ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2024
Просмотров: 287
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Индустриальный дизайн хх века
Часть 1. Развитие дизайна в россии
Теоретические основы дизайна Тема 1. Семантика понятия
Тема 2. Основные виды и направления дизайна
Тема 3. История возникновения и развитие дизайна
Дизайн и зарождение машинного производства
Тема 4. Зарубежные модели развития дизайна
Тема 5. Развитие дизайна в России
Вклад производственников в историю дизайна
Эстетика как особенность российского дизайна Отличие от зарубежного дизайна
Глава 2. Основы методологии дизайна
Тема 1. Дизайн в системе бизнеса
Тема 2. Управление процессом проектирования или управление дизайном
Процесс проектирования в системе управления
Советы руководителю (менеджеру проекта)
Где найти специалиста-дизайнера?
Тема 3. Техническое задание на проект
Памятка для дизайнера и менеджера проекта
Рекомендации для менеджеров проекта
Тема 4. Современные концепции российского дизайна
Аксиоморфологическая концепция дизайна
Концепция «открытой формы» художественного проектирования
Теория системного проектирования. Метод дизайн – программ
Тема 5. Дизайн в системе художественно-творческой деятельности
Тема 6. Средства и методы подготовки проектного задания
Тема 7. Эргономическое обеспечение проекта
Тема 8. Системный дизайн и его структурные элементы
Предмет системного дизайна – комплексное проектирование
Структурными элементами системного дизайна комплексного объекта являются:
Глава 3. Современные тенденции дизайна
Тема 1. Системный дизайн социально-культурной сферы
Корпоративный дизайн учреждения досуга
Перманентная корпоративная медиа
Корпоративный дизайн должен быть запоминающимся!
Символ как маркетинговый инструмент
Элементы плана по созданию имиджа
Истоки проблемы внешнего вида сотрудников
Тема 2. Культурно-экологическое направление дизайна
Социально – культурная трансформация как негатив технократического мышления
Cсоциокультурные функции дизайна
Культурно-экологическая перспектива дизайна
Русская печь. Уникальным примером многофункционального дизайна является конструкция русской печи. Русская печь обеспечивала обогрев жилища, приготовление пищи, возможность ночного отдыха, банные и лечебные функции. В этом отношении русская печь была гораздо функциональнее, чем голландская печь с плитой или европейский камин.
Глиняная посуда. Как отмечают специалисты, русская глиняная посуда с позиций дизайнерского функционализма сконструирована не менее превосходно, чем греческие сосуды для вина и масла. Особенность русской печи состоит в том, что в сосуде с пищей нагревается не дно, а боковые стенки. Это и определило форму основного сосуда для варки пищи – горшка. Перечислим основные предметы глиняной посуды: крынка для молока, ковш «скобкарь» (ковш птица), горшок.
Инструменты. Сохранились в некоторых музеях и образцы инструментов и технических приспособлений, форма и поверхность которых имеют художественную обработку. Например, рубанки, ткацкие станки, прялки. Основной массив музейных коллекций сегодня – это памятники художественной крестьянской культуры ХIХ века.
Влияние городской культуры.В ХIХ веке крестьянское искусство сохраняет самобытные черты, и даже отголоски дохристианских верований. Это солярные знаки, мотивы «берегинь» и русалок из дерева с резьбой. Однако в целом крестьянское искусство теперь развивается под влиянием городской культуры.
И здесь важно не то, что в городецкой росписи, дымковской игрушке, нижегородских прялках появляются изображения дам, кавалеров, щеголих, гренадеров, кормилиц с детьми, бравых парней в жилетках и сапогах, дам с собачками и т.д. Важно отметить, что в крестьянское искусство пришел общеевропейский принцип украшения предмета, «прикладывания искусства» к полезной вещи или строительному объекту.
