Комиссар»

65. Анализ фильма «Зеркало»

66. Анализ фильма «в огне брода нет»

67. Анализ фильма «Восхождение»

68. Анализ фильма «Асино счастье»

69. Анализ фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино»

70. Анализ фильма «Монолог»

71. Анализ фильма «Маленькая Вера»

72. Анализ фильма «Парад планет»

73. Анализ фильма «Одинокий голос человека»

74. «Окраина» п. Луцика

75. «Небывальщина»

76. «Брат» а. Балабанова.

77. «Простые вещи» а. Попогребского.

              Последней ролью заслуженного артиста республики, корифея академических театров Иллариона Певцова, у которого учились и Георгий Васильев и Бабочкин, стала роль колчаковского полковника Бороздина. Впервые в советском кино образ врага не был упрощён до плакатной карикатурности. Для периода 30-х годов это было ново, неожиданно и, пожалуй, слишком смело, о чём свидетельствовали резкие критические замечания в адрес авторов. Основной шквал критики обрушился на сцену атаки, в которой усматривалась героизация белого офицерства. Психическая атака каппелевского полка - одна из самых известных и самых лаконичных сцен советского кино. В «Броненосце Потёмкин» Эйзенштейна эпизод «лестница» занимает 200 кадров. Васильевым в «Чапаеве» хватило 50-ти. Впоследствии обе сцены войдут в историю мирового кино как классические образцы монтажного искусства. Ознакомившись с фильмом, начальник Главного управления кинематографией Б.З. Шумяцкий приказал исключить из «Чапаева» всю сцену отражения психической атаки, опасаясь, что картину обвинят в реабилитации белогвардейщины, как это случилось ранее с пьесой Булгакова «Дни Турбиных». Для постановщиков и зрителей сцену «спас» Будённый, принимавший фильм от Кремля, возгласом «Как идут, черти! Как идут!» Атаку отбивает Анка, блестяще освоившая технику пулемётного искусства. Каппелевцы падают под пулями, но ряды смыкаются вновь под реющим чёрным флагом с изображением мёртвой головы. На Западе сцена воспринималась в метафорическом смысле, ибо, как писал Жорж Садуль, «угроза гигантской психической атаки, которую репетировали на парадах в Нюрберге, уже нависла над Европой».

          Фильм Васильевых утвердил в общественном сознании окончательную картину гибели Чапаева в водах Урала. До той поры версия базировалась лишь на том, что тело легендарного комдива не было найдено после боя. В 20-е годы всерьёз обсуждались и другие гипотезы. Так, в 1926 году - после выхода в свет книги Фурманова, излагающей версию утопления - в «Правде» появилась красноречивая публикация «Арест убийцы Чапаева». В ней сообщалось, что пензенскими сотрудниками ГПУ «арестован колчаковский офицер Трофимов-Мирский, в 1919 году убивший «попавшего в плен прославленного начальника дивизии товарища Чапаева». Предположения об утоплении с осторожностью принимал и сам Фурманов. С выходом на экраны фильма, смерть Чапаева в водах реки Урал обрела право исторической реалии настолько, что Кутяков, соратник Чапаева и один из добросовестных его биографов, включил этот эпизод в свою документальную книгу. Человек безукоризненного вкуса, художественный руководитель «Ленфильма» Адриан Пиотровский (репрессирован в 1938 году) убедил авторов отказаться от первоначальной версии финала - живописной танковой атаки «красных» и встречи Анки с Петькой, уже не ординарцем, а командиром взвода. Осталось так, как и было: 1919 год. Утро. Река Урал. Пулемет «Максим», возникший в первых кадрах на правах одного из главных героев, теперь в руках врага. Последняя очередь накрывает Василь Ивановича с головой... Чапаевская 25-я дивизия запоздало приходит на помощь своему комдиву. Три взрыва на крутом берегу завершают картину, которую газета «Нью-Йорк Таймс» впоследствии назовет лучшим советским звуковым фильмом.


          «ВСЕМ, ВСЕМ, ВСЕМ НУЖНО УВИДЕТЬ ЭТУ ПОСТАНОВКУ!» (газета «Известия», 15 ноября 1934 года). Дальнейшее - часть легенды. И толпы, осаждающие кинотеатры, и транспаранты «Мы идём смотреть «Чапаева», и катастрофическая нехватка копий, и необъяснимая надежда зрителей, пересматривающих картину снова и снова, что сегодня, сейчас пуля пройдёт стороной и Василь Иванович выплывет... В противовес высказыванию комдива о сложностях, связанных с незнанием языков, «язык «Чапаева» оказался понятен всем странам и континентам. В минувшем году «Чапаеву» Васильевых исполнилось 66 лет. Очевидно, образы становятся великими только тогда, когда покидают породившую их культуру, чтобы раствориться в народной стихии. А фильмы-мифы всегда значительнее, чем сам фильм, из которого они вырастают, потому что живут они уже не столько на экране, сколько в сознании зрителей.

