Файл: УМК ОМ рус. 2011-2012 8.10.2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2020

Просмотров: 4187

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Критерии оценок каждого вида СРС прилагаются к методическим разработкам по СРС.


    1. Реферат

Критерий

Уровни

4

3

2

1

Соответствие содержания реферата теме и поставленным задачам

Максимум – 10 б

(9-10б)

Содержание реферата полностью соответствует теме и поставленным задачам


(7-8б)

Содержание реферата полностью соответствует теме и поставленным задачам


(5-6б)

Содержание реферата не полностью соответствует теме и поставленным задачам


(0-4б)

Содержание реферата не соответствует теме

Полнота и логичность раскрытия темы

Максимум – 20б


(18-20б)

Тема полностью раскрыта, материал изложен грамотным языком, в логической последовательности с точным использованием специализированной терминологии и символики в объеме, предусмотренном программой. Приведены иллюстрации (графики, таблицы, схемы) хорошего качества, подтверждающие теоретические положения.

(15-17б)

Тема полностью раскрыта, материал изложен в объеме, предусмотренном программой, есть незначительные погрешности в логичности изложения, приведены иллюстрации (графики, таблицы, схемы), подтверждающие теоретические положения.


(10-14б)

Тема реферата раскрыта недостаточно, графики и иллюстрации не информативны, плохого качества.


(0-9б)

Тема не раскрыта, графики и иллюстрации не соответствуют теме или отсутствуют.

Умение обобщать материал, делать выводы

Максимум – 20 б


(18-20б)

Материал обобщен, сделаны четкие и ясные выводы


(15-17б)

Материал обобщен, сделаны правильные выводы


(10-14б)

Представлен разрозненный материал, в выводах имеются неточности и ошибки

(0-9б)

Материал не обобщен, выводов нет.


Умение работать с источниками информации

Максимум – 20б.

(18-20б)

Использованы современные источники информации в достаточном количестве, библиографические ссылки сделаны грамотно

(15-17б)

Использованы основные современные источники информации.

(10-14б)

Использовано минимальное количество источников информации , большинство из которых устарели.

(0-9б)

Источники информации не приведены.

Умение отвечать на вопросы по реферату

Максимум – 20б

(18-20б)

Студент свободно ориентируется в материале темы, обоснованно и правильно отвечает на все поставленные вопросы.


(15-17б)

Студент хорошо ориентируется в материале темы, правильно отвечает на поставленные вопросы

(10-14б)

Студент плохо ориентируется в материале темы, отвечает только на самые простые вопросы

(0-9б)

Студент слабо знаком с материалом, не отвечает на поставленные вопросы

Соответствие требованиям оформления

Максимум – 10 б

(9-10б)

Оформление реферата полностью соответствует предъявляемым кафедрой требованиям.

(7-8б)

Оформление реферата в основном соответствует предъявляемым кафедрой требованиям

(5 – 7б)

В оформлении реферата имеются несоответствия требованиям

(0-4б)

Оформление реферата не соответствует требованиям



    1. Презентация

Критерий

Уровни

4

3

2

1

Полнота и логичность раскрытия темы

Максимум – 20б


(18-20б)

Содержание презентации соответствует теме и поставленным задачам. Тема полностью раскрыта, слайды представлены в логической последовательности с точным использованием специальной терминологии и символики. Текст слайдов написан лаконично, идеи ясно сформулированы, изложены коротко в структурированной форме.


(15-17б)

Содержание презентации соответствует теме и поставленным задачам. Тема раскрыта, слайды представлены в логической последовательности с использованием специальной терминологии и символики. Текст слайдов написан лаконично, идеи ясно сформулированы, изложены коротко в структурированной форме.


(10-14б)

Содержание презентации соответствует теме и поставленным задачам. Тема раскрыта недостаточно, нет логической последовательности в представлении слайдов. Слайды перенасыщены текстовым материалом.


