ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 202

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

7. Киноискусство второй половины 30-х годов. Историко- революционная тема и современность на экране.

8. Экранизация классики в 30-е годы. Актёрское мастерство исполнителей главных ролей.

9. Музыкальные фильмы второй половины 30-х годов. Фольклорное начало.

10. Исторические фильмы второй половины 30-х годов.

12.Кино в первые послевоенные годы (1946-1953). Период «малокартинья» Фильмы о Великой Отечественной войне.

13.Кинематограф «оттепели». XX съезд кпсс: разоблачение культа личности Сталина. Жанрово-стилевые поиски в кино 60-х годов: «поэтическое» и «прозаическое».

14. Эволюция современной темы в кинематографе 50-60-х годов.

15. «Живописно-поэтическое» направление в киноискусстве 60-х годов.

16. Киноискусство 70-80-х годов.

17.История и современность в фильмах Андрея Тарковского. Новаторство режиссуры. Разновременные пласты повествования, их образное соединение.

22. Творческий путь с. Эйзенштейна.

23. Творческий путь д. Вертова.

24. Творческий путь Вс. Пудовкина.

25. Творческий путь а. Довженко.

26.Творческий путь г. Козинцева и г. Трауберга.

27. Творческий путь с. Герасимова.

28.Творческий путь м. Ромма

29.Творческий путь м. Хуциева

46. Анализ фильма «Шинель» Фильм г.Козинцева и л.Трауберга «Шинель» (1926 г.). Поиски монтажно-пластических средств воссоздания особенностей стиля Гоголя.

47. Анализ фильма «Мать»

49. Анализ фильма «Человек с киноаппаратом»

51. Анализ фильма «Земля»

52. Анализ фильма «Окраина» «окраина» Барнет Борис Васильевич (1902-1965):

54. Анализ фильма «Иван Грозный»

58. Анализ фильма «Девять дней одного года»

61. Анализ фильма «Калина красная»

63. Анализ фильма «Проверка на дорогах»

64. Анализ фильма «Комиссар»

65. Анализ фильма «Зеркало»

66. Анализ фильма «в огне брода нет»

67. Анализ фильма «Восхождение»

68. Анализ фильма «Асино счастье»

69. Анализ фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино»

70. Анализ фильма «Монолог»

71. Анализ фильма «Маленькая Вера»

72. Анализ фильма «Парад планет»

73. Анализ фильма «Одинокий голос человека»

74. «Окраина» п. Луцика

75. «Небывальщина»

76. «Брат» а. Балабанова.

77. «Простые вещи» а. Попогребского.

58. Анализ фильма «Девять дней одного года»

режиссер...Михаил Ромм сценарий.Михаил Ромм, Даниил Храбовицкий главные роли.Алексей Баталов Иннокентий Смоктуновский Татьяна Лаврова производство...СССР, 1961

Единственное, что способны вызвать в сердце молодого драматурга старые советские фильмы — чувство неполноценности. Сделать ТАКОЕ кино кажется уже невозможным. Михаил Ромм снял «Девять дней одного года», на время оторвавшись от преподавания во ВГИКе. Получившаяся картина стала одной из лучших как в биографии Ромма, так и во всей истории кинематографа СССР.

Молодой физик Гусев (Алексей Баталов) проводит испытания на фронтире науки: исследует плазму, нейтроны и еще что-то в подобном роде. Результатом его работы может стать невероятно мощный источник энергии. То, что на научный алтарь положены дружба (с героем Иннокентия Смоктуновского) и отношения с любимой девушкой (Татьяна Лаврова), воспринимается как неприятная необходимость. Но хуже того — Гусев получает передоз рентгенов, и теперь может умереть даже при небольшом облучении.

