Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16365
Скачиваний: 267
психологическое «растворение» в другом человеке (слияние по
Ф. Перлзу). Расплатой за подобный жизненный стиль становит
ся пренебрежение собой - собственным телом, собственной эмо
циональной жизнью. Следствием «размытости» границ «Я» и не
уверенности человека в себе, точнее, неясности представления о
собственных возможностях становится несформированность
жизненных целей и уровня притязаний, а отсюда и недостаточ
ное самоуважение. Возникающее при этом привычное подавле
ние внешнего выражения негативных эмоций, и особенно агрес
сии, которая тем самым обращается на самого себя (ретрофлек
сия по Ф. Перлзу), в конечном счете приводят к формированию
психосоматических расстройств.
11. Базовая тревожность (К. Хорни)
По сути, многие проявления психосоматических расстройств
являются телесным отражением хронической тревоги. В этой свя
зи необходимо в первую очередь упомянуть об описанном Карен
Хорни (1997) базовом чувстве тревоги, по ее мнению, лежащем в
основе всех неврозов, под которым подразумевается «чувство,
которым обладает ребенок, будучи изолированным и беспомощ
ным в потенциально враждебном мире». Близкими к описанному
«психоаналитическому» взгляду являются представления других
психокоррекционных направлений, в частности, экзистенциаль
ной психотерапии о тревоге как неотъемлемой части человечес
кого существования: «Быть человеком - значит быть тревожным»
(Р. Нельсон-Джоунс, 2002).
Очевидно, что подобная тревожность у зрелого человека яв
ляется перенесенным во взрослый возраст переживанием ребен
ка и представляет собой еще одно проявление описанного ранее
универсального регрессионного механизма формирования пси
хосоматических расстройств. Ввиду исключительной важности
данного механизма приведем весь перечень названных К. Хорни
источников детских тревог, несмотря на его пространность:
«Большое число враждебных внешних факторов могут вызвать у
ребенка такое чувство опасности: прямое или косвенное подчи
нение, безразличие, неустойчивое поведение, отсутствие внима-
Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств 87
ния к индивидуальным потребностям ребенка, отсутствие руко
водства, унижение, слишком большое восхищение или отсутствие
его, недостаток подлинного тепла, необходимость занимать чью-
либо сторону в спорах родителей, слишком много или слишком
мало ответственности, чрезмерное покровительство, дискрими
нация, невыполненные обещания, враждебная атмосфера и так
далее» (там же). В дальнейшем, когда уже человек взрослый по
падает в ситуацию неопределенности, растерянности, в которой
чувствует себя беспомощным, у него просыпается старая дет
ская тревожность.
Отсюда мы еще раз приходим к пониманию важности исполь
зования регрессионных механизмов в психокоррекции для исправ
ления «детских проблем» взрослого человека, раз за разом погру
жающегося в измененное состояние сознания и переписывающего
набело «черные» страницы своих детских воспоминаний.
Следует также упомянуть, что происхождение базовой тре
вожности по К. Хорни близко к механизмам формирования ком
плекса неполноценности по А. Адлеру: это та же самая беспомощ
ность ребенка, его зависимость от окружающих. Комплекс непол
ноценности возникает, когда к этому добавляются механизмы
социального подражания и ребенок, вынужденный смотреть на
взрослых «снизу вверх», начинает сравнивать себя с ними, осоз
навать свою несамостоятельность и «ущербность».
И здесь необходимо упомянуть о преемственности модели ба
зовой тревоги по отношению к представлениям классического пси
хоанализа. Вспомним, что еще 3. Фрейд говорил о двух механизмах
психосоматических нарушений, а именно - тревоги и конверсии,
введя специальное понятие неврозов тревоги (Angstneurosen). При
этом тревогу Фрейд понимал расширительно, относя к ней как соб
ственно тревожные расстройства («тревожное ожидание»), так и
приступы страха, и фобии, и повышенную раздражительность, и
нарушения сна (ночные кошмары), и ряд собственно психосомати
ческих нарушений (головокружения, нарушения пищеварительно
го тракта).
В описании же Карен Хорни именно механизм тревоги выхо
дит на первый план, приобретая главенствующее и всеобъемлющее
значение в происхождении телесно-психологических проблем. Пси
хосоматические расстройства тем самым представляются как теле
сные проявления тревоги.
88
Глава 3
12. Модель внутрипсихического конфликта
Концепция внутрипсихического конфликта вытекает из пси
хоаналитических представлений о структуре личности. Изначаль
но, согласно фрейдовской «вертикальной» модели психики, это
конфликты Эго, сознательной части личности, с ее морально-кри
тической и бессознательно-инстинктивной частями (соответ
ственно, конфликты Эго и Супер-Эго, Эго и Ид). Эти представ
ления были расширены в работах К. Хорни (1997), выделившей
три вида базовых установок-аттитюдов (к людям, против людей
и от них), о которых мы уже упоминали и к которым неоднократ
но будем возвращаться при описании психосоматических рас
стройств. В норме, у эмоционально устойчивой личности все три
установки гармонично сочетаются друг с другом. У невротика же
они несовместимы, что и служит источником внутреннего конф
ликта.
