Файл: Античная лит-ра. Ответы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.09.2024

Просмотров: 573

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Значение древнегреческой литературы в контексте мировой литературы. Периодизация древнегреческой литературы. Язык и письменность древнегреческой литературы.

Древнегреческая мифология. Периодизация древнегреческой мифологии. Особенности мифологического сознания у древних греков.

Долитературный период. Условия формирования греческого эпоса.

Троянский мифологический цикл и его историческая основа. Гомеровский эпос. «Илиада» и «Одиссея» - основная идея и структура поэм.

Особенности эпического стиля Гомера. Поэтический язык гомеровского эпоса.

Гомеровский вопрос в античности.

Гомеровский вопрос в новое время.

Гомеровский эпос в русской литературе. Переводы Гомера.

Гомеровские гимны и киклические поэмы. Пародии на героический эпос.

Дидактический эпос – происхождение, мировоззрение, стиль. Этические и социальные взгляды Гесиода («Труды и дни»).

Космогоническая картина мира в «Теогонии» Гесиода. Эпическая поэзия после Гесиода.

Социальные и политические условия появления древнегреческой лирики, её основные формы.

Древнегреческая элегия 7-5 вв. До н.Э. – происхождение, стихотворный размер, тематика. Элегии Каллина, Тиртея, Мимнерма.

Политические, социальные и дидактические мотивы элегий Солона и Феогнида.

Основные представители ямбической поэзии: Архилох, Семонид Аморгский, Гиппонакт Эфесский.

Древнегреческая мелика. Виды мелической поэзии. Дорийский мелос (Терпандр, Алкман) и эолийский мелос (Алкей, Сапфо).

Анакреонт. Значение лирики Анакреонта в русской поэзии 18-19 вв. Энкомии Ивика. Лирическая триада Стесихора.

Ранние формы торжественной мелики (Арион, Лас Гермионский). Торжественная хоровая мелика: Симонид Кеосский. Греческие поэтессы.

Торжественная хоровая мелика: Пиндар и Вакхилид. Особенности жанра эпиникий в их творчестве.

Классический (аттический) период древнегреческой литературы. Общая характеристика исторической и культурной ситуации. Рождение новых жанров.

Возникновение древнегреческой драмы. Виды драмы. Устройство древнегреческого театра и организация представлений.

Происхождение и структура древнегреческой трагедии. Первые трагические поэты. Сатирова драма. Аристотель о происхождении трагедии («Поэтика»).

Эсхил – «отец трагедии». Этапы творчества Эсхила. Религиозные и нравственные взгляды Эсхила. Драматические особенности трагедий Эсхила. Язык и стиль Эсхила.

Софокл – основные этапы творчества. Театральные реформы Софокла. Религиозно-нравственные и политические взгляды Софокла. Особенности языка и стиля Софокла.

Еврипид – «философ на сцене». Новый тип трагедии. Социальные и религиозно-нравственные взгляды Еврипида. Миф в творчестве Еврипида. Язык и стиль Еврипида.

Периодизация древнегреческой комедии. Происхождение и структура древнегреческой комедии. Первые комические поэты.

Аристофан – представитель древней комедии. Этапы творчества Аристофана. Социально-политические взгляды Аристофана. Язык и стиль его комедий.

Эстетические законы творчества Аристофана. Идеальный образ трагического поэта («Лягушки»). Еврипид и Аристофан.

Философская проза: Аристотель. Литературная теория Аристотеля.

Эстетические взгляды Платона.

Греческая историография. «История» Геродота – тема, композиция, особенности стиля. Новелла Геродота.

Греческая историография. «История» Фукидида – тема, особенности композиции и стиля. Функции речей.

Историческое сочинение Ксенофонта. Особенности языка и стиля.

Ораторское искусство древней Греции – первая софистика. Задачи софистики. Виды красноречия. Горгий и Лисий.

Исократ – родоначальник системы «периодов» речи. Политические речи Исократа, особенности языка и стиля.

Расцвет греческого ораторского искусства – Демосфен. Политические взгляды Демосфена («Филиппики»). Риторические приёмы Демосфена.

Древнегреческая литература эпохи эллинизма 3-1 вв. До н.Э. – характеристика периода.

Особенности эллинистической поэзии. Поэзия «малых форм». Творчество Каллимаха.

Аполлоний Родосский и возрождение гомеровского эпоса. «Аргонавтика» - сюжет, композиция, главные образы. Особенности стиля.

