Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16332
Скачиваний: 267
Заключение
Психотерапия нового века
Если на первых порах, когда телесно-ориентированная психо
терапия еще только отделилась от психоанализа, граница раздела
между ними проходила весьма четко (телесный подход - там, где
допускается физический контакт терапевта с телом пациента, в ор
тодоксальном же психоанализе даже намек на подобные вольности
недопустим), то в дальнейшем ситуация несколько менялась. В на
стоящее время рамки сомато-центрированного подхода можно рас
сматривать шире: это интегративное направление, которое инкор
порирует - не только включает в себя, но и «переплавляет» в еди
ный сплав - различные психокоррекционные техники. При этом
телесный контакт является не обязательным, как это было на заре
становления метода, а факультативным компонентом терапевтичес
кого процесса. Поэтому и сутью подобной терапии является не толь
ко и не столько поиск «мышечных зажимов» и «энергетических»
ощущений пациента. Основополагающий принцип состоит в том,
что особое внимание в терапии уделяется работе с кинестетической
модальностью. Это в первую очередь осознавание телесных ощу
щений, которые связаны с эмоциями и продуцируются подсозна
нием, а затем сознательная проработка этих ощущений, имеющая
дело как с их формой (физиологическая модификация с помощью
мышечного расслабления и дыхания), так и с символическим со
держанием (образная трансформация, вовлекающая также и зри
тельную, и слуховую модальность).
Нельзя не упомянуть о том, что подобный подход вступает в
противоречие с представлениями некоторых методов психокоррек
ции (в частности НЛП, считающим основным принципом «под
стройки» к клиенту работу в предпочитаемой им модальности вос
приятия). Почему же мы утверждаем, что сосредоточенность теле
сной психотерапии именно на ощущениях тела, лежащий в ее основе
«кинестетический принцип» являются обоснованными и продуктив
ными?
532
Заключение
Нужно подчеркнуть, что техники телесно-ориентированной
психокоррекции изначально направлены на гармонизацию эмоци
ональной стороны жизни человека и затрагивают именно эмоцио
нально-насыщенные кинестетические ощущения. Эмоции же все
гда проявляются через кинестетику - так устроена нервная систе
ма человека. И если человек, по терминологии НЛП, чистый
«визуал» или «аудиал» и стойко избегает использования кинесте
тической модальности восприятия, то это само по себе отражает
наличие у него серьезных проблем. Вторично тем самым также на
рушается психологическая адаптация. Это можно сравнить с пове
дением человека, который все делает лишь одной рукой, хотя вто
рая вполне работоспособна, или передвигается на костылях, щадя
одну ногу, причем полностью здоровую.
Подобный стиль восприятия приводит к тому, что кинестети
ческая модальность становится вытесненной, что представляет со
бой физиологическое проявление вытеснения как механизма пси
хологической защиты (Сандомирский М.Е., 19946). Человек не
осознанно пытается избегать отрицательных эмоций, связанных с
негативными впечатлениями и подавленными, травматичными вос
поминаниями. Подобный способ отражения окружающей действи
тельности служит проявлением функционального дисбаланса моз
га. Его устранение с помощью телесно-ориентированных методов
психотерапии решает и лежащие в основе этого дисбаланса психо
логические проблемы.
В чем преимущества телесно-ориентированного подхода в пси
хокоррекции? Наиболее кратко их можно сформулировать следу
ющим образом: именно психология тела - ключ к лечению души.
Перефразируя У. Джеймса, можно сказать, что хотя человек и ду
мает, что он есть то, что он думает, на самом же деле он есть то, что
он чувствует. Отсюда и вытекает важность телесных проявлений
эмоций, служащих в телесной психокоррекции непосредственным
материалом для работы (осознавания, работы с образами). Это со
ответствует и одному из основных принципов психотерапии, пред
ложенных Ф. Перлзом: от логики - к чувствам. Иначе говоря, от
словесного описания проблемы - к ее телесным проявлениям, к
кинестетическим ощущениям. Вне зависимости от того, интерпре
тируем ли мы их как символический язык тела или же рассматрива
ем просто как телесные следы неотреагированных эмоций, они пред
ставляют собой именно ту прочную ткань, на которой подсознание
Психотерапия нового века
533
вышивает бисером свои узоры (Г. Гессе) и которая перекраивается,
подгоняется по новым меркам в процессе личностной трансфор
мации.
И если 3. Фрейд обоснованно называл сны «королевской до
рогой в бессознательное», то еще более целесообразно рассматри
вать ощущения тела, его невербальный язык как наиболее «демо
кратическую» дорогу к бессознательному. Это справедливо потому,
что главный механизм психологической защиты - «цензура» пред-
сознания, которая формируется у ребенка в возрасте 3-5 лет, в пе
риод окончательного становления речи, - блокирует осознавание в
первую очередь словесно оформленных мыслей. Телесные же под
сознательные послания легко обходят эту ловушку. А потому рабо
та с телесными ощущениями позволяет добиться целительного, пси-
хокоррекционного эффекта без осознавания словесного содержания
подавленного, травматичного материала, предоставляя широкие воз
можности для его смешивания, наложения и интеграции.
Соответственно психокоррекционный эффект может быть до
стигнут в обход механизмов сопротивления. Цель психотерапевта
при этом - не вступать с пациентом в конфронтацию (используе
мая в психоанализе экстернализация, вынесение наружу внутрипси-
хического конфликта) и не заставлять его спорить с самим собой
(как это принято в гештальт-терапии или рационально-эмотивной
терапии), а использовать его собственные подсознательные ресур
сы, доступ к которым осуществляется через телесные, кинестети
ческие якоря.
