Файл: УМК ОМ рус. 2011-2012 8.10.2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2020

Просмотров: 4180

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Алматы, 2007.

  1. Фаллер Д.М., Шилдс Д. Молекулярная биология клетки. М., 2006.


7. Контроль:

7.1. Оценка компетенций – знание.

7.1.1. Устный опрос по вопросам темы.

7.1.2. Тестовый контроль – 2 варианта по 15 вопросов.


7.2. Оценка компетенций – практические навыки.

7.2.1. Решение ситуационных задач: Рассчитайте число нуклеосом, необходимых для упаковки ДНК гена, кодирующего белок среднего размера, состоящий из 400 аминокислотных остатков. Величину фрагмента НК 1 нуклеосомы можно считать равной 200 парам нуклеотидов.

7.2.2.На этапе созревания гамет у земноводных в их ооцитах наблюдается образование хромосом типа «Ламповых щеток». При этом каждая хромосома удлиняется в сотни раз и из нее выступают многочисленные петли деспирализованной ДНК, на всем протяжении которых активна транскрипция. Как можно объяснить такое явление.

7.2.3.У человека локус гена, контролирующего группу крови системы Xg сцеплен с Х хромосомой и расположен вблизи конца ее короткого плеча. Объясните тот факт, что в этом случае не подтверждается предсказание, вытекающее из концепции Лайон, т.е. у женщин, являющихся гетерозиготными по указанному гену, не удается выявить двух популяций эритроцитов, имеющих соответствующие антигенные различия. Объясните, почему при световой микроскопии хромосомы не видны в интерфазе, но обнаруживаются во время митоза.

7.2.4. Объясните, почему яйцеклетки и сперматозоиды содержат в два раза меньше ДНК, чем соматические клетки организма. Определите число аутосом и половых хромосом в соматической и зрелой половой клетках мужчины и женщины. Установите вероятность существования нормальных женских и мужских гамет, содержащих Х-хромосому, либо У-хромосому.

7.2.5. Объясните механизмы возникновения и фенотипического проявления полиплоидии и анеуплоидии.

7.2.6. Дайте оценку роли систем репарации повреждений ДНК в процессах жизнедеятельности организмов.

7.2.7. Составьте схему наследования и определите вероятность рождения ребенка с пигментной ксеродермой у родителей, являющихся гетерозиготными по гену этого заболевания (мутантный аллель рецессивен по отношению к гену нормального состояния и локализуется в аутосоме).

7.2.8.Пигментная ксеродерма - редкая, наследуемая по аутосомно-рецессивному типу па­тология. В результате повышенной чувствительности к солнечному свету (ультрафи­олету) у больных уже в раннем возрасте появляются пигментация, сухость кожи, изъ­язвления, рубцы, а затем развивается рак кожи, включая меланомы и карциномы. Средний возраст появления первой опухоли у пациентов — 8 лет, а вероятность развития карцином слизистой рта в 20 000 раз превышает средние значения в попу­ляции. Частота встречаемости заболевания в разных странах составляет от 1/250 000 человек до 1/40 000 человек. Каков механизм канцерогенеза при этой патологии?


7.2.9. Большая часть спонтанных изменений ДНК быстро ликвидируется за счет процесса ---------; лишь изредка механизм поддержания постоянства структуры ДНК не срабатывает, и появившееся в последовательности нуклеотидов изменение сохраняется; оно называется---------- .


7.3. Оценка компетенций – коммуникативные навыки.

7.3.1. Умение правильно изложить материал в беседе, умение работать в команде.

