Итак, крестьянский, или народный, дизайн, проявился наиболее наглядно в предметах посуды, утвари, обуви, одежде, домашних инструментах, в деревянном строительстве и сложился уже достаточно определенно в ХIV – ХV веках. Это было время, когда сельское население почувствовало себя спокойно в связи с окончанием татарского ига, и в то же время не было еще столь жестко закрепощено, как это случилось позднее, при Иване VI и Борисе Годунове.
Отметим наиболее важные черты русского народного дизайна: принцип удобства, функциональности превалировал над принципом красоты. Первооснова – принцип удобства.
О красоте некоторых предметов, как «коромысло» или «лапти» можно поспорить. Исключением являются скобкарь, прялка. Вся вышитая одежда имела в основе простой и свободный крой, не стесняющий движений и не препятствующий действиям. То же самое относится и к древнерусским нательным и головным украшениям – браслетам, ожерельям, монистам, колтам, гривнам и пр. Ничего, подобного африканским кольцам в ушах, ноздрях или губах, ожерельям-обручам, вытягивающим женскую шею, и другим «истязательным» украшениям на Руси не существовало.
Отмечена немногочисленность вариантов предметов бытовой культуры. В процессе векового использования отшлифовались каноны форм: предмет мог быть многовариантным по использованию, но каноничным по форме. Здесь можно отметить еще одну черту – экономичность дизайнерского мышления, стремление создать предмет многофункциональный по назначению, но единый по форме и конструкции, например, плетеная корзина – лукошко использовалась для грибов; белья; хранения продуктов; переноса предметов.
Промышленные виды дизайна
Строительный дизайн. Ближе к народному дизайну стоит строительный дизайн в сфере кирпичной архитектуры. На Руси с XVII века каменное и преимущественно кирпичное строительство велось в основном государством и церковью. Именно с церковным строительством связано возникновение изразцов и целое направление изразцовой архитектуры XVII века.
Стекольное производство. Во второй половине ХVII века в русском государстве стало успешно развиваться стекольное производство. Наиболее мощным в то время был Государев Измайловский завод под Москвой, построенный при Алексее Михайловиче. Ассортимент был чрезвычайно широк. В документах упоминаются стаканы, рюмки, фляги, мухоловки, скляницы, лампады, блюда, трости и др. Большинство этих изделий были приспособлены к русским застольным обычаям и национальной кухне.
В музейных коллекциях сохранились очень любопытные предметы, являющиеся своего рода образцами «антидизайна» XVII века, которые специально демонстрировали неудобство при пользовании. Это «шутихи» – весьма остроумные и достаточно сложные, с особой системой внутренних трубочек бокалы, которые подавались гостю для заполнения вином. Выпить из них, не зная секрета было невозможно. Не уточняя сейчас нравственный аспект приема гостей, отметим, что «шутихи» были сделаны с большой выдумкой, с пониманием законов движения жидкости в сообщающихся открытых сосудах и художественным вкусом.
Социальный дизайн. Если вопросы изучения ремесел с позиций дизайна вполне разрешимы путем привлечения специалистов и нового просмотра имеющихся исторических материалов, то проблема социального дизайна не решена еще даже теоретиками. Не определены критерии, признаки и виды социального дизайна. Детально описана лишь дизайнерская программа «Сенатор» и несколько ее аналогов. В российской практике имеется только факт проведения избирательной кампании мэра города Тольятти в 1993 году известным дизайнером транспортных средств Н.Кузнецовым. В научном плане известна лишь интересная попытка Е.Коротковой, которая попыталась рассмотреть ленинский план монументальной пропаганды как проявление социального дизайна. Признаки социального дизайна можно увидеть в деятельности Петра Великого, П.Столыпина, Екатерины Великой, в военных поселениях Аракчеева.
