Файл: Античная лит-ра. Ответы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.09.2024

Просмотров: 576

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Значение древнегреческой литературы в контексте мировой литературы. Периодизация древнегреческой литературы. Язык и письменность древнегреческой литературы.

Древнегреческая мифология. Периодизация древнегреческой мифологии. Особенности мифологического сознания у древних греков.

Долитературный период. Условия формирования греческого эпоса.

Троянский мифологический цикл и его историческая основа. Гомеровский эпос. «Илиада» и «Одиссея» - основная идея и структура поэм.

Особенности эпического стиля Гомера. Поэтический язык гомеровского эпоса.

Гомеровский вопрос в античности.

Гомеровский вопрос в новое время.

Гомеровский эпос в русской литературе. Переводы Гомера.

Гомеровские гимны и киклические поэмы. Пародии на героический эпос.

Дидактический эпос – происхождение, мировоззрение, стиль. Этические и социальные взгляды Гесиода («Труды и дни»).

Космогоническая картина мира в «Теогонии» Гесиода. Эпическая поэзия после Гесиода.

Социальные и политические условия появления древнегреческой лирики, её основные формы.

Древнегреческая элегия 7-5 вв. До н.Э. – происхождение, стихотворный размер, тематика. Элегии Каллина, Тиртея, Мимнерма.

Политические, социальные и дидактические мотивы элегий Солона и Феогнида.

Основные представители ямбической поэзии: Архилох, Семонид Аморгский, Гиппонакт Эфесский.

Древнегреческая мелика. Виды мелической поэзии. Дорийский мелос (Терпандр, Алкман) и эолийский мелос (Алкей, Сапфо).

Анакреонт. Значение лирики Анакреонта в русской поэзии 18-19 вв. Энкомии Ивика. Лирическая триада Стесихора.

Ранние формы торжественной мелики (Арион, Лас Гермионский). Торжественная хоровая мелика: Симонид Кеосский. Греческие поэтессы.

Торжественная хоровая мелика: Пиндар и Вакхилид. Особенности жанра эпиникий в их творчестве.

Классический (аттический) период древнегреческой литературы. Общая характеристика исторической и культурной ситуации. Рождение новых жанров.

Возникновение древнегреческой драмы. Виды драмы. Устройство древнегреческого театра и организация представлений.

Происхождение и структура древнегреческой трагедии. Первые трагические поэты. Сатирова драма. Аристотель о происхождении трагедии («Поэтика»).

Эсхил – «отец трагедии». Этапы творчества Эсхила. Религиозные и нравственные взгляды Эсхила. Драматические особенности трагедий Эсхила. Язык и стиль Эсхила.

Софокл – основные этапы творчества. Театральные реформы Софокла. Религиозно-нравственные и политические взгляды Софокла. Особенности языка и стиля Софокла.

Еврипид – «философ на сцене». Новый тип трагедии. Социальные и религиозно-нравственные взгляды Еврипида. Миф в творчестве Еврипида. Язык и стиль Еврипида.

Периодизация древнегреческой комедии. Происхождение и структура древнегреческой комедии. Первые комические поэты.

Аристофан – представитель древней комедии. Этапы творчества Аристофана. Социально-политические взгляды Аристофана. Язык и стиль его комедий.

Эстетические законы творчества Аристофана. Идеальный образ трагического поэта («Лягушки»). Еврипид и Аристофан.

Философская проза: Аристотель. Литературная теория Аристотеля.

Эстетические взгляды Платона.

Греческая историография. «История» Геродота – тема, композиция, особенности стиля. Новелла Геродота.

Греческая историография. «История» Фукидида – тема, особенности композиции и стиля. Функции речей.

Историческое сочинение Ксенофонта. Особенности языка и стиля.

Ораторское искусство древней Греции – первая софистика. Задачи софистики. Виды красноречия. Горгий и Лисий.

Исократ – родоначальник системы «периодов» речи. Политические речи Исократа, особенности языка и стиля.

Расцвет греческого ораторского искусства – Демосфен. Политические взгляды Демосфена («Филиппики»). Риторические приёмы Демосфена.

Древнегреческая литература эпохи эллинизма 3-1 вв. До н.Э. – характеристика периода.

Особенности эллинистической поэзии. Поэзия «малых форм». Творчество Каллимаха.

Аполлоний Родосский и возрождение гомеровского эпоса. «Аргонавтика» - сюжет, композиция, главные образы. Особенности стиля.

Буколическая поэзия. Идиллии Феокрита. Бион и Мосх.

