Файл: Античная лит-ра. Ответы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.09.2024

Просмотров: 575

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Значение древнегреческой литературы в контексте мировой литературы. Периодизация древнегреческой литературы. Язык и письменность древнегреческой литературы.

Древнегреческая мифология. Периодизация древнегреческой мифологии. Особенности мифологического сознания у древних греков.

Долитературный период. Условия формирования греческого эпоса.

Троянский мифологический цикл и его историческая основа. Гомеровский эпос. «Илиада» и «Одиссея» - основная идея и структура поэм.

Особенности эпического стиля Гомера. Поэтический язык гомеровского эпоса.

Гомеровский вопрос в античности.

Гомеровский вопрос в новое время.

Гомеровский эпос в русской литературе. Переводы Гомера.

Гомеровские гимны и киклические поэмы. Пародии на героический эпос.

Дидактический эпос – происхождение, мировоззрение, стиль. Этические и социальные взгляды Гесиода («Труды и дни»).

Космогоническая картина мира в «Теогонии» Гесиода. Эпическая поэзия после Гесиода.

Социальные и политические условия появления древнегреческой лирики, её основные формы.

Древнегреческая элегия 7-5 вв. До н.Э. – происхождение, стихотворный размер, тематика. Элегии Каллина, Тиртея, Мимнерма.

Политические, социальные и дидактические мотивы элегий Солона и Феогнида.

Основные представители ямбической поэзии: Архилох, Семонид Аморгский, Гиппонакт Эфесский.

Древнегреческая мелика. Виды мелической поэзии. Дорийский мелос (Терпандр, Алкман) и эолийский мелос (Алкей, Сапфо).

Анакреонт. Значение лирики Анакреонта в русской поэзии 18-19 вв. Энкомии Ивика. Лирическая триада Стесихора.

Ранние формы торжественной мелики (Арион, Лас Гермионский). Торжественная хоровая мелика: Симонид Кеосский. Греческие поэтессы.

Торжественная хоровая мелика: Пиндар и Вакхилид. Особенности жанра эпиникий в их творчестве.

Классический (аттический) период древнегреческой литературы. Общая характеристика исторической и культурной ситуации. Рождение новых жанров.

Возникновение древнегреческой драмы. Виды драмы. Устройство древнегреческого театра и организация представлений.

Происхождение и структура древнегреческой трагедии. Первые трагические поэты. Сатирова драма. Аристотель о происхождении трагедии («Поэтика»).

Эсхил – «отец трагедии». Этапы творчества Эсхила. Религиозные и нравственные взгляды Эсхила. Драматические особенности трагедий Эсхила. Язык и стиль Эсхила.

Софокл – основные этапы творчества. Театральные реформы Софокла. Религиозно-нравственные и политические взгляды Софокла. Особенности языка и стиля Софокла.

Еврипид – «философ на сцене». Новый тип трагедии. Социальные и религиозно-нравственные взгляды Еврипида. Миф в творчестве Еврипида. Язык и стиль Еврипида.

Периодизация древнегреческой комедии. Происхождение и структура древнегреческой комедии. Первые комические поэты.

Аристофан – представитель древней комедии. Этапы творчества Аристофана. Социально-политические взгляды Аристофана. Язык и стиль его комедий.

Эстетические законы творчества Аристофана. Идеальный образ трагического поэта («Лягушки»). Еврипид и Аристофан.

Философская проза: Аристотель. Литературная теория Аристотеля.

Эстетические взгляды Платона.

Греческая историография. «История» Геродота – тема, композиция, особенности стиля. Новелла Геродота.

Греческая историография. «История» Фукидида – тема, особенности композиции и стиля. Функции речей.

Историческое сочинение Ксенофонта. Особенности языка и стиля.

Ораторское искусство древней Греции – первая софистика. Задачи софистики. Виды красноречия. Горгий и Лисий.

Исократ – родоначальник системы «периодов» речи. Политические речи Исократа, особенности языка и стиля.

Расцвет греческого ораторского искусства – Демосфен. Политические взгляды Демосфена («Филиппики»). Риторические приёмы Демосфена.

Древнегреческая литература эпохи эллинизма 3-1 вв. До н.Э. – характеристика периода.

Особенности эллинистической поэзии. Поэзия «малых форм». Творчество Каллимаха.

Аполлоний Родосский и возрождение гомеровского эпоса. «Аргонавтика» - сюжет, композиция, главные образы. Особенности стиля.

Буколическая поэзия. Идиллии Феокрита. Бион и Мосх.

Новоаттическая комедия – условия формирования, тематика, структура. Менандр – общая характеристика творчества.

Древнегреческая литература эпохи римского господства. Периодизация, особенности, появление новых жанров.

Плутарх – историк, философ-моралист. Сборник «Моралии». Исторические биографии Плутарха.

