ВУЗ: Гродненский государственный медицинский университет
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Медицина
Добавлен: 30.10.2019
Просмотров: 5304
Скачиваний: 7
Патогенез. Вследствие механического повреждения слизистой оболочки кишки, проникновения в нее микробной флоры и действия токсических веществ паразита возникает местная воспалительная реакция. В результате геморрагии при повреждении мелких сосудов кишечной стенки развивается анемия. Полагают, что инвазированные люди теряют 5 мкл крови на одного паразита в день. Токсины паразита оказывают действие на многие органы, в том числе и на нервную систему, вследствие чего возникают разнообразные функциональные расстройства рефлекторного порядка.
Клинические проявления. Ведущие клинические симптомы связаны с нарушением функций органов пищеварения и нервной системы. Больные предъявляют жалобы на плохой аппетит, тошноту, приступообразные боли в правой половине живота и в подложечной области. Часты запоры или чередование их с поносами. Нередко отмечается общее недомогание, головная боль, быстрая утомляемость, раздражительность, плохой сон. Иногда, особенно у детей, возникают неврозы и эпилептоидные состояния. При слабой интенсивности инвазии трихоцефалез большей частью протекает бессимтомно.
Осложнения. Развитие аппендицита, перитонита. Инвазия власоглавами может отягощать течение различных инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Диагноз и дифференциальный диагноз. Диагноз трихоцефалеза устанавливается на основании обнаружения яиц этого гельминта в фекалиях. Самка власоглава откладывает гораздо меньше яиц, чем самка аскариды: от 1000 до 3500 яиц в сутки. Поэтому в кале яиц содержится мало. Для обнаружения их целесообразно применять методы обогащения или готовить мазки по методу Като.
Лечение. Препаратом выбора является мебендазол (синонимы – вермокс, антиокс), назначаемый по 100 мг внутрь 2 раза в сутки в течение 3 дней. В течение всего периода лечения и последующих суток после приема препарата запрещается употребление этанола. Слабительное не назначают. Препарат противопоказан при беременности. Можно использовать албендазол в суточной дозе 0.4 г (внутрь за один прием, после еды). Таблетки, не разжевывая, запивают водой. Применение слабительных средств и специальная диета не требуются. Женщинам детородного возраста перед началом лечения проводится тест на отсутствие беременности. Во время терапии обязательна надежная контрацепция.
Прогноз при отсутствии осложнений благоприятный.
Диспансерное наблюдение за переболевшими продолжается 3 месяца. Эффективность лечения определяется на основании отрицательных результатов исследований фекалий, проводимых 2-х кратно с интервалом в 2 недели. Первое исследование проводится не ранее чес через 12-14 дней после курса терапии.
Профилактика и мероприятия в очаге в основном такие же, как при аскаридозе.
ТРИХОСТРОНГИЛИДОЗ
(Синонимы: trichostrongylidosis — лат., англ. — trichostrongylidose —франц.)
Трихостронгилидоз — хронически протекающий геогельминтоз, вызываемый некоторыми нематодами семейства Trichostrongylidae и проявляющийся преимущественным поражением тонкого отдела кишечника.
Этиология. Для человека патогенны несколько видов трихостронгилид —Trichostrongylus colabriformis (Giles, 1892, Ranson, 1911), Т. oxei (Codbold,1879, Henry, 1909), Т. orientalis (Jumbo, 1914) и др. Все они относятся к отряду Strongylida Railliet et Henry, 1913, семейству Trichostrongylidae Leiper, 1912.
Это раздельнополые геогельминты длиной 0,5 см, самка которых откладывает яйца, содержащие 1 – 2 – 4 бластомера. Яйца выделяются во внешнюю среду с фекалиями. Их разметы 0,074 – 0,08×0,04 мм с бесцветной оболочкой; внутри содержится 8 – 24 бластомера. Через 1–3 сут из яиц вылупляются рабдовидные личинки. После двукратной линьки они превращаются в инвазионных филяриевидных личинок. При проглатывании инвазионной личинки крупным и мелким рогатым скотом или человеком она через 3 недели превращаются в зрелого гельминта, который паразитирует в хозяине 8 лет и более.
Эпидемиология. Облигатными хозяевами абсолютного большинства видов семейства Trichostrongylidae являются мелкий и крупный рогатый скот, а также некоторые другие травоядные млекопитающие. Человек для трихостронгилид является факультативным хозяином. Заражение человека происходит при употреблении в пищу немытых овощей и зелени, особенно если в качестве удобрения использовались фекалии животных или содержимое выгребных ям, важным фактором передачи служат также загрязненные руки. Заболевание распространено в Австралии, Северной Америке, странах Азии, Африки. В странах СНГ чаще всего регистрируется в горных районах Армении и Азербайджана, в России – в центральных областях европейской части страны и на Дальнем Востоке.
Патогенез недостаточно изучен. Основное значение придается сенсибилизации организма хозяина продуктами обмена гельминтов.