(0-9б)

Тема презентации не раскрыта

Умение работать с источниками информации

Максимум – 20б


(18-20б)

Использованы современные источники информации в достаточном количестве

(15-17б)

Использованы современные источники информации.

(10-14б)

Использовано ограниченное число источников информации, приведены устаревшие источники информации.

(0-9б)

Нет списка использованных источников информации или использованы только ресурсы Интернет

Умение обобщать материал, делать выводы

Максимум – 20 б


(18-20б)

Материал обобщен, сделаны четкие и ясные выводы


(15-17 б)

Материал обобщен, сделаны правильные выводы

(10-14б)

Материал обобщен недостаточно, в выводах имеются грубые ошибки.

(0-9б)

Материал не обобщен, выводов нет.


Представление презентации и умение отвечать на вопросы

Максимум – 20б

(18-20б)

Студент свободно ориентируется в материале презентации, докладывает четко, грамотно, последовательно с использованием научной терминологии. При ответе на вопросы способен отстаивать свою позицию и умеет конструктивно реагировать на критику.

(15-17б)

Студент ориентируется в материале презентации, не может свободно изложить содержание презентации. Правильно отвечает на большинство заданных вопросов.

(10-14б)

Студент не ориентируется в материале презентации, читает текст презентации. Не может ответить на большинство заданных вопросов.














(0-9б)

Студент слабо знаком с материалом, не отвечает на поставленные вопросы

Соответствие требованиям оформления

Максимум – 20 б

(18-20б)

Оформление слайдов полностью соответствует предъявляемым требованиям. Имеется титульный слайд с заголовком, план презентации, список использованной литературы и источников Internet. Слайды оформлены красочно, не перенасыщены текстом, не содержат грамматических ошибок. Текст слайдов хорошо виден из любой точки аудитории.

(15-17б)

Оформление слайдов соответствует предъявляемым требованиям. Имеется титульный слайд с заголовком, план презентации, список использованной литературы и источников Internet. Слайды оформлены красочно, имеются непринципиальные ошибки в оформлении. Текст слайдов хорошо виден из любой точки аудитории.

(10 – 14б)

Оформление слайдов не соответствует предъявляемым требованиям. Слайды оформлены в разных стилях, содержат принципиальные ошибки

(0-9б)

Оформление реферата не соответствует требованиям




    1. Глоссарий


Критерий

Уровни

4

3

2

1

Изучение источников литературы по заданной теме и обработка информации

Максимум –30б


(27-30б)

Изучены и обработаны рекомендованные источники литературы (основные и дополнительные), указанные в списке литературы к заданной теме.

Использованы другие современные источники информации, в т.ч. отечественные и зарубежные

В конце глоссария приведен правильно оформленный список источников информации.

(23-26б)

Изучены и обработаны рекомендованные источники литературы (основные и дополнительные), указанные в списке литературы к заданной теме.

В конце глоссария приведен список источников информации.


(15-22б)

Изучены и обработаны не все рекомендованные источники литературы (основные и дополнительные), указанные в списке литературы к заданной теме.


(0-14б)

Нет списка источников информации

Составление глоссария

Максимум – 40б


(36-40б)

Все выбранные термины полностью соответствуют теме, охватывают все содержание и подобраны студентом самостоятельно.

(30-35б)

Все выбранные термины полностью соответствуют теме, охватывают все содержание и подобраны студентом самостоятельно.

(20-29б)

Некоторые термины не соответствуют теме. Подобранные термины не полностью охватывают содержание темы.

(0-19б)

Подобранные термины охватывают содержание темы менее, чем на 50%

Оформление глоссария

Максимум – 30 б


(18-20б)

Оформление глоссария соответствует требованиям:

  • не менее 50 правильно подобранных (соответствующих теме) терминов;

  • краткие, чёткие, лаконичные, без второстепенных пояснений определения, объемом не более 2-3 предложений.

