ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2024
Просмотров: 142
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Индустриальный дизайн хх века
Часть 1. Развитие дизайна в россии
Теоретические основы дизайна Тема 1. Семантика понятия
Тема 2. Основные виды и направления дизайна
Тема 3. История возникновения и развитие дизайна
Дизайн и зарождение машинного производства
Тема 4. Зарубежные модели развития дизайна
Тема 5. Развитие дизайна в России
Вклад производственников в историю дизайна
Эстетика как особенность российского дизайна Отличие от зарубежного дизайна
Глава 2. Основы методологии дизайна
Тема 1. Дизайн в системе бизнеса
Тема 2. Управление процессом проектирования или управление дизайном
Процесс проектирования в системе управления
Советы руководителю (менеджеру проекта)
Где найти специалиста-дизайнера?
Тема 3. Техническое задание на проект
Памятка для дизайнера и менеджера проекта
Рекомендации для менеджеров проекта
Тема 4. Современные концепции российского дизайна
Аксиоморфологическая концепция дизайна
Концепция «открытой формы» художественного проектирования
Теория системного проектирования. Метод дизайн – программ
Тема 5. Дизайн в системе художественно-творческой деятельности
Тема 6. Средства и методы подготовки проектного задания
Тема 7. Эргономическое обеспечение проекта
Тема 8. Системный дизайн и его структурные элементы
Предмет системного дизайна – комплексное проектирование
Структурными элементами системного дизайна комплексного объекта являются:
Глава 3. Современные тенденции дизайна
Тема 1. Системный дизайн социально-культурной сферы
Корпоративный дизайн учреждения досуга
Перманентная корпоративная медиа
Корпоративный дизайн должен быть запоминающимся!
Символ как маркетинговый инструмент
Элементы плана по созданию имиджа
Истоки проблемы внешнего вида сотрудников
Тема 2. Культурно-экологическое направление дизайна
Социально – культурная трансформация как негатив технократического мышления
Cсоциокультурные функции дизайна
Культурно-экологическая перспектива дизайна
Савва Иванович Мамонтов, крупный промышленник и владелец нескольких фабрик, в своем имении Абрамцево под Москвой организовал своеобразную «колонию» художников. Здесь работали В.Поленов, В.Васнецов, В.Серов, К.Коровин, М.Нестеров. Дело в Абрамцево было поставлено стараниями Елизаветы Григорьевны Мамонтовой на коммерческую основу, которая имела практический выход на реальную практику.
Художник разрабатывал проект, ученики столярной и вышивальной мастерских его воспроизводили и тиражировали, готовые изделия отвозились в Москву на арендованный склад-магазин и здесь реализовывались. Склад принимал индивидуальные заказы, их выполняли в мастерских по специальным проектам. Основной ассортимент изделий из дерева с резьбой был неширок. Это были полочки, шкафчики, столики со шкафчиками типа «кухонных».
Искусствоведы упрекали изделия Абрамцевских мастерских в следовании принципам модерна. Упрек лишь частично справедливый и не очень благородный – было бы странно, если бы вещи, предназначенные на продажу, не учитывали спрос покупателей из культурных слоев общества.
Более обоснованным будет упрек в эклектике, в произвольном смешении манер и стилей, что говорит о неглубоком понимании принципов и особенностей народного искусства, о чисто внешнем и часто произвольном использовании его мотивов. Отметим, что это была своего рода принципиальная установка, а не результат непонимания сути традиционного крестьянского творчества. Часто соединялись разнородные декоративные элементы не по принципу крестьянской целесообразности, а по критериям применения в городском доме. Создавались новые композиционные правила городского искусства, все это рассматривалось авторами как восстановление народного творчества.
Различие с моррисовскими мастерскими в том, что в Англии за основу брали формирующее новое направление в искусстве, которое опиралось на активную деятельность нового поколения художников, а мастерские Абрамцево и Талашкино базировались на умиравшем в капиталистическую эпоху народном творчестве. Поэтому дело было обречено на провал, оно возникло не спонтанно, не имело самостоятельной концептуальной основы для дальнейшего развития художественного направления.
К сожалению, этот опыт не был учтен в дальнейшем и уже в масштабе всей страны повторен в советские годы, так и не став органичным. Это привело к переводу всего народного искусства на фабрично-коммерческие плановые рельсы.
Опыт мастерских в Талашкино убедительно подтверждает эту мысль – начинание в мастерских встало быстро на путь прямой капитализации. В механическое повторение художнических проектов было вовлечено до 2 тысяч крестьян окрестных деревень, в столицах существовали специальные магазины, бойко торговавшие изделиями.
Заслуга мастерских в Абрамцево и Талашкино. Несмотря на определенную критику деятельности, заслуга их велика. Они имели дело с наиболее традиционной и значимой областью дизайна – с бытовыми предметами, то есть с тем, что имеет массовое распространение и находится у всех на виду. Именно это направление является и сегодня самой мощной сферой приложения дизайна.
Вопросы для самоконтроля
Какие виды народного (крестьянского) дизайна вам известны?
Какие принципы соблюдались в народном дизайне?
Назовите промышленные виды дизайна в России.
