Файл: Методы анализа маркетинговой информации ( Процесс получения и анализа маркетинговой информации и ее значение в деятельности фирмы ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Процесс получения и анализа маркетинговой информации и ее значение в деятельности фирмы
1.1. Понятие, виды и направления получения и анализа маркетинговой информации
1.2. Последовательность этапов проведения маркетингового исследования
Глава 2. Анализ маркетинговой информации, получаемой в АНОО АСК «Флай СпН»
2.1. Общая характеристика объекта исследования
2.2. Анализ планирования и проведения анализа маркетинговой информации в АНОО АСК «Флай СпН»
Глава 3. Совершенствование процесса анализа маркетинговой информации в АНОО АСК «Флай СпН»
Другой важной и примечательной характеристикой структурно-функциональной схемы клуба, является участие в организации деятельности клуба персонала, не входящего непосредственно в штат клуба: руководителей полётов, медперсонала, лётно-технического состава.
Это стало возможным, благодаря договорным обязательствам между клубом и структурами, имеющими с клубом совместный интерес(прежде всего экономический) при реализации проекта.
В результате клуб сумел избежать громоздкой управленческой структуры с огромным количеством отделов (лётным, инженерным, аэронавигационного управления, охраны, безопасности и т.д.), что дало возможность полностью сосредоточить все творческие усилия и финансовые возможности на решении приоритетных задач, поставленных топ-менеджером.
Таким образом, объект исследования АНОО АСК “Флай СпН” представляет собой оптимально сбалансированную структуру способную эффективно решать стратегические и тактические задачи, а также достигать целей, определённых уставом организации.
2.2. Анализ планирования и проведения анализа маркетинговой информации в АНОО АСК «Флай СпН»
При планировании маркетинговых исследований в АНОО АСК «Флай СпН» были определены основные принципы их планирования и проведения
- экономическая целесообразность;
- широкий социально-демографический охват;
- непрерывность;
- системность.
Непосредственно планирование было разделено на две группы:
- текущее планирование;
- долгосрочное планирование.
Текущее планирование, как правило, обслуживает задачи тактического характера на текущий момент и ближайшую перспективу (от одной недели до одного месяца).
Долгосрочное планирование маркетинговых исследований в аэроклубе охватывает период более значительный – от одного сезона до нескольких лет.
Как правило, подобные исследования призваны во-первых подвести итоги и оценить результаты работы и проведенных ранее маркетинговых исследований, во-вторых, долгосрочное планирование обслуживает в большей степени стратегические задачи, поставленные топ-менеджером клуба.
При составлении долгосрочных планов маркетинговых исследований используется в большей степени творческий подход, который может предусмотреть изменение условий функционирования Дроп Зоны (как в положительную, так и в отрицательную стороны), изменения конъюнктуры, сезонные (зима-лето), и другие особенности.
При проведении исследования было поставлено несколько целей:
- оценка текущего состояния конкурентов АНОО АСК «Флай СпН»;
- оценка использования оптимальных технических средств в АНОО АСК «Флай СпН»;
- определение рыночных ниш и потенциального спроса на авиационный спорт.
Для достижения указанных целей потребовалось:
1) провести анализ конкурентов рынка парашютного спорта;
2) определить оптимальные технические цели для организации полетов;
3) определить тип покупателей услуг и критерии выбора видов прыжков;
Основные конкуренты предприятия были определены с помощью методов наблюдения и обработки вторичной маркетинговой информации.
В Московском регионе в радиусе 150 км. работают три Drop Zone: Ступино, Коломна, Киржач. В период пика сезона (июнь, июль, август) ни одна из них не в состоянии удовлетворить спрос на данный вид услуг активного отдыха, так как у них не хватает воздушных судов. Неудовлетворённый спрос находится в пределах 30-40 тыс. прыжков в год. Поэтому объективно сложились условия для создания ещё одной зоны прыжков.
Проведенный анализ деятельности конкурентов, представленный в приложении 1, позволил оценить их позиции на рынке (рис. 2.).
