Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16625
Скачиваний: 272
ции справедливо и обратное - обретение человеком позитивного жиз
ненного смысла (В. Франкл) равносильно обретению духовности.
Помочь в решении этой задачи и призвана психотерапия, практи
ческая психологическая помощь. Помочь в преодолении духовного
кризиса не только на уровне отдельной личности, но и в социальном
масштабе. Иными словами, помочь человечеству преодолеть его не
достатки и не пасть духом. Помочь ему мирно ужиться с самим со
бой и с тем искусственным миром, который, хотя и создан его соб
ственными руками, во многом противоречит человеческой природе.
И в конечном счете помочь человечеству... выжить в условиях науч
но-технического прогресса, оправдывая тем самым прогноз
Е. Островского (1996) о том, что психология должна стать наукой
XXI века, а гуманитарные, психологические технологии - важней
шим фактором развития общества в новом веке.
Путь излечения невротических проблем
и преодоления трудностей личностного роста -
от сознания индивидуального
к
групповому
Хотя мы говорим о том, что в психологических проблемах от
дельного человека «виноваты» общество, порождаемый техничес
ким прогрессом современный образ жизни и культивируемый мас
совым сознанием образ мыслей, но это еще не дает ясного представ
ления о путях решения таких проблем. Ведь как подчеркивали
классики философии, жить в обществе и быть свободным от обще
ства нельзя. И если психологические проблемы порождаются не
устранимыми причинами вне человека, то может ли он избавиться
от них собственными силами? Или все это нескончаемые суетные
попытки, приносящие лишь временное улучшение с последующим
неизбежным возвратом к старому, иными словами, сизифов труд?
А может быть, говоря словами А. Блока, «вечный бой», принципи
альная недостижимость внутренней тишины и покоя? Или же это
нескончаемое «колесо страданий», из которых, согласно представ
лениям буддизма, состоит вся наша жизнь?
С помощью описанных телесно-психологических методов че
ловек действительно может избавиться от болезненных травм про
шлого. Может он и достаточно успешно управлять своим самочув-
Практические упражнения
527
ствием в настоящем, создавая физический и душевный комфорт.
Может и «достраивать» себя самого, совершенствовать собствен
ную личность. Но... все это требует затрат определенных ресурсов.
И здесь складывается парадоксальная ситуация потенциально-энер
гетической «ямы», препятствующая выходу из душевного тупика,
«консервирующая» психологические комплексы в их первозданном
виде. Иными словами, в общем виде противоречие между психоло
гическими механизмами поддержания стабильности и готовностью
к изменениям.
Как гласит древняя мудрость, «времена меняются, и мы меня
емся вместе с ними». Но меняемся пассивно, под влиянием обстоя
тельств. Когда же человек хочет измениться по своей собственной
воле, он должен приложить к этому немалые усилия. Ведь, несмот
ря на то, что подсознательные глубины психики являются поистине
неисчерпаемым кладезем ресурсов, необходимых и достаточных для
решения стоящих перед человеком проблем, доступ к этим ресурсам
порой затруднен. Особенно в начале долгого пути личностного рос
та, пока еще не преодолены внутренние барьеры и ограничения, пока
не набрана «критическая масса» внутренней трансформации.
Именно поэтому, в дополнение к описанному подходу исполь
зования внутренних ресурсов и провозглашенному ранее принци
пу «опоры на собственные силы», на определенном этапе разреше
ния психологических проблем бывает полезна и опора внешняя -
как то самое исключение, которое подтверждает правило. В конце
концов, каждому человеку свойственно в трудные минуты искать
помощи и поддержки - подобное поведение закреплено на инстин
ктивном уровне. Имеется в виду не инфантильный поиск вообра
жаемых «родителей» (защитников, спасителей, покровителей),
а вынесение внутренних психологических проблем на обозрение
окружающих, экстернализация внутрипсихического конфликта
(В. Райх). И тогда поддержка, которая приходит извне, помогает
человеку пробиться через собственное внутреннее непонимание.
Эта
допустимая
опора на других людей не заменяет для ин
дивида собственных усилий, а имеет для него скорее символичес
кое, вспомогательное значение дополнительного аргумента в спо
ре с самим собой. И здесь важен баланс автономии и кооперации,
способности принять на себя ответственность и готовности дове
риться другим людям. Ведь если упование на помощь извне чре
вато зависимостью, инфантильностью, то и отказ от внешней по-
528
Глава 6
мощи - это тоже ограничение выбора, снижение адаптивных воз
можностей. Именно в поддержании этого зыбкого равновесия меж
ду способностью принимать и способностью отдавать или движе
ния «к людям» и «от людей» (по К. Хорни) и заключается рецепт
успешной психологической адаптации, а заодно и действительная
зрелость личности.
И если общество порождает многие распространенные психо
логические проблемы нашего времени, то оно же может и помочь
их решить. Но не абстрактное и неодушевленное общество в целом,
с которым человек непосредственно не сталкивается, а конкретные
социальные группы, выступающие посредником между индивидом
и обществом, где реальные люди соприкасаются «лицом к лицу».
Ведь человеку нужно что-то большее, чем он сам, - нужно объеди
нение других людей, общение с ними. Общение искреннее и эмпа-
тическое, в котором большую роль играют невербальные компо
ненты взаимодействия. Общение как необходимый вид человечес
кой деятельности, без которого жизнь человека просто-напросто
невозможна (философско-антропологическая теория общения, по
Е.В. Руденскому). Общение, протекающее именно в группе, кото
рая выступает при этом как коллективный психотерапевт.