Главный герой фильма, как справедливо заметил Максим (наверное, он где-то это прочитал — не может же Макс на самом деле быть таким умным), — атомная энергия. Она — единственный смысл существования Гусева. Она оправдывает его холодность к жене, ссоры с другом и жесткость к коллегам. Она нужна стране и всему человечеству. Она может помогать людям и уничтожать их. Она заставляет Гусева жить, и она же его убивает.

Эстетика «Девяти дней» очень близка калатозовским «Журавлям»: черно-белая пленка, подчеркнутый свет, унаследованное от Эйзенштейна внимание к монтажу и построению кадра. И у Ромма, и у Калатозова на первом плане оказывается конфликт личных и общечеловеческих проблем. И финал в этом противостоянии одновременно трагичен и жизнеутверждающ: Гусев, конечно же, умрет, но за кадром. А в кадре, уже смертельно больной, он приглашает товарища и жену в «Арагви».

В фильме есть много вещей, которыми можно наслаждаться по отдельности: блестящие съемки, замечательные диалоги, лучшие актеры того времени. Все вместе сливается в один невероятный фильм — энергии в котором больше, чем в целой атомной электростанции.

Ким Белов

«9 дней одного года» Михаила Ромма – это один из редких фильмов, который я время от времени пересматриваю. И не потому, что это бесспорный шедевр, хотя я не киновед, а простой зритель в данном случае. А потому, что этот фильм, это такая мета, такой рубеж... Ведь там, кроме замечательных актеров-профессиналов - гения Смоктуновского, потрясающей Татьяны Лавровой, которая после этого фильма проснулась знаменитой, - в эпизодах также снимаются такие гитаристы, барды в те времена, как Юлий Ким и Юрий Коваль.


Все эти беседы там, вот эта вся физика, чуть-чуть картонная, если смотреть из сегодняшнего дня… Но там такое переплетение судеб! Эти секретные физики, нравственные они или нет, они такие таинственные, сами о себе говорящие скромно, но все-таки знающие себе цену. И такая, знаете, тень академика Сахарова над всем эти парит… Потому что эта та самая среда, в которой делались атомные бомбы, водородные бомбы, и где росли диссиденты, где росли писатели, борцы. Вот тем фильм для меня и интересен. И здесь Михаил Ромм опять же угадал, как это он делал практически всегда. Этот фильм для меня, например, имеет не меньшее значение, чем его же великий «Обыкновенный фашизм».

59. Анализ фильма «Андрей Рублёв» ("СТРАСТИ ПО АНДРЕЮ")

Исторический фильм, драма, 175 мин.Режиссер(ы):   Андрей ТарковскийВ ролях:    Анатолий Солоницын, Иван Лапиков, Николай Гринько, Николай Сергеев, Ирина Тарковская, Николай Бурляев, Юрий Назаров, Юрий Никулин, Ролан Быков, Николай Граббе, Михаил Кононов, Степан Крылов, Ирина Мирошниченко, Болот Бейшеналиев, Володя Титов, Николай Кутузов. Авторы сценария: Андрей Кончаловский, Андрей Тарковский.

"Русские люди уверовали в свою силу, в свое окончательное освобождение. Вот эту веру, это предчувствие перемен выразил в своем творчестве Андрей Рублев. Он прозрел утро в самый темный час ночи. На мой взгляд, в этом и заключается высшее предназначение художника." - Андрей Тарковский.

Главную тему картины можно определить как победу искусства, победу человеческого духа и стремления к творчеству вопреки жестоким и бесчеловечным историческим условиям. Искусство бессмертно постольку, поскольку бессмертны народ и заложенные в нем потенции духовного развития. Эта идея связывает между собой несколько новелл, прямо или косвенно соотносящихся с жизнью и творчеством художника Андрея Рублева (ок. 1360 – 70 ок. 1430).

