Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16365

Скачиваний: 267

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

психологическое «растворение» в другом человеке (слияние по 

Ф. Перлзу). Расплатой за подобный жизненный стиль становит­
ся пренебрежение собой - собственным телом, собственной эмо­
циональной жизнью. Следствием «размытости» границ «Я» и не­

уверенности человека в себе, точнее, неясности представления о 
собственных возможностях становится несформированность 
жизненных целей и уровня притязаний, а отсюда и недостаточ­
ное самоуважение. Возникающее при этом привычное подавле­

ние внешнего выражения негативных эмоций, и особенно агрес­
сии, которая тем самым обращается на самого себя (ретрофлек­

сия по Ф. Перлзу), в конечном счете приводят к формированию 
психосоматических расстройств. 

11. Базовая тревожность (К. Хорни) 

По сути, многие проявления психосоматических расстройств 

являются телесным отражением хронической тревоги. В этой свя­
зи необходимо в первую очередь упомянуть об описанном Карен 

Хорни (1997) базовом чувстве тревоги, по ее мнению, лежащем в 
основе всех неврозов, под которым подразумевается «чувство, 
которым обладает ребенок, будучи изолированным и беспомощ­
ным в потенциально враждебном мире». Близкими к описанному 
«психоаналитическому» взгляду являются представления других 
психокоррекционных направлений, в частности, экзистенциаль­
ной психотерапии о тревоге как неотъемлемой части человечес­

кого существования: «Быть человеком - значит быть тревожным» 
(Р. Нельсон-Джоунс, 2002). 

Очевидно, что подобная тревожность у зрелого человека яв­

ляется перенесенным во взрослый возраст переживанием ребен­

ка и представляет собой еще одно проявление описанного ранее 

универсального регрессионного механизма формирования пси­
хосоматических расстройств. Ввиду исключительной важности 
данного механизма приведем весь перечень названных К. Хорни 
источников детских тревог, несмотря на его пространность: 

«Большое число враждебных внешних факторов могут вызвать у 

ребенка такое чувство опасности: прямое или косвенное подчи­
нение, безразличие, неустойчивое поведение, отсутствие внима-

Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств 87 


background image

ния к индивидуальным потребностям ребенка, отсутствие руко­
водства, унижение, слишком большое восхищение или отсутствие 
его, недостаток подлинного тепла, необходимость занимать чью-
либо сторону в спорах родителей, слишком много или слишком 

мало ответственности, чрезмерное покровительство, дискрими­
нация, невыполненные обещания, враждебная атмосфера и так 
далее» (там же). В дальнейшем, когда уже человек взрослый по­
падает в ситуацию неопределенности, растерянности, в которой 
чувствует себя беспомощным, у него просыпается старая дет­
ская тревожность. 

Отсюда мы еще раз приходим к пониманию важности исполь­

зования регрессионных механизмов в психокоррекции для исправ­
ления «детских проблем» взрослого человека, раз за разом погру­
жающегося в измененное состояние сознания и переписывающего 

набело «черные» страницы своих детских воспоминаний. 

Следует также упомянуть, что происхождение базовой тре­

вожности по К. Хорни близко к механизмам формирования ком­
плекса неполноценности по А. Адлеру: это та же самая беспомощ­
ность ребенка, его зависимость от окружающих. Комплекс непол­
ноценности возникает, когда к этому добавляются механизмы 
социального подражания и ребенок, вынужденный смотреть на 
взрослых «снизу вверх», начинает сравнивать себя с ними, осоз­
навать свою несамостоятельность и «ущербность». 

И здесь необходимо упомянуть о преемственности модели ба­

зовой тревоги по отношению к представлениям классического пси­
хоанализа. Вспомним, что еще 3. Фрейд говорил о двух механизмах 
психосоматических нарушений, а именно - тревоги и конверсии, 
введя специальное понятие неврозов тревоги (Angstneurosen). При 
этом тревогу Фрейд понимал расширительно, относя к ней как соб­
ственно тревожные расстройства («тревожное ожидание»), так и 

приступы страха, и фобии, и повышенную раздражительность, и 
нарушения сна (ночные кошмары), и ряд собственно психосомати­
ческих нарушений (головокружения, нарушения пищеварительно­
го тракта). 

В описании же Карен Хорни именно механизм тревоги выхо­

дит на первый план, приобретая главенствующее и всеобъемлющее 

значение в происхождении телесно-психологических проблем. Пси­
хосоматические расстройства тем самым представляются как теле­
сные проявления тревоги. 

88 

Глава 3 


background image

12. Модель внутрипсихического конфликта 

Концепция внутрипсихического конфликта вытекает из пси­

хоаналитических представлений о структуре личности. Изначаль­
но, согласно фрейдовской «вертикальной» модели психики, это 
конфликты Эго, сознательной части личности, с ее морально-кри­

тической и бессознательно-инстинктивной частями (соответ­
ственно, конфликты Эго и Супер-Эго, Эго и Ид). Эти представ­
ления были расширены в работах К. Хорни (1997), выделившей 
три вида базовых установок-аттитюдов (к людям, против людей 

и от них), о которых мы уже упоминали и к которым неоднократ­
но будем возвращаться при описании психосоматических рас­
стройств. В норме, у эмоционально устойчивой личности все три 

установки гармонично сочетаются друг с другом. У невротика же 
они несовместимы, что и служит источником внутреннего конф­
ликта. 