Типология внутренних конфликтов в зависимости от вызыва
ющих их обстоятельств была разработана одним из основополож
ников гештальт-психологии К. Левиным. Согласно этой классифи
кации, выделяются конфликты, связанные не только с уходом от
негативных обстоятельств («избегание»), но и с психологическими
издержками переживания событий позитивных и желаемых («при
ближение»).
1) Конфликт вида «приближение - избегание». Это ситуация
«пирровой победы» или расплаты за успех, которая наиболее
часто встречается в повседневной жизни. А. Эллис (2002) опи
сывает ее как противоречие между краткосрочным и долгосроч
ным гедонизмом.
2) Конфликт «избегание - избегание» (ситуация «между Сцил-
лой и Харибдой» или выбор меньшего из двух зол) - вариант,
в наибольшей степени предрасполагающий к депрессии.
3) Конфликт «приближение - приближение»: ситуация «бури
данова осла», когда выбор лучшего из двух позитивных вари
антов затруднен из-за перфекционизма. Близкими состояния
ми являются переживание «головокружения от успехов» (со
провождаемого эйфорией, неадекватностью поведения и
внутренней растерянностью) и «синдрома достижения» (де-
Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств 89
прессивная реакция, наступающая сразу же вслед за долгож
данным жизненным успехом).
Согласно Ф. Перлзу, внутренние конфликты метафорически
представляются в виде борьбы двух полярных частей личности: «со
баки сверху» и «собаки снизу». При этом в конечном счете всегда
побеждает «собака снизу», то есть «внутренний ребенок», подсоз
нательная часть личности. В применении к внутрипсихическому
конфликту можно утверждать, что подсознание всегда находит бре
ши в психологической защите, в тех охранительных барьерах, кото
рые выстраивает сознание, пытаясь таким образом заставить под
сознание идти навстречу вытесненным желаниям. И если сознание
упорно сопротивляется, возникают нервные срывы, депрессии, пси
хосоматические расстройства.
Принцип полярности, физиологически основанный на поляр
ном противопоставлении полушарий мозга, является универсаль
ным принципом описания внутрипсихического конфликта. В то же
время в ряде методов психокоррекции, использующих представле
ния о внутренней неоднородности бессознательного, или «мозаич-
ности» структуры личности на подсознательном уровне, это описа
ние усложняется. При этом внутренний конфликт представляется
как противоречия между многочисленными подсознательными
«внутренними частями» личности (НЛП) или субличностями (пси
хосинтез).
Представление о том, что именно внутрипсихический конф
ликт лежит в основе психосоматических расстройств, было впер
вые сформулировано А. Митшерлихом (в работе «Болезнь как кон
фликт»). Каким же образом этот психологический конфликт про
является на телесном уровне (соматизируется)? Н. Пезешкиан
(1996) выделяет четыре сферы переработки психосоматического
конфликта:
◊ тело/ощущения;
◊ профессиональная деятельность;
◊ контакты;
◊ фантазии/будущее.
При этом психокоррекционная проработка внутреннего кон
фликта, лежащего в основе психосоматических расстройств (ана
логично работе с конфликтами в межличностных отношениях), с
90
Глава 3
точки зрения позитивной психотерапии Пезешкиана, складывает
ся из следующих этапов.
1)
Наблюдение
Иначе можно описать данный этап как дистанцирование - спо
собность пациента (естественно, с помощью терапевта) отстранен
без препятствующих логическому анализу бурных эмоций опи
сать свою актуальную психологическую проблему, свой внутрен
ний конфликт. При этом совместными усилиями вскрыть связь
данного конфликта с беспокоящими пациента телесными расстрой
ствами - связь, возможно, неожиданную для последнего (хотя и
очевидную для терапевта).
2)
Инвентаризация (анализ)
Это своего рода «углубление» понимания конфликта, его де
тализация:
а) Во внешнем плане - описание истории развития конфлик
та, всех «участвующих сторон», их «интересов» и взаимодействия
на этой почве. Инвентаризация здесь проводится соответственно
трем из четырех вышеописанных сфер переработки конфликта - как
он влияет на социальную активность пациента (профессиональная
деятельность, общение) и его ожидания.
б) Во внутреннем плане - соматическом, где тело становится
сферой переработки конфликта. Это жалобы пациента, связанные с
наличием психосоматических расстройств, особенно весь тот набор
дискомфортных телесных ощущений, которые «оживают» при ин
вентаризации конфликта.
3)
Ситуационное одобрение
Так называемое мотивированное согласие или сознательное
принятие внутреннего конфликта, со всеми его последствиями
(включая телесные), как естественной, вынужденной формы реа
гирования (но в то же время не единственно возможной). Пойти
навстречу подсознанию - значит осознать вторичную выгоду пси
хосоматической проблемы и принять ее.
4)
Вербализация
Формулирование вторичной выгоды психосоматической про
блемы. Следующие шаги - поиск возможностей достижения тех же
Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств 91