ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2020
Просмотров: 4347
Скачиваний: 28
СОДЕРЖАНИЕ
6.1. Современное понятие о геноме.
8.1. Что такое регуляторные последовательности?
4.43. Диагностика рака, теломеразная активность и злокачественность.
4.42. Строение, свойства и размножение вирусов.
4.56. Синтез лекарственных средств с применением генных технологии
4.57. Биотехнологический синтез лекарственных средств
3.4. Диагностика рака, теломеразная активность и злокачественность.
3.1. Строение, свойства и размножение вирусов.
1. Современное понятие о геноме.
3.1. Синтез лекарственных средств с применением генных технологии
Лг- лиганд, Рц-рецептор, АдБ – адаптерные белки, Кз- каспазы.
-
определите компоненты ассоцированного комплекса при возбужденном состоянии
рецептора (Б)
- дополните недостающие звенья в схеме апоптоза изнутри.
П овреждения (стресс) Киллерный лиганд ( Fas – L, TNF –α, TRAIL)
Проницаемость митохондральной Активация рецепторов смерти (Fas Killer/DRS5 и др )
мембраны
Каспаза?
? Каспаза?
Эффекторные каспазы?
Ключевые субстраты
Апоптоз
7.1.4. Заполнение таблицы «Различия между апоптозом и некрозом»
Свойства |
Некроз |
Апоптоз |
Возможен запуск процесса стимуляцией |
|
|
Может быть нормальным физическим актом |
|
|
Уменьшение объема клетки |
|
|
Энергозависимость процесса |
|
|
Утилизация содержимого клетки для дальнейшего фагоцитоза соседними |
|
|
Контролируемость процесса |
|
|
Нарушение целостности мембранны на ранних стадиях процесса |
|
|
Обычно ядро разрушается в последнюю очередь |
|
|
Выход лизирующих ферментов в межклеточное пространство и повреждение соседних клеток |
|
|
8. Контрольные вопросы:
8.1. Почему апоптоз называют физиологической гибелью клеток?
8.2. В чем отличия апоптоза от некроза клеток.
8.3. В чем заключается сущность «апоптоза изнутри» и «апоптоза по команде»
8.4. Какова роль апоптоза в обеспечении нормальной жизнедеятельности?
8.5. Каковы медицинские последствия нарушения апоптоза?
Занятие № 13
1. Тема: Наследственная изменчивость. Рекомбинативная изменчивость. Геномные мутации
2. Цель: сформировать у студентов знания о причинах возникновения, механизмах развития, роли наследственной изменчивости в эволюции живых организмов и практической медицине.
3. Задачи обучения:
- изучить и понять цитологические основы рекомбинативной изменчивости
- изучить и понять роль рекомбинаций генов в возникновении генетического полиморфизма и его значения в биологии и медицине
- изучить причины возникновения мутаций
- изучить механизмы возникновения геномных мутаций
- изучить роль геномных мутаций в развитии наследственной паталогии
4. Основные вопросы темы:
4.1. Наследственная изменчивость.
4.2. Рекомбинативная изменчивость.
4.3. Мутагенез, мутагенные факторы.
4.4. Мутационная изменчивость, классификация.
4.5. Геномные мутации, их роль развитии хромосомных болезней.
5. Методы обучения: комбинированный метод обучения (беседа, решение ситуационных задач, заполнение таблиц)
6. Литература:
-
Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. М., 1988, с. 8-67.
-
Жимулев И.Б. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск, 2006, с. 51-77, с. 224-233.
-
Генетика. Под ред. Иванова В.И. М., 2006, . с. 164-173, 219-267.
-
Медицинская биология и генетика под ред. проф. Куандыкова Е.У. Алматы, 2004, с.116-129.
-
Муминов Т.А., Куандыков Е.У. Основы молекулярной биологии (курс лекций). Алматы, 2007, с. 143-169.
-
Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Л. Молекулярная биология. М., 2003, с. 78-82.
7. Контроль:
7.1. Оценка компетенций – знание.
7.1.1. Устный опрос по вопросам темы.
