Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 15600

Скачиваний: 254

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ни или мучительной внутренней «раздвоенности». Он отгоражива­
ется от окружающих стеной невнимания, непонимания и ложных 
убеждений, потоком ничего не значащих слов. Когда-то Сент-Экзю­
пери писал о том, что главная ценность в мире - человеческое обще­
ние. Именно эту ценность современный человек и утрачивает. Вы­
бирая жизненный стиль глобального, всепроникающего индивиду­

ализма и бездуховности, человек изолирует себя и от коллективного 
бессознательного (в терминологии К.Г. Юнга). Тем самым он воз­
двигает незримый барьер в своей психике, отгораживаясь и от соб­
ственного подсознания. Человек становится глухим к движениям 
собственной души, ее безотчетным порывам, к своим истинным по­
требностям, пытаясь заместить их потребностями иллюзорными, 
навязанными стереотипами - «быть как все». При этом он отказы­
вается от поиска своего истинного «Я», своей самости, от индивиду-
ации («пути к себе») и вынужден «наступать на горло собственной 
песне». 

А отсюда - душевный надлом, кризис, жизнь в состоянии не­

прекращающегося внутрипсихического конфликта. Отсюда утрата, 
вернее, непонимание человеком своего жизненного смысла, питаю­
щее душевную болезнь современного общества - ноогенный невроз 
(В. Франкл) и его социальные последствия в форме невротической 

триады - депрессии, наркомании, агрессивности. Последняя связа­
на с тем, что растущая социальная разобщенность заставляет лю­
дей в лучшем случае относиться друг к другу по принципу «чело­
век человеку - никто», а чаще «человек человеку - потенциальный 
конкурент». В худшем же случае - относиться к другому как к пря­
мому недоброжелателю, считая лучшей защитой от его посяга­
тельств активное, агрессивное противостояние. 

Иными словами, социальное отчуждение неминуемо приводит 

к внутриличностному отчуждению и духовному опустошению. От­
сюда возрастает потребность человека в душевном освобождении 
(Джеймс У., 1993). Подчеркнем, что падение духовности, связан­
ное с образом жизни современного человека и характером окру­
жающей его культурной среды, представляет собой проблему не 
только сегодняшнего дня. Ведь возникла эта проблема еще на заре 
нашего «просвещенного века», у истоков бурного ускорения техни­
ческого прогресса. Так, еще в начале века прошлого российский 
философ И.А. Ильин с горечью писал о том, что «человечество в 
своей массе... оторвалось от духовной почвы» (см. «В поисках смыс-

522 

Глава 6 


background image

ла...»). Проблема XXI века в том, что мы испытываем дефицит ду­
ховности - но

 духовности именно нашего времени.

 Как сказала об 

этом Д. Харрис (2003): «Меняются люди и потребности. И то, что 
было духовностью однажды, уже ею не является. То, что существу­
ет под названием духовность, - это просто набор старых методов...» 

Потому-то зачастую (а пожалуй, и в подавляющем большинстве 

случаев) человек не способен справиться с личным духовным кри­
зисом собственными силами - и значит, психологическая помощь 
ему просто жизненно необходима. 

Таким образом, главная невротическая проблема нашего вре­

мени - чрезмерная рационализация жизни, приводящая к массово­
му воспитанию людей чрезмерно рационального психологического 
склада, что противоречит человеческой природе. В первую очередь, 
это снижает способность человека к переживанию естественных из­
мененных состояний сознания, связанных с общением, вдохнове­
нием, творчеством. При этом остается неудовлетворенной его глу­
бинная психологическая и физиологическая потребность в естест­
венных измененных состояниях сознания, что и описывается как 
«синдром дефицита удовлетворенности» (К. Блюм). Следователь­
но, человек ищет неестественные, суррогатные способы ее удовлет­
ворения - такие, как употребление психоактивных веществ или ком-
пульсивное поведение. Или агрессия, причем направленная как на 
других людей, так и на самого себя, в форме многочисленных забо­
леваний (особенно с явным психосоматическим «уклоном») или 
травм. Или же как попытка отрицания проблем - депрессивный (а 
то и суицидальный) уход от реальности... Восстановить естествен­

ную способность человека к переживанию трансового удовлетворе­
ния и призвана современная психотерапия, особенно ИСС-ориен-

тированная (Сандомирский М.Е., Белогородский Л.С., 2001). 

