Файл: Античная лит-ра. Ответы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.09.2024

Просмотров: 578

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Значение древнегреческой литературы в контексте мировой литературы. Периодизация древнегреческой литературы. Язык и письменность древнегреческой литературы.

Древнегреческая мифология. Периодизация древнегреческой мифологии. Особенности мифологического сознания у древних греков.

Долитературный период. Условия формирования греческого эпоса.

Троянский мифологический цикл и его историческая основа. Гомеровский эпос. «Илиада» и «Одиссея» - основная идея и структура поэм.

Особенности эпического стиля Гомера. Поэтический язык гомеровского эпоса.

Гомеровский вопрос в античности.

Гомеровский вопрос в новое время.

Гомеровский эпос в русской литературе. Переводы Гомера.

Гомеровские гимны и киклические поэмы. Пародии на героический эпос.

Дидактический эпос – происхождение, мировоззрение, стиль. Этические и социальные взгляды Гесиода («Труды и дни»).

Космогоническая картина мира в «Теогонии» Гесиода. Эпическая поэзия после Гесиода.

Социальные и политические условия появления древнегреческой лирики, её основные формы.

Древнегреческая элегия 7-5 вв. До н.Э. – происхождение, стихотворный размер, тематика. Элегии Каллина, Тиртея, Мимнерма.

Политические, социальные и дидактические мотивы элегий Солона и Феогнида.

Основные представители ямбической поэзии: Архилох, Семонид Аморгский, Гиппонакт Эфесский.

Древнегреческая мелика. Виды мелической поэзии. Дорийский мелос (Терпандр, Алкман) и эолийский мелос (Алкей, Сапфо).

Анакреонт. Значение лирики Анакреонта в русской поэзии 18-19 вв. Энкомии Ивика. Лирическая триада Стесихора.

Ранние формы торжественной мелики (Арион, Лас Гермионский). Торжественная хоровая мелика: Симонид Кеосский. Греческие поэтессы.

Торжественная хоровая мелика: Пиндар и Вакхилид. Особенности жанра эпиникий в их творчестве.

Классический (аттический) период древнегреческой литературы. Общая характеристика исторической и культурной ситуации. Рождение новых жанров.

Возникновение древнегреческой драмы. Виды драмы. Устройство древнегреческого театра и организация представлений.

Происхождение и структура древнегреческой трагедии. Первые трагические поэты. Сатирова драма. Аристотель о происхождении трагедии («Поэтика»).

Эсхил – «отец трагедии». Этапы творчества Эсхила. Религиозные и нравственные взгляды Эсхила. Драматические особенности трагедий Эсхила. Язык и стиль Эсхила.

Софокл – основные этапы творчества. Театральные реформы Софокла. Религиозно-нравственные и политические взгляды Софокла. Особенности языка и стиля Софокла.

Еврипид – «философ на сцене». Новый тип трагедии. Социальные и религиозно-нравственные взгляды Еврипида. Миф в творчестве Еврипида. Язык и стиль Еврипида.

Периодизация древнегреческой комедии. Происхождение и структура древнегреческой комедии. Первые комические поэты.

Аристофан – представитель древней комедии. Этапы творчества Аристофана. Социально-политические взгляды Аристофана. Язык и стиль его комедий.

Эстетические законы творчества Аристофана. Идеальный образ трагического поэта («Лягушки»). Еврипид и Аристофан.

Философская проза: Аристотель. Литературная теория Аристотеля.

Эстетические взгляды Платона.

Греческая историография. «История» Геродота – тема, композиция, особенности стиля. Новелла Геродота.

Греческая историография. «История» Фукидида – тема, особенности композиции и стиля. Функции речей.

Историческое сочинение Ксенофонта. Особенности языка и стиля.

Ораторское искусство древней Греции – первая софистика. Задачи софистики. Виды красноречия. Горгий и Лисий.

Исократ – родоначальник системы «периодов» речи. Политические речи Исократа, особенности языка и стиля.

Расцвет греческого ораторского искусства – Демосфен. Политические взгляды Демосфена («Филиппики»). Риторические приёмы Демосфена.

Древнегреческая литература эпохи эллинизма 3-1 вв. До н.Э. – характеристика периода.

Особенности эллинистической поэзии. Поэзия «малых форм». Творчество Каллимаха.

Аполлоний Родосский и возрождение гомеровского эпоса. «Аргонавтика» - сюжет, композиция, главные образы. Особенности стиля.

Буколическая поэзия. Идиллии Феокрита. Бион и Мосх.

Новоаттическая комедия – условия формирования, тематика, структура. Менандр – общая характеристика творчества.

Древнегреческая литература эпохи римского господства. Периодизация, особенности, появление новых жанров.

