Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16280

Скачиваний: 267

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ции справедливо и обратное - обретение человеком позитивного жиз­
ненного смысла (В. Франкл) равносильно обретению духовности. 
Помочь в решении этой задачи и призвана психотерапия, практи­
ческая психологическая помощь. Помочь в преодолении духовного 
кризиса не только на уровне отдельной личности, но и в социальном 
масштабе. Иными словами, помочь человечеству преодолеть его не­

достатки и не пасть духом. Помочь ему мирно ужиться с самим со­
бой и с тем искусственным миром, который, хотя и создан его соб­
ственными руками, во многом противоречит человеческой природе. 

И в конечном счете помочь человечеству... выжить в условиях науч­
но-технического прогресса, оправдывая тем самым прогноз 
Е. Островского (1996) о том, что психология должна стать наукой 
XXI века, а гуманитарные, психологические технологии - важней­
шим фактором развития общества в новом веке. 

Путь излечения невротических проблем 
и преодоления трудностей личностного роста -
от сознания индивидуального

 к

 групповому 

Хотя мы говорим о том, что в психологических проблемах от­

дельного человека «виноваты» общество, порождаемый техничес­
ким прогрессом современный образ жизни и культивируемый мас­
совым сознанием образ мыслей, но это еще не дает ясного представ­
ления о путях решения таких проблем. Ведь как подчеркивали 

классики философии, жить в обществе и быть свободным от обще­
ства нельзя. И если психологические проблемы порождаются не­
устранимыми причинами вне человека, то может ли он избавиться 
от них собственными силами? Или все это нескончаемые суетные 
попытки, приносящие лишь временное улучшение с последующим 
неизбежным возвратом к старому, иными словами, сизифов труд? 
А может быть, говоря словами А. Блока, «вечный бой», принципи­
альная недостижимость внутренней тишины и покоя? Или же это 
нескончаемое «колесо страданий», из которых, согласно представ­
лениям буддизма, состоит вся наша жизнь? 

С помощью описанных телесно-психологических методов че­

ловек действительно может избавиться от болезненных травм про­

шлого. Может он и достаточно успешно управлять своим самочув-

Практические упражнения 

527 


background image

ствием в настоящем, создавая физический и душевный комфорт. 

Может и «достраивать» себя самого, совершенствовать собствен­
ную личность. Но... все это требует затрат определенных ресурсов. 
И здесь складывается парадоксальная ситуация потенциально-энер­
гетической «ямы», препятствующая выходу из душевного тупика, 
«консервирующая» психологические комплексы в их первозданном 

виде. Иными словами, в общем виде противоречие между психоло­
гическими механизмами поддержания стабильности и готовностью 
к изменениям. 

Как гласит древняя мудрость, «времена меняются, и мы меня­

емся вместе с ними». Но меняемся пассивно, под влиянием обстоя­
тельств. Когда же человек хочет измениться по своей собственной 
воле, он должен приложить к этому немалые усилия. Ведь, несмот­
ря на то, что подсознательные глубины психики являются поистине 
неисчерпаемым кладезем ресурсов, необходимых и достаточных для 
решения стоящих перед человеком проблем, доступ к этим ресурсам 
порой затруднен. Особенно в начале долгого пути личностного рос­
та, пока еще не преодолены внутренние барьеры и ограничения, пока 
не набрана «критическая масса» внутренней трансформации. 

Именно поэтому, в дополнение к описанному подходу исполь­

зования внутренних ресурсов и провозглашенному ранее принци­
пу «опоры на собственные силы», на определенном этапе разреше­
ния психологических проблем бывает полезна и опора внешняя -
как то самое исключение, которое подтверждает правило. В конце 
концов, каждому человеку свойственно в трудные минуты искать 
помощи и поддержки - подобное поведение закреплено на инстин­
ктивном уровне. Имеется в виду не инфантильный поиск вообра­
жаемых «родителей» (защитников, спасителей, покровителей), 
а вынесение внутренних психологических проблем на обозрение 
окружающих, экстернализация внутрипсихического конфликта 

(В. Райх). И тогда поддержка, которая приходит извне, помогает 
человеку пробиться через собственное внутреннее непонимание. 