Как показывает рис. 2 доля рынка АНОО АСК «Флай СпН» за анализируемый период выросла с 27,9% до 32,9%.
Как было выяснено увеличение доли рынка можно объяснить как увеличивающимся спросом на экстремальные виды спорта, так и на улучшение условий работы АНОО АСК «Флай СпН» и повышением качества предлагаемых услуг.
Например, в ходе организации и проведения прыжков с парашютом, было замечено, что некоторые клиенты находятся на аэродроме не более одного дня. Проведенные наблюдения и опросы показали, что причиной этого явилась относительно высокие цены в гостиничном кафе. Вследствие этого часть парашютистов тратила большую часть своих средств на восстановление сил в межпрыжковый период и на большее количество прыжков и время пребывания на дроп зоне денег не хватало.
Рис. 2. Доля рынка основных аэродромов - конкурентов
Усилиями топ-менеджеров клуба была организована кафе-столовая, где семья известного в прошлом парашютистов, готовит завтраки, обеды и ужины за вполне приемлемые цены и высокого качества. Это позволило сохранить и дополнительно привлечь приблизительно до 20% клиентской базы.
Выбранный объект исследования АНОО АСК «Флай СпН» помимо общих, характерных для всех Drop Zone признаков имеет и ряд специфических отличий.
К общим чертам исследуемого объекта с аналогичными Drop Zone можно отнести:
- относительную близость к Московскому мегаполису;
- наличие хороших автотрасс, желательно республиканского класса (автострада) и железной дороги;
- наличие на аэродроме или рядом с ним сервисной инфраструктуры (гостиница, рестораны, кафе) для обслуживания до 200 человек в выходные и праздничные дни;
- принадлежность аэродрома к государственной организации (в нашем случае - к Национальному аэроклубу им. Чкалова).
- базирование на договорных условиях.
В то же время объект исследования характеризуется и рядом параметров, отличающих его от конкурентов.
Эти специфические параметры можно разделить на две группы:
- выгодно отличающих от конкурентов;
- отрицательно влияющих на функционирование объекта;
Место, выбранное для базирования объекта исследования (аэродром “Борки”) имеет ряд преимуществ перед конкурентами. К этой второй группе можно отнести:
- наличие относительно комфортабельной и вместительной гостиницы;
- работоспособная авиационная инфраструктура (аэронавигационное обеспечение, наличие собственной службы ГСМ (горюче смазочные материалы), аэродромные источники питания, метео и мед обеспечение и т.д.);
- наличие твёрдой бетонно-асфальтовой взлётно- посадочной полосы нужных параметров (свыше 600 м.);
- прекрасная эстетика аэродромного ландшафта (в т.ч. вид сверху );
- компактность расположения гостиницы, стоянок авиатехники, площадок приземления, мест укладки парашютов к повторному прыжку, склада ГСМ, автопарка, стартового командного пункта;
- наличие кафе и столовой, удовлетворяющих клиентов с разным материальным достатком;
- близость к наукограду г.Дубна и г. Кимры;
- наличие телефонной связи с г. Москва.
К группе отрицательных характеристик, относятся:
- относительно небольшая площадь аэродрома, что создаёт трудности при массовом десантировании парашютистов в плохую погоду;
- наличие крупных лесных массивов по периметру аэродрома;
- невозможность работы аэродрома в ночное время.
При проведении предварительных маркетинговых исследований по выбору оптимального средства для десантирования предпочтение было отдано самолету чехословацкого производства L-410. Данный самолет удовлетворял всем основным требованиям для организации коммерческих прыжков с парашютом и удовлетворения запросов потенциальных клиентов, а именно:
- по внутренней комфортабельности;
- скороподъемности;
- шумо- и виброзащищенности;
- высоте десантирования (4000 м);
- количеству парашютистов на борту;
- возможности совершения групповых прыжков в боковую дверь;
- надежности эксплуатации планера и силовой установки;
- стоимости прыжка.
Проведенные маркетинговые исследования показали скрытые недостатки эксплуатации этого типа самолета: трудности с проведением капитального ремонта, продлением ресурса, приобретением запчастей.
