Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16630
Скачиваний: 272
ни или мучительной внутренней «раздвоенности». Он отгоражива
ется от окружающих стеной невнимания, непонимания и ложных
убеждений, потоком ничего не значащих слов. Когда-то Сент-Экзю
пери писал о том, что главная ценность в мире - человеческое обще
ние. Именно эту ценность современный человек и утрачивает. Вы
бирая жизненный стиль глобального, всепроникающего индивиду
ализма и бездуховности, человек изолирует себя и от коллективного
бессознательного (в терминологии К.Г. Юнга). Тем самым он воз
двигает незримый барьер в своей психике, отгораживаясь и от соб
ственного подсознания. Человек становится глухим к движениям
собственной души, ее безотчетным порывам, к своим истинным по
требностям, пытаясь заместить их потребностями иллюзорными,
навязанными стереотипами - «быть как все». При этом он отказы
вается от поиска своего истинного «Я», своей самости, от индивиду-
ации («пути к себе») и вынужден «наступать на горло собственной
песне».
А отсюда - душевный надлом, кризис, жизнь в состоянии не
прекращающегося внутрипсихического конфликта. Отсюда утрата,
вернее, непонимание человеком своего жизненного смысла, питаю
щее душевную болезнь современного общества - ноогенный невроз
(В. Франкл) и его социальные последствия в форме невротической
триады - депрессии, наркомании, агрессивности. Последняя связа
на с тем, что растущая социальная разобщенность заставляет лю
дей в лучшем случае относиться друг к другу по принципу «чело
век человеку - никто», а чаще «человек человеку - потенциальный
конкурент». В худшем же случае - относиться к другому как к пря
мому недоброжелателю, считая лучшей защитой от его посяга
тельств активное, агрессивное противостояние.
Иными словами, социальное отчуждение неминуемо приводит
к внутриличностному отчуждению и духовному опустошению. От
сюда возрастает потребность человека в душевном освобождении
(Джеймс У., 1993). Подчеркнем, что падение духовности, связан
ное с образом жизни современного человека и характером окру
жающей его культурной среды, представляет собой проблему не
только сегодняшнего дня. Ведь возникла эта проблема еще на заре
нашего «просвещенного века», у истоков бурного ускорения техни
ческого прогресса. Так, еще в начале века прошлого российский
философ И.А. Ильин с горечью писал о том, что «человечество в
своей массе... оторвалось от духовной почвы» (см. «В поисках смыс-
522
Глава 6
ла...»). Проблема XXI века в том, что мы испытываем дефицит ду
ховности - но
духовности именно нашего времени.
Как сказала об
этом Д. Харрис (2003): «Меняются люди и потребности. И то, что
было духовностью однажды, уже ею не является. То, что существу
ет под названием духовность, - это просто набор старых методов...»
Потому-то зачастую (а пожалуй, и в подавляющем большинстве
случаев) человек не способен справиться с личным духовным кри
зисом собственными силами - и значит, психологическая помощь
ему просто жизненно необходима.
Таким образом, главная невротическая проблема нашего вре
мени - чрезмерная рационализация жизни, приводящая к массово
му воспитанию людей чрезмерно рационального психологического
склада, что противоречит человеческой природе. В первую очередь,
это снижает способность человека к переживанию естественных из
мененных состояний сознания, связанных с общением, вдохнове
нием, творчеством. При этом остается неудовлетворенной его глу
бинная психологическая и физиологическая потребность в естест
венных измененных состояниях сознания, что и описывается как
«синдром дефицита удовлетворенности» (К. Блюм). Следователь
но, человек ищет неестественные, суррогатные способы ее удовлет
ворения - такие, как употребление психоактивных веществ или ком-
пульсивное поведение. Или агрессия, причем направленная как на
других людей, так и на самого себя, в форме многочисленных забо
леваний (особенно с явным психосоматическим «уклоном») или
травм. Или же как попытка отрицания проблем - депрессивный (а
то и суицидальный) уход от реальности... Восстановить естествен
ную способность человека к переживанию трансового удовлетворе
ния и призвана современная психотерапия, особенно ИСС-ориен-
тированная (Сандомирский М.Е., Белогородский Л.С., 2001).