7.1.2. Тестовый контроль – 2 варианта по 10 вопросов.
7.1.3. Классифицируйте мутации зависимости от уровня повреждений генетического материала:
7.1.4. Определите типы мутации:
|
Кариотип |
Определите типы мутации |
1. |
45,XО |
|
2. |
47,XY+13 |
|
3. |
47,ХХ+18, |
|
4. |
47,ХХ+21 |
|
5. |
49, ХХХУ |
|
7.1.5. В анафазе митоза у человека не разошлась: а) одна пара хромосом; б) две пары хромосом. Определите количество хромосом в дочерних клетках.
7.1.6. Медицинская биология и генетика под ред. проф. Куандыкова Е.У. Алматы, 2004, с.126., задание 2.
7.2. Оценка компетенций – правовая компетенция.
7.2.1. Закон РК от 23.04.1998 N 219- I «О радиационной безопасности населения»
7.2.2. Кодекс РК 09.01.2007 N 212 – III «Экологический кодекс РК» (Глава 40)
8. Контрольные вопросы:
8.1. Какие факторы окружающей среды вызывают геномные и хромосомные мутации? Как они называются?
8.2. При каком типе делении клеток возникает рекомбинативная изменчивость?
8.3. В чем заключаются различия спонтанных и индукцированных мутаций?
8.4. Какие болезни вызывают геномные и хромосомные мутации?
Занятие № 14
1. Тема: Хромосомные мутации. Генные (точковые) мутации
2. Цель: сформировать у студентов знания о причинах возникновения и механизмах становления хромосомных и генных мутаций, их роли в развитии хромосомных и генных болезней.
3. Задачи обучения:
- изучить причины возникновения хромосомных и генных мутаций;
- изучить типы хромосомных и генных мутаций;
- изучить механизмы развития хромосомных и генных мутаций;
- изучить роль хромосомных и генных мутаций в возникновении хромосомных и генных болезней.
4. Основные вопросы темы:
4.1. Хромосомные мутации, причины, классификация.
4.2. Хромосомные мутации, механизмы возникновения.
4.3. Генные мутации, причины, классификация.
4.4. Мутации по типу ошибки репликации, механизмы и развития.
4.5. Мутации по типу сдвига рамки считывания, механизмы развития.
4.6. Механизмы развития наследственных болезней при разных типах наследственных болезней.
5. Методы обучения: комбинированный метод обучения (беседа, заполнение таблиц, зарисовка схем, решение ситуационных задач)
6. Литература:
-
Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. М., 1988, с. 8-67.
-
Жимулев И.Б. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск, 2006, с. 51-77, с. 224-233.
-
Генетика. Под ред. Иванова В.И. М., 2006, . с. 164-173, 219-267.
-
Медицинская биология и генетика под ред. проф. Куандыкова Е.У. Алматы, 2004, с.116-
129.
-
Муминов Т.А., Куандыков Е.У. Основы молекулярной биологии (курс лекций). Алматы,
2007, с. 143-169.
-
Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Л. Молекулярная биология. М., 2003, с. 78-82.
7. Контроль:
7.1. Оценка компетенций – знание.
7.1.1. Устный опрос по вопросам темы.
7.1.2. Тестовый контроль – 2 варианта по 10 вопросов.
7.1.3. Заполните схему: Виды мутации
7.1.4. Определите типы мутации:
|
Кариотип |
Определите типы хромосомных мутаций |
1. |
46,XX,del(5p |
|
2. |
46,XY,dup(ll)(ql2) |
|
3. |
46,XY,inv(10)(pl3ql2 |
|
4. |
45,XX,rob (14q21q) |
|
5. |
46,ХХ, г(16) |
|
6. |
46,ХХ, t(2;4)(q21;q21) |
|
7. |
46,ХХ/47,ХХ,+21 |
|
7.1.5. Составьте схемы хромосомных мутации:
7.1.6. Заполните таблицу: Классификация генных мутаций по последствиям:
|
Типы генных мутации
|
Описание механизма генных мутаций |
1. |
Нейтральные мутации
|
|
2.
|
Миссенс-мутации
|
|
3.