Буколическая поэзия. Идиллии Феокрита. Бион и Мосх.

Новоаттическая комедия – условия формирования, тематика, структура. Менандр – общая характеристика творчества.

Древнегреческая литература эпохи римского господства. Периодизация, особенности, появление новых жанров.

Плутарх – историк, философ-моралист. Сборник «Моралии». Исторические биографии Плутарха.

Древнегреческий роман. Источники и особенности жанра. Структура и тематика романа.

Сатирический рассказ и сатирический диалог Лукиана.

Этапы развития греческой эпиграммы.

Ораторское искусство греко-римского периода. Вторая и третья софистики.

Лисий из Афин (435-380 до н.э.) – принадлежал к демократической партии. Неполноправный гражданин, был секретарём в суде, писал речи для других, по большей части – судебное красноречие.

Простота и ясность изложения, чёткость и аттический стиль речи. Безыскусственная простота, ясность в соединении с краткостью изложения, выразительность, драматичность.

Главное в речи против Эратосфена – это образ обвиняемого, художественный портрет и характеристика обвиняемого, - доверчивого мужа, наивного человека. Такими приёмами, как пафос, пользуется весьма редко. Древние критики указывали на его мастерство в создании портретов-характеров.


Исократ – родоначальник системы «периодов» речи. Политические речи Исократа, особенности языка и стиля.

436-338 до н.э. Главным образом известен как учитель риторики и составитель торжественных речей, хотя вначале своей деятельности писал судебные речи, которые сам считал не заслуживающими внимания. Наибольшая слава – «Панафинейская речь» (политические памфлеты) писались по несколько лет.

Идея пан-эллинизма: объединение всех греков перед угрозой с востока.

Родоначальник периодичности речи (система периодов), считал, что проза должна быть не мене музыкальной и ритмичной, чем поэзия. Его стиль назывался гладким (полированным), он избегал «зияний» (соединения одинаковых гласных в начале и конце слова) – они нарушали ритм и плавность фразы. Риторические вопросы, умолчания, анафоры.

Принципы композиции речей:

- введение – оратор должен привлечь внимание и благосклонность слушателей.

- изложение – рассказ о предмете, последовательный и убедительный.

- опровержение доводов противника.

- заключение – подведение итогов.

Расцвет греческого ораторского искусства – Демосфен. Политические взгляды Демосфена («Филиппики»). Риторические приёмы Демосфена.

384-322 до н.э. После смерти отца состояние было расхищено опекунами, против которых он написал ряд ранних речей.

Выступает против бездеятельности афинян, занятых голосованием и не принимающих практических решений. Использовал всю силу своего ораторского таланта, чтобы призвать афинян к энергичным действиям и созданию коалиции против македонского царя. Выступает как вождь антимакедонской военной партии. Его речи против Филиппа называются «Филиппиками». В страстном призыве к борьбе за свободу демократических Афин против тирании и деспотизма Филиппа звучит голос патриота, который хочет предотвратить гибель государства.

Более энергичная и краткая часть вступления, но более подробный рассказ, изложение дела при помощи приёмов:

- обращение к противнику, богам.

- воображаемый диалог с противником.

- череда риторических вопросов.

- множество антитез.

- синонимы, которые должны показать важность, смысл той или иной мысли.

- клятвы рядом с важной для изложения мыслью.

- повторения фраз.

- умолчание – сознательно не говорит о всем известном факте, давая слушателям сделать свой выбор.

- градация – нарастание.


В большей части политических речей:

- вступление

- изложение дела (рассказ)

- аргументация

- дополнительная система доказательств

- заключение.

Древнегреческая литература эпохи эллинизма 3-1 вв. До н.Э. – характеристика периода.

Классический период греческой литературы заканчивается вместе с развалом рабовладельческого полиса. В связи с развитием производительных сил в рабовладельческом обществе всё больше и больше нарастает необходимость приобретения новых рабов, а для этого оказывалось необходимым ведение захватнических войн. Глубокое взаимодействие греческой и восточной культур.

Афины теряют значение культурного центра, и центр этот передвигается в Александрию. Эллинистическая литература отличается аполитизмом или понимает свою политику как прославление абсолютного монарха.

Новый общегреческий язык койне.

Понятия знатности и богатства становятся синонимом просвещения. Придворная литература, проблемы общественной жизни, уход от современной реальности в мир фантазии, внимание сосредотачивается на внутреннем мире человека. Искусство ради искусства. Нарочитость стиля и форм. Создание общественных и государственных библиотек. Появление в литературе женских образов и бытовых взаимоотношений. Основная система литературы – повседневность, действительность.