Васильев Георгий Николаевич (1899-1946), Васильев Сергей Дмитриевич (1900-1959): «ЧАПАЕВ»

В 1920-е годы мир говорил о «БРОНЕНОСЦЕ "ПОТЕМКИНЕ"», в 1930-е о «ЧАПАЕВЕ». Эйзенштейн приветствовал появление этого фильма возгласом «Наконец!», объявил его победой и, говоря о стиле, вспомнил исторические хроники Шекспира. «ЧАПАЕВ» - это патетический стиль, большая эпическая форма молодого советского кино и замечательно глубокое, яркое раскрытие образа героической личности, идущее от классической традиции. «ЧАПАЕВ» - это героическая легенда. Фильм, который смотрели и пересматривали небывалое количество раз. Фильм, на котором выросло целое поколение мальчишек, будущих героев страшной войны («Играем в Чапаева!» – это их фраза). Фильм, благодаря которому реальная история реальных людей стала фольклором.

О Василии Ивановиче Чапаеве, прототипе экранного образа, легенды слагали еще при жизни. С современных позиций историки не могут однозначно трактовать его боевую деятельность, однако неоспоримо то, что этот комдив гражданской войны был одним из самых любимых командиров молодой Красной Армии. Комиссар Дмитрий Фурманов, автор книги о народном герое, написанной сразу по следам боевой славы в 1921 году, в своем дневнике заметил: «Такой цельной и сильной натуры я еще не встречал». Успех книги подсказал Фурманову мысль об экранизации. Но ранняя смерть (в 1926 году) не позволила ему довести эту работу до конца. Сценарий написала его вдова, Анна Фурманова. Это произведение в 1932 году попало в руки братьев Васильевых. Оно огорчало дидактикой, но привлекало мощным потенциалом. Васильевы обратились к прошлому: они работали в архивах, встречались с бойцами из Чапаевской дивизии, читали записи Фурманова, и только тогда, когда почувствовали, что «персонально знают и крепко любят своих будущих героев», приступили к написанию своего сценария, по которому и сделали фильм.


Однофамильцев Васильевых, Георгия и Сергея, называли братьями. Под этим псевдонимом они и остались в истории кино. В их дорежиссерской жизни было много общего. Ровесники века, оба прошли через гражданскую войну, после демобилизации учились в театральных студиях, а затем стали работать редакторами-монтажерами. Однажды они оказались за соседними столами в одной монтажной. В 1928 году Васильевы сделали монтажный хроникальный фильм «ПОДВИГ ВО ЛЬДАХ» и с этих пор снимали кино вместе. Приступая к «ЧАПАЕВУ», Васильевы ставили перед собой следующую творческую задачу: «Показать людей, которые движут события, и события, которые движут и раскрывают этих людей, взаимосвязь этих двух линий – линии человека и линии событий». Предстояло найти принципиально новое решение для батальных сцен. Без риторики и дидактики соотнести документ и вымысел, легендарность революционного образа Чапаева с реалистичностью показа его страстной натуры – сохранить будничное и в нем увидеть героическое.

Материал был готов, режиссеры искали актера. На первой читке сценария присутствовал Бабочкин. Он готовился играть Петьку, но так увлекся замечательным образом комдива, так горячо предлагал на эту роль своих любимых артистов, так азартно показывал «каким должен быть Чапай», что выбор был сделан в тот же вечер. В съемочную группу Васильевы пригласили единомышленников. Ассистента по режиссуре Юрия Музыкантского они назвали в титрах сорежиссером. Опытный оператор Александр Сигаев получил прозвище «Батя» за свои сорок лет. Музыку писал видный симфонист и композитор кино Гавриил Попов. Неоценимый вклад в изобразительное решение фильма внес именитый художник Исаак Махлис.

«ЧАПАЕВ» - фильм актерский. В этом ансамбле собрались опытные театральные мастера (И.Певцов, Н.Симонов, Б.Чирков) и актеры-дебютанты (В.Волков, Г.Жженов), талантливый самородок С.Шкурат. Портрет главного героя дорисован в лицах его сподвижников. В памяти зрителей остаются живые, полнокровные образы Петьки (Л.Кмит) и Анки (В.Мясникова), комиссара Фурманова (кинодебют актера Б.Блинова). Эти люди растут, меняются, конфликтуют, побеждают. Перед нами раскрывается внутренний ход событий. Многие решения предлагались по ходу съемок. Так, например, сама жизнь подсказала знаменитую сцену с картошкой и фразу Петьки о «щечках». Авторы ценили юмор, обогащали свой фильм комедийными, сатирическими красками. Они сделали акценты на шутках, а народ их полюбил, подхватил и размножил в бесконечных анекдотах, дошедших до наших дней.


