ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.09.2024
Просмотров: 560
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Долитературный период. Условия формирования греческого эпоса.
Особенности эпического стиля Гомера. Поэтический язык гомеровского эпоса.
Гомеровский вопрос в античности.
Гомеровский вопрос в новое время.
Гомеровский эпос в русской литературе. Переводы Гомера.
Гомеровские гимны и киклические поэмы. Пародии на героический эпос.
Космогоническая картина мира в «Теогонии» Гесиода. Эпическая поэзия после Гесиода.
Социальные и политические условия появления древнегреческой лирики, её основные формы.
Политические, социальные и дидактические мотивы элегий Солона и Феогнида.
Основные представители ямбической поэзии: Архилох, Семонид Аморгский, Гиппонакт Эфесский.
Торжественная хоровая мелика: Пиндар и Вакхилид. Особенности жанра эпиникий в их творчестве.
Философская проза: Аристотель. Литературная теория Аристотеля.
Греческая историография. «История» Геродота – тема, композиция, особенности стиля. Новелла Геродота.
Греческая историография. «История» Фукидида – тема, особенности композиции и стиля. Функции речей.
Историческое сочинение Ксенофонта. Особенности языка и стиля.
Древнегреческая литература эпохи эллинизма 3-1 вв. До н.Э. – характеристика периода.
Особенности эллинистической поэзии. Поэзия «малых форм». Творчество Каллимаха.
Буколическая поэзия. Идиллии Феокрита. Бион и Мосх.
Плутарх – историк, философ-моралист. Сборник «Моралии». Исторические биографии Плутарха.
Древнегреческий роман. Источники и особенности жанра. Структура и тематика романа.
Сатирический рассказ и сатирический диалог Лукиана.
Этапы развития греческой эпиграммы.
Ораторское искусство греко-римского периода. Вторая и третья софистики.
Лисий из Афин (435-380 до н.э.) – принадлежал к демократической партии. Неполноправный гражданин, был секретарём в суде, писал речи для других, по большей части – судебное красноречие.
Простота и ясность изложения, чёткость и аттический стиль речи. Безыскусственная простота, ясность в соединении с краткостью изложения, выразительность, драматичность.
Главное в речи против Эратосфена – это образ обвиняемого, художественный портрет и характеристика обвиняемого, - доверчивого мужа, наивного человека. Такими приёмами, как пафос, пользуется весьма редко. Древние критики указывали на его мастерство в создании портретов-характеров.
Исократ – родоначальник системы «периодов» речи. Политические речи Исократа, особенности языка и стиля.
436-338 до н.э. Главным образом известен как учитель риторики и составитель торжественных речей, хотя вначале своей деятельности писал судебные речи, которые сам считал не заслуживающими внимания. Наибольшая слава – «Панафинейская речь» (политические памфлеты) писались по несколько лет.
Идея пан-эллинизма: объединение всех греков перед угрозой с востока.
Родоначальник периодичности речи (система периодов), считал, что проза должна быть не мене музыкальной и ритмичной, чем поэзия. Его стиль назывался гладким (полированным), он избегал «зияний» (соединения одинаковых гласных в начале и конце слова) – они нарушали ритм и плавность фразы. Риторические вопросы, умолчания, анафоры.
Принципы композиции речей:
- введение – оратор должен привлечь внимание и благосклонность слушателей.
- изложение – рассказ о предмете, последовательный и убедительный.
- опровержение доводов противника.
- заключение – подведение итогов.
Расцвет греческого ораторского искусства – Демосфен. Политические взгляды Демосфена («Филиппики»). Риторические приёмы Демосфена.
384-322 до н.э. После смерти отца состояние было расхищено опекунами, против которых он написал ряд ранних речей.
Выступает против бездеятельности афинян, занятых голосованием и не принимающих практических решений. Использовал всю силу своего ораторского таланта, чтобы призвать афинян к энергичным действиям и созданию коалиции против македонского царя. Выступает как вождь антимакедонской военной партии. Его речи против Филиппа называются «Филиппиками». В страстном призыве к борьбе за свободу демократических Афин против тирании и деспотизма Филиппа звучит голос патриота, который хочет предотвратить гибель государства.
Более энергичная и краткая часть вступления, но более подробный рассказ, изложение дела при помощи приёмов:
- обращение к противнику, богам.
- воображаемый диалог с противником.
- череда риторических вопросов.
- множество антитез.
- синонимы, которые должны показать важность, смысл той или иной мысли.
- клятвы рядом с важной для изложения мыслью.
- повторения фраз.
- умолчание – сознательно не говорит о всем известном факте, давая слушателям сделать свой выбор.
- градация – нарастание.
В большей части политических речей:
- вступление
- изложение дела (рассказ)
- аргументация
- дополнительная система доказательств
- заключение.
Древнегреческая литература эпохи эллинизма 3-1 вв. До н.Э. – характеристика периода.
Классический период греческой литературы заканчивается вместе с развалом рабовладельческого полиса. В связи с развитием производительных сил в рабовладельческом обществе всё больше и больше нарастает необходимость приобретения новых рабов, а для этого оказывалось необходимым ведение захватнических войн. Глубокое взаимодействие греческой и восточной культур.