  • соответствие определения истинному значению термина и современным представлениям;

  • все термины и определения не содержат грамматических ошибок;

  • при необходимости для улучшения восприятия и понимания отдельные термины могут сопровождаться иллюстрациями.

(15-17 б)

Оформление глоссария в основном соответствует предъявляемым требованиям, но имеются незначительные ошибки и неточности:

  • некоторые термины имеют объемную формулировку и излишние пояснения

  • не все термины соответствуют современным представлениям; имеются некоторые грамматические ошибки.

(10-14б)

При оформлении глоссария допущены существенные ошибки


(0-9б)

Оформление глоссария не соответствует предъявляемым требованиям



Шкала градации оценок

Оценка по буквенной системе

Цифровой эквивалент баллов

Процентное содержание %

Оценка по традиционной системе

А

4,0

95-100


ОТЛИЧНО

А-

3,67

90-94

В+

3,33

85-89


ХОРОШО

В

3,0

80-84

В-

2,67

75-79

С+

2,33

70-74



УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

С

2,0

65-69

С-

1,67

60-64

D+

1,33

55-59

D

1,0

50-54

F

0

0-49

НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО



Время консультаций и экзаменов:

Консультации проводит лектор по расписанию. Экзамены проводятся согласно расписанию.





















СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – ОБЩАЯ МЕДИЦИНА









кафедра МолекулЯРНОЙ биологиИ И

генетикИ





ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС


КУРС: 1



ДИСЦИПЛИНА: МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ГЕНЕТИКА



СОСТАВИТЕЛИ: преподаватели кафедры




2011 год



Обсуждено и утверждено на заседании кафедры от «12» мая 2011 г, протокол № 16


Заведующий кафедрой, профессор Куандыков Е.У.




































Лекция № 1

1. Тема: Введение в молекулярную биологию. Молекулярные основы наследственности



2. Цель: Формирование у студентов современных знаний об основных молекулярно-генетических и клеточных механизмах функционирования организма, структурно-функциональной организации наследственного материала на молекулярном уровне (ДНК).



3. Тезисы лекций:

3.1. Молекулярная биология – предмет, задачи, методы исследования.

3.2. Краткая история развития молекулярной биологии.

3.3. Роль казахстанских ученых в развитии молекулярной биологии.

3.4. Роль и значение молекулярной биологии и генетики в медицине.

3.5. Нуклеиновые кислоты – классификация, строение, функции.



Молекулярная биология и генетика изучают организацию и функционирование генетического материала живых организмов на молекулярном (ДНК), генном, хромосомном, геномном и популяционном уровнях.

Молекулярная биология является одной из самых передовых и стремительно развивающихся биологических наук.

Становление и развитие молекулярной биологии тесно связано с успехами и достижениями генетики, биохимии, микробиологии и вирусологии.

За последние 20 лет изучены геномы человека и других организмов, разработаны технологические процессы трансгенеза (генной инженерии), получены новые данные о молекулярно- генетических механизмах, лежащих в основе опухолевой трансформации клеток (онкогенетика), генетического контроля метаболизма лекарственных препаратов (фармакогенетика), разработаны новейшие молекулярно-генетические методы анализа ДНК. Результаты теоретических разработок широко применяются в фармацевтической промышленности для получения новых лекарственных препаратов, гормонов, вакцин, витаминов; в сельском хозяйстве – для получения ценных сортов растений; в клинической медицине – для диагностики и лечения наследственных болезней человека.

Результаты молекулярно-генетических исследований привели к возникновению молекулярной медицины, изучающей патологические процессы в организме человека на уровне изменений генома.