Симптомы и течение. Чаще всего инвазия протекает бессимптомно. В некоторых случаях наблюдаются слабость, недомогание, головные боли, боли в животе, тошнота, расстройство стула, иногда – признаки желчной колики. Отмечаются гипохромная анемия, эозинофилия, редко – значительный эозинофильный лейкоцитоз.
Осложнения - не наблюдаются.
Диагноз и дифференциальный диагноз. Диагноз основан на обнаружении в фекалиях или дуоденальном содержимом яиц гельминтов. Достоверность результатов повышается при исследовании пробы выдержанной в тепле в течение 1–3 суток, в результате чего из яиц вылупляются личинки, которые хорошо заметны при микроскопировании. Наиболее информативными являются флотационные методы исследования испражнений, а также метод культивирования личинок на фильтровальной бумаге по методу Харада и Мори.
Лечение. Для дегельминтизации применяются те же препараты, по тем же схемам, как и при аскаридозе.
Прогноз благоприятный.
Диспансерное наблюдение за переболевшими целесообразно проводить в течение не менее 3 месяцев. Эффективность лечения определяется на основании 2-х кратных отрицательных результатов исследований фекалий, проводимых с интервалом в 2-3 недели.
Профилактика и мероприятия в очаге. Профилактика состоит в санитарном обустройстве населенных пунктов, соблюдении мер личной гигиены, проведении ветеринарных мероприятий направленных на выявлении данного гельминтоза у домашних животных, их лечении, обезвреживании навоза и пастбищ.
АНКИЛОСТОМИДОЗЫ
(Синонимы: ancylostomiases — лат., hookworm diseases—-англ., uncinarioses — франц.)
Группа анкилостомидозов объединяет два антропонозных геогельминтоза: анкилостомоз и некатороз. Их возбудители характеризуются большим биологическим сходством, а также общностью в патогенном воздействии на организм человека. При этих гельминтозах поражается преимущественно желудочно–кишечный тракт с частым развитием у больных гипохромной анемии.
Этиология. Возбудители анкилостомидозов – Ancylostoma duodenale (Dubini, 1843) – русское название «кривоголовка», и Necator americanus (Stiles, 1902), относящиеся к отряду Strongylida Railliet et Henry, 1913, семейству Ancylostomatidae Loose, 1905.
Самец A. duodenale имеет длину 8–11 мм и ширину 0,4–0,5 мм, самка – соответственно 10–13 и 0,4–0,6 мм. Головной конец тела загнут в дорсальную сторону, на нем имеется ротовая капсула с четырьмя крючковидными вентральными и двумя более мелкими заостренными дорсальными зубцами. Яйца овальные, с тонкой, прозрачной, бесцветной оболочкой, размером 0,05–0,07×0,4 мм, в центральной части свежеотложенных яиц находятся 2 – 4 бластомера.
N. americanus имеет менее развитую капсулу, чем анкилостомы, в которой располагаются две острые режущие пластинки, навстречу которым с дорсальной стороны выступают две пары зубцов. Яйца некатора сходны с яйцами анкилостомы.
Иногда у человека встречается A. braziliense – паразит собак и кошек. Этот гельминт имеет ротовую капсулу с двумя парами вентральных зубцов неодинакового размера. Самец длиной 8,5 мм, самка – 10,5 мм. У человека этот гельминт редко достигает половой зрелости.
Эпидемиология. Источником инвазии A. duodenale и N. americanus являются больные люди. A. braziliense передается преимущественно от собак и кошек. Пути передачи пищевой или перкутанный. Заражение анкилостомозом в основном происходит через загрязненные руки, овощи, фрукты, зелень, а некаторозом — при ходьбе босиком, лежании на земле.
Анкилостомидозы широко распространены в тропической и субтропической зонах, в областях с жарким и влажным климатом, между 450 с. ш. и 30° ю. ш., особенно в Южной и Центральной Америке, Азии и Африке. Случаи заболеваний регистрируются в Грузии. На территории России некатороз встречается на черноморском побережье Краснодарского края. Очаги анкилостомидозов могут формироваться под землей – в горнорудных и угольных шахтах с плохим санитарным состоянием, в которых достаточно высокая температура (выше 14оС) и влажность.
Развитие личинок анкилостомид во внешней среде возможно при температуре от 14 до 40° и высокой влажности почвы. Небольшая часть личинок способна перезимовать в глубоких слоях почвы при незначительных понижениях температуры. В субтропической зоне заражение носит сезонный характер, в тропических районах – круглогодичный, усиливаясь в сезон дождей.
