ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2020
Просмотров: 4344
Скачиваний: 28
СОДЕРЖАНИЕ
6.1. Современное понятие о геноме.
8.1. Что такое регуляторные последовательности?
4.43. Диагностика рака, теломеразная активность и злокачественность.
4.42. Строение, свойства и размножение вирусов.
4.56. Синтез лекарственных средств с применением генных технологии
4.57. Биотехнологический синтез лекарственных средств
3.4. Диагностика рака, теломеразная активность и злокачественность.
3.1. Строение, свойства и размножение вирусов.
1. Современное понятие о геноме.
3.1. Синтез лекарственных средств с применением генных технологии
Критерии оценок каждого вида СРС прилагаются к методическим разработкам по СРС.
-
Реферат
Критерий |
Уровни |
|||
4 |
3 |
2 |
1 |
|
Соответствие содержания реферата теме и поставленным задачам Максимум – 10 б |
(9-10б) Содержание реферата полностью соответствует теме и поставленным задачам
|
(7-8б) Содержание реферата полностью соответствует теме и поставленным задачам
|
(5-6б) Содержание реферата не полностью соответствует теме и поставленным задачам
|
(0-4б) Содержание реферата не соответствует теме |
Полнота и логичность раскрытия темы Максимум – 20б |
(18-20б) Тема полностью раскрыта, материал изложен грамотным языком, в логической последовательности с точным использованием специализированной терминологии и символики в объеме, предусмотренном программой. Приведены иллюстрации (графики, таблицы, схемы) хорошего качества, подтверждающие теоретические положения. |
(15-17б) Тема полностью раскрыта, материал изложен в объеме, предусмотренном программой, есть незначительные погрешности в логичности изложения, приведены иллюстрации (графики, таблицы, схемы), подтверждающие теоретические положения.
|
(10-14б) Тема реферата раскрыта недостаточно, графики и иллюстрации не информативны, плохого качества.
|
(0-9б) Тема не раскрыта, графики и иллюстрации не соответствуют теме или отсутствуют. |
Умение обобщать материал, делать выводы Максимум – 20 б |
(18-20б) Материал обобщен, сделаны четкие и ясные выводы |
(15-17б) Материал обобщен, сделаны правильные выводы
|
(10-14б) Представлен разрозненный материал, в выводах имеются неточности и ошибки |
(0-9б) Материал не обобщен, выводов нет.
|
Умение работать с источниками информации Максимум – 20б. |
(18-20б) Использованы современные источники информации в достаточном количестве, библиографические ссылки сделаны грамотно |
(15-17б) Использованы основные современные источники информации. |
(10-14б) Использовано минимальное количество источников информации , большинство из которых устарели. |
(0-9б) Источники информации не приведены. |
Умение отвечать на вопросы по реферату Максимум – 20б |
(18-20б) Студент свободно ориентируется в материале темы, обоснованно и правильно отвечает на все поставленные вопросы. |
(15-17б) Студент хорошо ориентируется в материале темы, правильно отвечает на поставленные вопросы |
(10-14б) Студент плохо ориентируется в материале темы, отвечает только на самые простые вопросы |
(0-9б) Студент слабо знаком с материалом, не отвечает на поставленные вопросы |
Соответствие требованиям оформления Максимум – 10 б |
(9-10б) Оформление реферата полностью соответствует предъявляемым кафедрой требованиям. |
(7-8б) Оформление реферата в основном соответствует предъявляемым кафедрой требованиям |
(5 – 7б) В оформлении реферата имеются несоответствия требованиям |
(0-4б) Оформление реферата не соответствует требованиям |
-
Презентация
Критерий |
Уровни |
|||
4 |
3 |
2 |
1 |
|
Полнота и логичность раскрытия темы Максимум – 20б |
(18-20б) Содержание презентации соответствует теме и поставленным задачам. Тема полностью раскрыта, слайды представлены в логической последовательности с точным использованием специальной терминологии и символики. Текст слайдов написан лаконично, идеи ясно сформулированы, изложены коротко в структурированной форме. |
(15-17б) Содержание презентации соответствует теме и поставленным задачам. Тема раскрыта, слайды представлены в логической последовательности с использованием специальной терминологии и символики. Текст слайдов написан лаконично, идеи ясно сформулированы, изложены коротко в структурированной форме.
