ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.09.2024
Просмотров: 574
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Долитературный период. Условия формирования греческого эпоса.
Особенности эпического стиля Гомера. Поэтический язык гомеровского эпоса.
Гомеровский вопрос в античности.
Гомеровский вопрос в новое время.
Гомеровский эпос в русской литературе. Переводы Гомера.
Гомеровские гимны и киклические поэмы. Пародии на героический эпос.
Космогоническая картина мира в «Теогонии» Гесиода. Эпическая поэзия после Гесиода.
Социальные и политические условия появления древнегреческой лирики, её основные формы.
Политические, социальные и дидактические мотивы элегий Солона и Феогнида.
Основные представители ямбической поэзии: Архилох, Семонид Аморгский, Гиппонакт Эфесский.
Торжественная хоровая мелика: Пиндар и Вакхилид. Особенности жанра эпиникий в их творчестве.
Философская проза: Аристотель. Литературная теория Аристотеля.
Греческая историография. «История» Геродота – тема, композиция, особенности стиля. Новелла Геродота.
Греческая историография. «История» Фукидида – тема, особенности композиции и стиля. Функции речей.
Историческое сочинение Ксенофонта. Особенности языка и стиля.
Древнегреческая литература эпохи эллинизма 3-1 вв. До н.Э. – характеристика периода.
Особенности эллинистической поэзии. Поэзия «малых форм». Творчество Каллимаха.
Буколическая поэзия. Идиллии Феокрита. Бион и Мосх.
Плутарх – историк, философ-моралист. Сборник «Моралии». Исторические биографии Плутарха.
Древнегреческий роман. Источники и особенности жанра. Структура и тематика романа.
Сатирический рассказ и сатирический диалог Лукиана.
Этапы развития греческой эпиграммы.
Ораторское искусство греко-римского периода. Вторая и третья софистики.
Буколическая поэзия. Идиллии Феокрита. Бион и Мосх.
310-250 до н.э. Кроме Сиракуз, был связан с Александрией и островом Косом.
Песни на любовную тематику, буколическая (деревенская) поэзия. Мифические фигуры: песня о пастухе Дафнисе, чью смерть оплакивают и люди, и боги, и природа.
Идеальный мир, фантастический. Тема бедности, мечты о богатстве. Картины из городской жизни – для сравнения. Бойкая хозяйка – новый тип женского образа. Чаще всего идиллии – в форме диалогов; много описаний.
«Сиракузянки» - реально-бытовая сцена, обыкновенные сплетницы, для которых праздник Адониса интересен только своей внешней мишурой.
«Киклоп» - комичный великан-пастух Полифем, изливающий свою любовь к нимфе Галатее.
В его произведениях люди невысокого звания, например, голодный рыбак, а мифические герои представлены более-менее житейски. Характеры влюблённых настроены поэтически, но без особенно больших тонкостей.
- развитие действия показано схематично, это либо одно происшествие, либо намёк на него.
- место действия – умиротворённая южная природа, обычно днём, на лугу, в лесу, у ручья или моря.
- идейный смысл сводится к эстетизму, под которым понимается беззаботное наслаждение жизнью, её приятными и красивыми формами, без внимания к трудовым и практическим сторонам действительности.
Бион (3-2 в. до н.э.) - буколический поэт из Смирны, жил в Сицилии, автор эротических стихотворений и эпиграмм на дорическом наречии. Подражатель Феокрита.
Мосх (2 в. до н.э.) - поэт из Сиракуз, идиллии в духе Феокрита, поэма «Европа».
Новоаттическая комедия – условия формирования, тематика, структура. Менандр – общая характеристика творчества.
Термин «новая» комедия — античный; создан был для того, чтобы отметить глубокие различия между типом комедии, установившимся ко времени Александра Македонского, и комедией периода расцвета афинской демократии.
Фантастические элементы и политическая злободневность, свойственные «древней» комедии, теперь отсутствуют. Разрабатывает темы любви и семейных отношений. Из тематического круга оказывается устраненной не одна только политика, но вместе с ней устранены также мир труда и знания, даже литературные вопросы. Важнейшие элементы структуры «новой» комедии остаются связанными со старыми фольклорными формами, хотя и получают новый смысл. Так, любовь становится теперь основной движущей силой комического действия.
