Файл: Античная лит-ра. Ответы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.09.2024

Просмотров: 564

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Значение древнегреческой литературы в контексте мировой литературы. Периодизация древнегреческой литературы. Язык и письменность древнегреческой литературы.

Древнегреческая мифология. Периодизация древнегреческой мифологии. Особенности мифологического сознания у древних греков.

Долитературный период. Условия формирования греческого эпоса.

Троянский мифологический цикл и его историческая основа. Гомеровский эпос. «Илиада» и «Одиссея» - основная идея и структура поэм.

Особенности эпического стиля Гомера. Поэтический язык гомеровского эпоса.

Гомеровский вопрос в античности.

Гомеровский вопрос в новое время.

Гомеровский эпос в русской литературе. Переводы Гомера.

Гомеровские гимны и киклические поэмы. Пародии на героический эпос.

Дидактический эпос – происхождение, мировоззрение, стиль. Этические и социальные взгляды Гесиода («Труды и дни»).

Космогоническая картина мира в «Теогонии» Гесиода. Эпическая поэзия после Гесиода.

Социальные и политические условия появления древнегреческой лирики, её основные формы.

Древнегреческая элегия 7-5 вв. До н.Э. – происхождение, стихотворный размер, тематика. Элегии Каллина, Тиртея, Мимнерма.

Политические, социальные и дидактические мотивы элегий Солона и Феогнида.

Основные представители ямбической поэзии: Архилох, Семонид Аморгский, Гиппонакт Эфесский.

Древнегреческая мелика. Виды мелической поэзии. Дорийский мелос (Терпандр, Алкман) и эолийский мелос (Алкей, Сапфо).

Анакреонт. Значение лирики Анакреонта в русской поэзии 18-19 вв. Энкомии Ивика. Лирическая триада Стесихора.

Ранние формы торжественной мелики (Арион, Лас Гермионский). Торжественная хоровая мелика: Симонид Кеосский. Греческие поэтессы.

Торжественная хоровая мелика: Пиндар и Вакхилид. Особенности жанра эпиникий в их творчестве.

Классический (аттический) период древнегреческой литературы. Общая характеристика исторической и культурной ситуации. Рождение новых жанров.

Возникновение древнегреческой драмы. Виды драмы. Устройство древнегреческого театра и организация представлений.

Происхождение и структура древнегреческой трагедии. Первые трагические поэты. Сатирова драма. Аристотель о происхождении трагедии («Поэтика»).

Эсхил – «отец трагедии». Этапы творчества Эсхила. Религиозные и нравственные взгляды Эсхила. Драматические особенности трагедий Эсхила. Язык и стиль Эсхила.

Софокл – основные этапы творчества. Театральные реформы Софокла. Религиозно-нравственные и политические взгляды Софокла. Особенности языка и стиля Софокла.

Еврипид – «философ на сцене». Новый тип трагедии. Социальные и религиозно-нравственные взгляды Еврипида. Миф в творчестве Еврипида. Язык и стиль Еврипида.

Периодизация древнегреческой комедии. Происхождение и структура древнегреческой комедии. Первые комические поэты.

Аристофан – представитель древней комедии. Этапы творчества Аристофана. Социально-политические взгляды Аристофана. Язык и стиль его комедий.

Эстетические законы творчества Аристофана. Идеальный образ трагического поэта («Лягушки»). Еврипид и Аристофан.

Философская проза: Аристотель. Литературная теория Аристотеля.

Эстетические взгляды Платона.

Греческая историография. «История» Геродота – тема, композиция, особенности стиля. Новелла Геродота.

Греческая историография. «История» Фукидида – тема, особенности композиции и стиля. Функции речей.

Историческое сочинение Ксенофонта. Особенности языка и стиля.

Ораторское искусство древней Греции – первая софистика. Задачи софистики. Виды красноречия. Горгий и Лисий.

Исократ – родоначальник системы «периодов» речи. Политические речи Исократа, особенности языка и стиля.

Расцвет греческого ораторского искусства – Демосфен. Политические взгляды Демосфена («Филиппики»). Риторические приёмы Демосфена.

Древнегреческая литература эпохи эллинизма 3-1 вв. До н.Э. – характеристика периода.

Особенности эллинистической поэзии. Поэзия «малых форм». Творчество Каллимаха.

