ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2020
Просмотров: 4349
Скачиваний: 28
СОДЕРЖАНИЕ
6.1. Современное понятие о геноме.
8.1. Что такое регуляторные последовательности?
4.43. Диагностика рака, теломеразная активность и злокачественность.
4.42. Строение, свойства и размножение вирусов.
4.56. Синтез лекарственных средств с применением генных технологии
4.57. Биотехнологический синтез лекарственных средств
3.4. Диагностика рака, теломеразная активность и злокачественность.
3.1. Строение, свойства и размножение вирусов.
1. Современное понятие о геноме.
3.1. Синтез лекарственных средств с применением генных технологии
3.1. Методы диагностики наследственных болезней.
Для абсолютного большинства наследственных болезней человека в настоящее время не разработано методов лечения. В связи с этим важное значение приобретает предупреждение рождения больных детей.
Существуют методы, предупреждающие клинические проявления наследственных болезней у уже родившихся детей с генетической патологией. К ним относятся методы скрининг – диагностики: массовые и селективные.
Массовые скринирующие программы основаны на обследовании живорожденных детей в первые 4-5 дней жизни. Условиями их проведения являются: 1) 100% обследование всех новорожденных (живорожденных) детей; 2) достоверность диагностики выявляемых наследственных болезней; 3) наличие эффективных методов их лечения.
Селективный скрининг наследственных болезней основан на обследовании групп детей с высоким риском развития наследственных болезней. Контингент обследуемых детей может варьировать в зависимости от целей той или иной программы селективного скрининга.
4. Иллюстративный материал: мультимедийные лекции № 32-33.
5. Литература:
-
Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. М., 1988.
-
Бочков Н.П. Клиническая генетика. М., 2006.
-
Генетика. Под ред. Иванова В.И. М., 2006.
-
Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М., 2003.
-
Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск, 2006.
-
Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. М., 1989.
-
Медицинская биология и генетика. Под ред. проф. Куандыкова Е.У. Алматы,
2004.
6. Контрольные вопросы (обратная связь):
6.1. Современные методы диагностики наследственных болезней.
Лекции № 34-35
1. Тема: Современные методы профилактики наследственных болезней
2. Цель: Изучить современные методы предупреждения наследственных болезней человека.
3. Тезисы лекций:
3. 1. Методы профилактики наследственных болезней.
Наиболее эффективными методами профилактики наследственных болезней являются методы пренатальной (дородовой) диагностики. Различают неинвазивные и инвазивные методы.
Среди неинвазивных методов широко применяется простой, доступный и достаточно эффективный метод ультразвукового исследования (УЗИ) беременных женщин.
К инвазивным методам относятся амниоцентез и хорионцентез.
Условиями их применения являются достоверный диагноз болезни у предыдущего ребенка и возможность диагностики этого заболевания у внутриутробного плода.
Перечень болезней, поддающихся лечению, крайне ограничен. Одним из немногих является фенилкетонурия (диетотерапия).
Методы генной терапии находятся в стадии экспериментальных исследований.
4. Иллюстративный материал: мультимедийные лекции № 34-35.
5. Литература:
-
Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. М., 1988.
-
Бочков Н.П. Клиническая генетика. М., 2006.
-
Генетика. Под ред. Иванова В.И. М., 2006.
-
Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М., 2003.
-
Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск, 2006.
-
Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. М., 1989.
-
Медицинская биология и генетика. Под ред. проф. Куандыкова Е.У. Алматы,
-
2004.
6. Контрольные вопросы (обратная связь):
-
Современные методы профилактики наследственных болезней.
Лекции № 36
1. Тема: Методы лечения наследственных болезней
2. Цель: Изучить современные методы предупреждения наследственных болезней человека.
3. Тезисы лекций:
3. 1. Методы профилактики наследственных болезней.
Наиболее эффективными методами профилактики наследственных болезней являются методы пренатальной (дородовой) диагностики. Различают неинвазивные и инвазивные методы.
Среди неинвазивных методов широко применяется простой, доступный и достаточно эффективный метод ультразвукового исследования (УЗИ) беременных женщин.
