Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16635

Скачиваний: 272

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

пота». Вспомним пословицу: «Чужая душа - потемки». Можно ска-

зать, что для человека, страдающего алекситимией, «потемки» -

его же собственная душа. Он живет, «не зная себя» - не замечая 

того, что происходит в собственном внутреннем мире; все внима­
ние при этом сосредоточено на событиях внешних. Еще одна харак­
теристика алекситимической личности - «слепота фантазии», ины­
ми словами - скудость воображения, стереотипность мышления с 

дефицитом мышления образного, с недостаточной способностью к 
символизации. 

Очевидно, что неспособность человека, страдающего алекси­

тимией, осознавать свои эмоции приводит к тому, что они вытесня­
ются. Накопление телесных проявлений неотреагированных, не 
получивших разрядки эмоций и приводит в конечном счете к раз­
витию психосоматических заболеваний. Действует как бы своеоб­
разный «закон сохранения» в отношении эмоций: когда человек не 
может выразить свои чувства словами, он выражает их телом. Тем 
самым алекситимия на психологическом уровне становится анало­
гом соматизации, которая проявляется на уровне физиологическом. 
Отсюда естественно, что современные медико-психологические ис­
следования алекситимии выявляют все большую роль, которую она 
играет в развитии многих психосоматических заболеваний (Семе­
нова Н.Д., 1995; Коростелева И.С, Ротенберг B.C., 1993). 

Можно рассматривать алекситимию как своеобразную форму 

парциальной задержки психического развития, а именно наруше­
ние развития у ребенка способности выражать свои эмоции слова­
ми. Алекситимия возникает в том случае, если эта способность в 
достаточной мере не сформировалась. Кроме того, недостаточное 
воображение при алекситимии приводит и к нарушению процесса 
идентификации с окружающими, а соответственно, к неумению во­
образить себя на месте собеседника и представить его чувства. А это 
приводит к неспособности чувствовать симпатию к другим людям 
и отсюда - к нарушению эмоционального контакта с людьми. От­
ношения пациентов, страдающих алекситимией, с окружающими ха­
рактеризуются формальностью, бездушностью, «гипернормативно­
стью» (Бройтигам В. и др., 1999), тем самым - неспособностью под­
держивать устойчивые, действительно близкие и открытые 
отношения. Отчасти же проявления алекситимии, эмоциональной 

«зажатости», склонности скрывать свои чувства или по крайней мере 
не демонстрировать их открыто являются приобретенной реакци-

Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств 77 


background image

ей, так как служат моделью для подражания (научение по модели, 
по А. Бандуре). 

В самом деле, нередко подобное поведение поощряется обще­

ством, и алекситимия тем самым в определенном смысле представ­
ляет собой социальную болезнь. Здесь особенно необходимо упо­
мянуть традиционные для западного общества стереотипы «муж­
ского» поведения со скупым проявлением чувств; можно сослаться 
на такие распространенные социально-психологические стереоти­
пы, как «мужчины не плачут» для представителей сильного пола 
или «не выносить сор из избы» - для женщин. В целом стереотипы 
поведения человека в обществе (в первую очередь связанного с эмо­
циональной экспрессией), способствующие формированию алекси-
тимии, объединяются представлением о стандартах так называемо­
го депрессивного сообщества (Eaton J.W., Weil R.J., 1955): нельзя 
показывать свои эмоции открыто, дабы они не были приняты окру­
жающими за проявления слабости (Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., 

1999). 

Алекситимия рассматривается как следствие недостаточной 

связи левого (сознательного, речевого, малоэмоционального) и пра­
вого (подсознательного, невербального, эмоционального) полуша­
рий (Kellner R., 1990). При этом человек как бы живет в состоянии 
непрекращающегося внутрипсихического (межполушарного) кон­
фликта - у него по сравнению с «обычными» людьми в большей 
степени выражено доминирование речевого полушария и подавле­
ние невербального, бессознательного. Существует мнение, что на­
рушение взаимопонимания между полушариями имеет и свою орга­
ническую основу в виде разрывов связующего их анатомического 

«моста», так называемого мозолистого тела. (Дефекты мозолистого 

тела нередко отмечаются в клинической практике у пациентов с пси­
хосоматическими расстройствами, обследованных с помощью ком­
пьютерной томографии.) Эти морфологические нарушения незна­
чительны (возможно, существуют лишь на микроструктурном уров­
не) и не вызывают существенного неврологического дефицита. 