|
Нонсенс-мутации
|
|
4.
|
Регуляторные мутации
|
|
5. |
Динамические мутации
|
|
7.1.7. Задачи: № 1. В состав гемоглабина человека входят две - цепи (-цепь закодирована в 16-ой хромосоме) и две -цепи (-цепь закодирована в 11-ой хромосоме). В состав -цепи входит 146 аминокислотных остатков, при этом в нормальной –цепи шестым аминокислотным остатком является глутаминовая кислота. С участием нормальной -цепи образуется нормальный гемоглобин – HbA. В транскрибируемой нити участка ДНК, кодирующего -цепь, глутаминовая кислота закодирована триплетом ________ . Если же в результате мутации в ДНК произойдет замена триплета ГАА на триплет ГТА, то на месте глутаминовой кислоты в молекуле гемоглобина в соответствии с генетическим кодом появится _________ . В итоге вместо гемоглобина HbA появится новый
гемоглобин – HbS.Такая замена всего лишь одного нуклеотида и одной аминокислоты одного нуклеотида и одной аминокислоты приводит к развитию тяжелого заболевания – ______________________. Это ________________ мутация.
7.1.8. Если в транскрибируемой нити участка ДНК кодирующего –цепь гемоглобина, произойдет замена триплета ГАА на триплет ГАГ, то из-за избыточности генетического кода замены глутаминовой кислоты не произойдет. В итоге структура –цепи гемоглобина не изменится, и в эритроцитах будет обнаруживаться только нормальный гемоглобин HbA. Таким образом, вовсе не любая генная мутация проявляется в фенотипе. Это__________________ мутация.
8.Контрольные вопросы:
8.1. В чем заключается отличия генных и хромосомных мутаций?
8.2. Когда и как возникают мутации по типу ошибок репликации?
8.3. С чем связан механизм возникновения мутаций по типу сдвига рамки считывания?
8.4. Почему некоторые наследственные болезни называются моногенными?
Занятие № 15
1. Тема: Репарация ДНК
2. Цель: сформировать у студентов знания о молекулярных основах и механизмах восстановления нарушений структуры и функции ДНК
3. Задачи обучения:
- изучить типы повреждений молекулы ДНК и механизмы их возникновения
- изучить типы и механизмы восстановления нормальной структуры и функции ДНК
- изучить типы и уровни защитных антимутационных механизмов организма
- изучить роль нарушений процессов репарации ДНК в возникновении наследственных болезней
4. Основные вопросы темы:
4.1. Антимутационные барьеры.
4.2. Репарация, виды репарации и их механизмы:
- фотореактивация;
- эксцизионная репарация;
- пострепликативная репарация;
- мисс - мэтч репарация;
- SOS- репарация.
4.3. Биологическое и медицинское значение репарации ДНК.
5. Методы обучения: комбинированный метод обучения (беседа, заполнение таблиц, решение ситуационных задач)
6. Литература:
-
Гайнутдинов И.К., Рубан Э.Д. Медицинская генетика. Ростов-на-Дону, 2007, с.170-173.
-
Генетика. Под ред. Иванова В.И. М., 2006, с.164-181.
-
Жестяников В.Д. Репарация ДНК и ее биологическое значение. Л., 1979, с. 285-293.
-
Заяц Р.Г. Общая и медицинская генетика. Ростов-на Дону, 2002, с.137-143.
-
Муминов Т.А., Куандыков Е.У. Основы молекулярной биологии (курс лекций). Алматы, 2007, с.156-157.
-
Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Л. Молекулярная биология. М.,2003, с.78-82.
-
Спивак И.М. Наследственные заболевания с первичными и вторичными дефектами репарации ДНК. //Цитология, 1999, т.41, с.338-379.
-
Щипков В.П., Кривошеина Г.Н. Общая и медицинская генетика. М., 2003, с.132-133.
7. Контроль:
7.1. Оценка компетенций – знание.
7.1.1. Устный опрос по вопросам темы.
7.1.2. Тестовый контроль – 2 варианта по 10 вопросов.