    Богатейший арсенал киноискусства – зрелищного и интеллектуального в одно и то же время – привлечен для раскрытия глубинного смысла произведения. Свободная в своих движениях камера включает действующих лиц в широкое, поистине безграничное пространство (оператор Вадим Юсов). Далекие горизонты, пейзажные композиции, вмещающие в себя горы и долы, реки и озера, небо и землю, образуют художественное пространство, в котором вершится судьба народная. Это пространство истории и пространство трагедии, Герои фильма все время в движении, в пути, они идут или едут с места на место, из города в город, из монастыря в монастырь. Образ дороги, постоянного движения, необоримого влечения к какой-то далекой цели становится лейтмотивом фильма, метафорой духовных исканий, Широка русская земля, есть куда пойти, где развернуться человеку недюжинной натуры, но укрыться здесь негде: того и гляди налетят из-за горизонта татарские всадники либо дружинники собственного князя, а чего ждать и от тех, и от других, никогда заранее не известно. Может, пронесет, а может, надругаются, потопчут, пожгут, поубивают – на волоске висит все, ради чего живешь, да и сама жизнь человеческая. Вот и стоит богомаз Андрей (Анатолий Солоницын) то под открытым небом, то в разоренном храме и вопрошает себя. что такое человек? зачем рождается на свет? для чего страдает? и что с ним будет после смерти? Ведь, не решив этих проклятых вопросов, он не может написать свой "Страшный суд". Ибо должен же знать художник, что принесет людям этот суд – страшную кару за их великие грехи или прощение за их великие страдания?


    Грандиозного размаха достигает режиссура Тарковского в последнем эпизоде фильма – "Колокол", Тщательно, с технологическими подробностями воспроизведенный процесс отливки колокола превращается во вдохновенный гимн творчеству. Деревенский мальчонка Бориска (Николай Бурляев) берет на себя непосильный труд и смертельную ответственность – руководить отливкой колокола. И справляется со своей задачей наперекор всему. Сложнейшие многофигурные динамичные композиции, которые выстраивает Тарковский в широкоэкранном кадре, сродни той работе, что выполняет его герой, отливая колокол: и там, и здесь работают множество людей, но сплачивает и вдохновляет их творческий порыв одного человека-творца. Колокол, родившийся на наших глазах из земли и огня, превращается в символ жизни народа, бессмертия народного духа, В заключительных кадрах фильма черно-белый экран расцветает волшебными красками рублевской "Троицы". Этот финал венчает напряженно-трагический фильм Тарковского мощным примиряющим аккордом.

    В 1969 году "Андрей Рублев" был показан на Каннском фестивале и вышел на экраны многих стран, произведя огромное впечатление. Иначе сложилась его судьба на родине. Фильм был обвинен в "антипатриотизме" и "очернении" русской истории, От Тарковского потребовели переделок. Режиссер сопротивлялся, Изнурительная борьба продолжалась несколько лет, но в результате Тарковскому удалось практически сохранить фильм в первоначальном виде.

    Советские зрители впервые увидели "Андрея Рублева" только в 1971 году.

60. Анализ фильма «Тени забытых предков» или «Цвет граната» СССР, киностудия им. А. Довженко, 1964, цв., 97 мин. Кинопоэма.

По одноименной повести М. Коцюбинского.

Первый шедевр знаменитого режиссера Сергея Параджанова. Картина начинается как вариация на тему Ромео и Джульетты из Карпатских предгорий. Два гуцульских рода — Палийчуки и Гутенюки издавна враждуют между собой. У Ивана Палийчука кто-то из противного рода убил отца, а юноша полюбил Маричку Гутенюк. «Печальная повесть» имеет у Параджанова продолжение: смертный удел достается лишь гуцульской Джульетте, а Ромео продолжает влачить незавидное существование. Режиссера скорей интересовала не сама «печальная повесть», а происходящее «потом» — когда «повесть» себя исчерпала.