Эта

 допустимая

 опора на других людей не заменяет для ин­

дивида собственных усилий, а имеет для него скорее символичес­

кое, вспомогательное значение дополнительного аргумента в спо­
ре с самим собой. И здесь важен баланс автономии и кооперации, 
способности принять на себя ответственность и готовности дове­
риться другим людям. Ведь если упование на помощь извне чре­
вато зависимостью, инфантильностью, то и отказ от внешней по-

528 

Глава 6 


background image

мощи - это тоже ограничение выбора, снижение адаптивных воз­
можностей. Именно в поддержании этого зыбкого равновесия меж­
ду способностью принимать и способностью отдавать или движе­
ния «к людям» и «от людей» (по К. Хорни) и заключается рецепт 
успешной психологической адаптации, а заодно и действительная 
зрелость личности. 

И если общество порождает многие распространенные психо­

логические проблемы нашего времени, то оно же может и помочь 
их решить. Но не абстрактное и неодушевленное общество в целом, 
с которым человек непосредственно не сталкивается, а конкретные 
социальные группы, выступающие посредником между индивидом 

и обществом, где реальные люди соприкасаются «лицом к лицу». 
Ведь человеку нужно что-то большее, чем он сам, - нужно объеди­
нение других людей, общение с ними. Общение искреннее и эмпа-

тическое, в котором большую роль играют невербальные компо­

ненты взаимодействия. Общение как необходимый вид человечес­
кой деятельности, без которого жизнь человека просто-напросто 
невозможна (философско-антропологическая теория общения, по 
Е.В. Руденскому). Общение, протекающее именно в группе, кото­
рая выступает при этом как коллективный психотерапевт. 

В то время как на индивидуальном уровне наиболее общим 

способом лечения душевных ран и разрешения внутренних конф­
ликтов является личностный рост, на более высоком, надындиви­

дуальном уровне универсальным рецептом исцеления души чело­

века является его принадлежность к чему-то большему, чем инди­
видуальное «Я». По сути, это возврат человека к своему природному 
естеству, так как принадлежность к человеческой общности - будь 
то традиционная семья, рабочая команда, группа единомышленни­
ков, неформальное объединение людей по интересам или религиоз­
ная община - опирается на инстинктивные механизмы. Ведь чело­
век по самой своей психобиологической природе - существо соци­
альное, и поэтому искреннее и душевное общение с ближними ему 
просто жизненно необходимо. Именно поэтому в современном об­
ществе, где отношения формализованы и бездушны, он страдает от 

«публичного одиночества» и других экзистенциальных проблем. 
Включенность же в группу, удовлетворяющую глубинную потреб­
ность человеческой психики в принадлежности (А. Маслоу), авто­

матически способствует исцелению «невротической личности на­
шего времени». Самый естественный и прямой «путь к себе» в то 

Практические упражнения  5 2 9 

18 - 11116 


background image

же время оказывается дорогой к другим, и путь к разрешению уни­
версальных психологических проблем индивидуального существо­
вания лежит через создание человеческой общности. 

В психотерапии, пожалуй, впервые об этом сказал А. Адлер, 

предложивший излечение невроза «путем развития чувства общно­
сти» (Адлер А., 2002). Как обсуждалось ранее, многие невротичес­
кие проблемы, уходящие корнями в детство, связаны с психологи­
ческой регрессией, с тем, что взрослый человек часто находится в 
позиции ребенка (по Э. Берну). В этом плане авторитет группового 