Способ же решения этих проблем, который предлагает психо
терапия, заключается в том, чтобы помочь человеку стать в полной
мере сознательным, научиться сохранять равновесие между неесте
ственностью многих сторон современного образа жизни и собствен
ным природным естеством. По мысли А. Эллиса, психотерапия «по
казывает человеку, что его не отчуждают технология и наука, а он
сам
отчуждается посредством иррационального освящения этих ин
струментов человека, и он может не быть отчужденным». Для этого
требуется не отказываться от плодов технического прогресса, а все
го лишь «вступить в контакт с самим собой» (Эллис А., 2002).
Практические упражнения
523
Как известно, человек по своей природе - существо социаль
ное. Так уж устроена его нервная система, что общение с окружаю
щими людьми в раннем возрасте просто жизненно необходимо для
ее нормального развития, а в зрелом возрасте должно служить важ
нейшей психофизиологической «опорой». Здесь и упомянутое чув
ство принадлежности, связанное на глубинном уровне с ощуще
нием безопасности и защищенности, а на другом полюсе - чувство
востребованности, являющееся источником внутренних сил, само
уважения и адекватной самооценки.
Изначально душевное утешение и психологическую поддерж
ку давала человеку семья, выполняя функцию естественного (спон
танного, интуитивного) психотерапевта. Но семья традиционно
устроенная - это большая, патриархальная семья, объединяющая
несколько поколений. Семья, в которой не только для ребенка, но и
для взрослого старшие члены семьи обладают авторитетом и пользу
ются уважением. Семья как группа людей, объединенных общей,
семейной целью (С. Кови), в которой они автоматически обретают
жизненный смысл. Семья, естественным расширением или продол
жением которой становится более масштабная социальная группа,
построенная вначале на кровном родстве (род, племя), затем на об
щности территориальной или экономической (община, гильдия).
Семья, которая в современном обществе давно прекратила свое су
ществование.
В качестве иллюстрации приведем поистине пронзительный
«крик души» В. Бауера и его соавторов, рассматривающих как ес
тественное порождение образа жизни современного общества кри
зис семьи, еще в детстве закладывающий для большинства членов
этого общества «надежный фундамент» будущих психологических
проблем. «Новейшие исследования по поводу этого «государства
в государстве», зародышевой клетки нации
[то есть современной
семьи
-
прим. наше],
заставляют бить тревогу: традиционно боль
шие семьи исчезают, различные поколения отделяются друг от дру
га, от молодых людей требуют, чтобы они полностью отдавали себя
работе, люди проживают в раздельных клетках, именуемых квар
тирами, а города разрастаются в монстры: все это разрушительно
влияет на семью. Все больше женщин вынуждены в одиночку вос
питывать ребенка, а это влечет за собой не только повышенную на
грузку на мать, но и психологический стресс для ребенка с различ
ными отклонениями в психике. Ребенку часто не хватает человека,
524
Глава 6
с которым он мог бы поговорить, кто ухаживал бы за ним и помогал
бы его воспитанию». Отсюда выводится и необходимость массовой
психотерапевтической помощи, создания в обществе сети групп пси
хологической поддержки по принципу «Помоги самому себе» (Ба-
уер В., Дюмоц И., Головин С, 1995).
Кризис традиционной семьи, забвение семейных ценностей -
источник многочисленных психологических проблем в современ
ном обществе. Доходит до того, что повышение частоты разводов
рассматривается западными психологами уже не как проявление
дезинтеграции общества, а просто как естественная и неизбежная
ступень на пути перехода к «другому виду брака» (Харрис Д., 2003).