К инвазивным методам относятся амниоцентез и хорионцентез.
Условиями их применения являются достоверный диагноз болезни у предыдущего ребенка и возможность диагностики этого заболевания у внутриутробного плода.
Перечень болезней, поддающихся лечению, крайне ограничен. Одним из немногих является фенилкетонурия (диетотерапия).
Методы генной терапии находятся в стадии экспериментальных исследований.
4. Иллюстративный материал: мультимедийные лекции № 36.
5. Литература:
-
Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. М., 1988.
-
Бочков Н.П. Клиническая генетика. М., 2006.
-
Генетика. Под ред. Иванова В.И. М., 2006.
-
Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М., 2003.
-
Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск, 2006.
-
Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. М., 1989.
-
Медицинская биология и генетика. Под ред. проф. Куандыкова Е.У. Алматы,
-
2004.
6. Контрольные вопросы (обратная связь):
-
Современные методы профилактики наследственных болезней.
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – ОБЩАЯ МЕДИЦИНА
кафедра МолекулЯРНОЙ биологиИ И генетикИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ
КУРС: 1
ДИСЦИПЛИНА: МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ГЕНЕТИКА
СОСТАВИТЕЛИ: преподаватели кафедры
2011 год
Обсуждено и утверждено на заседании кафедры от «12» мая 2011 г, протокол № 16
Заведующий кафедрой, профессор Куандыков Е.У.
Занятие № 1
1. Тема: Введение в молекулярную биологию. Молекулярные основы наследственности
2. Цель: Сформировать у студентов понимание роли молекулярной биологии в современной медицине, значение достижений молекулярной биологии для выяснения причины, механизмов развитии наследственных заболеваний на основе расшифровки строения и функции нуклеиновых кислот.
3. Задачи обучения:
ознакомить студентов:
- с историей кафедры, правилами и требованиями кафедры;
- с силлабусом, учебно-методическим комплексом (УМК) по дисциплине;
- с политикой дисциплины;
- с методами обучения и критериями оценки знаний и навыков студентов (лекции, практические занятия, рубежный и итоговый контроль, СРС);
- определить исходный уровень знаний студентов по общей биологии.
4. Основные вопросы темы:
-
Предмет и задачи молекулярной биологии..
-
Основные этапы развития молекулярной биологии.
-
Объекты и методы молекулярно-генетических исследований.
-
Достижения зарубежных и отечественных ученых в области молекулярной
биологии.
-
Роль молекулярно-генетических знаний в медицине.
4.6. Нуклеиновые кислоты, строение, классификация, функции.
5. Методы обучения: комбинированный метод обучения (беседа, заполнение таблиц, зарисовка схем)
6. Литература:
6.1. лбертс и др. Молекулярная биология клетки. Т.1. М., 1994, с. 3-15.
6.2. Генетика. Под ред. Иванова В.И. М., 2006, с. 3-10, 49-52
6.3. Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск, 2003, с. 9-30, 107-110.
6.4. Муминов Т.А., Куандыков Е.У. Основы молекулярной биологии (курс лекций).
Алматы, 2007, с. 4-12.
6.5. Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Л.Молекулярная биология. М.,2003,с.2-3,6-8,117-125.
6.6. Спирин А.С. Молекулярная биология. М., 1990, с.5-9.
6.7. Фаллер Д.М., Шилдс Д. Молекулярная биология клетки. М., 2003, с.11-14.
6.8. Медицинская биология и генетика. Учебное пособие под ред. проф. Куандыкова Е.У. Алматы, 2004, с.29-32.
6.9. Щипков В.П., Кривошеина Г.Н. Общая и медицинская генетика. М., 2003, с. 7-11.
7. Контроль:
7.1. Оценка компетенций – знание.
7.1.1. Устный опрос по вопросам темы.
7.1.2. Тестовый контроль – 2 варианта по 10 вопросов.