Изобретательская деятельность Андрея Нартова. В сфере машиностроения, артиллерийского дела XVIII века известность получил Андрей Константинович Нартов (1693 – 1756). Он был художником в области декоративных искусств, талантливым изобретателем. Это сочетание позволило ему стать первым в ряду известных ученых и изобретателей. Художественными произведениями Нартова являются его станки. Сохранившиеся «нартовские» станки, а также их изображения поражают богатой декоративной отделкой и декорированием не только оснований, но и почти всех частей, с помощью фигурных и орнаментальных украшений. Все это позволяет рассматривать станки Нартова как проявление дизайна в тех его формах, какие были специфичны для первой половины XVIII века.
Шедевры Ивана Кулибина. В XVIII веке происходил постепенный переход от ручного труда к машинному мануфактурному ремеслу. К этому времени относится деятельность Ивана Петровича Кулибина (1735 – 1818). Нижегородский самородок, в 1769 г. году он стал главным механиком России, ему было поручено заведование технической мастерской Академии наук.
К области собственно дизайна относится его шедевр часового искусства – «Часы яичной фигуры», которые он преподнес Екатерине II. Этот подарок и решил дальнейшую судьбу изобретателя. Он создавал разного рода механические и автоматические игрушки для великих князей. Для художественно-развлекательных целей Кулибин использовал изобретение в области оптики – прообраз современного прожектора. Это были знаменитые «кулибинские фонари», которые применялись для освещения помещений Зимнего дворца. Образцом подлинного дизайна с социальной направленностью является проект одноарочного деревянного моста через Неву.
Через 150 лет такие фермы мостов стали называть американскими, так как в ХХ веке их изобрел американский инженер Таун.
Дизайн и зарождение машинного производства
Промышленная революция первой половины ХIХ века – это мосты, цеховые комплексы, павильоны, заводские корпуса. Производство вещей бытового назначения берет на себя машина. Таким образом, наступает время, когда огромное количество вещей, предметов, выполненных на машинах, способом штамповки, вытесняют ручной труд.
Машинизация промышленности в России, как и во всем мире, сопровождалась упадком художественного производства во второй половине ХIХ века. Это вызывало резкую критику художественной интеллигенции и вместе с тем породило романтические иллюзии, что с помощью ручного производства можно вернуть вещам былую органичность и красоту. Среди российской интеллигенции и меценатов возникает движение, подобное морриссовскому в Англии. Это привело к созданию двух ремесленных центров – в Абрамцево (под Москвой) и Талашкино (недалеко от Смоленска).
Ремесленные центры России. Цели были самые благородные - противостоять фабричной вульгарной продукции, хлынувшей в село, восстановить народные промыслы, препятствовать упадку деревни, занять крестьянина доходным ремесленным трудом в свободное от сельскохозяйственных работ время.
У официального советского искусствоведения отношение к деятельности княгини М. Тенишевой и Е. Мамонтовой было более чем прохладное. О первой долгие годы не упоминали, вторую упрекали во внедрении модерна в русские народные промыслы. Лишь в перестроечные годы началась реставрация Талашкино и воссоздание музея. Искусствоведческий маятник качнулся в противоположную сторону. Появилось много статей и даже монографических исследований, изданы альбомы.
С позиции дизайна эти работы представляют большой интерес. Княгиня-меценатка Мария Тенишева стремилась возродить народное искусство, которое к началу ХХ века было почти забыто. В имении Талашкино было устроено образцовое по тому времени хозяйство, с новейшими машинами. Последние достижения техники в Талашкино стремились соединить с традициями народного искусства. В деревнях по просьбе М. Тенишевой разыскивали мастериц, которые еще помнили старинные способы вышивки и плетения кружев. Вышивки из мастерской княгини М. Тенишевой выставлялись в Париже и пользовались большим успехом. Здесь по приглашению княгини работали Михаил Врубель, Николай Рерих, Сергей Малютин. В мастерской царил дух свободы творчества. Материалы богатейших коллекций народного искусства, собранные М. Тенишевой, служили импульсом для создания оригинальных произведений. Часто эти произведения были весьма далеки от интерпретируемых первоисточников. Они были рассчитаны на самовыражение таланта художника, а не на реальное бытовое употребление.