Плутарх – историк, философ-моралист. Сборник «Моралии». Исторические биографии Плутарха.

Древнегреческий роман. Источники и особенности жанра. Структура и тематика романа.

Сатирический рассказ и сатирический диалог Лукиана.

Этапы развития греческой эпиграммы.

Ораторское искусство греко-римского периода. Вторая и третья софистики.

Третий этап представлен «Орестеей», с ее более сложной композицией, нарастанием драматизма, многочисленными второстепенными образами и использованием трех актеров.

Элементы традиционного мировоззрения тесно переплетаются с установками, порожденными демократической государственностью. Он верит в реальное существование божественных сил, воздействующих на человека и зачастую коварно расставляющих ему сети, придерживается даже старинного представления о наследственной родовой ответственности. С другой стороны, боги Эсхила становятся блюстителями правовых основ нового государственного устройства, и он усиленно выдвигает момент личной ответственности человека за свободно выбранное им поведение. В связи с этим традиционные религиозные представления модернизируются. Соотношение между божественным воздействием и сознательным поведением людей, смысл путей и целей этого воздействия, вопрос об его справедливости и благости составляют основную проблематику Эсхила, которую он развертывает на изображении человеческой судьбы и человеческого страдания. Материалом для Эсхила служат героические сказания. Однако заимствуя сюжеты из эпоса, Эсхил не только драматизирует сказания, но и переосмысляет их, пронизывает своей проблематикой.

Власть денег, бесчеловечное отношение к рабам, захватнические войны — все это встречает безусловное осуждение, суровое миросозерцание которого основано на глубоком сочувствии к человеческому страданию.

Свойственны известная торжественность и величавость, особенно в лирических частях. Торжественный, «дифирамбический» стиль Эсхила и малая динамичность его пьес казались уже в конце V в. несколько архаическими. Из образов, созданных Эсхилом, наибольшее значение имел Прометей. Мощь и величие трагедий Эсхила получили должную оценку лишь с конца XVIII в.; однако буржуазные исследователи и поныне искажают образ основоположника трагедии, подчеркивая исключительно консервативную, религиозно-мифологическую сторону его творчества и игнорируя его глубоко прогрессивную сущность.


Софокл – основные этапы творчества. Театральные реформы Софокла. Религиозно-нравственные и политические взгляды Софокла. Особенности языка и стиля Софокла.

Этапы: Троянский миф («Аякс»), Фиванский цикл («Антигона», «Царь Эдип»), мифы о Геракле.

Второй великий трагический поэт Афин V в. до н.э. Родиной Софокла был Колон, предместье Афин. По происхождению Софокл принадлежал к состоятельным кругам. До конца жизни держался лишь умеренно-демократических взглядов. Софистическое свободомыслие почти не затронуло Софокла: он верил в оракулы и в чудесные исцеления. Уважение к полисной религии и морали и вместе с тем вера в человека и его силы — основные черты мировоззрения Софокла. Поэт был любимцем современников; после смерти он был причислен к лику «героев».

Проблемы, волнующие Софокла, связаны с судьбой индивида, а не с судьбой рода. Выступая с тремя трагедиями, он делает каждую из них самостоятельным художественным целым, заключающим в себе всю свою проблематику. Изображая величие человека, богатство его умственных и нравственных сил, Софокл вместе с тем рисует его бессилие, ограниченность человеческих возможностей.

Другое значительное драматургическое новшество Софокла — допущение третьего актера. Сцены с одновременным участием трех актеров позволяли разнообразить действие введением второстепенных лиц и не только противопоставлять непосредственных противников, но и показывать различные линии поведения в одном и том же конфликте.

Драмы Софокла обычно строятся таким образом, что герой уже в первых сценах выступает с твердым решением, с планом действия, определяющим весь дальнейший ход пьесы. Этой экспозиционной цели служат прологи; пролог к «Антигоне» содержит и другую черту, очень частую у Софокла, — противопоставление суровых и мягких характеров: непреклонной Антигоне противопоставляется робкая Исмена, сочувствующая сестре, но не решающаяся действовать вместе с ней.

Софокл очень часто удовлетворяется убеждением, что боги справедливы, какими бы непонятными ни оставались их действия. Изображая жестокую судьбу Эдипа, он избегает постановки вопросов, которые могли бы смутить веру в правоту богов. Это связано также и с тем, что Софокл в своих поздних трагедиях уже является защитником полисной старины. Уделяет большое внимание женским образам.

Язык был приближён к разговорной речи. Приёмы стихомифии (перебрасывание репликами между героями, перебивающими друг друга). Много внимания по-прежнему уделялось диалогам.


Еврипид – «философ на сцене». Новый тип трагедии. Социальные и религиозно-нравственные взгляды Еврипида. Миф в творчестве Еврипида. Язык и стиль Еврипида.