Разрушение традиционной семьи является порождением глубинных
процессов, связанных с научно-техническим прогрессом и при
водящих к изменению жизненного уклада. Быстрота перемен в об
разе жизни, порой приводящая к его поистине революционным пре
образованиям, осложняет передачу опыта старших поколений млад
шим. Тем самым прерывается связь времен, нарушается преемствен
ность поколений. Разрывается цепочка наследования - разумеется,
не материального, а духовного. Современное человечество изоли
руется от своих духовных корней, отгораживается от собственного
коллективного бессознательного (К.Г. Юнг), отрекается от него,
постепенно превращаясь в массу разъединенных индивидов - лю
дей, «не помнящих родства». Отсюда и проблемы «отцов и детей»,
когда жизненный опыт старших просто отвергается молодым поко
лением, и дефицит любви, внимания и душевного тепла, которые
даже в благополучной семье ребенок недополучает от родителей на
глубинном, телесно-психологическом уровне (А. Лоуэн; И. Кренц).
Отсюда же возникает необходимость в восполнении этого де
фицита с помощью психотерапевтических методов. Применительно
к перенесенным во взрослую жизнь глубинным проблемам, истоки
которых закладываются в раннем детстве, эту работу выполняет те
лесно-ориентированная психотерапия, возвращающая человека в
доречевой период его детства (и эволюционного «детства» всего че
ловечества). Применительно же к проблемам более поверхностным,
более социализированным и осознанным - рациональная психоте
рапия (регрессия пациента к детской речи и детской логике). В це
лом же широкое распространение в обществе представлений совре
менной психотерапии (то, что называется psychoeducation) и самое
главное - следование ее рекомендациям, на наш взгляд, действитель-
Практические упражнения 525
но способно исправить односторонний перекос, техногенный «ук
лон» современной культуры и направить ее на тот идеальный путь
развития, который Л. Фейхтвангер (2000) описывал как «путь от
Европы к Азии, от Ницше к Будде, от старого общества к новому...
через ограниченное европейское учение силы...- к учению Азии, уче
нию... созерцательности».
Возвращаясь к социально-обусловленным истокам индивиду
альных психологических проблем современного человека, можно
свести их к одной, центральной, хотя и называемой по-разному -
потере цельности, недостатку духовности, утрате веры. Здесь мы
имеем в виду веру не религиозную (хотя и в этой сфере наблюдают
ся аналогичные закономерности), а веру человека в себя, в свои воз
можности и в собственное жизненное предназначение. Веру в дру
гих людей, утрата которой и ведет к социальному отчуждению и
разобщенности. Утрату веры, которая, в свою очередь, является
следствием всеобъемлющей интеллектуализации и всепроникаю
щей рационализации жизни (в этом смысле грибоедовское «горе от
ума» представляется пророчеством, намного опередившим свое вре
мя). Разрешить эту проблему, помочь уйти от чрезмерной сосредо
точенности на собственных мыслях и теснее соприкоснуться с чув
ствами призваны телесные методы психокоррекции.
Более того, они же могут отчасти помочь преодолеть и неверие
в себя, и разрыв с окружающими. Для этого необходимо помочь
взрослому человеку телесно «вернуться в детство» (будь то ассоци
ации с детством биографическим или эволюционным). А это озна
чает для него вновь ощутить те незримые узы, которые соединяли
когда-то грудного ребенка с матерью, а первобытно-естественного,
«нецивилизованного» человека объединяли с его соплеменниками.
Почувствовать, что он не одинок, что он нужен другим и в некото
ром смысле (пусть даже безвестно, заочно, анонимно) любим, и тем
самым буквально почувствовать, что живет он не напрасно. Помочь
почувствовать то общее, что объединяет человека с себе подобны
ми. То, что А. Адлер называл «чувством общности», а КГ. Юнг -
«коллективным бессознательным». То, что придает индивиду ощу
щение принадлежности к человечеству в целом, сопричастности
чему-то высокому, ощущение внутренней, духовной силы и уверен
ности в себе. Причем почувствовать в прямом смысле, телесно, то
есть прийти к желаемому состоянию кратчайшим путем.
И если главное содержание душевной жизни составляет ее
наполненность смыслом (Шпрангер Э., 1980), то для психокоррек-
526
Глава 6