Ряд базовых техник телесной психокоррекции (в первую
очередь мышечная релаксация) широко используются и в поведен
ческих методах психотерапии. На наш взгляд, и телесные, и соб
ственно поведенческие, и когнитивно-бихевиоральные методы
укладываются в русло единого, более широкого подхода к психо
коррекции - физиологически-ориентированного, основанного на
рефлекторной теории высшей нервной деятельности, на известных
психофизиологических закономерностях функционирования не
рвной системы. Это не только «стирание» старых, неадаптивных
рефлексов, их устранение по принципу взаимного торможения по
Дж. Вольпе (нейтрализация одного, нежелательного условного реф
лекса другим, связанным с позитивным психоэмоциональным со
стоянием - проще говоря, «клин клином вышибают»), но и форми
рование новых, полезно-приспособительных реакций. В основе пос-
534
Заключение
ледних лежит переход от пассивного к активному реагированию, от
«сигнальных» условных рефлексов к «оперантным».
Как известно, в первом случае организм пассивно ожидает по
явления определенной внешней информации, служащей сигналом
для дальнейших действий - заблаговременной подготовки к веро
ятным, прогнозируемым событиям (классические условные реф
лексы по И.П. Павлову). Во втором же случае «выученная» реак
ция используется активно, по собственной инициативе - как ин
струмент саморегуляции, применяемый человеком для изменения
собственного психоэмоционального состояния, мобилизации сво
их подсознательных резервов (разновидность оперантных рефлек
сов по Б.Ф. Скиннеру). Именно они целенаправленно создаются в
процессе психокоррекции или личностного роста, обеспечивая че
ловеку сознательное управление собственным подсознанием, дос
туп к внутренним психологическим ресурсам, их полноценное ис
пользование (ресурсный принцип психокоррекции по Л.С. Бело-
городскому). Работа с ними и лежит в основе различных методов
телесно-ориентированной психокоррекции.
У каждого из методов психокоррекции свое место и своя роль
в решении психологических проблем и поддержке личностного ро
ста. В решении этих задач они взаимно дополняют друг друга. Ме
тоды экзистенциальной психотерапии (И. Ялом, Р. Мэй, логотера-
пия по В. Франклу) предназначены для того, чтобы решить страте
гическую задачу - помочь человеку осознать свой индивидуальный
жизненный смысл в его логическом представлении. Трансперсо
нальная терапия предоставляет решение этой задачи в ином выра
жении - образно-архетипическом. Методы рациональной, когнитив
ной психотерапии и терапии реальностью (У. Глассер) решают так
тические задачи, то есть дают человеку возможность построить более
реалистичные и практически осуществимые жизненные планы (ес
тественно, в рамках ранее выявленного жизненного смысла, лично
стного предназначения). Что же касается описываемых методик
телесно-психологической саморегуляции, то они предназначены для
решения оперативных задач. Именно они помогают человеку пере
местить упомянутые планы в действенно-практическую плоскость,
воплотить их в реальность и тем самым приблизиться к выполне
нию собственного предназначения.
Необходимо упомянуть о преемственности и взаимосвязи те
лесно-ориентированных методов психокоррекции и личностного
Психотерапия нового века
535
роста и других психокоррекционных техник. В первую очередь, они
тесно перекликаются с гештальт-терапией - подходом, в котором
исключительно важна направленность внимания пациента на не
вербальную активность - телесные проявления эмоций (движения,
позы, жесты) и особенно осознавание телесных ощущений. Все это
возвращает человека в состояние «здесь-и-теперь», помогает ему
преодолеть пагубную (в прямом смысле невротическую) тенденцию
к чрезмерному абстрагированию, замещающему для него окружаю
щую реальность (Goodrich-Dunn В., Greene E., 2002). Тем более, что
механизмы формирования неадаптивных поведенческих реакций,
особенно импринтинга и обучения по модели (отголосок «стадного
инстинкта», так же, как и сравнение себя с другими, приносящее
много негативных эмоций), по сути, изначально невербальны, «пра-
вополушарны». Поэтому и устранение связанных с ними психоло
гических проблем целесообразно проводить с помощью невербаль
ных, «правополушарных» методов телесной психокоррекции.
Важным моментом личностного роста, связывающим телесно-
ориентированные методы с личностно-ориентированным подходом,
является усиление доверия к чувствам или к организмическому
оценочному процессу (К. Роджерс). Иными словами, к интуитив
ным проявлениям психики, к ее правополушарным механизмам.
Относительно телесных методов личностного роста можно сказать,
что в целом все они направлены на формирование осознанного дос
тупа к интуитивным механизмам психики через телесные ощуще
ния (интуитивные «сигналы тела»). Именно поэтому они способ
ствуют появлению свежести и непосредственности восприятия,
формированию спонтанности поведения и стимулированию твор
ческого воображения на основе интуитивного начала.
В этом проявляется преемственность телесно-ориентирован
ного подхода с гуманистической психологией в целом, одним из ба
зовых положений которой является то, что люди изначально спон
танны (DeCarvalho R., 1991). Здесь необходимо подчеркнуть, что
спонтанность, открытость миру и доверие к нему, простота и есте
ственность не только являются в целом позитивными для челове
ческой психики, но и представляют собой непременные условия
самодостаточности и самоактуализации личности, приближения
человека к его природному естеству. И телесно-ориентированные
методы личностного роста открывают кратчайший путь к достиже
нию этой цели.
536
Заключение