Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16635
Скачиваний: 272
пота». Вспомним пословицу: «Чужая душа - потемки». Можно ска-
зать, что для человека, страдающего алекситимией, «потемки» -
его же собственная душа. Он живет, «не зная себя» - не замечая
того, что происходит в собственном внутреннем мире; все внима
ние при этом сосредоточено на событиях внешних. Еще одна харак
теристика алекситимической личности - «слепота фантазии», ины
ми словами - скудость воображения, стереотипность мышления с
дефицитом мышления образного, с недостаточной способностью к
символизации.
Очевидно, что неспособность человека, страдающего алекси
тимией, осознавать свои эмоции приводит к тому, что они вытесня
ются. Накопление телесных проявлений неотреагированных, не
получивших разрядки эмоций и приводит в конечном счете к раз
витию психосоматических заболеваний. Действует как бы своеоб
разный «закон сохранения» в отношении эмоций: когда человек не
может выразить свои чувства словами, он выражает их телом. Тем
самым алекситимия на психологическом уровне становится анало
гом соматизации, которая проявляется на уровне физиологическом.
Отсюда естественно, что современные медико-психологические ис
следования алекситимии выявляют все большую роль, которую она
играет в развитии многих психосоматических заболеваний (Семе
нова Н.Д., 1995; Коростелева И.С, Ротенберг B.C., 1993).
Можно рассматривать алекситимию как своеобразную форму
парциальной задержки психического развития, а именно наруше
ние развития у ребенка способности выражать свои эмоции слова
ми. Алекситимия возникает в том случае, если эта способность в
достаточной мере не сформировалась. Кроме того, недостаточное
воображение при алекситимии приводит и к нарушению процесса
идентификации с окружающими, а соответственно, к неумению во
образить себя на месте собеседника и представить его чувства. А это
приводит к неспособности чувствовать симпатию к другим людям
и отсюда - к нарушению эмоционального контакта с людьми. От
ношения пациентов, страдающих алекситимией, с окружающими ха
рактеризуются формальностью, бездушностью, «гипернормативно
стью» (Бройтигам В. и др., 1999), тем самым - неспособностью под
держивать устойчивые, действительно близкие и открытые
отношения. Отчасти же проявления алекситимии, эмоциональной
«зажатости», склонности скрывать свои чувства или по крайней мере
не демонстрировать их открыто являются приобретенной реакци-
Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств 77
ей, так как служат моделью для подражания (научение по модели,
по А. Бандуре).
В самом деле, нередко подобное поведение поощряется обще
ством, и алекситимия тем самым в определенном смысле представ
ляет собой социальную болезнь. Здесь особенно необходимо упо
мянуть традиционные для западного общества стереотипы «муж
ского» поведения со скупым проявлением чувств; можно сослаться
на такие распространенные социально-психологические стереоти
пы, как «мужчины не плачут» для представителей сильного пола
или «не выносить сор из избы» - для женщин. В целом стереотипы
поведения человека в обществе (в первую очередь связанного с эмо
циональной экспрессией), способствующие формированию алекси-
тимии, объединяются представлением о стандартах так называемо
го депрессивного сообщества (Eaton J.W., Weil R.J., 1955): нельзя
показывать свои эмоции открыто, дабы они не были приняты окру
жающими за проявления слабости (Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г.,
1999).
Алекситимия рассматривается как следствие недостаточной
связи левого (сознательного, речевого, малоэмоционального) и пра
вого (подсознательного, невербального, эмоционального) полуша
рий (Kellner R., 1990). При этом человек как бы живет в состоянии
непрекращающегося внутрипсихического (межполушарного) кон
фликта - у него по сравнению с «обычными» людьми в большей
степени выражено доминирование речевого полушария и подавле
ние невербального, бессознательного. Существует мнение, что на
рушение взаимопонимания между полушариями имеет и свою орга
ническую основу в виде разрывов связующего их анатомического
«моста», так называемого мозолистого тела. (Дефекты мозолистого
тела нередко отмечаются в клинической практике у пациентов с пси
хосоматическими расстройствами, обследованных с помощью ком
пьютерной томографии.) Эти морфологические нарушения незна
чительны (возможно, существуют лишь на микроструктурном уров
не) и не вызывают существенного неврологического дефицита.
Иными словами, они не нарушают жизненно важных функций орга
низма, проявляясь лишь на самых высоких (самых тонких и уязви
мых) уровнях его душевной организации.
Близким к алекситимии понятием является описанная
П. Марти (1963) такая личностная особенность пациентов, стра
дающих психосоматическими заболеваниями, как склонность к
78
Глава 3
«оперативному мышлению» - pensee operatoire, за которым скры
ваются шаблонность речи, мыслей и поступков. Это в первую
очередь особенности мышления - его стереотипность и призем-
ленность, отсутствие «полета мысли». Это еще и сосредоточен
ность человека на сиюминутных конкретно-практических вещах,
его неумение оторваться, абстрагироваться от обыденнной по
вседневности, от «прозы жизни», дефицит воображения, забло
кированная способность к творчеству. Во-вторых, характерные
особенности эмоциональной сферы - такие, как эмоциональная
сухость и скудость индивидуального языка эмоций - своего рода
«эмоциональное истощение». И наконец, в-третьих, эти личност
ные особенности сочетаются со склонностью к депрессии. При
чем депрессии, по выражению П. Марти, «идиопатической» (как
бы врожденной, конституциональной), являющейся логическим
следствием описанных психологических черт, приводящих чело
века к сужению круга интересов и в целом к утрате интереса к
жизни вкупе с подспудным убеждением в собственной «серости»
и несостоятельности как личности.
