Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16369

Скачиваний: 267

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

самых подсознательных целей иными способами, то есть, в терми­
нах психоанализа, сублимации. 

5)

 Расширение системы целей 

Это переформулирование проблемы, ее целенаправленная по­

становка в контексте возможных альтернативных способов дости­
жения подсознательных целей или поиск путей сублимации. Тем 
самым происходит реструктурирование внутреннего конфликта 
соответственно двум сферам его переработки (деятельность, кон­
такты) с привязкой к третьей сфере (направленность в будущее). 
Это снятие остроты сознательно-подсознательного противостояния, 
выход из виртуального «тупика» (образно говоря, у человека появ­
ляется «свет в конце тоннеля») путем направления его взгляда на 
другие цели, альтернативные точки зрения (аналогичные процеду­
ры в других психотерапевтических техниках определяются как рас­
ширение репертуара поведения, расширение свободы выбора, ре-
фрейминг). 

Иначе говоря, планирование сублимирующей деятельности на 

сознательном уровне, перевод ее в практическую плоскость. На уров­
не же интуитивно-подсознательном, на «языке тела» - нейтрализа­
ция телесного дискомфорта, постепенное устранение психосомати­
ческих расстройств. 

1 3. Модель психосоматических нарушений 

по У. Глассеру 

Данная модель разработана на основе теории контроля, пред­

ставляющей собой теоретический фундамент так называемой тера­
пии реальностью. Ее автор Уильям Глассер определил сущность 
теории контроля следующим образом: «...Наше поведение всегда 
представляет собой проявление попытки контролировать мир и са­
мих себя как часть этого мира с целью наиболее полного удовлетво­
рения наших потребностей» (Glasser W., 1989, цит. по Р. Нельсон -
Джоунс, 2002). Тем самым человек рассматривается как некото­
рая система контроля, цель которой - подчинить своему влиянию 
окружающих. Эти представления, на наш взгляд, перекликаются 
с концепцией локуса контроля по Дж. Роттеру (интернальности/ 
экстернальности), являясь, по сути, крайним представлением од-

92 

Глава 3 


background image

ного полюса шкалы контроля - интернального. В данной модели 

подчеркивается, что психосоматические расстройства являются ак­

тивным процессом и результатом собственного выбора страдающих 
ими людей (в основном неосознаваемого). Болезнь - это неадап­
тивное поведение (неэффективный способ контроля), которое че­
ловек предпочитает для управления окружающей реальностью. На­
пример, согласно подобной точке зрения депрессия у пациента воз­
никает не сама по себе, а вследствие того, что он «депрессирует» 
себя, то есть предпочитает быть подавленным, несчастным, страда­
ющим. Подобная модель, очевидно, включает в себя трансформа­
цию традиционных представлений о «вторичной выгоде» конвер­
сионных и психосоматических расстройств с акцентом на их инфан­
тильной природе. 

Почему подобное поведение связано с инфантильными меха­

низмами психики? В раннем детском возрасте ребенок обучается 
контролировать окружающих с помощью определенных паттернов 
своего поведения (плач, улыбка, гнев и др.). В младенческом возра­
сте определенные типы дисфункционального поведения ребенка, в 
основе которых лежит дискомфорт (Глассер часто употребляет тер­
мин «страдание»), болезненное состояние, различные негативные 
эмоции, могут быть действенными способами контроля поведения 
окружающих его взрослых, вызывая у них жалость, сочувствие, тре­
вогу и проч. Тем самым эти типы поведения выбираются ребенком, 
дополняя «репертуар» его предпочитаемых способов контроля. Ана­
логичным образом «болезненное» поведение, то есть активное про­
извольное создание болезненных расстройств (описываемое Глас-
сером как «самоунижение», «тревожение», «депрессирование» и 
даже... «головоболение» - miserabling, anxieting, depressing, head-
aching) во взрослом возрасте является не чем иным, как проявлени­
ем инфантильного способа контроля человеком поведения значи­
мых фигур из своего окружения, получения от них помощи либо 
самооправдания своей бездеятельности. Возможен также выбор 
болезненного состояния как способа торможения собственных сте-
нических отрицательных эмоций (гнев, подавляемая агрессия). 

