Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 15596

Скачиваний: 254

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Заключение 

Психотерапия нового века 

Если на первых порах, когда телесно-ориентированная психо­

терапия еще только отделилась от психоанализа, граница раздела 
между ними проходила весьма четко (телесный подход - там, где 
допускается физический контакт терапевта с телом пациента, в ор­
тодоксальном же психоанализе даже намек на подобные вольности 
недопустим), то в дальнейшем ситуация несколько менялась. В на­
стоящее время рамки сомато-центрированного подхода можно рас­
сматривать шире: это интегративное направление, которое инкор­
порирует - не только включает в себя, но и «переплавляет» в еди­
ный сплав - различные психокоррекционные техники. При этом 
телесный контакт является не обязательным, как это было на заре 
становления метода, а факультативным компонентом терапевтичес­
кого процесса. Поэтому и сутью подобной терапии является не толь­
ко и не столько поиск «мышечных зажимов» и «энергетических» 
ощущений пациента. Основополагающий принцип состоит в том, 
что особое внимание в терапии уделяется работе с кинестетической 
модальностью. Это в первую очередь осознавание телесных ощу­
щений, которые связаны с эмоциями и продуцируются подсозна­
нием, а затем сознательная проработка этих ощущений, имеющая 
дело как с их формой (физиологическая модификация с помощью 
мышечного расслабления и дыхания), так и с символическим со­
держанием (образная трансформация, вовлекающая также и зри­
тельную, и слуховую модальность). 

Нельзя не упомянуть о том, что подобный подход вступает в 

противоречие с представлениями некоторых методов психокоррек­
ции (в частности НЛП, считающим основным принципом «под­
стройки» к клиенту работу в предпочитаемой им модальности вос­
приятия). Почему же мы утверждаем, что сосредоточенность теле­
сной психотерапии именно на ощущениях тела, лежащий в ее основе 
«кинестетический принцип» являются обоснованными и продуктив­
ными? 

532 

Заключение 


background image

Нужно подчеркнуть, что техники телесно-ориентированной 

психокоррекции изначально направлены на гармонизацию эмоци­
ональной стороны жизни человека и затрагивают именно эмоцио­
нально-насыщенные кинестетические ощущения. Эмоции же все­
гда проявляются через кинестетику - так устроена нервная систе­
ма человека. И если человек, по терминологии НЛП, чистый 
«визуал» или «аудиал» и стойко избегает использования кинесте­
тической модальности восприятия, то это само по себе отражает 
наличие у него серьезных проблем. Вторично тем самым также на­
рушается психологическая адаптация. Это можно сравнить с пове­
дением человека, который все делает лишь одной рукой, хотя вто­
рая вполне работоспособна, или передвигается на костылях, щадя 
одну ногу, причем полностью здоровую. 

Подобный стиль восприятия приводит к тому, что кинестети­

ческая модальность становится вытесненной, что представляет со­
бой физиологическое проявление вытеснения как механизма пси­
хологической защиты (Сандомирский М.Е., 19946). Человек не­
осознанно пытается избегать отрицательных эмоций, связанных с 
негативными впечатлениями и подавленными, травматичными вос­
поминаниями. Подобный способ отражения окружающей действи­
тельности служит проявлением функционального дисбаланса моз­
га. Его устранение с помощью телесно-ориентированных методов 
психотерапии решает и лежащие в основе этого дисбаланса психо­
логические проблемы. 

В чем преимущества телесно-ориентированного подхода в пси­

хокоррекции? Наиболее кратко их можно сформулировать следу­
ющим образом: именно психология тела - ключ к лечению души. 