В высшей степени мастерство братьев Васильевых проявилось в монтажном строе картины, в сочетании простоты и высокой культуры изображения, в музыкально-ритмическом рисунке. Хрестоматийной стала сцена отражения «психической атаки». Это поистине великий кинематографический «аттракцион», захватывающий и драматичный! Создателям «ЧАПАЕВА» зал устроил овацию в августе 1935 года на 1-м Международном кинофестивале в Москве. О фильме молодых режиссеров сразу заговорили как о классике. Его увидели во всем мире, и американские кинокритики, «предвзятые и тенденциозные» (как писали тогда в газетах), назвали его в числе лучших фильмов года. «ЧАПАЕВ» (а вместе с ним весь советский кинематограф) снова праздновал победу.

Чапаев

1934, 95 мин., звуковой, ч/б, «Ленфильм»., военная драма

режиссеры Сергей и Георгий Васильевы, Юрий Музыкант

сценаристы Сергей и Георгий Васильевы

операторы Александр Сигаев, Александр Ксенофонтов

художник Исаак Махлис

композитор Гавриил Попов

звукооператоры Александр Беккер.

В ролях: Борис Бабочкин, Борис Блинов, Варвара Мясникова, Леонид Кмит, Илларион Певцов, Степан Шкурат, Вячеслав Волков, Николай Симонов, Борис Чирков, Георгий Васильев.

       По материалам произведений Дмитрия и Анны Фурмановых о герое гражданской войны Василии Чапаеве.

       Есть кино действительно "всех времен и народов". "Чапаев" - целая эпоха кинематографа (и не только советского), лента-миф. Борис Бабочкин, сыгравший Василия Ивановича, сразу же превратился в актера-легенду.

       В 1934 году в ленинградском кинотеатре "Титан" состоялась премьера "Чапаева".

После первого показа фильм демонстрировался в десяти ленинградских кинотеатрах.

В "Сатурне" его показывали каждый день на протяжении двух лет. В 30-е годы "Чапаев" побил все рекорды по посещаемости. Копий ленты катастрофически не хватало, люди осаждали кинотеатры, пересматривали картину снова и снова в надежде, что сегодня, сейчас пуля пройдет стороной, и Василь Иванович выплывет.

        На I Международном Московском кинофестивале в 1935 году, председателем жюри которого был Сергей Эйзенштейн, создатели "Чапаева" получили первую премию. Безусловно, секрет успеха картины - в главном герое. Чапаев - роль всей жизни талантливого советского актера Бориса Бабочкина.

       По одной из версий, режиссеры Васильевы получили заказ на фильм от "самого главного кинокритика и отца советского кино" - Иосифа Сталина. Выехав в штаб


25-й стрелковой дивизии, Васильевы воссоздали события тех дней. Причем некоторые роли в картине исполнили не профессиональные артисты, а боевые соратники Чапаева.

       5 ноября 2004 года фильм режиссеров Васильевых отметил 70 летний юбилей,        17 января 2004 Чапаеву (актеру Борису Бабочкину) исполнилось бы 100 лет.

Гран-При на конкурсе кинофильмов на Всемирной Парижской выставке в 1937 году.

Бронзовая медаль на VII МКФ в Венеции (Италия) в 1946 году.

 Первый приз на 1 Советском МКФ в Москве в 1935 году.

Лауреаты Сталинской премии: Г.Васильев, С.Васильев, Б.Бабочкин (1941).

Золотая медаль фильму на 3-м смотре фильмов, посвященном «Борьбе народов за свободу и независимость» в честь 100-летия объединения Италии.

Это уникальный опыт создания культурного героя средствами кино, наполненный революционной романтикой и яркими характерами. Фильм братьев Васильевых появился в тот момент, когда поэзия на советском экране сменялась драмой, идеология заговорила в нем не языком монтажного авангарда 1920-х годов, а кинопрозой с элементами вестерна, комедии и народной песни.Старая хроника сохранила неопровержимый факт небывалого успеха этого фильма. "Мы все идем смотреть Чапаева" - такой транспарант несут красноармейцы в колоннах многолюдной демонстрации. Это действительно был фильм "для всего советского народа", для многих его поколений. Секрет успеха - в герое. Одновременно легендарном и реальном, психологически сложном и сказочно простом, принадлежащему истории и мифу. К нему стягиваются все сюжетные линии. Даже события гражданской войны - лишь драматическая среда, в которой живет, борется, погибает этот герой. Герой с большой буквы, ибо являет собой счастливого человека, оседлавшего свою судьбу и трагически погибающего, несмотря на это. К такому зритель проникается доверием и интересом, дарит ему любовь и сочувствие, действительно готов надеяться: "А вдруг выплывет!"