Новоаттическая комедия – условия формирования, тематика, структура. Менандр – общая характеристика творчества.

Древнегреческая литература эпохи римского господства. Периодизация, особенности, появление новых жанров.

Плутарх – историк, философ-моралист. Сборник «Моралии». Исторические биографии Плутарха.

Древнегреческий роман. Источники и особенности жанра. Структура и тематика романа.

Сатирический рассказ и сатирический диалог Лукиана.

Этапы развития греческой эпиграммы.

Ораторское искусство греко-римского периода. Вторая и третья софистики.


Политические, социальные и дидактические мотивы элегий Солона и Феогнида.

- Феогнид (конец 6 – начало 5 в. до н.э.) – большую часть жизни провёл в изгнании и нищете. Очень много призывов к физической расправе. Считал бедность худшей болезнью. Ему приписывают «Наставления Кирну» в форме советов и наставлений. Феогнид считал, что все наказания – от богов. Среди наставлений имеется, наряду с традиционными афоризмами о благочестии, почтении к родителям, большое количество стихотворений на актуальные темы, и они представляют собой один из наиболее ярких образцов непримиримой классовой ненависти аристократа и демократии, какие можно встретить в мировой литературе. Люди от рождения делятся на «добрых», т. е. аристократов, и «подлых». «Добрым» присущи все добродетели, они смелы, прямодушны, благородны; «подлым» свойственны все пороки: низость, грубость, неблагодарность; однако «подлые» богатеют и становятся у власти, между тем как знать разоряется, и «благородный» превращается в «низкого». В отношении «подлых» «доброму» дозволены все средства.

- Солон (7-6 в. до н.э.) – уроженец Афин, знатный, но обедневший. Автор элегий «Наставления афинянам» и «Наставления самому себе». Рассуждает о жизни людей, в чём счастье и достаток, о правде и неправде, бедности и богатстве, говорит о плюсах каждого десятилетия. Сам термин «гражданин» появляется впервые именно в его произведениях. Преобладают политические и нравоучительные темы, но трактовка их не имеет безличного характера. Аргументы Солона имеют по большей части религиозно-нравственный характер. Он обращается с укорами к обеим враждующим сторонам, к аристократии. Божественную кару видит не в каких-либо имеющих произойти стихийных бедствиях, а в гражданских раздорах. Преобладающий тон стихотворений — спокойно-увещевательный, и лишь изредка речь приобретает характер сдержанной, но гневной угрозы.

Основные представители ямбической поэзии: Архилох, Семонид Аморгский, Гиппонакт Эфесский.

- Архилох (7 в. до н.э.) – вёл беспокойную скитальческую жизнь. Испытывал несчастную любовь. Везде плохо уживался, погиб на войне. Древние критики, отмечая его большой талант, говорили, что яд его речи происходит из желчи собаки и жала осы, что он «весь кровь и нервы». Любовь у него как болезнь, как страсть. Гомеровские эпитеты, но – в других смыслах, использует, чтобы подчеркнуть силу страсти. Описание внутренних эмоций без внешних признаков. Не имелось понятие о духовной любви, чаще всего – плотские утехи.


- Семонид - был видным деятелем своей общины, основателем колонии на о. Аморге, но сохранившиеся стихи не содержат политических или гражданских мотивов. В его наставительных элегиях и ямбах преобладают пессимистические размышления об обманчивости людских надежд, о нависающих над человеком угрозах старости, болезней и смерти. В божественном управлении миром Семонид не видит ничего, кроме произвола. Вывод из размышлений — призыв наслаждаться благами жизни, пока возможно.

- Гиппонакт (вторая половина VI в.) – признавался последним классиком ямбографии. Славился прямотой и резкостью своей сатиры. За нападки на тиранов, властвовавших в Эфесе, был изгнан из родного города. Фольклорный ямб становится у него орудием издевки над претенциозностью культуры богачей и знати; он как бы стремится перещеголять Архилоха в презрении ко всем литературным приличиям, неизменно изображает себя голодным попрошайкой и забиякой, пользуется языком улицы и притонов. Пародия на высокий стиль — любимый приём Гиппонакта. Он пародирует эпическую поэзию, стиль гимнов.


Древнегреческая мелика. Виды мелической поэзии. Дорийский мелос (Терпандр, Алкман) и эолийский мелос (Алкей, Сапфо).

Мелика делилась на хоровую лирику и сольную. К хоровой принадлежали Аттический и Дорийский мелосы.

