Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16369
Скачиваний: 267
самых подсознательных целей иными способами, то есть, в терми
нах психоанализа, сублимации.
5)
Расширение системы целей
Это переформулирование проблемы, ее целенаправленная по
становка в контексте возможных альтернативных способов дости
жения подсознательных целей или поиск путей сублимации. Тем
самым происходит реструктурирование внутреннего конфликта
соответственно двум сферам его переработки (деятельность, кон
такты) с привязкой к третьей сфере (направленность в будущее).
Это снятие остроты сознательно-подсознательного противостояния,
выход из виртуального «тупика» (образно говоря, у человека появ
ляется «свет в конце тоннеля») путем направления его взгляда на
другие цели, альтернативные точки зрения (аналогичные процеду
ры в других психотерапевтических техниках определяются как рас
ширение репертуара поведения, расширение свободы выбора, ре-
фрейминг).
Иначе говоря, планирование сублимирующей деятельности на
сознательном уровне, перевод ее в практическую плоскость. На уров
не же интуитивно-подсознательном, на «языке тела» - нейтрализа
ция телесного дискомфорта, постепенное устранение психосомати
ческих расстройств.
1 3. Модель психосоматических нарушений
по У. Глассеру
Данная модель разработана на основе теории контроля, пред
ставляющей собой теоретический фундамент так называемой тера
пии реальностью. Ее автор Уильям Глассер определил сущность
теории контроля следующим образом: «...Наше поведение всегда
представляет собой проявление попытки контролировать мир и са
мих себя как часть этого мира с целью наиболее полного удовлетво
рения наших потребностей» (Glasser W., 1989, цит. по Р. Нельсон -
Джоунс, 2002). Тем самым человек рассматривается как некото
рая система контроля, цель которой - подчинить своему влиянию
окружающих. Эти представления, на наш взгляд, перекликаются
с концепцией локуса контроля по Дж. Роттеру (интернальности/
экстернальности), являясь, по сути, крайним представлением од-
92
Глава 3
ного полюса шкалы контроля - интернального. В данной модели
подчеркивается, что психосоматические расстройства являются ак
тивным процессом и результатом собственного выбора страдающих
ими людей (в основном неосознаваемого). Болезнь - это неадап
тивное поведение (неэффективный способ контроля), которое че
ловек предпочитает для управления окружающей реальностью. На
пример, согласно подобной точке зрения депрессия у пациента воз
никает не сама по себе, а вследствие того, что он «депрессирует»
себя, то есть предпочитает быть подавленным, несчастным, страда
ющим. Подобная модель, очевидно, включает в себя трансформа
цию традиционных представлений о «вторичной выгоде» конвер
сионных и психосоматических расстройств с акцентом на их инфан
тильной природе.
Почему подобное поведение связано с инфантильными меха
низмами психики? В раннем детском возрасте ребенок обучается
контролировать окружающих с помощью определенных паттернов
своего поведения (плач, улыбка, гнев и др.). В младенческом возра
сте определенные типы дисфункционального поведения ребенка, в
основе которых лежит дискомфорт (Глассер часто употребляет тер
мин «страдание»), болезненное состояние, различные негативные
эмоции, могут быть действенными способами контроля поведения
окружающих его взрослых, вызывая у них жалость, сочувствие, тре
вогу и проч. Тем самым эти типы поведения выбираются ребенком,
дополняя «репертуар» его предпочитаемых способов контроля. Ана
логичным образом «болезненное» поведение, то есть активное про
извольное создание болезненных расстройств (описываемое Глас-
сером как «самоунижение», «тревожение», «депрессирование» и
даже... «головоболение» - miserabling, anxieting, depressing, head-
aching) во взрослом возрасте является не чем иным, как проявлени
ем инфантильного способа контроля человеком поведения значи
мых фигур из своего окружения, получения от них помощи либо
самооправдания своей бездеятельности. Возможен также выбор
болезненного состояния как способа торможения собственных сте-
нических отрицательных эмоций (гнев, подавляемая агрессия).