Материальными носителями генетической информации в клетках всех видов живых организмов являются нуклеиновые кислоты (НК). Это сложные биополимеры с очень большой молекулярной массой. Мономерами НК являются нуклеотиды, поэтому НК представляют собой полинуклеотидную цепь. В состав каждого нуклеотида входит: пятиуглеродный моносахарид (пентоза), остаток фосфорной кислоты и азотистое основание (аденин (А), тимин (Т), гуанин (Г), цитозин (Ц), урацил (У)). Два азотистых основания относятся к классу пуринов (А и Г), а три - пиримидинов - (Т, У и Ц). Остаток фосфорной кислоты связывается с 3/-углеродом пентозы, а азотистое основание с 1/-углеродом. Нуклеотиды соединяются друг с другом в цепочку путем образования ковалентных связей между фосфорной группой одного нуклеотида и дезоксирибозой другого. Существует 2 типа нуклеиновых кислот - ДНК и РНК, различающиеся по стуктуре и функциям.



4. Иллюстративный материал: мультимедийная лекция № 1.


5. Литература:

    1. Албертс Б., Брей Д. и др. Молекулярная биология клетки. М., 1994.

    2. Введение в молекулярную медицину. Под ред. Пальцева М.А. М., 2004.

    3. Генетика. Под ред. Иванова В.И. М. 2006.

    4. Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М., 2003.

5.5. Казымбет П.К., Мироедова Э.П. Биология. Астана, 2006.

    1. Льюин Б. Гены. М., 1997.

5.7. Медицинская биология и генетика. Под ред. проф. Куандыкова Е.У. Алматы, 2004.

5.8. Муминов Т.А., Куандыков Е.У. Основы молекулярной биологии (курс лекций). Алматы, 2007.

    1. Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Л. Молекулярная биология. М., 2003.

5.10.Фаллер Д.М., Шилдс Д. Молекулярная биология клетки. М., 2003.


6. Контрольные вопросы (обратная связь):

6.1. Основополагающие открытия в области молекулярной биологии.

6.2. Что такое молекулярная медицина?

6.3.Молекулярные основы и механизмы развития болезней человека.

6.4.Значение генетики в современной медицине.

6.5.Роль нуклеиновых кислот в обеспечении наследственности.

6.6.Строение ДНК и РНК.

6.7.Функции ДНК и РНК.














Лекция № 2


1. Тема: Молекулярная биология гена


2. Цель: Изучить современные представления о строении и функционировании гена.


3. Тезисы лекций:

3.1. Ген – определение, классификация.

3.2. Строение гена у про- и эукариот. Регуляторная и кодирующая субъединицы гена, строение, функции.

3.3. Регуляторные последовательности, функции.

3.4. Кодирующие последовательности (кодоны), функции.

3.5. Экзон – интронное строение эукариотических генов.

3.6.Понятие о мутоне, реконе, цистроне.


С молекулярно-биологической точки зрения ген представляет собой сложную структуру (участок ДНК), контролирующую синтез белкового продукта – полипептида, состоящую из регуляторной и кодирующей части. В пределах гена может содержаться несколько функциональных единиц - цистронов, контролирующих синтез одной полипептидной цепи и множество сайтов мутации и рекомбинации (мутонов и реконов).

Регуляторный участок гена содержит ряд последовательностей, влияющих на функциональную активность кодирующего участка гена, который у эукариот содержит внутренние некодирующие последовательности (интроны) и смысловые последовательности (экзоны).

Различают структурные и регуляторные гены. Структурные гены контролируют синтез структурных белков и ферментов. Регуляторные гены контролируют синтез белков, влияющих на активность структурных генов.



4. Иллюстративный материал: мультимедийная лекция2.


5. Литература:

    1. Албертс Б., Брей Д. и др. Молекулярная биология клетки. М., 1994.

    2. Введение в молекулярную медицину. Под ред. Пальцева М.А. М., 2004.

    3. Генетика. Под ред. Иванова В.И. М., 2006.

    4. Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М., 2003.

5.5. Зенгбуш П. Молекулярная и клеточная биология. М., 1983.

5.6. Зенгер В. Принципы структурной организации нуклеиновых кислот. М., 1987.