7.1.3. Зарисовка строения нуклеотида (Медицинская биология и генетика. Учебное пособие под ред. Куандыкова Е.У., с. 30);
7.1.4. Зарисовка строения ДНК (Медицинская биология и генетика. Учебное пособие под ред. Куандыкова Е.У., с. 32);
7.1.5. Зарисовка иРНК (Муминов Т.А., Куандыков Е.У. Основы молекулярной биологии (курс лекций), с.57, рис. 33);
7.1.6.Заполнить таблицу. Сравнительная характеристика ДНК и РНК
Признаки |
ДНК |
РНК |
Строение макромолекулы |
|
|
Мономеры |
|
|
Состав нуклеотида |
|
|
Типы нуклеотидов |
|
|
Свойства |
|
|
Местонахождение в клетке |
|
|
Функции |
|
|
7.1.7. В схемах участков молекул РНК и ДНК расставьте первые буквы названий соединений, составляющих нуклеотиды: А-аденин, Г-гуанин, Ц-цитозин, Т-тимин, У-урацил, Ф-фосфат, Р-рибоза, Д-дезоксирибоза. На схеме обозначьте: нуклеотид, триплет, фосфо-диэфирные и водородные связи.
Схема строения молекулы РНК
Схема строения молекулы ДНК
8. Контрольные вопросы:
8.1. Кем и как была впервые доказана роль ДНК как материальной основы наследственности?
8.2. Чем отличается строение ДНК и РНК?
8.3. Каковы функции ДНК?
8.4. Каковы функции и РНК, р-РНК и т-РНК?
8.5. Чем представлен генетический материал животных клеток?
8.6. Чем представлен генетический материал вирусов?
8.7. Почему медицину ХХІ века называют молекулярной медициной?
Занятие № 2
1. Тема: Молекулярная биология гена
2. Цель: Сформировать у студентов современные представления о строении и функционировании гена на молекулярном уровне
3. Задачи обучения:
- Сформировать у студентов современные знание об особенностях строения про- и эукариотических клеток
- Сформировать у студентов современные знания о молекулярном строении про- и эукариотических генов
- наглядно продемонстрировать различия в строении про – и эукариотических генов
- Сформировать у студентов знания и понимание структурно – функциональных разлечит регуляторной и кодирующей частей гена
- Сформировать у студентов знание о гене, как основы сохранения и развития живых организмов на земле.
4. Основные вопросы темы:
4.1. Ген, молекулярно- биологическое определение.
4.2. Мутон, рекон, цистрон – определение, понятие.
4.3. Молекулярно – генетическое строение гена прокариот.
4.4. Молекулярно – генетическое строение гена эукариот.
4.5. Кодирующие и регуляторные последовательности, определение, функции.
4.6. Классификация генов.
5. Методы обучения: комбинированный метод обучения (беседа, заполнение таблиц, зарисовка схем)
6. Литература:
6.1. Генетика. Под ред. Иванова В.И. М., 2006, с.40-49, 74-81.
6.2. Коничев А.С., Севастьянова Г.А. Молекулярная биология. М., 2005, с. 73-114.
6.3. Медицинская биология и генетика. Под редакцией проф. Куандыкова Е.У. Алматы, 2004, с. 42-45.
6.4. Муминов Т.А., Куандыков Е.У. Основы молекулярной биологии. Алматы, 2007, с. 13-20.
6.5. Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Л. Молекулярная биология. М., 2003, с. 87-91.
6.6. Щипков В.П., Кривошеина Г.Н. Общая и медицинская генетика. М., 2003, с.19-24.
7. Контроль:
7.1. Оценка компетенций – знание.
7.1.1. Устный опрос по вопросам темы.
7.1.2. Тестовый контроль – 2 варианта по 10 вопросов.
7.1.3 Зарисовка строения гена прокариот (Муминов Т.А., Куандыков Е.У. Основы молекулярной биологии, с. 17);
7.1.4. Зарисовка строения гена эукариот (Муминов Т.А., Куандыков Е.У. Основы молекулярной биологии, с. 19);
7.1.5. Заполнение таблицы на тему «Регуляторные последовательности, их строение и функции»:
№ |
Виды |
Локализация |
Функция |
1. |
Промоторы |
|
|
|
-35 последовательности |
|
|
|
Прибнов-бокс |
|
|
|
Голдберга-Хогнесса бокс или ТАТА-бокс |
|
|
|
ЦААТ-бокс |
|
|
|
ГЦ-бокс |
|
|
2. |
Операторы |
|
|
3. |
Точка начала репликации или сайт «О» |
|
|
4. |
Энхансеры |
|
|
5. |
Сайленсеры |
|
|
6. |
Аттенуаторы |
|
|
7. |
Терминаторы |
|
|
7.1.6. Дополнение схемы.