На физиологическом уровне в основе обоих личностных де
фектов - как алекситимии по П. Сифнеосу, так и синдрома
П. Марти, - лежат, по-видимому, одинаковые скрытые, докли
нические нарушения. Их можно представить как неполноцен
ность функциональной асимметрии полушарий мозга, причем
асимметрии не только межполушарной (упомянутой ранее), но
и внутриполушарной. Последняя представляет собой нарушение
взаимодействия между передними отделами полушарий (лобны
ми долями) и их задними (сенсорно-ассоциативными) областя
ми, которое можно назвать функциональным разобщением. Ана
логичные по механизму, однако более выраженные нарушения
описаны В.Б. Стрелец (1990) при эндогенных психических забо
леваниях как «функциональный блок» между соответствующи
ми областями коры, преимущественно в левом полушарии. И если
при клинически выраженных психопатологических нарушениях
снятие функционального блока было продемонстрировано при
длительной сенсорной стимуляции (слабое электрокожное раз
дражение), то при субклинических, алекситимических наруше
ниях подобным позитивным эффектом могут обладать телесные
психокоррекционные техники - в частности, такой метод, как
сенсорное осознавание.
Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств 79
8. Ресоматизация (М. Шур)
и двухфазное вытеснение (А. Митшерлих)
Близкие к психоаналитическим взгляды на природу психосо
матических расстройств высказывал М. Шур (личный врач 3. Фрей
да). Эта модель получила название теории ресоматизации, под ко
торой подразумевается возврат (регрессия) к примитивно-детско
му способу эмоционального реагирования, свойственному ребенку
раннего возраста. Грудной ребенок выражает свои чувства не толь
ко плачем или криком, а ВСЕМ ТЕЛОМ. Можно назвать это пра-
вополушарной формой общения с окружающими - естественной и
единственно возможной для возраста, в котором вербальный канал
коммуникации еще отсутствует.
В психоанализе хорошо известна такая форма психологичес
кой защиты, как регрессия, возврат к детскому способу мышления
и детскому поведению. Ресоматизация же представляет собой про
явление этого инфантильного способа психологической защиты в
отношении выражения эмоций. Соответственно человек взрослый,
у которого в психотравмирующей ситуации включается подобный
защитный механизм эмоционального реагирования, пребывает в
состоянии, подобном состоянию ребенка - регрессионном. Вместо
выражения эмоций на сознательном уровне он испытывает их в виде
телесного дискомфорта, потому что не позволяет себе заявить о сво
их чувствах открыто. Потому изначально в основе ресоматизации
лежит инфантильность личности, так называемая слабость созна
тельного «Я», в терминологии психоанализа - регрессия к первич
ному процессу.
Это укладывается в более общую психоаналитическую концеп
цию, согласно которой люди, страдающие от психосоматических
заболеваний, неврозов и других затяжных душевных невзгод, на
самом деле страдают от своей инфантильности. Но инфантильнос
ти не тотальной (иначе окружающим это сразу же бросалось бы в
глаза), а парциальной, частичной, распространяющейся на какую-
либо избранную сферу душевной жизни - ту, в которой произошла
задержка формирования зрелой личности. Это так называемая фик
сация психического развития на определенной ранне-возрастной
стадии - том возрасте, когда ребенок сталкивался с травматичным
жизненным опытом.
80
Глава 3
Именно поэтому в обычных жизненных условиях ресоматиза-
ция часто возникает у личности недостаточно зрелой, с так называ
емой недостаточной социализацией телесности и неадекватным ее
осознаванием. В ситуации же острого стресса, когда регрессия про
исходит на инстинктивном уровне (когнитивный сдвиг, по А. Беку)
человек невольно возвращается в состояние «детскости», у него
также включаются механизмы выражения эмоций, связанные с ре-
соматизацией.
Впрочем, есть у этого процесса и оборотная сторона: процесс
взросления, формирования личности, становления зрелых способов
эмоционального реагирования описывается М. Шуром как десома-
тизация. Необходимо учесть, что психологическая адаптирован-
ность человека требует от него гибкости эмоционального выраже
ния, способности сознательно пользоваться широким диапазоном
разнообразных форм эмоционального реагирования, включая дет
ски-непосредственные. Поэтому невербальная коммуникация, рег
ресс к телесному выражению эмоций у взрослого человека возмож
ны и в норме; в частности, они проявляются при общении с груд
ным ребенком, в диаде мать-дитя (Арина Г.А., 1993). То же самое
может происходить и при коммуникации психотерапевта с пациен
том (так называемый «вегетативный резонанс», по В. Райху). Как
мы уже обсуждали ранее, в психокоррекционных целях кратковре
менный «возврат в детство», правильным образом организованный
(физиологическая возрастная регрессия), может оказывать цели
тельное действие. В ряде методик возрастная регрессия рассматри
вается как основной механизм психокоррекции (в качестве приме
ра упомянем метод «первичного крика» по А. Янову и метод Ре-
три). Учитывая же то, что подсознание зачастую выражает свои
желания на языке тела, навык регрессии, или произвольной ресо-
матизации, может использоваться и в целях личностного роста как
способ коммуникации человека с собственным подсознанием.
С ресоматизацией связана также концепция двухфазной пси
хологической защиты (или вытеснения), предложенная Митчерли-
хом (Mitscherlich A., 1954). Первая фаза существования неразрешен
ного внутрипсихического конфликта - психическая. При этом
вследствие вытеснения или других форм психологической защиты
происходит формирование эмоциональных, поведенческих рас
стройств и других невротических симптомов. Если же все эти сред
ства оказываются недостаточными, наступает вторая - телесная
Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств 81