7.1.3. Напишите какие повреждение в молекуле ДНК показаны в схеме:
7.1.4. Заполните таблицу:
Типы репарации |
Характерные особенности |
фотореактивация |
|
эксцизионная |
|
пострепликативная |
|
мисс -мэтч репарация |
|
SOS-репарация |
|
7.1.5. Решение задач: Заполните пропуски в следующих утверждениях.
1. Большая часть спонтанных изменений ДНК быстро ликвидируется за счет процесса ---------; лишь изредка механизм поддержания постоянства структуры ДНК не срабатывает, и появившееся в последовательности нуклеотидов изменение сохраняется; оно называется---------- .
г) Эксцизионная репарация ДНК включает: узнавание измененной части цепи ДНК ферментами, называемыми---------------; последующий ресинтез удаленного участка ферментом------------ и сшивание разрыва, оставшегося в цепи ДНК, ферментом-------------.
7.1.6. Составьте схемы видов репарации:
а) фотореактивация:
б) эксцизионная репарация:
8. Контрольные вопросы:
8.1. Что такое световая репарация ДНК?
8.2. Что такое темновая репарация ДНК?
8.3. В чем заключается особенности SOS – репарации?
8.4. Каковы механизмы развития наследственных болезней, связанных с нарушением процессов репарации ДНК?
Занятие № 16
1. Тема: Молекулярно-генетические методы исследования. Геномика. Генная инженерия
2. Цель: сформировать у студентов знания о современных методах анализа структуры и функции ДНК, достижениях в области расшифровки геномов живых организмов, в.т.ч. человека, принципах генно-инженерных исследований и их значении для современной медицины
3. Задачи обучения:
-
сформировать у студентов представление о современных методах исследования молекул ДНК живых организмов и их применении в практической медицине;
-
сформировать у студентов представление о генно-инженерной технологии и ее применении в медицине и фармации;
-
научить пользоваться электронными базами данных наследственных болезней Мак-Кьюссика (ОМIМ) и др.
4. Основные вопросы темы:
4.1. Структурная организация генома человека. Геномика и ее направления. Программа
«Геном человека» и ее значение.
4.2. Генно-инженерные технологии. Современные достижения генной инженерии и ее
перспективы.
4.3. Основные этапы молекулярного анализа ДНК. Молекулярно-генетические методы
исследования: ПЦР, рестрикция ДНК, методы блот-гибризидации, клонирование
ДНК, секвенирование.
4.4. Основные направления применения современных молекулярно-генетических
методов и технологий в медицине.
5. Методы обучения: комбинированный метод обучения (беседа, заполнение таблиц, работа с геномными базами данных человека)
6. Литература:
-
Албертс Б. и др. Молекулярная биология клетки. М., 1994, 3 том, с. 207-217.
-
Бочков Н.П. Клиническая генетика. М., 2004, с. 21-44.
-
Введение в молекулярную медицину. Под ред. Пальцева М.А. М., 2004, с.11-32, 237-270.
-
Генетика. Под ред. Иванова В.И. М., 2006, с. 327-370.
-
Геномика – медицине. Под ред. Иванова В. И. М., 2006, с.349-376.
-
Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М., 2003, с. 142-162.
-
Коничев А.С., Севастьянова Г.А. Молекулярная биология. М., 2005, с. 150-196, 351-379.
-
Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск, 2003, с.16-30
-
Медицинская биология и генетика. Учебное пособие под ред. проф. Куандыкова Е.У. Алматы, 2004, с.165-168.
-
Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Л. Молекулярная биология. М., 2003, с.87-93.
6.11.Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. М., 2002, том 3, с.215- 242.
6.12. Интернет сайты:
http://bio.fizteh.ru/student/files/biology/biolections/lection20.html.
http://www.bionet.nsc.ru/chair/cib/.
http://www.nsu.ru/education/i4biol/.
http://bio.fizteh.ru/student/files/biology/biolections/lection20.html.
http://www.grani.ru/cloning/articles/perspectives
http://www.rg/vitrina/law/2.shtm
ht tp://www.ropnet.ru/mac/ogonyok/win/200138/38-41-41.html