|
(10-14б) Содержание презентации соответствует теме и поставленным задачам. Тема раскрыта недостаточно, нет логической последовательности в представлении слайдов. Слайды перенасыщены текстовым материалом.
|
(0-9б) Тема презентации не раскрыта |
Умение работать с источниками информации Максимум – 20б |
(18-20б) Использованы современные источники информации в достаточном количестве |
(15-17б) Использованы современные источники информации. |
(10-14б) Использовано ограниченное число источников информации, приведены устаревшие источники информации. |
(0-9б) Нет списка использованных источников информации или использованы только ресурсы Интернет |
Умение обобщать материал, делать выводы Максимум – 20 б |
(18-20б) Материал обобщен, сделаны четкие и ясные выводы |
(15-17 б) Материал обобщен, сделаны правильные выводы |
(10-14б) Материал обобщен недостаточно, в выводах имеются грубые ошибки. |
(0-9б) Материал не обобщен, выводов нет.
|
Представление презентации и умение отвечать на вопросы Максимум – 20б |
(18-20б) Студент свободно ориентируется в материале презентации, докладывает четко, грамотно, последовательно с использованием научной терминологии. При ответе на вопросы способен отстаивать свою позицию и умеет конструктивно реагировать на критику. |
(15-17б) Студент ориентируется в материале презентации, не может свободно изложить содержание презентации. Правильно отвечает на большинство заданных вопросов. |
(10-14б) Студент не ориентируется в материале презентации, читает текст презентации. Не может ответить на большинство заданных вопросов.
|
(0-9б) Студент слабо знаком с материалом, не отвечает на поставленные вопросы |
Соответствие требованиям оформления Максимум – 20 б |
(18-20б) Оформление слайдов полностью соответствует предъявляемым требованиям. Имеется титульный слайд с заголовком, план презентации, список использованной литературы и источников Internet. Слайды оформлены красочно, не перенасыщены текстом, не содержат грамматических ошибок. Текст слайдов хорошо виден из любой точки аудитории. |
(15-17б) Оформление слайдов соответствует предъявляемым требованиям. Имеется титульный слайд с заголовком, план презентации, список использованной литературы и источников Internet. Слайды оформлены красочно, имеются непринципиальные ошибки в оформлении. Текст слайдов хорошо виден из любой точки аудитории. |
(10 – 14б) Оформление слайдов не соответствует предъявляемым требованиям. Слайды оформлены в разных стилях, содержат принципиальные ошибки |
(0-9б) Оформление реферата не соответствует требованиям |
-
Глоссарий
Критерий |
Уровни |
|||
4 |
3 |
2 |
1 |
|
Изучение источников литературы по заданной теме и обработка информации Максимум –30б |
(27-30б) Изучены и обработаны рекомендованные источники литературы (основные и дополнительные), указанные в списке литературы к заданной теме. Использованы другие современные источники информации, в т.ч. отечественные и зарубежные В конце глоссария приведен правильно оформленный список источников информации. |
(23-26б) Изучены и обработаны рекомендованные источники литературы (основные и дополнительные), указанные в списке литературы к заданной теме. В конце глоссария приведен список источников информации.
|
(15-22б) Изучены и обработаны не все рекомендованные источники литературы (основные и дополнительные), указанные в списке литературы к заданной теме.