Афины теряют значение культурного центра, и центр этот передвигается в Александрию. Эллинистическая литература отличается аполитизмом или понимает свою политику как прославление абсолютного монарха.
Новый общегреческий язык койне.
Понятия знатности и богатства становятся синонимом просвещения. Придворная литература, проблемы общественной жизни, уход от современной реальности в мир фантазии, внимание сосредотачивается на внутреннем мире человека. Искусство ради искусства. Нарочитость стиля и форм. Создание общественных и государственных библиотек. Появление в литературе женских образов и бытовых взаимоотношений. Основная система литературы – повседневность, действительность.
Время торжественного красноречия вместо политического. Математика и механика – наукообразная литература.
Три основные философские школы: стоицизм, эпикурейство и скептицизм.
Особенности эллинистической поэзии. Поэзия «малых форм». Творчество Каллимаха.
Основные черты александрийской поэзии:
- изменение тематики – внутренний мир человека, глубокие психологические образы.
- борьба литературных направлений – битва за малые формы.
- занятие поэзией – увлечение только богатых.
- изменение отношения к мифологии: отстранённость, формальное отношение к божествам.
- сочетание бытового и учёного. Автор должен проявить познания в науке, малоизвестных мифах.
- поэтические загадки.
- специфическое отношение к гомеровскому эпосу: резкое отрицание крупного героического эпоса, хотя черты сохраняются в произведениях.
Произведения малых форм: беседы, письма, малый эпос, элегии.
Каллимах (310-240 до н.э.) – благодаря политическому творчеству был принят в круг придворных поэтов; был смотрителем Александрийской библиотеки.
Энциклопедия «Таблицы» содержала списки авторов, их сочинений и содержаний. «Записки» - географические описания.
Создатель александрийской поэзии малых форм.
«Гекала» - обращение к местной героической мифологии, малоизвестный сюжет; упор на описание местности, быта, историю праздников, диалоги; события из прошлого, но язык, стиль, менталитет – современные. Снижение богов до бытового уровня.
Сборник «Причины» - обработка старинных преданий; целый сборник эпиграмм (много автобиографичных данных, ряд любовных и посвятительных эпиграмм). Сборник гимнов, напоминают гомеровские по тематике.
Целая школа поэзии малых форм. Конфликт с любимым учеником – Аполлонием Родосским.
Аполлоний Родосский и возрождение гомеровского эпоса. «Аргонавтика» - сюжет, композиция, главные образы. Особенности стиля.
295-215 до н.э. Воспитатель Птолемея 3, работал в Александрийской библиотеке. Пытался возродить героический эпос, что и послужило конфликтом с Каллимахом, из-за которого переехал на Родос.
«Аргонавтика»:
- миры людей и богов практически не пересекаются, обряды – скучная обязанность.
- бытовая тематика.
- глубокий психологизм в характерах.
- элементы астрологии.
- морское путешествие (демонстрация автором своих познаний в истории, географии).
Сюжетом поэмы послужил миф о золотом руне (Фрикс и Гелла отправились к берегам Азии, спасаясь от преследований мачехи. Фрикс принёс барана в жертву Зевсу, а снятое руно подарил царю Ээту), которое добывает Ясон с помощью царевны-волшебницы Медеи. В поэме совмещены старые эпические традиции и утончённая поэзия александризма.
-
по традициям героического эпоса происходит путешествие, строятся типичные препятствия, люди и боги общаются между собой: Афина помогает строить корабль, Гера ведёт его в тумане. Традиционные гомеровские эпитеты (мужи богоравные, море тёмно-цветное), сравнения (женщины – с пчёлами).
-
александрийская поэзия – экзотическая география и метаморфозы (ручей из слёз нимф). Психологические образы, детали, подчёркивающие внутреннее состояние человека: Медея закрывает лицо руками, чтобы не видеть мёртвого брата.
Трогательно и обязательно со слезами изображаются прощания. Эпизодическое появление богов. Продуманная риторика. Поэма – предтеча романов.
- обращение к Аполлону, перечисление героев. Отплывают к берегам Лемноса, где происходит встреча с амазонками и царицей Гипсипилой.
- путь через Босфор, освобождение от гарпий.
- Эрот внушает Медее страсть к Ясону. Он усмиряет огнедышащих быков, убивает воинов, рождённых землёй.
- царь Ээт решает погубить аргонавтов; Медея усыпляет дракона в священной роще, Ясон похищает руно и они отплывают от берегов Колхиды. Чтобы удержать погоню, Ясон убивает брата Медеи. Они приплывают к волшебнице Кирке, она очищает их от скверны, но изгоняет с острова. Плывут мимо Крита, убивают великана Талоса.
- дочери Пелия решили вернуть ему молодость, упросили Медею показать, как она вернула к жизни барашка. Народ не оправдал их убийства, но и проклял Медею с Ясоном. Медея убивает детей.
- смерть Ясона.