Перефразируя У. Джеймса, можно сказать, что хотя человек и ду­
мает, что он есть то, что он думает, на самом же деле он есть то, что 
он чувствует. Отсюда и вытекает важность телесных проявлений 
эмоций, служащих в телесной психокоррекции непосредственным 
материалом для работы (осознавания, работы с образами). Это со­
ответствует и одному из основных принципов психотерапии, пред­

ложенных Ф. Перлзом: от логики - к чувствам. Иначе говоря, от 
словесного описания проблемы - к ее телесным проявлениям, к 

кинестетическим ощущениям. Вне зависимости от того, интерпре­

тируем ли мы их как символический язык тела или же рассматрива­
ем просто как телесные следы неотреагированных эмоций, они пред­
ставляют собой именно ту прочную ткань, на которой подсознание 

Психотерапия нового века 

533 


background image

вышивает бисером свои узоры (Г. Гессе) и которая перекраивается, 
подгоняется по новым меркам в процессе личностной трансфор­
мации. 

И если 3. Фрейд обоснованно называл сны «королевской до­

рогой в бессознательное», то еще более целесообразно рассматри­
вать ощущения тела, его невербальный язык как наиболее «демо­
кратическую» дорогу к бессознательному. Это справедливо потому, 
что главный механизм психологической защиты - «цензура» пред-
сознания, которая формируется у ребенка в возрасте 3-5 лет, в пе­
риод окончательного становления речи, - блокирует осознавание в 
первую очередь словесно оформленных мыслей. Телесные же под­
сознательные послания легко обходят эту ловушку. А потому рабо­
та с телесными ощущениями позволяет добиться целительного, пси-
хокоррекционного эффекта без осознавания словесного содержания 
подавленного, травматичного материала, предоставляя широкие воз­
можности для его смешивания, наложения и интеграции. 

Соответственно психокоррекционный эффект может быть до­

стигнут в обход механизмов сопротивления. Цель психотерапевта 
при этом - не вступать с пациентом в конфронтацию (используе­
мая в психоанализе экстернализация, вынесение наружу внутрипси-
хического конфликта) и не заставлять его спорить с самим собой 
(как это принято в гештальт-терапии или рационально-эмотивной 
терапии), а использовать его собственные подсознательные ресур­
сы, доступ к которым осуществляется через телесные, кинестети­
ческие якоря. 

Ряд базовых техник телесной психокоррекции (в первую 

очередь мышечная релаксация) широко используются и в поведен­
ческих методах психотерапии. На наш взгляд, и телесные, и соб­
ственно поведенческие, и когнитивно-бихевиоральные методы 
укладываются в русло единого, более широкого подхода к психо­
коррекции - физиологически-ориентированного, основанного на 
рефлекторной теории высшей нервной деятельности, на известных 
психофизиологических закономерностях функционирования не­
рвной системы. Это не только «стирание» старых, неадаптивных 
рефлексов, их устранение по принципу взаимного торможения по 
Дж. Вольпе (нейтрализация одного, нежелательного условного реф­
лекса другим, связанным с позитивным психоэмоциональным со­

стоянием - проще говоря, «клин клином вышибают»), но и форми­
рование новых, полезно-приспособительных реакций. В основе пос-

534 

Заключение 


background image

ледних лежит переход от пассивного к активному реагированию, от 

«сигнальных» условных рефлексов к «оперантным». 

Как известно, в первом случае организм пассивно ожидает по­

явления определенной внешней информации, служащей сигналом 

для дальнейших действий - заблаговременной подготовки к веро­

ятным, прогнозируемым событиям (классические условные реф­
лексы по И.П. Павлову). Во втором же случае «выученная» реак­
ция используется активно, по собственной инициативе - как ин­
струмент саморегуляции, применяемый человеком для изменения 
собственного психоэмоционального состояния, мобилизации сво­
их подсознательных резервов (разновидность оперантных рефлек­
сов по Б.Ф. Скиннеру). Именно они целенаправленно создаются в 
процессе психокоррекции или личностного роста, обеспечивая че­
ловеку сознательное управление собственным подсознанием, дос­
туп к внутренним психологическим ресурсам, их полноценное ис­
пользование (ресурсный принцип психокоррекции по Л.С. Бело-
городскому). Работа с ними и лежит в основе различных методов 
телесно-ориентированной психокоррекции. 