|
(0-14б) Нет списка источников информации |
Составление глоссария Максимум – 40б |
(36-40б) Все выбранные термины полностью соответствуют теме, охватывают все содержание и подобраны студентом самостоятельно. |
(30-35б) Все выбранные термины полностью соответствуют теме, охватывают все содержание и подобраны студентом самостоятельно. |
(20-29б) Некоторые термины не соответствуют теме. Подобранные термины не полностью охватывают содержание темы. |
(0-19б) Подобранные термины охватывают содержание темы менее, чем на 50% |
Оформление глоссария Максимум – 30 б |
(18-20б) Оформление глоссария соответствует требованиям:
|
(15-17 б) Оформление глоссария в основном соответствует предъявляемым требованиям, но имеются незначительные ошибки и неточности:
|
(10-14б) При оформлении глоссария допущены существенные ошибки |
(0-9б) Оформление глоссария не соответствует предъявляемым требованиям |
Шкала градации оценок
Оценка по буквенной системе |
Цифровой эквивалент баллов |
Процентное содержание % |
Оценка по традиционной системе |
А |
4,0 |
95-100 |
ОТЛИЧНО |
А- |
3,67 |
90-94 |
|
В+ |
3,33 |
85-89 |
ХОРОШО |
В |
3,0 |
80-84 |
|
В- |
2,67 |
75-79 |
|
С+ |
2,33 |
70-74 |
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО |
С |
2,0 |
65-69 |
|
С- |
1,67 |
60-64 |
|
D+ |
1,33 |
55-59 |
|
D |
1,0 |
50-54 |
|
F |
0 |
0-49 |
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО |
Время консультаций и экзаменов:
Консультации проводит лектор по расписанию. Экзамены проводятся согласно расписанию.
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – ОБЩАЯ МЕДИЦИНА
кафедра МолекулЯРНОЙ биологиИ И
генетикИ
ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС
КУРС: 1
ДИСЦИПЛИНА: МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ГЕНЕТИКА
СОСТАВИТЕЛИ: преподаватели кафедры
2011 год
Обсуждено и утверждено на заседании кафедры от «12» мая 2011 г, протокол № 16
Заведующий кафедрой, профессор Куандыков Е.У.
Лекция № 1
1. Тема: Введение в молекулярную биологию. Молекулярные основы наследственности
2. Цель: Формирование у студентов современных знаний об основных молекулярно-генетических и клеточных механизмах функционирования организма, структурно-функциональной организации наследственного материала на молекулярном уровне (ДНК).
3. Тезисы лекций:
3.1. Молекулярная биология – предмет, задачи, методы исследования.
3.2. Краткая история развития молекулярной биологии.
3.3. Роль казахстанских ученых в развитии молекулярной биологии.
3.4. Роль и значение молекулярной биологии и генетики в медицине.
3.5. Нуклеиновые кислоты – классификация, строение, функции.
Молекулярная биология и генетика изучают организацию и функционирование генетического материала живых организмов на молекулярном (ДНК), генном, хромосомном, геномном и популяционном уровнях.
Молекулярная биология является одной из самых передовых и стремительно развивающихся биологических наук.
Становление и развитие молекулярной биологии тесно связано с успехами и достижениями генетики, биохимии, микробиологии и вирусологии.
За последние 20 лет изучены геномы человека и других организмов, разработаны технологические процессы трансгенеза (генной инженерии), получены новые данные о молекулярно- генетических механизмах, лежащих в основе опухолевой трансформации клеток (онкогенетика), генетического контроля метаболизма лекарственных препаратов (фармакогенетика), разработаны новейшие молекулярно-генетические методы анализа ДНК. Результаты теоретических разработок широко применяются в фармацевтической промышленности для получения новых лекарственных препаратов, гормонов, вакцин, витаминов; в сельском хозяйстве – для получения ценных сортов растений; в клинической медицине – для диагностики и лечения наследственных болезней человека.
Результаты молекулярно-генетических исследований привели к возникновению молекулярной медицины, изучающей патологические процессы в организме человека на уровне изменений генома.