«Тени забытых предков» — экранизация книги украинского писателя М. Коцюбинского, «последнего в Российской империи революционного демократа» и друга Максима Горького. Непосредственным толчком к созданию книги послужил увиденный писателем погребальный обряд гуцулов — с неистовыми танцами, с использованием тела покойника в качестве ритуального манекена. У Параджанова вся инфернальность сконцентрирована в деревенском колдуне, от рук которого Иван в конце концов погибает. После смерти возлюбленной мир для героя померк, он женится на диковатой, загадочной Палагне. Той чужд чудоковатый муж — Палагна изменяет ему с колдуном. Она — темная ипостась героини, заменившая подле Ивана светлую Маричку. Палагна вместе со знахарем — та отдушина, через которую злые, инфернальные силы проникают в деревенский мирок. Параджановский Иван движим тоской по идеалу. Чем сильней его тоска, тем активней кружат возле героя темные силы. У Шекспира невелик срок между кончиной главных героев, у Параджанова он огромен. В этот срок уложилось сознание недостижимости идеала в этом — земном — мире и неприятия устремленности к нему этим — земным — миром. Уникальность Параджанова предопределена не столько сюжетной основой «Теней...», сколько языком картины. Такого буйства красок, такой выразительности и пластичности визуального ряда, такой исконности народного быта отечественный кинематограф еще не знал. Фильм принес Параджанову всемирную славу. Поразительно — режиссер-армянин создал кинематографический памятник гуцульской культуре.


В ролях: Иван Миколайчук, Лариса Кадочникова, Татьяна Бестаева, Спартак Багашвили, Николай Гринько, Леонид Енгибаров, Нина Алисова, Александр Гай, Неонила Гнеповская, А. Райданов.

Режиссер: Сергей Параджанов.

Авторы сценария: Сергей Параджанов, Иван Чендей.

Оператор: Юрий Ильенко.

Художники-постановщики: Георгий Якутович, Михаил Раковский.

Композитор: Мирослав Скорик.

Звукорежиссер: София Сергиенко.

Государственная премия Украинской ССР имени Т.Г.Шевченко (1991, удостоены С.Параджанов (посмертно), оператор Ю.Ильенко, актриса Л.Кадочникова, художник Г.Якутович); Премия Британской киноакадемии (1966); Кубок I ФФ в Риме-65; Вторая премия за лучшую постановку, специальная премия Ассоциации аргентинских кинокритиков за цветную фотографию и съемочные эффекты МКФ в Мар-дель-Плато-65; "Золотая медаль» I МКФ в Салониках-66; Специальная премия жюри ВКФ-66 в Киеве и др.