Иными словами, они не нарушают жизненно важных функций орга­
низма, проявляясь лишь на самых высоких (самых тонких и уязви­
мых) уровнях его душевной организации. 

Близким к алекситимии понятием является описанная 

П. Марти (1963) такая личностная особенность пациентов, стра­

дающих психосоматическими заболеваниями, как склонность к 

78 

Глава 3 


background image

«оперативному мышлению» - pensee operatoire, за которым скры­
ваются шаблонность речи, мыслей и поступков. Это в первую 
очередь особенности мышления - его стереотипность и призем-

ленность, отсутствие «полета мысли». Это еще и сосредоточен­
ность человека на сиюминутных конкретно-практических вещах, 
его неумение оторваться, абстрагироваться от обыденнной по­
вседневности, от «прозы жизни», дефицит воображения, забло­
кированная способность к творчеству. Во-вторых, характерные 
особенности эмоциональной сферы - такие, как эмоциональная 
сухость и скудость индивидуального языка эмоций - своего рода 
«эмоциональное истощение». И наконец, в-третьих, эти личност­
ные особенности сочетаются со склонностью к депрессии. При­
чем депрессии, по выражению П. Марти, «идиопатической» (как 
бы врожденной, конституциональной), являющейся логическим 

следствием описанных психологических черт, приводящих чело­
века к сужению круга интересов и в целом к утрате интереса к 
жизни вкупе с подспудным убеждением в собственной «серости» 
и несостоятельности как личности. 

На физиологическом уровне в основе обоих личностных де­

фектов - как алекситимии по П. Сифнеосу, так и синдрома 

П. Марти, - лежат, по-видимому, одинаковые скрытые, докли­
нические нарушения. Их можно представить как неполноцен­
ность функциональной асимметрии полушарий мозга, причем 

асимметрии не только межполушарной (упомянутой ранее), но 
и внутриполушарной. Последняя представляет собой нарушение 
взаимодействия между передними отделами полушарий (лобны­
ми долями) и их задними (сенсорно-ассоциативными) областя­
ми, которое можно назвать функциональным разобщением. Ана­
логичные по механизму, однако более выраженные нарушения 
описаны В.Б. Стрелец (1990) при эндогенных психических забо­
леваниях как «функциональный блок» между соответствующи­
ми областями коры, преимущественно в левом полушарии. И если 

при клинически выраженных психопатологических нарушениях 
снятие функционального блока было продемонстрировано при 

длительной сенсорной стимуляции (слабое электрокожное раз­
дражение), то при субклинических, алекситимических наруше­

ниях подобным позитивным эффектом могут обладать телесные 
психокоррекционные техники - в частности, такой метод, как 
сенсорное осознавание. 

Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств 79 


background image

8. Ресоматизация (М. Шур) 

и двухфазное вытеснение (А. Митшерлих) 

Близкие к психоаналитическим взгляды на природу психосо­

матических расстройств высказывал М. Шур (личный врач 3. Фрей­

да). Эта модель получила название теории ресоматизации, под ко­
торой подразумевается возврат (регрессия) к примитивно-детско­
му способу эмоционального реагирования, свойственному ребенку 
раннего возраста. Грудной ребенок выражает свои чувства не толь­

ко плачем или криком, а ВСЕМ ТЕЛОМ. Можно назвать это пра-
вополушарной формой общения с окружающими - естественной и 
единственно возможной для возраста, в котором вербальный канал 
коммуникации еще отсутствует. 