В то время как на индивидуальном уровне наиболее общим
способом лечения душевных ран и разрешения внутренних конф
ликтов является личностный рост, на более высоком, надындиви
дуальном уровне универсальным рецептом исцеления души чело
века является его принадлежность к чему-то большему, чем инди
видуальное «Я». По сути, это возврат человека к своему природному
естеству, так как принадлежность к человеческой общности - будь
то традиционная семья, рабочая команда, группа единомышленни
ков, неформальное объединение людей по интересам или религиоз
ная община - опирается на инстинктивные механизмы. Ведь чело
век по самой своей психобиологической природе - существо соци
альное, и поэтому искреннее и душевное общение с ближними ему
просто жизненно необходимо. Именно поэтому в современном об
ществе, где отношения формализованы и бездушны, он страдает от
«публичного одиночества» и других экзистенциальных проблем.
Включенность же в группу, удовлетворяющую глубинную потреб
ность человеческой психики в принадлежности (А. Маслоу), авто
матически способствует исцелению «невротической личности на
шего времени». Самый естественный и прямой «путь к себе» в то
Практические упражнения 5 2 9
18 - 11116
же время оказывается дорогой к другим, и путь к разрешению уни
версальных психологических проблем индивидуального существо
вания лежит через создание человеческой общности.
В психотерапии, пожалуй, впервые об этом сказал А. Адлер,
предложивший излечение невроза «путем развития чувства общно
сти» (Адлер А., 2002). Как обсуждалось ранее, многие невротичес
кие проблемы, уходящие корнями в детство, связаны с психологи
ческой регрессией, с тем, что взрослый человек часто находится в
позиции ребенка (по Э. Берну). В этом плане авторитет группового
мнения становится для пациента дополнительным фактором само
воспитания и устранения подобных «пережитков детства», а сама
психокоррекционная группа символически выступает как «коллек
тивный взрослый», помогающий эти проблемы преодолеть. В со
временной групповой психотерапии в качестве важнейшего груп
пового механизма разрешения индивидуальных психологических
проблем рассматривается также групповая сплоченность, благода
ря которой участники группы дарят друг другу эмпатию, душевную
близость (Кочюнас Р., 2000), сочувствие и сопереживание. За счет
сплоченности в некотором контексте происходит и обретение участ
никами группы общего жизненного смысла, традиционно описыва
емое как «закон духовного единства» (Г. Лебон). По мнению
П. Вайнцвайга (1990), именно подобные неформальные группы, ха
рактеризующиеся эмпатией, сплоченностью и общностью целей их
участников, «обладают более высокой
синергией:
большим психо
логическим удовлетворением, меньшим количеством стрессов,
большим сотрудничеством, более высоким духом товарищества и
реальным ощущением личного счастья». Это соответствует есте
ственному состоянию человеческой психики и обеспечивает прео
доление как основных психологических проблем зрелого человека,
так и их источников, берущих начало в раннем возрасте - базовой
тревоги по К. Хорни (Робер М.-А., Тильман Ф., 1988) и последствий
сепарации (по М. Малер), отделения от матери.
В реальной жизни, за пределами искусственно созданного,
«тепличного» психотерапевтического круга общения, необходимым
условием вхождения человека в такую группу является его есте
ственность - открытость и осознанность чувств, способность к эм-
патии. Эмпатия выступает здесь не только как катализатор обще
ния, но и как незримый магнит, притягивающий людей (главный
механизм аттракции, естественного, «стихийного» возникновения
530
Глава 6
подобных групп), а также цементирующий их единство (механизм
согласия, стабилизации группы). Невербально-эмпатическое обще
ние может рассматриваться в качестве изначально-естественного,
инстинктивного механизма коммуникации. Именно за счет подоб
ного подсознательного, интуитивного взаимодействия происходит
синхронизация психических процессов участников группы, которая
психологически описывается как «коллективное мышление без кол
лективного мозга» (Г. Тард), неврологически - «коллективные реф
лексы» (В.М. Бехтерев), физиологически - «виртуальный мозг»
(О.И. Коекина).
Говоря об особенностях телесно-ориентированного подхода в
групповой психотерапии, необходимо подчеркнуть следующее. Пси
хологическая включенность человека в группу представляется как
его переход от «Я» к «Мы», от самоидентификации к групповой
идентификации, который сопровождается и переходом от «чувства
Я» как регулятора поведения (А.Н. Лебедев-Любимов) к «чувству
Мы» (Б.Ф. Поршнев), в том числе и в телесном плане. Телесным
коррелятом упомянутого «чувства общности» выступает определен
ный комплекс кинестетических ощущений (и ассоциированных с
ними образов), который может быть использован для саморегуля
ции. Выработка у участников психокоррекционной группы навыка
управления психическими процессами через телесный опыт способ
ствует синхронизации этих процесов в группе.
В свою очередь, естественная групповая синхронизация пси
хических процессов облегчает для участников группы вхождение в
измененные состояния сознания во время групповых психотехни
ческих процедур. Психокоррекционная группа выступает в качестве
своеобразного «тренажера» и «усилителя» ИСС. Действительно,
у участников группы ИСС возникают легче за счет ряда механиз
мов: на эмоциональном уровне - взаимного индуцирования (эмо
ционального «заражения», групповой эмпатии), на когнитивном
уровне создающего взаимовнушение, а на поведенческом - взаим
ное подражание. Наиболее ярко эти эффекты проявляются именно
в телесно-психотерапевтической группе, за счет наибольшей выра
женности эмпатии и наименьшей интенсивности «отвлекающей»
вербальной коммуникации. Поэтому справедливо будет заявить о
том, что телесно-ориентированная психотерапия в группе дает лю
дям телесный пример (или телесный путь) обретения духовного
единства.
Практические упражнения j 3 1
18*