Поэтому долгосрочное планирование маркетинговых исследований было сориентировано на выбор приемлемых вариантов на случай форс-мажорных обстоятельств, таких как запреты на эксплуатацию данного типа самолета, невозможности продления ресурса проведения капитального ремонта.
Поэтому параллельно с эксплуатацией L-410 проводились маркетинговые исследования по подбору компромиссного варианта в случае форс-мажорных обстоятельств. При их возникновении аэроклуб был готов к принятию запасного варианта, а именно, аренды самолета Ан-28, с сопоставимыми с L-410 летными и эргономическими характеристиками и экономическими показателями (табл. 2).
После запрета полетов самолетов L-410, аэроклуб быстро перестроил свою работу и эксплуатируемый ныне Ан-28 практически полностью удовлетворяет запросы клиентов и позволяет успешно конкурировать с другими Дроп Зонами.
Проведенное маркетинговое исследование выявило, что Аэроклуб имеет в своём распоряжении достаточный парк авиационной техники, приспособленной для парашютных прыжков и иных видов авиационной деятельности: 2 самолёта L-410, Ан-28.
Таблица 3
Сравнительная характеристика самолетов L-410 и Ан-28
Параметры самолета |
Самолет |
|
L-410 |
Ан-28 |
|
Количество парашютистов |
21 |
21 |
Высота десантирования, м. |
4000 |
4000 |
Стоимость прыжка, руб. |
250 |
250 |
Способ отделения парашютистов |
Боковая дверь |
Рампа |
Комфортабельность салона |
Люкс |
Люкс |
Врем одного цикла (4000 м.), мин |
21 |
17 |
Средства аэронавигации |
JPS |
JPS |
Скорость при десантировании, км/час |
150 |
150 |
Аэроклуб оснащён первоклассной, надёжной парашютной техникой отечественного и иностранного производства, предназначенной для всех планируемых направлений парашютной деятельности.
Кроме имущества, представленного в таблице, аэроклуб в состоянии предложить клиентам весь комплект необходимого парашютного оснащения и экипировки: высотомеры, шлемы, комбинезоны, перчатки, очки.
Таблица 4
Техническое обеспечение АНОО АСК «Флай СпН»
№п\п |
Наименование |
Применение |
Количество |
Страна производитель |
Балансовая стоимость |
1. |
ВС L -410 |
Полёты, десантирование |
2 |
Чехословакия |
2х40тыс. у.е. |
2. |
Парашют. Система «Арбалет» |
Обучение AFF |
8 |
Россия |
8х2,5 тыс.у.е. |
3. |
Спорт. Парашют типа «Крыло» |
Групп.акр. Индив. акр. фрифлай. |
12 |
Россия США и др. |
12х3тыс.у.е |
4. |
Парашюты с круглыми куполами |
Первонач. парашютная подг. |
10 |
Россия |
10х1тыс.у.е. |
5. |
Тандем-парашюты |
Тандем-прыжки |
5 |
Россия, США |
5х5,2тыс.у.е. |
Все парашютные системы оснащены парашютными страхующими приборами типа «Сypres», что существенно повышает безопасность прыжков.
Для руководства действиями в воздухе малоопытных парашютистов, применятся радиостанции.
Определение рыночных ниш и потенциального спроса на услуги АНОО АСК «Флай СпН» проводилось по следующим направлениям:
- Выявление потребительских предпочтений внутри целевой группы в наиболее перспективных регионах.
- Корректировка декларируемых потребительских свойств продукта.
- Ценовые предпочтения респондентов.
- Анализ возможностей (потенциала) предприятия (оценка конкурентоспособности продукции, оценка конкурентных возможностей предприятия).
К методам реализации данного этапа относятся бизнес-интервью и анкетирование. Подготовка анкетных материалов и последующая обработка результатов осуществлялись экспертной группой на основании Заявлений – Анкет, заполняемых, при вступление в аэроклуб (приложение 2, 3).
Проведенный анализ показал, что наибольшее число членов аэроклуба является жителями Москвы и московской области (рис. 3).