480-406 г. До н.э. Знатное происхождение; беседовал с философами и математиками. В конце жизни перебрался в Македонию. Его трагедии очень любила римская аристократия.

Идея прославления Афин, «идеального города», и тема войны, хотя он был пацифистом; тема самопожертвования, единственный вид войны – оборона.

Называли «философом на сцене», презрительно.

Хор перестаёт быть действующим лицом, становится фоном для действия. Всё внимание сосредотачивается на актёрах. Выводится любовная тематика как основа сюжета; семейная/бытовая тема. Современники называют его женоненавистником за излишнюю жестокость в трагедиях.

Сложная интрига, разрешаемая при помощи героя или божества (приёмы «бог из машины», поднимая актёра на подъёмнике). За основу брал редкие, малоизвестные версии мифов. Своеобразная трактовка прологов: максимально подробно и быстро ввести зрителей в курс дела. Чаще всего о сюжете рассказывал герой или божество.

Конфликт богов и героев/людей; зависть или гнев богов, от которых возникает масса проблем, нередко влекущих за собой гибель.

Новый тип женской героини: любящей, но и мстительной. На образы богов переносили психологию человека со всеми недостатками, как приём снижения, к которому зрители не испытывали симпатии.

Язык и стиль:

  1. знание риторики, красноречие, споры в сценах диалогов.

  2. чередование реплик, «перебивание».

  3. вестник или гонец, его монолог, максимально приближённый к разговорной речи, с эпическими намёками.

  4. тематика: морально-этические проблемы, философские рассуждения.


Периодизация древнегреческой комедии. Происхождение и структура древнегреческой комедии. Первые комические поэты.

  1. староаттическая (древняя) комедия – 2 половина 5 в. до н.э.

  2. среднеаттическая – середина 4 в. до н.э.

  3. новоаттическая – конец 4 в. до н.э. – 3 и 2 в. до н.э.

Состязания «комедийных хоров» были установлены на «Великих Дионисиях» только около 488 — 486 гг. До этого комедия входила в состав Дионисовых празднеств лишь как народная обрядовая игра, и государство не брало на себя ее устройства.

«Древняя» аттическая комедия представляет собой нечто исключительно своеобразное Архаические и грубые игры празднеств плодородия причудливо сплетены в ней с постановкой самых сложных социальных и культурных проблем, стоявших перед греческим обществом.

Построение на осмеянии. Характерны резкая критика современных событий, ярко выраженный политический характер, лица современников (реальных) в фарсовом виде, но сюжет чаще всего фантастический. Ее объект — не мифологическое прошлое, а живая современность, текущие, иногда даже злободневные, вопросы политической и культурной жизни.

Начинается с пролога; парод (вступительная песня хора, обозначающая действие в комедии в роли птиц, зверей); агон (конфликт между главным героем и его соперником, заканчивающийся моральной победой героя); эписодий (отстаивание правды при помощи драки); эксод (заключительная песня хора).

Первые комические поэты: сицилийские мимы Софрона и Ксенарха (5 в. до н.э.); Эпихарм (520-500 г. До н.э.) ввёл в комедию фабулу; Аристофан (450-390 г. До н.э.).

Аристофан – представитель древней комедии. Этапы творчества Аристофана. Социально-политические взгляды Аристофана. Язык и стиль его комедий.

  1. 425-421 г. До н.э. – «Облака», «Мир». Совпадает с первой войной между Афинами и Спартой, отсюда – прославление Афин, надежды на союз.

  2. 414-405 г. До н.э. – победа Спарты. «Птицы», «Лягушки», «Лисистрата». Почти исчезают персональные нападки на политиков и военных; проблемы мира, литературы; большое количество пародий на трагедии и Еврипида.

  3. 390-388 г. До н.э. – «Женщины в народном собрании». Переход от политики к бытовой тематике. Фантастический аспект.

Он нередко высмеивает модных лирических поэтов. В его комедии отражены самые разнообразные слои общества, мужчины и женщины, государственные деятели и полководцы, поэты и философы, крестьяне, городские обыватели и рабы; карикатурные типические маски получают характер четких, обобщающих образов.


Впервые поднимается вопрос о смысле творчества. Сам себя Аристофан называл очистителем и критиком. Средство воздействия: смесь серьёзности и шутки, высказывание правды. Идеализация – эпоха марафонских героев. Положительные идеалы – в деревнях. Все новые школы называл сборищем шарлатанов; отрицательно относился к городской культуре.

Язык и стиль:

Воспроизведение стилей трагедии, лирики, пародии на оракулов и юридическую терминологию, декламации софистов, публичные выступления и дебаты. Коверкание речи + выдумывание новых слов или скороговорок.

Язык – образец аттической речи. В хоре – подражание животным.