Материальными носителями генетической информации в клетках всех видов живых организмов являются нуклеиновые кислоты (НК). Это сложные биополимеры с очень большой молекулярной массой. Мономерами НК являются нуклеотиды, поэтому НК представляют собой полинуклеотидную цепь. В состав каждого нуклеотида входит: пятиуглеродный моносахарид (пентоза), остаток фосфорной кислоты и азотистое основание (аденин (А), тимин (Т), гуанин (Г), цитозин (Ц), урацил (У)). Два азотистых основания относятся к классу пуринов (А и Г), а три - пиримидинов - (Т, У и Ц). Остаток фосфорной кислоты связывается с 3/-углеродом пентозы, а азотистое основание с 1/-углеродом. Нуклеотиды соединяются друг с другом в цепочку путем образования ковалентных связей между фосфорной группой одного нуклеотида и дезоксирибозой другого. Существует 2 типа нуклеиновых кислот - ДНК и РНК, различающиеся по стуктуре и функциям.
4. Иллюстративный материал: мультимедийная лекция № 1.
5. Литература:
-
Албертс Б., Брей Д. и др. Молекулярная биология клетки. М., 1994.
-
Введение в молекулярную медицину. Под ред. Пальцева М.А. М., 2004.
-
Генетика. Под ред. Иванова В.И. М. 2006.
-
Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М., 2003.
5.5. Казымбет П.К., Мироедова Э.П. Биология. Астана, 2006.
-
Льюин Б. Гены. М., 1997.
5.7. Медицинская биология и генетика. Под ред. проф. Куандыкова Е.У. Алматы, 2004.
5.8. Муминов Т.А., Куандыков Е.У. Основы молекулярной биологии (курс лекций). Алматы, 2007.
-
Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Л. Молекулярная биология. М., 2003.
5.10.Фаллер Д.М., Шилдс Д. Молекулярная биология клетки. М., 2003.
6. Контрольные вопросы (обратная связь):
6.1. Основополагающие открытия в области молекулярной биологии.
6.2. Что такое молекулярная медицина?
6.3.Молекулярные основы и механизмы развития болезней человека.
6.4.Значение генетики в современной медицине.
6.5.Роль нуклеиновых кислот в обеспечении наследственности.
6.6.Строение ДНК и РНК.
6.7.Функции ДНК и РНК.
Лекция № 2
1. Тема: Молекулярная биология гена
2. Цель: Изучить современные представления о строении и функционировании гена.
3. Тезисы лекций:
3.1. Ген – определение, классификация.
3.2. Строение гена у про- и эукариот. Регуляторная и кодирующая субъединицы гена, строение, функции.
3.3. Регуляторные последовательности, функции.
3.4. Кодирующие последовательности (кодоны), функции.
3.5. Экзон – интронное строение эукариотических генов.
3.6.Понятие о мутоне, реконе, цистроне.
С молекулярно-биологической точки зрения ген представляет собой сложную структуру (участок ДНК), контролирующую синтез белкового продукта – полипептида, состоящую из регуляторной и кодирующей части. В пределах гена может содержаться несколько функциональных единиц - цистронов, контролирующих синтез одной полипептидной цепи и множество сайтов мутации и рекомбинации (мутонов и реконов).
Регуляторный участок гена содержит ряд последовательностей, влияющих на функциональную активность кодирующего участка гена, который у эукариот содержит внутренние некодирующие последовательности (интроны) и смысловые последовательности (экзоны).
Различают структурные и регуляторные гены. Структурные гены контролируют синтез структурных белков и ферментов. Регуляторные гены контролируют синтез белков, влияющих на активность структурных генов.
4. Иллюстративный материал: мультимедийная лекция № 2.
5. Литература:
-
Албертс Б., Брей Д. и др. Молекулярная биология клетки. М., 1994.
-
Введение в молекулярную медицину. Под ред. Пальцева М.А. М., 2004.
-
Генетика. Под ред. Иванова В.И. М., 2006.
-
Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М., 2003.
5.5. Зенгбуш П. Молекулярная и клеточная биология. М., 1983.
5.6. Зенгер В. Принципы структурной организации нуклеиновых кислот. М., 1987.