Будучи изначально адаптивными (точнее, искаженно-адаптив­

ными) в раннем детстве, по мере взросления подобные способы по­
ведения теряют свою приспособительную значимость. Для привер­
женного к их использованию индивида они играют саморазруши­
тельную роль, в целом ослабляют его контроль над собственной 

Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств 93 


background image

жизнью. Дезадаптивная роль подобных способов поведения в зре­

лом возрасте очевидна для окружающих, однако ускользает от со­
знания самого пациента. Зачастую он использует подобный «болез­

ненный выбор» за неимением лучшего, так как недостаточно осоз­
нает собственные жизненные потребности и не представляет других, 
более разумных и «зрелых» способов их удовлетворения и осуще­
ствления контроля. Осознавание произвольности подобного «само­

стоятельного выбора страдания» блокируется механизмами психо­
логической защиты. По мысли Глассера, это происходит для того, 
чтобы уберечь сознание от болезненных переживаний - ведь для 
каждого человека крайне мучительно понимание того, что он сам 
выбрал собственное страдание. Еще один инфантильно-саморазру­
шительный вариант поведения, приводящий к психосоматическим 
проблемам, связанным с аналогичными проблемами близких лю­
дей, - «жизнь под контролем чужого страдания». Подобные нару­
шения являются следствием эмпатии или изначальной детской 
идентификации с родителями. Однако на фоне недостаточной са­
моидентификации и зрелости личности во взрослом возрасте по­

добная идентификация может приводить к тому, что человек попа­
дает под влияние негативного контролирующего поведения окру­
жающих. 


background image

Глава 4 

Психофизиологически-ориентированные 

модели психосоматических расстройств 

Среди этой группы моделей, описывающих закономерности фор­

мирования психологических и психосоматических расстройств, не­
обходимо упомянуть следующие. 

1. Общефизиологические, рассматривающие психосоматические 

расстройства как следствие системных процессов, протекаю­
щих в целостном организме, как конечный результат целой це­
почки эндокринных, биохимических и нервно-рефлекторных 
сдвигов. 

а) Реакция борьбы или бегства (У. Кэннон). Практическим 

приложением этой модели являются различные техники ре­
лаксации, а также представления о «мышечной броне» и 
гиперсимпатикотонии (В. Райх) как механизмах психосо­
матических нарушений. 

б) Реакция напряжения - стресса (Г. Селье) и ее альтернати­

ва - реакция релаксации (Г. Бенсон). В рамках данной мо­
дели психосоматические расстройства рассматриваются 
как «болезни адаптации» (Г. Селье) или «болезни готов­
ности» (В. Икскюль), а реакция релаксации - как основ­
ной инструмент их устранения. 

2. Нейрофизиологические, исходящие из представления о веду­

щей роли нервной системы в формировании психосоматичес­
ких расстройств. Это в первую очередь условно-рефлекторная 
теория (И.П. Павлов), построенная на ее основе кортико-вис-
церальная теория (К.М. Быков, И.Т. Курцин), а также со­
временные модели импринтинга, выученной беспомощности 
(М. Зелигман) и фрустрации. 

Психофизиологически-ориентированные модели психосоматических расстройств 95 


background image

3. Комплексные физиологические, метаболические модели: 

а) синдром дефицита удовлетворенности (К. Блюм), 
б) психоэкологическая модель. 

Рассмотрим перечисленные психофизиологические модели 

подробнее. 

1. Реакция борьбы или бегства (У. Кэннон), 

гиперсимпатикотония и мышечная броня 
(В. Райх) 

Еще в 20-е годы физиологом У. Кэнноном была разработана 

теория эмоций, рассматривающая стенические отрицательные эмо­
ции как защитные реакции «борьбы или бегства» (fight-or-flight). 
С этой точки зрения, такие негативные эмоции, как гнев или страх, 
биологически целесообразны: они подготавливают организм к 
тому, чтобы развить максимально интенсивную мышечную актив­
ность, вступая в схватку или спасаясь бегством. При этом проис­
ходит активация симпатического отдела вегетативной нервной 
системы - в кровь выбрасывается адреналин, вызывающий уча­
щенное сердцебиение, повышается артериальное давление, пе­
рераспределяется кровоток; учащается дыхание, в крови повыша­
ется уровень глюкозы и холестерина. Все эти физиологические 
сдвиги необходимы организму для того, чтобы подготовиться к 
двигательной активности - соответственно, лучше обеспечить 
мышцы кислородом и питательными веществами, чтобы развить 
максимальное мышечное усилие - вступить в схватку (fight) или 
спастись бегством (flight). Этот механизм унаследован человеком 
от эволюционных предшественников и работает у него так же, как 
и у животных. Но если у первобытного человека такой механизм 
был исключительно важен для его физического выживания, то для 

человека современного он создает одни лишь проблемы, ибо всту­
пает в противоречие с правилами поведения в цивилизованном 
обществе. Ведь в большинстве ситуаций ни физическая агрессия, 
ни простое бегство в решении проблем не помогают. И хотя чело­
век, столкнувшись с неприятной информацией, внутренне напря­
гается, готовясь к действию (и так же повышается давление, и уча­
щается пульс, чтобы обеспечить мышцы энергией, и напрягаются 

96 

Глава 4