Древнегреческий роман. Источники и особенности жанра. Структура и тематика романа.

Сатирический рассказ и сатирический диалог Лукиана.

Этапы развития греческой эпиграммы.

Ораторское искусство греко-римского периода. Вторая и третья софистики.

Эстетические законы творчества Аристофана. Идеальный образ трагического поэта («Лягушки»). Еврипид и Аристофан.

Литературно-эстетические взгляды Аристофана выражены главным образом в комедиях «Лягушки» и «Женщины на празднике Фесмофорий», где он сопоставляет стиль Еврипида, представляющийся ему субъективистским и декламационным, с древним торжественным стилем Эсхила, и отдаёт предпочтение последнему.

В религиозных взглядах весьма принципиален, но это не мешало ему выводить богов в смешном, даже шутовском виде, давать карикатуру на молитву и пророчества.

В «Лягушках» Еврипид изображён в виде сентиментального, изнеженного, антипатриотически настроенного поэта. Эсхил – поэт высокой и героической морали, серьёзного, глубокого и стойкого патриота. Стихи трагиков взвешиваются на весах, стихи Эсхила оказываются солидными, вескими, а лёгкие стихи Еврипида подскакивают вверх. У Еврипида – личное, бытовое, у Эсхила – вечное. А цель трагического искусства – сделать его бессмертным + моральное воспитание.

Борьба трагиков носит политический характер: здесь оправдывается прежний крепкий политический строй и осуждается современная, разбогатевшая, но весьма жалкая демократия.

Философская проза: Аристотель. Литературная теория Аристотеля.

Аристотель из города Стагиры (384-322 г. До н.э.), воспитатель Александра Македонского, ученик Платона.

Выступил против основных принципов идеалистической философии своего учителя: прежде всего, он отрицал наличие двух миров, мира идей и мира вещей, считая, что существует лишь один мир – материальный.

Наряду с материалистическими принципами, ему не чужды идеалистические взгляды: он признаёт чистую форму без содержания.

В своём трактате «Поэтика» ставит вопрос о сущности красоты. Отталкивается от этического понимания красоты, и видит прекрасное в самой форме вещей и их расположении. Считал искусство творческим подражанием природе, что искусство помогает людям познать жизнь. По его мнению, задача поэта – «говорить не о действительно случившемся, но о том, что могло бы случиться, следовательно, о возможном – по вероятности или необходимости». Считал, что поэзия философичнее и серьёзнее истории. Поэзия и выдвигается на первый план из всех видов искусств, а из форм поэзии выше всего ставится трагедия.

Образцом трагического характера является образ Эдипа Софокла. Аристотель настаивал на единстве действия, требовал лишь изображения людей, благородных по образу мыслей, по поведению, а не происхождению.


Проблема катарсиса:

  1. этическая – очищение человека от пороков.

  2. эстетическая – соединение музыкального ритма, гармонии достигается в человеке чувство страха или сострадания, понятие справедливости.

  3. катарсис – высшая эмоциональная точка, как следствие сострадания происходящему.

  4. религиозная.

Эстетические взгляды Платона.

427-347 г. До н.э.

Происходил из старинного аристократического рода. В молодости был драматургом, музыкантом, живописцем, атлетом. Однако все эти занятия прекратились после встречи с Сократом. А его смерть так подействовала на Платона, что Сократ стал постоянным героем почти всех его сочинений.

Основал в Афинах Академию, где провёл всю свою жизнь, обучая философии.

По учению Платона, существует мир вечных, неизменных идей. Материальный мир никак не может быть совершенным. Отсюда вытекает эстетика. Если материальный мир есть только отражение мира идеального, а художник и поэт в своих произведениях стремятся подражать окружающему миру, его мастерство ложное, является только бледной копией высших идей. Такого рода искусство не может существовать в идеальном обществе, а потому даже Гомер должен быть изгнан из стен города, которым управляют философы.

Для Платона высшим воплощением красоты является соразмерный, гармоничный космос.

Диалоги Платона – своеобразные драматические сцены. Драма человеческой мысли, т.к. поиски истины не менее драматичны, чем события жизни.

Диалог «Пир» состоит из пиршественных речей, каждая из которых посвящена определению эроса. Часто использует мифы, созданные им самим.


Греческая историография. «История» Геродота – тема, композиция, особенности стиля. Новелла Геродота.

«Отцом истории» древние называли Геродота из Галикарнасса (484-426г. До н.э.). Жизнь и творчество проходили в годы после великих побед греков над персами, в годы блестящих достижений афинской культуры.

Геродот – горячий патриот Афин; много путешествовал в Средиземноморье, глубоко изучал Египет, Скифию. Труды Геродота разделены на девять книг, названных именами муз.