Занятие19


  1. Тема: Наследственность. Типы наследования


  1. Цель: Сформировать у студентов знания и понимание сущности наследственности, типов наследования признаков (болезней), контролируемых генами, и их применения в практической врачебной деятельности для распознавания наследственного характера заболевания


  1. Задачи обучения:

- раскрыть сущность наследственности как основы жизнедеятельности человека и его значения для возникновения наследственных болезней человека

- ознакомить студентов с основными генетическими терминами и понятиями и объяснить их значение в практической медицине

- научить распознавать на основе полученных знаний наследственный характер заболевания и тип его наследования

- ознакомить с электронными базами данных менделирующих признаков человека Мак-Кьюссика (ОМIМ) и др.


4. Основные вопросы темы:

4.1. Предмет, задачи и методы генетики.

4.2. Основные термины и понятия генетики (аллельные и неаллелные гены, количество аллелей, генотип, фенотип, гомозигота, гетерозигота, гемизигота и т.д.).

4.3. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Их цитологическое обоснование.

4.4. Менделирующие признаки человека. Условия менделирования.

4.5.Значение знания закономерностей моногенного независимого наследования в медицине.

4.6. Роль генетики в заболеваемости и смертности детей


5. Методы обучения:

- комбинированный: устный опрос с проблемным изложением, тестирование с последующим разбором ошибок, решение типовых и ситуационных задач на независимое наследование, заполнение таблицы на образование гамет при независимом наследовании


6. Литература:

    1. Биология. Под ред. Ярыгина В.Н. М., 2001. Кн. 1 с. 222-233.

    2. Генетика. Под ред. Иванова В.И, М., 2006, с. 116-125.

    3. Заяц Р.Г. Общая и медицинская генетика., Р-на-Д., 2002, с. 76-80, 84-87.

    4. Медицинская биология и генетика. Под ред. Куандыкова Е.У., А., 2004, с. 81-98.

    5. Медицинская генетика. Под ред. Бочкова Н.П.. М., 1984, с. 30-33.

    6. Слюсарев А.А, Жукова С.В. Биология, К., 1987, с. 64-71, 80-85.


7. Контроль:

7.1. Оценка компетенций – знание.

7.1.1. Устный опрос по вопросам темы.

7.1.2. Тестовый контроль – 2 варианта по 10 вопросов.

7.1.3. Решение задач (Медицинская биология и генетика. Под. ред. Куандыкова Е.У. с. 87-89, задачи № 1-5,8-12, с. 98-99, № 1-5).

7.1.4. Заполнение таблицы «Образование гамет при моногенном независимом наследовании».

Образование гамет при моногенном независимом наследовании


Моногибридное скрещивание

АА; Аа; Вв; сс


Дигибридное скрещивание

АаВв; ССдд


Полигибридное скрещивание

ВВСсДд



8. Контрольные вопросы:

8.1. В чем состоит сущность наследственности?

8.2. Как передаются наследственные признаки (болезни)?

8.3. Что лежит в основе независимого наследования моногенных признаков?

8.4. Как отличить наследственные болезни от ненаследственных?

8.5. Какую роль играют наследственные болезни в заболеваемости и смертности детей?






















Занятие №20


1. Тема: Сцепленное наследование


2. Цель: Сформировать у студентов знание о сущности сцепленного наследования, основанного на понимании хромосомной теории наследственности, и их применение в практической врачебной деятельности для генетического анализа клинических проявлений болезни.



3. Задачи обучения:

- раскрыть цитологические основы сцепленного наследования

- раскрыть сущность и доказательства хромосомной теории наследственности

- ознакомить студентов с правилами и принципами составления генетических карт хромосом

- раскрыть цитологические и генетические механизмы сцепления нормальных (маркерных) и патологических признаков



  1. Основные вопросы темы:

    1. Сцепленное наследование, определение и сущность

    2. Хромосомная теория наследственности, основные положения и их экспериментальное доказательство

    3. Рекомбинативная изменчивость, механизмы возникновения, медико-генетическое значение

    4. Генетические карты хромосом (генетическое картирование), принципы составления и их использование в клинической генетике

    5. Сцепленное наследование и его использование при анализе родословных больных с наследственной патологией


5. Методы обучения: комбинированный метод обучения (беседа, решение ситуационных задач)


6. Литература:

    1. Биология. Под ред. Ярыгина В.Н. М., 2001. Кн. 1 с. 222-233.