Время торжественного красноречия вместо политического. Математика и механика – наукообразная литература.

Три основные философские школы: стоицизм, эпикурейство и скептицизм.


Особенности эллинистической поэзии. Поэзия «малых форм». Творчество Каллимаха.

Основные черты александрийской поэзии:

- изменение тематики – внутренний мир человека, глубокие психологические образы.

- борьба литературных направлений – битва за малые формы.

- занятие поэзией – увлечение только богатых.

- изменение отношения к мифологии: отстранённость, формальное отношение к божествам.

- сочетание бытового и учёного. Автор должен проявить познания в науке, малоизвестных мифах.

- поэтические загадки.

- специфическое отношение к гомеровскому эпосу: резкое отрицание крупного героического эпоса, хотя черты сохраняются в произведениях.

Произведения малых форм: беседы, письма, малый эпос, элегии.

Каллимах (310-240 до н.э.) – благодаря политическому творчеству был принят в круг придворных поэтов; был смотрителем Александрийской библиотеки.

Энциклопедия «Таблицы» содержала списки авторов, их сочинений и содержаний. «Записки» - географические описания.

Создатель александрийской поэзии малых форм.

«Гекала» - обращение к местной героической мифологии, малоизвестный сюжет; упор на описание местности, быта, историю праздников, диалоги; события из прошлого, но язык, стиль, менталитет – современные. Снижение богов до бытового уровня.

Сборник «Причины» - обработка старинных преданий; целый сборник эпиграмм (много автобиографичных данных, ряд любовных и посвятительных эпиграмм). Сборник гимнов, напоминают гомеровские по тематике.

Целая школа поэзии малых форм. Конфликт с любимым учеником – Аполлонием Родосским.

Аполлоний Родосский и возрождение гомеровского эпоса. «Аргонавтика» - сюжет, композиция, главные образы. Особенности стиля.

295-215 до н.э. Воспитатель Птолемея 3, работал в Александрийской библиотеке. Пытался возродить героический эпос, что и послужило конфликтом с Каллимахом, из-за которого переехал на Родос.

«Аргонавтика»:

- миры людей и богов практически не пересекаются, обряды – скучная обязанность.

- бытовая тематика.

- глубокий психологизм в характерах.

- элементы астрологии.

- морское путешествие (демонстрация автором своих познаний в истории, географии).

Сюжетом поэмы послужил миф о золотом руне (Фрикс и Гелла отправились к берегам Азии, спасаясь от преследований мачехи. Фрикс принёс барана в жертву Зевсу, а снятое руно подарил царю Ээту), которое добывает Ясон с помощью царевны-волшебницы Медеи. В поэме совмещены старые эпические традиции и утончённая поэзия александризма.


  1. по традициям героического эпоса происходит путешествие, строятся типичные препятствия, люди и боги общаются между собой: Афина помогает строить корабль, Гера ведёт его в тумане. Традиционные гомеровские эпитеты (мужи богоравные, море тёмно-цветное), сравнения (женщины – с пчёлами).

  2. александрийская поэзия – экзотическая география и метаморфозы (ручей из слёз нимф). Психологические образы, детали, подчёркивающие внутреннее состояние человека: Медея закрывает лицо руками, чтобы не видеть мёртвого брата.

Трогательно и обязательно со слезами изображаются прощания. Эпизодическое появление богов. Продуманная риторика. Поэма – предтеча романов.

- обращение к Аполлону, перечисление героев. Отплывают к берегам Лемноса, где происходит встреча с амазонками и царицей Гипсипилой.

- путь через Босфор, освобождение от гарпий.

- Эрот внушает Медее страсть к Ясону. Он усмиряет огнедышащих быков, убивает воинов, рождённых землёй.

- царь Ээт решает погубить аргонавтов; Медея усыпляет дракона в священной роще, Ясон похищает руно и они отплывают от берегов Колхиды. Чтобы удержать погоню, Ясон убивает брата Медеи. Они приплывают к волшебнице Кирке, она очищает их от скверны, но изгоняет с острова. Плывут мимо Крита, убивают великана Талоса.

- дочери Пелия решили вернуть ему молодость, упросили Медею показать, как она вернула к жизни барашка. Народ не оправдал их убийства, но и проклял Медею с Ясоном. Медея убивает детей.

- смерть Ясона.