В психоанализе хорошо известна такая форма психологичес­

кой защиты, как регрессия, возврат к детскому способу мышления 
и детскому поведению. Ресоматизация же представляет собой про­
явление этого инфантильного способа психологической защиты в 
отношении выражения эмоций. Соответственно человек взрослый, 
у которого в психотравмирующей ситуации включается подобный 
защитный механизм эмоционального реагирования, пребывает в 
состоянии, подобном состоянию ребенка - регрессионном. Вместо 
выражения эмоций на сознательном уровне он испытывает их в виде 
телесного дискомфорта, потому что не позволяет себе заявить о сво­
их чувствах открыто. Потому изначально в основе ресоматизации 
лежит инфантильность личности, так называемая слабость созна­
тельного «Я», в терминологии психоанализа - регрессия к первич­
ному процессу. 

Это укладывается в более общую психоаналитическую концеп­

цию, согласно которой люди, страдающие от психосоматических 
заболеваний, неврозов и других затяжных душевных невзгод, на 
самом деле страдают от своей инфантильности. Но инфантильнос­
ти не тотальной (иначе окружающим это сразу же бросалось бы в 
глаза), а парциальной, частичной, распространяющейся на какую-
либо избранную сферу душевной жизни - ту, в которой произошла 
задержка формирования зрелой личности. Это так называемая фик­
сация психического развития на определенной ранне-возрастной 
стадии - том возрасте, когда ребенок сталкивался с травматичным 
жизненным опытом. 

80 

Глава 3 


background image

Именно поэтому в обычных жизненных условиях ресоматиза-

ция часто возникает у личности недостаточно зрелой, с так называ­
емой недостаточной социализацией телесности и неадекватным ее 

осознаванием. В ситуации же острого стресса, когда регрессия про­

исходит на инстинктивном уровне (когнитивный сдвиг, по А. Беку) 

человек невольно возвращается в состояние «детскости», у него 

также включаются механизмы выражения эмоций, связанные с ре-
соматизацией. 

Впрочем, есть у этого процесса и оборотная сторона: процесс 

взросления, формирования личности, становления зрелых способов 
эмоционального реагирования описывается М. Шуром как десома-
тизация. Необходимо учесть, что психологическая адаптирован-
ность человека требует от него гибкости эмоционального выраже­
ния, способности сознательно пользоваться широким диапазоном 
разнообразных форм эмоционального реагирования, включая дет­
ски-непосредственные. Поэтому невербальная коммуникация, рег­
ресс к телесному выражению эмоций у взрослого человека возмож­
ны и в норме; в частности, они проявляются при общении с груд­
ным ребенком, в диаде мать-дитя (Арина Г.А., 1993). То же самое 
может происходить и при коммуникации психотерапевта с пациен­
том (так называемый «вегетативный резонанс», по В. Райху). Как 
мы уже обсуждали ранее, в психокоррекционных целях кратковре­
менный «возврат в детство», правильным образом организованный 
(физиологическая возрастная регрессия), может оказывать цели­
тельное действие. В ряде методик возрастная регрессия рассматри­
вается как основной механизм психокоррекции (в качестве приме­
ра упомянем метод «первичного крика» по А. Янову и метод Ре-
три). Учитывая же то, что подсознание зачастую выражает свои 
желания на языке тела, навык регрессии, или произвольной ресо-
матизации, может использоваться и в целях личностного роста как 
способ коммуникации человека с собственным подсознанием. 

С ресоматизацией связана также концепция двухфазной пси­

хологической защиты (или вытеснения), предложенная Митчерли-
хом (Mitscherlich A., 1954). Первая фаза существования неразрешен­
ного внутрипсихического конфликта - психическая. При этом 

вследствие вытеснения или других форм психологической защиты 
происходит формирование эмоциональных, поведенческих рас­
стройств и других невротических симптомов. Если же все эти сред­
ства оказываются недостаточными, наступает вторая - телесная 

Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств 81