Будучи изначально адаптивными (точнее, искаженно-адаптив
ными) в раннем детстве, по мере взросления подобные способы по
ведения теряют свою приспособительную значимость. Для привер
женного к их использованию индивида они играют саморазруши
тельную роль, в целом ослабляют его контроль над собственной
Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств 93
жизнью. Дезадаптивная роль подобных способов поведения в зре
лом возрасте очевидна для окружающих, однако ускользает от со
знания самого пациента. Зачастую он использует подобный «болез
ненный выбор» за неимением лучшего, так как недостаточно осоз
нает собственные жизненные потребности и не представляет других,
более разумных и «зрелых» способов их удовлетворения и осуще
ствления контроля. Осознавание произвольности подобного «само
стоятельного выбора страдания» блокируется механизмами психо
логической защиты. По мысли Глассера, это происходит для того,
чтобы уберечь сознание от болезненных переживаний - ведь для
каждого человека крайне мучительно понимание того, что он сам
выбрал собственное страдание. Еще один инфантильно-саморазру
шительный вариант поведения, приводящий к психосоматическим
проблемам, связанным с аналогичными проблемами близких лю
дей, - «жизнь под контролем чужого страдания». Подобные нару
шения являются следствием эмпатии или изначальной детской
идентификации с родителями. Однако на фоне недостаточной са
моидентификации и зрелости личности во взрослом возрасте по
добная идентификация может приводить к тому, что человек попа
дает под влияние негативного контролирующего поведения окру
жающих.
Глава 4
Психофизиологически-ориентированные
модели психосоматических расстройств
Среди этой группы моделей, описывающих закономерности фор
мирования психологических и психосоматических расстройств, не
обходимо упомянуть следующие.
1. Общефизиологические, рассматривающие психосоматические
расстройства как следствие системных процессов, протекаю
щих в целостном организме, как конечный результат целой це
почки эндокринных, биохимических и нервно-рефлекторных
сдвигов.
а) Реакция борьбы или бегства (У. Кэннон). Практическим
приложением этой модели являются различные техники ре
лаксации, а также представления о «мышечной броне» и
гиперсимпатикотонии (В. Райх) как механизмах психосо
матических нарушений.
б) Реакция напряжения - стресса (Г. Селье) и ее альтернати
ва - реакция релаксации (Г. Бенсон). В рамках данной мо
дели психосоматические расстройства рассматриваются
как «болезни адаптации» (Г. Селье) или «болезни готов
ности» (В. Икскюль), а реакция релаксации - как основ
ной инструмент их устранения.
2. Нейрофизиологические, исходящие из представления о веду
щей роли нервной системы в формировании психосоматичес
ких расстройств. Это в первую очередь условно-рефлекторная
теория (И.П. Павлов), построенная на ее основе кортико-вис-
церальная теория (К.М. Быков, И.Т. Курцин), а также со
временные модели импринтинга, выученной беспомощности
(М. Зелигман) и фрустрации.
Психофизиологически-ориентированные модели психосоматических расстройств 95
3. Комплексные физиологические, метаболические модели:
а) синдром дефицита удовлетворенности (К. Блюм),
б) психоэкологическая модель.
Рассмотрим перечисленные психофизиологические модели
подробнее.
1. Реакция борьбы или бегства (У. Кэннон),
гиперсимпатикотония и мышечная броня
(В. Райх)
Еще в 20-е годы физиологом У. Кэнноном была разработана
теория эмоций, рассматривающая стенические отрицательные эмо
ции как защитные реакции «борьбы или бегства» (fight-or-flight).
С этой точки зрения, такие негативные эмоции, как гнев или страх,
биологически целесообразны: они подготавливают организм к
тому, чтобы развить максимально интенсивную мышечную актив
ность, вступая в схватку или спасаясь бегством. При этом проис
ходит активация симпатического отдела вегетативной нервной
системы - в кровь выбрасывается адреналин, вызывающий уча
щенное сердцебиение, повышается артериальное давление, пе
рераспределяется кровоток; учащается дыхание, в крови повыша
ется уровень глюкозы и холестерина. Все эти физиологические
сдвиги необходимы организму для того, чтобы подготовиться к
двигательной активности - соответственно, лучше обеспечить
мышцы кислородом и питательными веществами, чтобы развить
максимальное мышечное усилие - вступить в схватку (fight) или
спастись бегством (flight). Этот механизм унаследован человеком
от эволюционных предшественников и работает у него так же, как
и у животных. Но если у первобытного человека такой механизм
был исключительно важен для его физического выживания, то для
человека современного он создает одни лишь проблемы, ибо всту
пает в противоречие с правилами поведения в цивилизованном
обществе. Ведь в большинстве ситуаций ни физическая агрессия,
ни простое бегство в решении проблем не помогают. И хотя чело
век, столкнувшись с неприятной информацией, внутренне напря
гается, готовясь к действию (и так же повышается давление, и уча
щается пульс, чтобы обеспечить мышцы энергией, и напрягаются
96
Глава 4