Композиция «Истории» напоминает эпическую поэму в прозе. Как основная тема взята героическая борьба греков с персами; особенно сильно звучит в этой теме прогрессивная мысль о превосходстве греков – воинов-патриотов, прекрасно обученных гимнастике и военному делу, - над полчищами персов, гонимых бичами.

Наряду с научными наблюдениями и географическими описаниями есть много легендарно-мифологических сказаний, идущих от древних историков. Много народных сказок-новелл придают истории литературно-художественную специфику. Вводится драматизм, если повествуется о знаменитых людях древности (Солон, Поликрат). При этом Геродот проводит основную идею – судьба и боги жестоко карают «гордого» человека, есть суровый закон о превратности жизни.

Вторая книга «Истории» посвящена описанию того, что он видел и слышал во время своего путешествия по Египту. Он поражён мощью и красотой Нила. Богатейший материал о сооружениях египтян, о законах, обычаях, растениях и животных, о папирусах, даже о нравах. Жизнь племён и героев, полумифические сказания.

В творчестве Геродота имелись характерные для эпохи рационалистические черты. Материал о жизни скифов дают главы третьей книги.

Греческая историография. «История» Фукидида – тема, особенности композиции и стиля. Функции речей.

460-396 г. До н.э. Родился в Аттике, принадлежал к знатному и богатому роду. Принимал участие в Пелопонесской войне. Был избран стратегом, но вовремя не оказал помощи городу Амфиполю, был обвинён в государственной измене и около двадцати лет провёл в изгнании.

Искренний патриот афинской демократии, высоко ценил Перикла, прославлял культуру Афин. В политических взглядах и в его концепции исторического процесса сказывается эпоха Перикла с её высоким уровнем науки, искусства, и философии, эпоха рационалистической критики мифов и развития софистических школ. Фукидид стремился к систематической критической проверке источников и выяснению причинности, закономерности событий. Интересы его лежали в современности. Обзор предшествующих периодов служит у него целям анализа и показа особенностей современных ему событий Пелопонесской войны.


Он осознавал важность соблюдения хронологии. Порицал древнюю летописную хронологическую систему, когда во главе каждого описываемого года помещали имя должностного лица, давшего имя году, и в основу своей истории кладёт лето и зиму, основные части солнечного года.

Сам Фукидид так охарактеризовал свой творческий приём художественно построенных ораторских речей знаменитых деятелей Пелопонесской войны: «речи составлены у меня так, как по моему мнению, каждый оратор, сообразуясь всегда с обстоятельствами данного момента, скорее всего мог говорить о настоящем положении дел».


Историческое сочинение Ксенофонта. Особенности языка и стиля.

Ксенофонт (430-350 до н.э.) – историк и философ, афинянин по рождению. Выступал на стороне Спарты против Афин.

Он автор записок о Сократе, первого авантюрно-исторического романа («Анабасис»), первой романизированной биографии о воспитании Кира, «Истории Греции» после Пелопонесской войны. Развивает классическое понимание прекрасного, отождествляя его с полезным и жизненно целесообразным. Отсюда утверждение им единства красоты физической и духовной.

Образ идеального героя, человека благородного, смелого, мудрого, щедрого не раз рисуется в его книгах. Авторское повествование от третьего лица, как бы исподволь и вполне незаинтересованно, с полным впечатлением объективности изображает Ксенофонта, прибывшего к Киру. Ксенофонт здесь – образец скромности, так что до 3 книги его имя почти не встречается.

Гармоническое сочетание физического и внутреннего совершенства пронизывают все отношения к прекрасному, которым полна окружающая человека действительность. Важна идея жизненного порядка.

Ораторское искусство древней Греции – первая софистика. Задачи софистики. Виды красноречия. Горгий и Лисий.

- политическое красноречие. Принять решение.

- судебное красноречие. Обвинить/оправдать.

- торжественное (эпидиктическое) красноречие. Применялось при произнесении надгробных речей.

Софист – странствующий учитель, обучающий риторике за плату.

Нет абсолютной истины, главная задача – научить убеждать при помощи диалектики и риторики, в этом главная цель общественного человека.

Главная цель судебно-политической речи – заставить судью поверить в правдоподобие фактов. Искусственные и безыскусственные аргументы. Каждый человек должен был лично выступать в суде и защищать своё дело. Неопытные чаще всего обращались к ораторам.

Горгий из Леонтии (ок 480-380 до.н.э.) — один из крупнейших представителей древнегреческой софистики. Учитель Исократа и Перикла. Горгия называли «отцом риторики». Известен трактат Горгия «О небытии, или о Природе», написанный, возможно, для упражнения в красноречии. В этом сочинении Горгий выдвинул и обосновал три основных тезиса: ничего нет; если бы нечто и было, оно было бы непознаваемо; а если оно было бы познаваемо, его нельзя выразить в слове и объяснить другим. В его речах: музыкальность, симметричность фразы, метафоры и сравнения, ритмичные деления речи.