   Чудо преображения - так, вероятно, можно определить происходящее и внутри этого фильма, и вокруг него. Чудо преображения мира тщательно задокументированных этнографических реалий – в мифологический космос, исполненный мощной многовековой поэтической энергии. И – чудо преображения 40-летнего постановщика нескольких малоудачных фильмов в одну из ярчайших звезд мировой кинорежиссуры, а провин циальной кинематографии – в столь же яркое направление в мировом кино 60-х. "Тени забытых предков" можно уподобить вспышке, цветозвуковому взрыву, открывшему для кино бездну новых смыслов, значений, звучаний. Многое здесь, ра- зумеется, вполне обьяснимо исторически. И школой, пройденной режиссером во ВГИКе у своего мастера Игоря Савченко,привившего ученикам вкус к кинематографической форме. И атмосферой 60-х, когда личностное начало, еще не осознавая себя до конца, все настойчивее заявляло о себе как про- блеме. И, наконец, изобразительными традициями украинского кино, не столько в режиссуре, сколько в операторской культуре закрепленными. И все же энергия этого фильма уникальна, поистине демиургична – недаром он раскрепостил целую кинематографию, высвободив копившиеся в ней силы и потенции. Меж тем студией планировалась проходная постановка к 100-летию со дня рождения украинского прозаика Михаила Коцюбинского. Как раз то, что поручена она была третьестепенному режиссеру, красноречиво свидетельствует о характере ее. Тем более что, в отличие от других произведений писателя, эта история лишена ярко выраженной социальной направленности. Молодые гуцул и гуцулка любят друг друга с детства. Юноша отправляется на заработки, а возлюбленная в это время случайно погибает в стремнине горной реки. Смерть потрясает героя все попытки забыть об утрате, завести семью оказываются тщетными, и он в конце концов умирает в тоске по любимой. Сюжет этот погружен в красочный и экзотичный патриархальный мир, языческий по своей сути, ритуализованный от рождения до смерти в каждом мгновении своем, мир, где каждый предмет открывает не только утилитарный, но и магический смысл. Но именно эта сторона жизни вещей с детства волновала сына тбилисского антиквара, именно ее стремился открыть он на экране. И в "Тенях" впервые для Параджанова это стремление обрело благодатную почву. Он упоенно запечатлевает быт, который старательно воспроизводят перед камерой местные жители, впивается взглядом в ландшафт, в нем отыскивая основу обрядов и музыки речи, льющейся с экрана без перевода, магии цвета, берущей начало в тех же обрядах. На экране предстает не просто неведомый доселе, новооткрытый мир запечатлевается потрясение открывшимся, Такой взгляд сам по себе предполагает наличие дистанции по отношению к этому миру и требует опоры в сюжете, ведь герои плоть от плоти этого мира, он привычен для них, Чем же тогда может быть потрясено сознание и чье? Разгадку таит в себе литературный первоисточник. М. Коцюбинский рассказывал, что первым толчком замысла стало впечатление от обрядовых игр вокруг тела покойника, увиденных им в гуцульском селе. Безличностное языческое сознание не знает смерти как загадки, трагедии, катастрофы. Герой, не могущий забыть любимую, становится именно поэтому странен для окружающего мира и сам, в свою очередь, обнаруживает свое отпадение от него, тем более остро ощущаемое, чем менее оно осознанно. Именно отсюда вся экспрессия фильма, почти болезненная обостренность восприятия мира, воплотившаяся в неистовой динамике камеры, резких ракурсах, до воспаленности яркой цветовой палитре. Безличностный мир увиден глазами вызревающего внутри него личностного сознания. Во взаимном притягивании и отталкивании обнаруживают они реальность друг друга в диалоге, Память - вот что отделяет героя от его мира. Вплетенное в природный цикл единое родовое тело пребывает в вечности и времени в нашем понимании не знает, ибо отдельная человеческая жизнь для него величина бесконечно малая в немых устах умершего от любви героя застывает вопрос: "Что есть жизнь: вспышка молнии, цвет черешни? ..", для окружающих не существующий. Но способность эту вспышку заметить, соотнести с вечностью, мучиться этим вопросом объединяет автора произведения и его героя. Впервые личность предстает значимой величиной в христианстве, где человеку предоставлено право выбора; его жизнь оказывается ценностью, а смерть той самой загадкой, которой мучается герой "Теней". "Пьета" (оплакивание Христа) так озаглавлен режиссером финальный эпизод фильма языческий погребальный обряд, где от чувственной пляски ходят ходуном полы и сотрясается на лавке тело исстрадавшегося при жизни героя. В томто и дело, что только с иной точки зрения этот обряд выглядит неосознанным надругательством, кощунством. Но дети, глядящие с улицы в окно, кажутся ангелами, пришедшими за душой нераспознанного праведника, окончательно проявляя и закрепляя житийный характер сюжета. (В следующем фильме Параджанова "Цвет граната" ангелы уже предстанут как ангелы, чтобы увести еще одного исстрадавшегося поэта и праведника СаятНову.) Вот в чем принципиальная новизна и уникальность масштаба фильма Параджанова. Там, где 60е видели проблему взаимоотношений коллективного и индивидуального (и на том останавливались), он открыл религиозную основу культурной парадигмы и, вернув проблему к самому ее истоку, создал первый в советском кино религиозный по своей сути фильм.