Аполлоний Родосский и возрождение гомеровского эпоса. «Аргонавтика» - сюжет, композиция, главные образы. Особенности стиля.

Буколическая поэзия. Идиллии Феокрита. Бион и Мосх.

Новоаттическая комедия – условия формирования, тематика, структура. Менандр – общая характеристика творчества.

Древнегреческая литература эпохи римского господства. Периодизация, особенности, появление новых жанров.

Плутарх – историк, философ-моралист. Сборник «Моралии». Исторические биографии Плутарха.

Древнегреческий роман. Источники и особенности жанра. Структура и тематика романа.

Сатирический рассказ и сатирический диалог Лукиана.

Этапы развития греческой эпиграммы.

Ораторское искусство греко-римского периода. Вторая и третья софистики.

Аттический стиль, большое количество цитат. Старался максимально приблизиться к разговорной речи.

«Разговоры богов» - остроумие и неожиданность суждений. Встречаются и сложные психологические портреты (Перигрин). Глубокое чувство социального зла.

Этапы развития греческой эпиграммы.

Ранние эпиграммы написаны гекзаметром. Надписи и посвящения предметов богам. В эпоху эллинизма выходт на первый план греческой поэзии.

Небольшое стихотворение различной тематики – описание памятников искусства, проблемы жизни и смерти. Иронический оттенок вместо наставлений.

- Симонид Киосский – прославился блоком просветительных эпиграмм о греко-персидских сражениях.

- Платон – первая любовная тематика.

- Асклепиад – любовная тематика.

- Поседипп – философские рассуждения.

- Гедил – любовная тематика.

- Леонид Тарентский – тяжелый быт рыбаков, охотников, пастухов. Наставления.

- Мелиагр – любовная тематика.

- Лукилий – сатирические эпиграммы по профессиям.


Ораторское искусство греко-римского периода. Вторая и третья софистики.

Риторика – центры в Афинах, Родосе + несколько городов.

2 в. – 2 софистика. Мастера пытаются вернуться к 1, пытаясь восстановить речи в торжественном стиле. Публичные выступления. Становится самой «первой фигурой» - странствующий ритор.

Как во времена Исократа, реторика начинает играть роль важнейшей общеобразовательной дисциплины, конкурируя с философией, а эпидиктическое красноречие стремится вытеснить все прочие виды литературы. Своим архаическим звучанием термин «софист» отвечал установке на аттическую древность, и вторая софистика приписывала себе происхождение от первой в порядке непрерывной исторической преемственности.

Публичное выступление софиста начиналось с «вступительного «слова», прелюдии в легком стиле; оратор представлялся публике, давал образчик своего искусства — эффектное описание, интересный рассказ, защиту парадоксального тезиса. Затем следовала самая речь, «ораторское упражнение». Чаще всего софист развертывал перед слушателями какую-нибудь историческую фикцию, речь знаменитого человека в какой-либо сложной ситуации.

- Дион из Прусы (40-120г.) – секретарь императора. Тематика речей – моральные рассуждения. Многие речи посвящены Диогену. Некоторые – на мифическую тематику. Много автобиографических речей. Убрал вульгаризмы из речи. Поклонник Гомера, в сравнении с которым настоящее кажется ему мелким и ничтожным.

- Элий Аристид (117-189г.) – у речей – форма посланий. Прославляет Рим. Блок «Священных речей» в форме обращения к богам. Сам себя считал выдающимся поэтом.

Третья софистика – 4 в.

В речах зафиксированы борьба между греческой и христианской религией.

- Либаний (314-393 г.) – специально приглашают в Рим в роли наставника Юлиана Отступника. Речь о храмах, против их закрытия и разрушения. Декламации, учебные сочинения, упражнения, пронгимнасмы (сочинения о методах обучения будущих ораторов).

- Фелистий (317-388г.) – начинает как язычник, впоследствии становится не менее ярым христианином. Поклонник Аристотеля. Веротерпимость – любимый термин.

- Гимерий (310-393г.) – г. Прусы. Был приглашён в Рим. Большое место в речах – образ оратора-педагога. Философских и политических тематик не было. Составитель речей, подражая первой софистике. Огромное количество цитат.

Философская проза классического периода: эпосы «о природе». Милетская, Элейская, Пифагорейская школы.


22