В зависимости от выполнямой функции гены делятся на:
? ?
По влиянию на жизнеспособность организмои гены делятся на:
8. Контрольные вопросы:
8.1. Что такое регуляторные последовательности?
8.2. Где располагаются регуляторные последовательности и каковы их функции?
8.3. Что входит в состав кодирующих последовательностей гена?
8.4. Какова функция кодирующих последовательностей?
8.5. Чему равны единицы мутации, рекомбинации и функции?
8.6. Чем отличаются гены у про- и эукариот?
8.7. Чем отличаются экзоны и интроны?
Занятие № 3
1. Тема: Реализация наследственной информации. Репликация ДНК.
2. Цель: Сформировать у студентов современные представления и знания о молекулярных механизмах и закономерностях реализации наследственной информации у живых организмов, принципах и механизмах репликации ДНК
3. Задачи обучения:
- сформировать у студентов понимание роли ДНК в хранении, передаче и реализации наследственной информации;
- разъяснить студентам сущность реализации наследственной информации и ее значение в функцировании живых организмов;
- сформировать у студентов знания об особенностях реализации наследственной информации в разных живых организмах;
- разъяснить студентам роль и значение нарушения механизмов реализации наследственной информации в возникновении наследственных болезней и старения;
4. Основные вопросы темы:
4.1. Направления и типы переноса наследственной информации в живых организмах
4.2. Принципы репликации ДНК.
4.3. Особенности репликации лидирующей и отстающей цепей ДНК.
4.4. Основные ферменты, участвующие в репликации и их функции
4.5. Причины, механизмы возниковения и устранения ошибок репликации
4.6. Строение и функции теломерной ДНК и особенности ее репликации
4.7. Биологическое и медицинское значение ошибок репликации и недорепликации
теломерных участков линейных молекул ДНК
5. Методы обучения: комбинированный метод обучения (беседа, решение ситуационных задач, заполнение таблиц)
6. Литература:
6.1. Генетика. Под ред. Иванова В.И. М., 2006, с. 52-53.
6.2. Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск, 2006, с.110-122.
6.3. Медицинская биология и генетика. Учебное пособие под ред. проф. Куандыкова Е.У. Алматы, 2004, с.32-35.
6.4. Муминов Т.А., Куандыков Е.У. Основы молекулярной биологии (курс лекций). Алматы, 2007, с.21-41.
6.5. Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Л. Молекулярная биология. М., 2003, с. 17-40.
6.6. Щипков В.П., Кривошеина Г.Н. Общая и медицинская генетика. М., 2003, с. 11-16.
7. Контроль:
7.1. Оценка компетенций – знание
7.1.1. Устный опрос по вопросам темы.
7.1.2. Тестовый контроль – 2 варианта по 10 вопросов.
7.1.3. Зарисовки:
- принципов репликации ДНК (Муминов Т.А., Куандыков Е.У. Основы молекулярной биологии (курс лекций), с.23, рис. 9);
- расположение основных белков в репликационной вилке (Муминов Т.А., Куандыков Е.У. Основы молекулярной биологии (курс лекций), с.26, рис. 12);
- синтеза отстающей цепи ДНК (Муминов Т.А., Куандыков Е.У. Основы молекулярной биологии (курс лекций), с. 35, рис. 16).
7.1.4. Задача.
Участок ДНК имеет следующий состав нуклеотидов:
3 ... АГТАЦГГЦАТГЦАТТАЦАТГЦЦГЦ.... 5 . Напишите нуклеотидный состав дочерних ДНК, образовавшихся в результате репликации исходного фрагмента ДНК. Укажите, какие из полинуклеотидных цепей являются старыми и новыми.