Назовите имена представителей промышленного дизайна.
Как вы понимаете определение «социальный дизайн»?
Причина появления ремесленных центров.
Заслуга ремесленных центров в истории российского дизайна.
В чем отличие российских ремесленных центров от мастерских Уильяма Морриса?
Ключевые слова и понятия
Народный (крестьянский) дизайн, компоновка (соединение), солярные знаки, критерий удобства, изразцовая архитектура, социальный дизайн, ремесленные центры, эклектика. Предметы – «шутихи».
Тема 4. Зарубежные модели развития дизайна
Теоретические концепции западного дизайна. Дизайн непосредственно связан не только с материальным производством и рынком. Теоретические концепции дизайна, суждения о нем, его целях, методах и средствах в конечном счете зависимы от комплекса социально-экономических и культурно-эстетических факторов, общественных систем.
Дизайн в течение всей истории (возникновение, становление, широкое распространение) был и остается социально и идейно неоднородным. Деятели дизайна, как практики, так и теоретики, неоднозначно понимали и понимают цели и задачи своего творчества.
Все это порождает различие суждений о художественно-эстетических возможностях дизайна, неоднозначное понимание взаимосвязи формы и функции в нем. И все же в дизайне можно выделить несколько доминирующих тенденций.
Отправные точки зарождения концепций дизайна
Александр Готлиб Баумгартен (1714 – 1762) – немецкий философ, ввел термин «эстетика» для науки о «прекрасном».
Иммануил Кант (1724 – 1804) - немецкий ученый и философ, в конце XVIII века развел понятия «польза» и «красота»; высшая цель искусства – бесцельное.
Джон Рескин (1819 – 1900), английский критик, в середине ХIХ века в лекциях говорил: «Здоровое направление искусства, прежде всего, зависит от его приложения к промышленности». Главная задача искусства: оказание пользы в обыденной жизни. Машинное производство убивает искусство и калечит рабочего.
Уильям Моррис (1834 – 1896), английский художник, общественный деятель, под влиянием Джона Рескина объяснял упадок в культуре технико-экономическими причинами. Утопист-консерватор, он звал назад к ручному ремесленному труду, так как акцентировал внимание на роли эстетического компонента в предметной среде.
Готфрид Земпер (1803 – 1879), немецкий архитектор-практик. Автор здания Дрезденской галереи, павильонов Первой Всемирной выставки (1851).
Написал многотомный труд «Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика». Третий том сжег. Не был противником машинного производства, но искал новую эстетику в изделиях этого производства.
Франц Рело (1829 – 1905), немецкий ученый в области теории механизмов и машин. Провозгласил возможность гармоничного развития искусства и техники. Особый интерес представляют его мысли о принципах композиционного построения, не противоречащих принципам функционального формообразования.
Теоретические взгляды основателей Веркбунда
Создатели Веркбунда (Германия) были солидарны между собой в необходимости кардинальных мер по повышению потребительского уровня продукции промышленности Германии. В теоретическом плане они придерживались различных взглядов.
Герман Мутезиус (1861 – 1927), немецкий архитектор, теоретик и публицист. Семь лет посвятил изучению быта и промышленности Англии с практическими целями – понять причины превосходства британского экспорта и использовать английский опыт в своей стране. Идейный вдохновитель Веркбунда, созданного в октябре 1907 года.
Автор Программы Союза, в котором наряду с принципами формообразования формулировались общие социально–культурные установки и цели. В первую очередь отмечалась необходимость типизации выпускаемой в Германии продукции на основе творчески разработанных эталонных (типовых) образцов. Отклонения в сторону индивидуальной исключительности или подражательности не поддерживаются. Только так возможно развитие «всесильного и твердого, подлинного» вкуса нации.
Петер Беренс (1869-1940), немецкий архитектор и дизайнер, один из основоположников современного дизайна. В его мастерской осваивали профессию дизайнеры, многие из которых стали известными: Ле Корбюзье, Вальтер Гропиус. Петер Беренс впервые разработал «фирменный стиль», выполняя заказ для концерна АЕГ(1907).
Генри Ван де Вельде (1863 – 1957), бельгийский архитектор и дизайнер, теоретик и педагог, один из создателей стиля ар-нуво. Его особая позиция заключалась в отстаивании творческой индивидуальности художников, которые всегда будут выступать против любого предложения об установления канона и типизации.
Традиции функционализма
Луис Салливен (1856 – 1924), американский архитектор, автор высотных зданий со стальным каркасом. Его принцип: «Форма определяется функцией». Его формула охватывала сложную материально – духовную функцию вещи. Не был понят соотечественниками, умер в полном забвении.
Адольф Лоос (1870 -1933), австрийский архитектор–конструктивист, не вступил в Веркбунд из-за несогласия с художественными аспектами его программы. Выступал против орнаментализма, фасадничества и внешней декоративности.
Франк Ллойд Райт (1869 -1956), американский архитектор, автор комплексных проектов. Его формула № 1: «Архитектура, интерьер, мебель, посуда, ткани, обои и даже одежда как единый комплекс». Его проекты оказали огромное влияние на молодое поколение дизайнеров. Его формула № 2: «Форма и функция едины».