У каждого из методов психокоррекции свое место и своя роль 

в решении психологических проблем и поддержке личностного ро­
ста. В решении этих задач они взаимно дополняют друг друга. Ме­
тоды экзистенциальной психотерапии (И. Ялом, Р. Мэй, логотера-
пия по В. Франклу) предназначены для того, чтобы решить страте­
гическую задачу - помочь человеку осознать свой индивидуальный 
жизненный смысл в его логическом представлении. Трансперсо­
нальная терапия предоставляет решение этой задачи в ином выра­
жении - образно-архетипическом. Методы рациональной, когнитив­
ной психотерапии и терапии реальностью (У. Глассер) решают так­
тические задачи, то есть дают человеку возможность построить более 
реалистичные и практически осуществимые жизненные планы (ес­
тественно, в рамках ранее выявленного жизненного смысла, лично­
стного предназначения). Что же касается описываемых методик 
телесно-психологической саморегуляции, то они предназначены для 
решения оперативных задач. Именно они помогают человеку пере­
местить упомянутые планы в действенно-практическую плоскость, 
воплотить их в реальность и тем самым приблизиться к выполне­
нию собственного предназначения. 

Необходимо упомянуть о преемственности и взаимосвязи те­

лесно-ориентированных методов психокоррекции и личностного 

Психотерапия нового века 

535 


background image

роста и других психокоррекционных техник. В первую очередь, они 
тесно перекликаются с гештальт-терапией - подходом, в котором 
исключительно важна направленность внимания пациента на не­
вербальную активность - телесные проявления эмоций (движения, 
позы, жесты) и особенно осознавание телесных ощущений. Все это 
возвращает человека в состояние «здесь-и-теперь», помогает ему 
преодолеть пагубную (в прямом смысле невротическую) тенденцию 
к чрезмерному абстрагированию, замещающему для него окружаю­
щую реальность (Goodrich-Dunn В., Greene E., 2002). Тем более, что 
механизмы формирования неадаптивных поведенческих реакций, 
особенно импринтинга и обучения по модели (отголосок «стадного 
инстинкта», так же, как и сравнение себя с другими, приносящее 
много негативных эмоций), по сути, изначально невербальны, «пра-
вополушарны». Поэтому и устранение связанных с ними психоло­
гических проблем целесообразно проводить с помощью невербаль­
ных, «правополушарных» методов телесной психокоррекции. 

Важным моментом личностного роста, связывающим телесно-

ориентированные методы с личностно-ориентированным подходом, 
является усиление доверия к чувствам или к организмическому 
оценочному процессу (К. Роджерс). Иными словами, к интуитив­
ным проявлениям психики, к ее правополушарным механизмам. 
Относительно телесных методов личностного роста можно сказать, 
что в целом все они направлены на формирование осознанного дос­
тупа к интуитивным механизмам психики через телесные ощуще­
ния (интуитивные «сигналы тела»). Именно поэтому они способ­
ствуют появлению свежести и непосредственности восприятия, 
формированию спонтанности поведения и стимулированию твор­
ческого воображения на основе интуитивного начала. 

В этом проявляется преемственность телесно-ориентирован­

ного подхода с гуманистической психологией в целом, одним из ба­
зовых положений которой является то, что люди изначально спон­
танны (DeCarvalho R., 1991). Здесь необходимо подчеркнуть, что 
спонтанность, открытость миру и доверие к нему, простота и есте­
ственность не только являются в целом позитивными для челове­
ческой психики, но и представляют собой непременные условия 
самодостаточности и самоактуализации личности, приближения 
человека к его природному естеству. И телесно-ориентированные 
методы личностного роста открывают кратчайший путь к достиже­
нию этой цели. 

536 

Заключение