Типология внутренних конфликтов в зависимости от вызыва­

ющих их обстоятельств была разработана одним из основополож­
ников гештальт-психологии К. Левиным. Согласно этой классифи­
кации, выделяются конфликты, связанные не только с уходом от 
негативных обстоятельств («избегание»), но и с психологическими 
издержками переживания событий позитивных и желаемых («при­
ближение»). 

1) Конфликт вида «приближение - избегание». Это ситуация 

«пирровой победы» или расплаты за успех, которая наиболее 
часто встречается в повседневной жизни. А. Эллис (2002) опи­

сывает ее как противоречие между краткосрочным и долгосроч­
ным гедонизмом. 

2) Конфликт «избегание - избегание» (ситуация «между Сцил-

лой и Харибдой» или выбор меньшего из двух зол) - вариант, 

в наибольшей степени предрасполагающий к депрессии. 

3) Конфликт «приближение - приближение»: ситуация «бури­

данова осла», когда выбор лучшего из двух позитивных вари­
антов затруднен из-за перфекционизма. Близкими состояния­

ми являются переживание «головокружения от успехов» (со­
провождаемого эйфорией, неадекватностью поведения и 
внутренней растерянностью) и «синдрома достижения» (де-

Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств 89 


background image

прессивная реакция, наступающая сразу же вслед за долгож­

данным жизненным успехом). 

Согласно Ф. Перлзу, внутренние конфликты метафорически 

представляются в виде борьбы двух полярных частей личности: «со­
баки сверху» и «собаки снизу». При этом в конечном счете всегда 
побеждает «собака снизу», то есть «внутренний ребенок», подсоз­
нательная часть личности. В применении к внутрипсихическому 
конфликту можно утверждать, что подсознание всегда находит бре­
ши в психологической защите, в тех охранительных барьерах, кото­
рые выстраивает сознание, пытаясь таким образом заставить под­
сознание идти навстречу вытесненным желаниям. И если сознание 

упорно сопротивляется, возникают нервные срывы, депрессии, пси­
хосоматические расстройства. 

Принцип полярности, физиологически основанный на поляр­

ном противопоставлении полушарий мозга, является универсаль­
ным принципом описания внутрипсихического конфликта. В то же 
время в ряде методов психокоррекции, использующих представле­
ния о внутренней неоднородности бессознательного, или «мозаич-
ности» структуры личности на подсознательном уровне, это описа­

ние усложняется. При этом внутренний конфликт представляется 
как противоречия между многочисленными подсознательными 
«внутренними частями» личности (НЛП) или субличностями (пси­
хосинтез). 

Представление о том, что именно внутрипсихический конф­

ликт лежит в основе психосоматических расстройств, было впер­

вые сформулировано А. Митшерлихом (в работе «Болезнь как кон­
фликт»). Каким же образом этот психологический конфликт про­

является на телесном уровне (соматизируется)? Н. Пезешкиан 

(1996) выделяет четыре сферы переработки психосоматического 
конфликта: 

◊ тело/ощущения; 
◊ профессиональная деятельность; 
◊ контакты; 
◊ фантазии/будущее. 

При этом психокоррекционная проработка внутреннего кон­

фликта, лежащего в основе психосоматических расстройств (ана­
логично работе с конфликтами в межличностных отношениях), с 

90 

Глава 3 


background image

точки зрения позитивной психотерапии Пезешкиана, складывает­
ся из следующих этапов. 

1)

 Наблюдение 

Иначе можно описать данный этап как дистанцирование - спо­

собность пациента (естественно, с помощью терапевта) отстранен­
­­ без препятствующих логическому анализу бурных эмоций опи­
сать свою актуальную психологическую проблему, свой внутрен­
ний конфликт. При этом совместными усилиями вскрыть связь 
данного конфликта с беспокоящими пациента телесными расстрой­
ствами - связь, возможно, неожиданную для последнего (хотя и 
очевидную для терапевта). 

2)

 Инвентаризация (анализ) 

Это своего рода «углубление» понимания конфликта, его де­

тализация: 

а) Во внешнем плане - описание истории развития конфлик­

та, всех «участвующих сторон», их «интересов» и взаимодействия 
на этой почве. Инвентаризация здесь проводится соответственно 
трем из четырех вышеописанных сфер переработки конфликта - как 
он влияет на социальную активность пациента (профессиональная 
деятельность, общение) и его ожидания. 

б) Во внутреннем плане - соматическом, где тело становится 

сферой переработки конфликта. Это жалобы пациента, связанные с 
наличием психосоматических расстройств, особенно весь тот набор 
дискомфортных телесных ощущений, которые «оживают» при ин­
вентаризации конфликта. 

3)

 Ситуационное одобрение 

Так называемое мотивированное согласие или сознательное 

принятие внутреннего конфликта, со всеми его последствиями 
(включая телесные), как естественной, вынужденной формы реа­
гирования (но в то же время не единственно возможной). Пойти 
навстречу подсознанию - значит осознать вторичную выгоду пси­
хосоматической проблемы и принять ее. 

4)

 Вербализация 

Формулирование вторичной выгоды психосоматической про­

блемы. Следующие шаги - поиск возможностей достижения тех же 

Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств 91