Дорийский мелос по преимуществу строгий и близкий к религиозным песням, часто торжественный. Произведения этого рода сначала посвящались богам, затем – героям, а после – и простым смертным. Музыка выступала на первый план вместо едва заметного ритмического сопровождения в элегиях и ямбах.

- Терпандр (7-6 в. до н.э.) – происходя с острова Лесбос, жил в Спарте. Считается реформатором богослужебной песни под названием ном. Ном Терпандра исполнялся под аккомпанемент кифары.

- Алкман (7 в. до н.э.) – известен своими парфениями – песнями для женского хора. В нём нет экспрессивной мимики и быстрого танца. Отличались грациозностью. Алкман так же писал гимны Зевсу, Гере, Аполлону, Артемиде и Афродите, а так же – любовные стихотворения. Темы лирики разнообразны.

Эолийский мелос. Лирика развивалась субъективная, вырастает из чувства и сельской наивности мировоззрения, хотя заканчивается колоссальным напряжением личных чувств, включая так же обрисовку и физиологических состояний.

- Алкей (7-6 в. до н.э.) – сочинял песни различных жанров. Политические песни ярко отражают борьбу аристократии с демократической партией. Был изгнан с Лесбоса. Сравнивает государство с кораблём, попавшим в бурю. Описание разнообразного ярко блестящего оружия, ощущения себя на краю гибели, отчаянного положения между жизнью и смертью – вот что бросается в глаза. Под влиянием поражений аристократии поэт призывает забыться в наслаждениях вином и любовью, обращается с любовным признанием к Сапфо.

- Сапфо (7-6 в. до н.э.) – аристократка; по возвращении на Лесбос открыла школу для обучения девушек наукам и музыке. Основной темой является любовь. Симфония чувств и ощущений. Другая основная тема – природа, которая также пронизана эротическими настроениями. Любовь для неё и горька и сладка. Писала Сапфо и гимны, из которых сохранился гимн к Афродите, где она просит богиню сжалиться над ней. В гимнах больше реализма. Песни к подругам – темой является совместная жизнь и работа в школе, взаимная любовь, ненависть и ревность. Утончённая чувственность.

Анакреонт. Значение лирики Анакреонта в русской поэзии 18-19 вв. Энкомии Ивика. Лирическая триада Стесихора.


- Анакреонт (вторая половина 6 в.) – иониец, хотя примыкает к лесбосской лирике. Жил при дворе самосского тирана Поликрата. Является символом изящного эротизма, в нём уже нет той серьёзности, которая свойственна Сапфо или Алкею. Сочинения состоят главным образом из любовных и застольных песен, элегий, эпиграмм и гимнов. Настоящую славу этому имени создали подложные стихотворения александрийской эпохи, так называемая анакреонтика. Если у самого Анакреонта Эрот сохраняет какие-то серьёзные черты, то в анакреонтике – игривый увеселительный образ.

«Анакреонтика» 18 — 19 вв. вдохновлялась именно этим поздно-античным сборником, и он послужил источником многочисленных русских переводов «из Анакреонта» (Пушкин: «Узнаю коней ретивых»).

- Ивик (вторая половина 6 в.) – уроженец италийского города Регия. Был знатного рода, но предпочёл жизнь странствующего поэта. Был убит разбойниками во время поездки в Коринф, откуда возникла легенда об «ивиковых журавлях» (прежде, чем его убили, Ивик успел призвать в свидетели своей гибели пролетавших мимо журавлей. Эти же журавли появились в небе во время праздника в Коринфе, и один из зрителей выдал себя, обратившись к товарищу: «Вот они, мстители за Ивика!». «Ивиковы журавли» стали пословицей, применяемой к случаям, когда преступление раскрывается благодаря божественному вмешательству). Доводит гимн до восхваления чисто человеческих качеств, до энкомии. Гимны Ивика были любовного содержания, склонность к эпическим мотивам.

- Стесихор (7-6 в. до н.э.) – сицилиец. Писал гимны, буколические (пастушеские) и эротические произведения. Главной областью его творчества являются героические гимны. О «Елене» существует легенда о том, что Стесихор сначала изобразил её в дурном свете, и ослеп, а потом придумал версию, что был похищен призрак Елены, а не она сама, и после этого прозрел. Ввёл в лирику триаду – строфа, антистрофа, эпод. Самый большой отрывок – в шесть стихов – о золотой чаше, в которой Солнце переплывает ночью через океан. Позднейшие критики сопоставляли его с Гомером.