Патогенез. Анкилостомы и некатор локализуются главным образом в двенадцатиперстной и тощей кишках человека. Личинки анкилостом попадают в организм хозяина преимущественно через рот и развиваются в кишечнике без миграции. Личинки некатора обычно внедряются активно через кожу, проникают в кровеносные капилляры, мигрируют по большому и малому кругам кровообращения. Достигнув легких, через воздухоносные пути, гортань и глотку они попадают в пищевод и кишечник, где через 4–5 недель развиваются во взрослых гельминтов. Паразитируя в кишечнике, гельминты питаются в основном кровью, нанося слизистой оболочке кишки мелкие ранения хитиновым вооружением ротовой капсулы. В головном и шейном отделах гельминтов имеются железы, выделяющие особые антикоагулянты, которые обусловливают длительное кровотечение. Продолжительность жизни гельминтов 3–5 лет, возможно, дольше. Большинство анкилостомид погибает через 1–2 года после проникновения в тело человека.
Симптомы и течение. В случае проникновения личинок анкилостомид через кожу ранние клинические явления связаны с их миграцией по организму. На следующий день или через день, в местах внедрения личинок в кожу, у больного возникает зуд. На коже появляется эритема с мелкими красными папулами. Через 7-10 дней эти дерматологические изменения исчезают. При повторном заражении в месте внедрения личинок гельминтов сразу же появляется крапивница, которая через несколько часов угасает, сменяясь красными папулами диаметром 1–2 мм, отделенными друг от друга участками нормальной кожи. Каждое последующее заражение протекает с более выраженной дерматологической картиной, кожные поражения становятся все более тяжелыми и сопровождаются локальными отеками и образованием пузырьков.
Выраженность клинической картины при анкилостомидозах зависит от интенсивности инвазии. В ранней фазе анкилостомидозов описаны эозинофильные инфильтраты в легких и сосудистые пневмонии, протекавшие с лихорадкой и высокой (до 60%) эозинофилией крови. Зарегистрированы трахеиты и ларингиты сопровождающиеся охриплостью голоса и даже афонией. В некоторых случаях эти явления держатся до 3 недель. Через 8–30 дней после заражения у некоторых лиц появляются боли в животе, рвота, понос и общее недомогание. Боли в эпигастральной области, возникающие у многих больных анкилостомидозами, напоминают боли при язвенной болезни двенадцатиперстной кишки. Они обусловливаются эрозивным дуоденитом и пилороспазмом. В начале заболевания боли носят острый характер, но со временем становятся менее выраженными.
Наиболее характерной особенностью анкилостомидозов является развивающаяся у значительной части больных гипохромная анемия, протекающая иногда в очень тяжелой форме. Больные, страдающие анемией, жалуются на общую слабость, одышку, шум в ушах, повышенную умственную и физическую усталость, головокружение, потемнение в глазах, потерю веса, понижение аппетита, извращение вкуса (они нередко едят глину, известь, уголь, золу, кирпич, бумагу, облизывают металлические предметы, соль, мыло). При исследовании мазка крови обнаруживается анизопойкилоцитоз, микроцитоз, гипохромия и полихромазия эритроцитов. Количество ретикулоцитов обычно повышено. Число лейкоцитов несколько понижено. Анемии всегда протекают на фоне умеренной или выраженной эозинофилии. Температура обычно нормальная или субфебрильная. Лишь у немногих больных она повышается до 38°С и более. Тяжесть анкилостомидозной инвазии зависит от количества гельминтов и их видового состава, длительности переживания паразитов, качества питания больного.
Интенсивная инвазия, особенно в детском и молодом возрасте, может привести к задержке в физическом и умственном развитии, истощению и кахексии. Описаны случаи с летальным исходом.
Осложнения. Декомпенсированная анемия. При массивной инвазии у детей возможны отставание в физическом и умственном развитии.
Диагноз и дифференциальный диагноз. Распознавание анкилостомидозов основывается на учете клинических и лабораторных данных, основным является анализ кала на яйца анкилостомид. Фекалии или дуоденальное содержимое исследуются с целью выявления яиц анкилостомид методом нативного мазка на большом стекле, который просматривается под бинокулярным микроскопом, а также методом флотации с отстаиванием в течение 10–20 минут. Для выявления личинок анкилостомид используется метод Харада и Мори.
Лечение. Для лечения больных анкилостомидозами применяют левамизол (декарис), албендазол, мебендазол (вермокс), бефения гидроксинафтоат (нафтамон) и медамин по таким же схемам, как при лечении аскаридоза. Пирантел (комбантрин) принимается внутрь в виде суспензии или таблеток в течение 3 дней по 10 мг/кг в сутки или в течение 2 дней - по 20 мг/кг в сутки.
Прогноз. При своевременной диагностике и лечении – благоприятный.
Диспансерное наблюдение за переболевшими продолжается не менее 4-5 месяцев. Через месяц после дегельминтизации проводят 3 контрольных копрологических исследований с интервалом в 30 дней. При получении отрицательных результатов переболевшие снимаются с диспансерного учета.
Профилактика и мероприятия в очаге. Борьба с анкилостомидозами проводится путем массовых плановых дегельминтизаций, включающих выявление и лечение больных, проведение санитарных мероприятий, санитарной пропаганды (необходимость соблюдения личной гигиены). В очагах анкилостомидозов не следует ходить босиком и лежать на земле.