Каждое действующее лицо отнесено к определенной типической категории, которую зритель может определить сразу же, по маске актера. «Юноша», «раб», «служанка», «старик», «воин» etc.
Мифологические пародии; представители города, торговцы и ремесленники – главные герои. Насмешки над философией (Эпикура). Хор как действующее лицо уходит в прошлое, хотя из пьес не убирают, оставляя в роли «массовки».
Агон и парабаза исчезают. Комедия теперь делится на 5 актов. Орхестра используется для танцевальных номеров. Всё внимание сосредоточено на главном актёре. Сцена расширяется. Почётный ряд поднят на уровень сцены. Меняется состав актёров: профессиональные актёры. Появляется понятие актёрской труппы. Некоторые актёры входят в придворный круг.
Менандр (345-291 до н.э.) – афинянин из очень богатого рода. Боготворил творчество Еврипида. При жизни не пользовался творческим успехом. Очень часто сравнивали с Аристофаном. Был любим в Риме. Его греческий язык византийскими учёными был признан вульгарным.
Комедии проникнуты гуманностью, в них автор выступает в защиту раба или женщины, страдающей от грубости мужчины. Комедии нравов, интриги, действия и напряжения. В бытовой комедии, где показана скромная жизнь, много уменьшительных названий (землишка, служаночка). Гуманистические идеи даны без всяких наставлений.
Много диалогов, аттический стиль с использованием риторики в спорах, разговорная речь.
«Третейский суд» - Харисий, Памфила, спор рабов, Габротонон. Нет агона, парабазы, начинается с пролога. 1 акт – сведения о персонажах, 2 – действие, 3 – усиление действия, 4 – высшая точка конфликта, 5 – счастливый конец.
«Брюзга» («Человеконенавистник») – трудолюбивый бедный крестьянин Кнемон озлоблен на тяжёлую жизнь <…>
Древнегреческая литература эпохи римского господства. Периодизация, особенности, появление новых жанров.
С 146 г. Греция становится одной из римских провинций. Греческий язык становится языком образованной римской элиты. Культурная экспансия, синтез двух культур.
2 и 3 софистика. Упадок поэзии за исключением эпиграммы. Развитие эпоса (подражательного), любовно-авантюрного романа.
Жанры сатирических диалогов и рассказов. Эпистолярный жанр, расцвет научной литературы, сборники «занимательных рассказов». Сходит на нет судебный стиль, появление азиатизма – торжественных речей. Жизнеописания современников и представителей ранних эпох.
1 в. – расцвет научной литературы и серьёзных исследований.
2-3 в. – расцвет филологических сочинений, энциклопедий, художественного письма, занимательной истории, сатиры, любовного романа.
3-4 в. – христианская догматика, неоплатонизм, анонимные сочинения.
Плутарх – историк, философ-моралист. Сборник «Моралии». Исторические биографии Плутарха.
45-120 г. Уроженец маленькой Херонеи в Беотии, получил образование в Афинах. Принадлежал к греческой провинциальной знати. Много путешествовал, считал себя великим философом, увлекался восточными культами, мистицизмом.
Плутарх пишет на всевозможные темы — о религии и философии, педагогике и политике, о гигиене и психологии животных, о музыке и литературе. Религиозные взгляды Плутарха заключают в себе уже все существенные черты поздне-античного миросозерцания: здесь и единый справедливый бог» и бессмертие души, и провидение, и иерархия добрых и злых демонов.
Трактуя вопросы литературы, Плутарх подходит к ним как моралист. Поэзия представляется ему как бы преддверием к философии, поучением в доступной, украшенной вымыслом форме. Повествование нередко прерывается морализирующим размышлением. Биографии в большинстве случаев имеют назидательную цель — показать достойные образцы поведения, и автор нередко сознательно идеализирует своих героев.
Комментарии к Гомеру, Гесиоду, сравнение Аристофана с Менандром, «Застольные беседы» - диалог в форме пира.
«Моралии» - этические сочинения, семейные ценности, «утешения к брошенной жене».
Жизнеописания современников и представителей ранних эпох, руководствуясь чем-то схожим. Первая биография – греческая, вторая – римская, в конце – сравнение, схожесть жизненного пути. Имеются исторические ляпы и неточности.