    2. Генетика. Под ред. Иванова В.И, М., 2006, с. 116-125.

    3. Заяц Р.Г. Общая и медицинская генетика., Р-на-Д., 2002, с. 76-80, 84-87.

    4. Медицинская биология и генетика. Под ред. Куандыкова Е.У., А., 2004, с. 81-98.

    5. Медицинская генетика. Под ред. Бочкова Н.П.. М., 1984, с. 30-33.

    6. Слюсарев А.А, Жукова С.В. Биология, К., 1987, с. 64-71, 80-85.


7. Контроль:

7.1. Оценка компетенций – знание.

7.1.1. Устный опрос по вопросам темы.

7.1.2. Тестовый контроль – 2 варианта по 10 вопросов.

7.1.3. Решение задач (Медицинская биология и генетика. Под. ред. Куандыкова Е.У. задачи на стр. 98-101, № 1-3, 9, 15).

7.1.4. Заполнение таблицы «Образование гамет при сцепленном наследовании и нарушении сцепления».

Образование гамет при сцепленном наследовании и нарушении сцепления

Сцепленное наследование

Вс / вС, АД / ад


Нарушение сцепления

Вс / вС, АД / ад



7.1.5. Составить генетическую карту хромосомы: расстояние между генами А и С равняется 12 морганидам, а частота кроссинговера между генами А и В равна 4 процентам кроссинговера. Определите расстояние между генами А,В,С и составте карту.



7.2. Оценка компетенций – практические навыки.

7.2.1. Решение ситуационных задач.


8. Контрольные вопросы:

8.1. Чем отличается сцепленное наследование от независимого наследования?

8.2. Каковы цитологические основы сцепленного наследования?

8.3. Аутосомное наследование, сущность и клинико-генетическое значение.

8.4. Сцепленное с полом (Х и У – хромосомой) наследование, сущность и клинико-генетическое значение.

8.5. Медико-генетическое значение картирования генов.
























Занятие №21

  1. Тема: Действие гена


  1. Цель: Сформировать у студентов знания о механизмах взаимодействия генов в формировании нормальных и патологических признаков.




  1. Задачи обучения:

- разъяснить сущность генетических понятий – генотип, фенотип, аллельные и неаллельные гены

- раскрыть генетические механизмы развития внешних (фенотипических, клинических) признаков у здоровых людей и больных с наследственными заболеваниями

- показать роль взаимодействия аллельных и неаллельных генов в развитии фенотипических признаков

- разъяснить необходимость знания типов и механизмов взаимодействия генов в организме (генотипе) больного для понимания и объяснения развития клинических признаков той или иной наследственной патологии в практической медицине


4. Основные вопросы темы:

        1. Генотип, фенотип: определение, взаимоотношение.

        2. Взаимодействие аллельных генов: рецессивность, неполное доминирование,

сверхдоминирование, кодоминирование.

        1. Множественные аллели. Генетика групп крови. Медицинское значение.

        2. Взаимодействие неаллельных генов: комплементарность, эпистаз, полимерия.

        3. Пенетрантность, экспрессивность. Плейотропия.

        4. Роль и значение взаимодействия генов в развитии фенотипических признаков.


5. Методы обучения: комбинированный метод обучения (беседа, решение ситуационных задач)


6. Литература:

              1. Алиханян С.И., Акифьев А.П., Чернин Л.С. Общая генетика М., 1 том, 1985, с. 53-56.

              2. Биология. Под ред. Ярыгина В.Н. М., кн. 1, 2001, с. 234-242.

              3. Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э. и др. Общая и медицинская генетика. Р-на- Дону.,2002,с.106-116.