мнения становится для пациента дополнительным фактором само­
воспитания и устранения подобных «пережитков детства», а сама 
психокоррекционная группа символически выступает как «коллек­
тивный взрослый», помогающий эти проблемы преодолеть. В со­
временной групповой психотерапии в качестве важнейшего груп­
пового механизма разрешения индивидуальных психологических 
проблем рассматривается также групповая сплоченность, благода­
ря которой участники группы дарят друг другу эмпатию, душевную 
близость (Кочюнас Р., 2000), сочувствие и сопереживание. За счет 
сплоченности в некотором контексте происходит и обретение участ­
никами группы общего жизненного смысла, традиционно описыва­
емое как «закон духовного единства» (Г. Лебон). По мнению 

П. Вайнцвайга (1990), именно подобные неформальные группы, ха­
рактеризующиеся эмпатией, сплоченностью и общностью целей их 

участников, «обладают более высокой

 синергией:

 большим психо­

логическим удовлетворением, меньшим количеством стрессов, 
большим сотрудничеством, более высоким духом товарищества и 
реальным ощущением личного счастья». Это соответствует есте­
ственному состоянию человеческой психики и обеспечивает прео­
доление как основных психологических проблем зрелого человека, 
так и их источников, берущих начало в раннем возрасте - базовой 
тревоги по К. Хорни (Робер М.-А., Тильман Ф., 1988) и последствий 

сепарации (по М. Малер), отделения от матери. 

В реальной жизни, за пределами искусственно созданного, 

«тепличного» психотерапевтического круга общения, необходимым 
условием вхождения человека в такую группу является его есте­
ственность - открытость и осознанность чувств, способность к эм-
патии. Эмпатия выступает здесь не только как катализатор обще­
ния, но и как незримый магнит, притягивающий людей (главный 
механизм аттракции, естественного, «стихийного» возникновения 

530 

Глава 6 


background image

подобных групп), а также цементирующий их единство (механизм 
согласия, стабилизации группы). Невербально-эмпатическое обще­
ние может рассматриваться в качестве изначально-естественного, 
инстинктивного механизма коммуникации. Именно за счет подоб­
ного подсознательного, интуитивного взаимодействия происходит 
синхронизация психических процессов участников группы, которая 
психологически описывается как «коллективное мышление без кол­
лективного мозга» (Г. Тард), неврологически - «коллективные реф­
лексы» (В.М. Бехтерев), физиологически - «виртуальный мозг» 
(О.И. Коекина). 

Говоря об особенностях телесно-ориентированного подхода в 

групповой психотерапии, необходимо подчеркнуть следующее. Пси­
хологическая включенность человека в группу представляется как 
его переход от «Я» к «Мы», от самоидентификации к групповой 
идентификации, который сопровождается и переходом от «чувства 
Я» как регулятора поведения (А.Н. Лебедев-Любимов) к «чувству 

Мы» (Б.Ф. Поршнев), в том числе и в телесном плане. Телесным 

коррелятом упомянутого «чувства общности» выступает определен­
ный комплекс кинестетических ощущений (и ассоциированных с 
ними образов), который может быть использован для саморегуля­
ции. Выработка у участников психокоррекционной группы навыка 
управления психическими процессами через телесный опыт способ­
ствует синхронизации этих процесов в группе. 

В свою очередь, естественная групповая синхронизация пси­

хических процессов облегчает для участников группы вхождение в 
измененные состояния сознания во время групповых психотехни­
ческих процедур. Психокоррекционная группа выступает в качестве 
своеобразного «тренажера» и «усилителя» ИСС. Действительно, 
у участников группы ИСС возникают легче за счет ряда механиз­
мов: на эмоциональном уровне - взаимного индуцирования (эмо­

ционального «заражения», групповой эмпатии), на когнитивном 
уровне создающего взаимовнушение, а на поведенческом - взаим­
ное подражание. Наиболее ярко эти эффекты проявляются именно 
в телесно-психотерапевтической группе, за счет наибольшей выра­
женности эмпатии и наименьшей интенсивности «отвлекающей» 
вербальной коммуникации. Поэтому справедливо будет заявить о 
том, что телесно-ориентированная психотерапия в группе дает лю­
дям телесный пример (или телесный путь) обретения духовного 
единства. 

Практические упражнения  j 3 1 

18*