-
Тесей и Ромул. Оба появились на свет тайно, вне брака, обоим приписывалось божественное происхождение, оба не избежали семейных бедствий. Тесей сам не претерпев никакой обиды поднялся на злодеев не ради себя, но ради других, а Ромул и Рем, пока злоба тирана их не коснулась, были равнодушными свидетелями его бесчинств. Большая часть вины в смерти Рема возлагается не на Ромула, а на других, зато он спас свою мать из заточения. Тесей – нерадивый, забывший о наказе сменить парус.
-
Ликург и Нума Помпилий. Сходство выражается в общих им достоинствах - в их уме, благочестии, умении управлять, воспитывать других и внушать им мысль, что оба они получили данные ими законы исключительно из рук богов. Различие между ними - в чем каждый заслуживает похвалы - состоит в том, что Нума принял престол, Ликург отказался от него. Один получил царскую власть, не ища её, другой отказался от неё, имея её в руках. Нравственные качества одного были так известны, что его сочли достойным занять престол; но и в другом они были так велики, что заставили его отказаться от престола. Нума сумел внушить своим подданным любовь к справедливости и миру, смягчить их дикие, суровые нравы.
-
Перикл и Фабий Максим. Агаристе приснилось, что она родила льва, на свет появляется Перикл – без телесных недостатков, если не считать несоразмерной головы, и потому его изображали в шлеме. Славился своей осторожностью, добровольно в сражения не вступал. Умеренность и кроткость. Фабий – якобы потомок сына нимфы и Геракла. Был умерен в удовольствиях, его ораторскому дарованию были свойственны здравый смысл и глубина речей. Утверждают, что Перикл был виновником войны, т.к. не желал уступать спартанцам. А вот мягкость и снисходительность Фабия обличает жестокость Перикла в борьбе против Фукидида, которого он отправил в изгнание. Фабий – оказал щедрую помощь, выкупая пленных на собственные деньги.
Древнегреческий роман. Источники и особенности жанра. Структура и тематика романа.
Соединил в себе черты многих жанров. Термин появился в средневековье, в античности – имел много различных названий. Прозаическое повествовательное произведение, чаще всего с не мифологическим сюжетом. Формируется в эпоху позднего эллинизма.
виды романов:
-
социально-политический.
-
бытовой.
-
любовно-авантюрный.
Бытовой роман не дошёл до современности, но «Сатирикон» подражает ему.
Любовно-авантюрный роман:
- история молодых влюблённых или супругов, конец романа – всегда счастливый.
- герои – необыкновенно красивы.
- испытания на верность, злоключения.
- движущей силой бед является ревность, зависть или гнев божества (Эрота, Афродиты).
- большой территориальный охват. Описаний экзотики почти не встречается.
- яркий женский персонаж и пассивный мужской.
Источники:
- сказочные мотивы – путешествия.
- любовная тематика – поэзия, трагедии Еврипида.
- описания местности и мнимых приключений.
- риторика.
Гилиодор (3 в.) – «Эфиопика». Сложный сюжет, с массой героев и побочных сюжетов. Хариклия – дочь эфиопского царя Гидаспа.
Лонг (2-3 в.) – ритмическая проза. «Дафнис и Хлоя». Пастух и пастушка, оба не знают своих родителей. Автор с любовью изображает этих простых трудолюбивых людей. Их доброта, честь, скромность противопоставляется безделью богатых горожан. Главные герои изображены сентиментально, они очень наивны в своих поступках, по-детски простодушны в любовных отношениях. Даже найдя своих богатых родителей они остаются в деревне.
Сатирический рассказ и сатирический диалог Лукиана.
Лукиан (120-200 г.) – из небольшого сирийского городка, странствующий философ, ритор. Произведения в виде речей, диалогов, писем.
Ранние произведения – прологами (вступления к разговору) – «Скиф» - пародии на риторику. «Похвала мухе» - сатира на пустые риторические декламации, которые писались и произносились ораторами как импровизации на заданную тему.
Постепенно намечается стиль Лукиана – небольшой ироничный диалог.
Впервые соединил риторическую декламацию и философский диалог. Переходы к религиозной тематике – «Разговоры богов», «Разговоры в царстве мёртвых». Смещение богов на бытовой уровень, насмешка над их образами. Диалоги о конце света. Всё это вызвало резкое негодование христианских общин.