Способ же решения этих проблем, который предлагает психо­

терапия, заключается в том, чтобы помочь человеку стать в полной 
мере сознательным, научиться сохранять равновесие между неесте­
ственностью многих сторон современного образа жизни и собствен­
ным природным естеством. По мысли А. Эллиса, психотерапия «по­
казывает человеку, что его не отчуждают технология и наука, а он 

сам

 отчуждается посредством иррационального освящения этих ин­

струментов человека, и он может не быть отчужденным». Для этого 
требуется не отказываться от плодов технического прогресса, а все­
го лишь «вступить в контакт с самим собой» (Эллис А., 2002). 

Практические упражнения 

523 


background image

Как известно, человек по своей природе - существо социаль­

ное. Так уж устроена его нервная система, что общение с окружаю­
щими людьми в раннем возрасте просто жизненно необходимо для 
ее нормального развития, а в зрелом возрасте должно служить важ­
нейшей психофизиологической «опорой». Здесь и упомянутое чув­
ство принадлежности, связанное на глубинном уровне с ощуще­
нием безопасности и защищенности, а на другом полюсе - чувство 
востребованности, являющееся источником внутренних сил, само­
уважения и адекватной самооценки. 

Изначально душевное утешение и психологическую поддерж­

ку давала человеку семья, выполняя функцию естественного (спон­
танного, интуитивного) психотерапевта. Но семья традиционно 
устроенная - это большая, патриархальная семья, объединяющая 
несколько поколений. Семья, в которой не только для ребенка, но и 
для взрослого старшие члены семьи обладают авторитетом и пользу­
ются уважением. Семья как группа людей, объединенных общей, 
семейной целью (С. Кови), в которой они автоматически обретают 
жизненный смысл. Семья, естественным расширением или продол­
жением которой становится более масштабная социальная группа, 
построенная вначале на кровном родстве (род, племя), затем на об­
щности территориальной или экономической (община, гильдия). 
Семья, которая в современном обществе давно прекратила свое су­
ществование. 

В качестве иллюстрации приведем поистине пронзительный 

«крик души» В. Бауера и его соавторов, рассматривающих как ес­

тественное порождение образа жизни современного общества кри­
зис семьи, еще в детстве закладывающий для большинства членов 
этого общества «надежный фундамент» будущих психологических 

проблем. «Новейшие исследования по поводу этого «государства 
в государстве», зародышевой клетки нации

 [то есть современной 

семьи

 -

 прим. наше],

 заставляют бить тревогу: традиционно боль­

шие семьи исчезают, различные поколения отделяются друг от дру­
га, от молодых людей требуют, чтобы они полностью отдавали себя 
работе, люди проживают в раздельных клетках, именуемых квар­
тирами, а города разрастаются в монстры: все это разрушительно 

влияет на семью. Все больше женщин вынуждены в одиночку вос­
питывать ребенка, а это влечет за собой не только повышенную на­
грузку на мать, но и психологический стресс для ребенка с различ­
ными отклонениями в психике. Ребенку часто не хватает человека, 

524 

Глава 6 


background image

с которым он мог бы поговорить, кто ухаживал бы за ним и помогал 
бы его воспитанию». Отсюда выводится и необходимость массовой 
психотерапевтической помощи, создания в обществе сети групп пси­
хологической поддержки по принципу «Помоги самому себе» (Ба-
уер В., Дюмоц И., Головин С, 1995). 

Кризис традиционной семьи, забвение семейных ценностей -

источник многочисленных психологических проблем в современ­
ном обществе. Доходит до того, что повышение частоты разводов 
рассматривается западными психологами уже не как проявление 

дезинтеграции общества, а просто как естественная и неизбежная 
ступень на пути перехода к «другому виду брака» (Харрис Д., 2003). 