              4. Вопросы и задачи по общей биологии и общей и медицинской генетике (с пояснениями). Под ред. проф. Иткеса А.В. М., 2004, с. 68-83.

              5. Генетика. Под ред. Иванова В.И. М., 2006, с.104-112.

              6. Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск, 2006, с. 35-39,55-57.

              7. Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. М., 1989, с. 23-54.

              8. Медицинская биология и генетика. Учебное пособие для студентов под ред. проф. Куандыкова Е.У. Алматы, 2004, с. 104-115.

              9. Куандыков Е.У. Основы общей и медицинской генетики (курс лекций). Алматы, 2007, с. 37-44.


7. Контроль:

7.1. Оценка компетенций – знание.

7.1.1. Устный опрос по вопросам темы.


7.1.2. Тестовый контроль - 2 варианта по 10 вопросов.

7.1.3. Решение cитуационных и типовых задач (Медицинская биология и генетика. Учебное пособие под ред. Куандыкова Е.У., с.112-115, задачи № 2, 5-10,12,14).

7.1.4. Контроль заключительного уровня знаний- решение задач

7.1.5. Ген, определяющий рыжую окраску волос, одновременно обусловливает более светлую окраску кожи и появление веснушек. Каково действие этого гена?

7.1.6. Мутантные аллели различных генов, контролирующих синтез коллагена и фибриллина, приводят к нарушению свойств волокнистой соединительной ткани. Поскольку соединительная ткань - основа всех органов и тканей, то понятны множественные влияния этих мутаций на клиническую картину (фенотип) при таких наследственных болезнях соединительной ткани, как, например, синдром Марфана: нарушения строения сосудистой стенки (особенно аорты), подвывих хрусталика, длинные, тонкие пальцы. Определите действие мутантного гена.

7.1.7. При фенилкетонурии нарушается обмен фенилаланина, в результате чего не синтезируется тирозин. Вследствие этого уменьшается или прекращается образование меланина, что ведёт к гипопигментации кожи, волос и радужки. Патологические метаболиты (фенилпировиноградная кислота и др.) вызывают нарушение процессов развития и функционирования нервной системы (повышенная возбудимость, тремор, судорожные припадки, умственная отсталость). Казалось бы, это очень разнородные симптомы, но в основе всех этих множественных проявлений лежит первичный эффект недостаточности (или отсутствия) активности фенилаланингидроксилазы. Чем это обусловлено?

7.1.8. Два мулата (А1а1А2а2) имеют детей. Можно ли ожидать среди них полных негров, мулатов, белых? Какую долю составят дети каждого типа?

Степень выраженности пигмента указать в процентах:

- А1А1А2А2

- а1 a1 а2а2

- А1А1А2а2

- А1А1а2а2

- А1а1а2а2

7.1.9. Даны значения роста 10 учеников в группе (в см): 140, 143, 150, 151, 155, 158, 160, 162, 164, 167. Каков будет средний рост?

7.1.10. Чем обусловлено то, что у альбиносов пигментация кожи, волос, глаз варьирует в зависимости от возраста и расовой принадлежности.


8. Контрольные вопросы:

8.1. Соотношение между генотипом и фенотипом.

8.2. Чем отличаются аллельные гены от неаллельных?

8.3. Типы взаимодействия аллельных генов.

8.4. Типы взаимодействия неаллельных генов.

8.5. Значение взаимодействия генов в развитии фенотипических (клинических) признаков наследственных болезней.













Занятие №22

  1. Тема: Клеточные механизмы онтогенетического развития


  1. Цель: Сформировать у студентов знания о закономерностях, последовательности, клеточных преобразованиях в процессе нормального онтогенетического развития человека


  1. Задачи обучения:

- раскрыть сущность онтогенеза, типов и периодов онтогенеза

- раскрыть сущность полового размножения, гаметогенеза и оплодотворения

- разъяснить роль и значение гаметогенеза для нормального онтогенетического развития