Разрушение традиционной семьи является порождением глубинных 
процессов, связанных с научно-техническим прогрессом и при­
водящих к изменению жизненного уклада. Быстрота перемен в об­
разе жизни, порой приводящая к его поистине революционным пре­
образованиям, осложняет передачу опыта старших поколений млад­
шим. Тем самым прерывается связь времен, нарушается преемствен­
ность поколений. Разрывается цепочка наследования - разумеется, 

не материального, а духовного. Современное человечество изоли­
руется от своих духовных корней, отгораживается от собственного 
коллективного бессознательного (К.Г. Юнг), отрекается от него, 
постепенно превращаясь в массу разъединенных индивидов - лю­
дей, «не помнящих родства». Отсюда и проблемы «отцов и детей», 
когда жизненный опыт старших просто отвергается молодым поко­
лением, и дефицит любви, внимания и душевного тепла, которые 
даже в благополучной семье ребенок недополучает от родителей на 

глубинном, телесно-психологическом уровне (А. Лоуэн; И. Кренц). 

Отсюда же возникает необходимость в восполнении этого де­

фицита с помощью психотерапевтических методов. Применительно 
к перенесенным во взрослую жизнь глубинным проблемам, истоки 
которых закладываются в раннем детстве, эту работу выполняет те­
лесно-ориентированная психотерапия, возвращающая человека в 
доречевой период его детства (и эволюционного «детства» всего че­
ловечества). Применительно же к проблемам более поверхностным, 
более социализированным и осознанным - рациональная психоте­
рапия (регрессия пациента к детской речи и детской логике). В це­
лом же широкое распространение в обществе представлений совре­

менной психотерапии (то, что называется psychoeducation) и самое 
главное - следование ее рекомендациям, на наш взгляд, действитель-

Практические упражнения 525 


background image

но способно исправить односторонний перекос, техногенный «ук­

лон» современной культуры и направить ее на тот идеальный путь 
развития, который Л. Фейхтвангер (2000) описывал как «путь от 

Европы к Азии, от Ницше к Будде, от старого общества к новому... 
через ограниченное европейское учение силы...- к учению Азии, уче­
нию... созерцательности». 

Возвращаясь к социально-обусловленным истокам индивиду­

альных психологических проблем современного человека, можно 
свести их к одной, центральной, хотя и называемой по-разному -
потере цельности, недостатку духовности, утрате веры. Здесь мы 
имеем в виду веру не религиозную (хотя и в этой сфере наблюдают­
ся аналогичные закономерности), а веру человека в себя, в свои воз­
можности и в собственное жизненное предназначение. Веру в дру­
гих людей, утрата которой и ведет к социальному отчуждению и 

разобщенности. Утрату веры, которая, в свою очередь, является 
следствием всеобъемлющей интеллектуализации и всепроникаю­
щей рационализации жизни (в этом смысле грибоедовское «горе от 
ума» представляется пророчеством, намного опередившим свое вре­
мя). Разрешить эту проблему, помочь уйти от чрезмерной сосредо­
точенности на собственных мыслях и теснее соприкоснуться с чув­
ствами призваны телесные методы психокоррекции. 

Более того, они же могут отчасти помочь преодолеть и неверие 

в себя, и разрыв с окружающими. Для этого необходимо помочь 
взрослому человеку телесно «вернуться в детство» (будь то ассоци­
ации с детством биографическим или эволюционным). А это озна­
чает для него вновь ощутить те незримые узы, которые соединяли 
когда-то грудного ребенка с матерью, а первобытно-естественного, 
«нецивилизованного» человека объединяли с его соплеменниками. 
Почувствовать, что он не одинок, что он нужен другим и в некото­
ром смысле (пусть даже безвестно, заочно, анонимно) любим, и тем 
самым буквально почувствовать, что живет он не напрасно. Помочь 
почувствовать то общее, что объединяет человека с себе подобны­
ми. То, что А. Адлер называл «чувством общности», а КГ. Юнг -

«коллективным бессознательным». То, что придает индивиду ощу­

щение принадлежности к человечеству в целом, сопричастности 
чему-то высокому, ощущение внутренней, духовной силы и уверен­
ности в себе. Причем почувствовать в прямом смысле, телесно, то 
есть прийти к желаемому состоянию кратчайшим путем. 

И если главное содержание душевной жизни составляет ее 

наполненность смыслом (Шпрангер Э., 1980), то для психокоррек-

526 

Глава 6