Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16364

Скачиваний: 267

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

фаза конфликта, в которой на первый план выступают вызванные 
им соматические нарушения. При длительном существовании кон­
фликта описанные фазы могут повторно сменять друг друга, что, 
по мнению Б. Любан-Плюцца и др. (1984), объясняет часто наблю­

даемую в психосоматической клинике смену невротических симп­
томов и телесных расстройств: «Невротические симптомы отчетливо 
отступают при формировании телесной болезни и часто возвраща­
ются при выздоровлении от нее». На практике понимание этой за­
кономерности исключительно важно для обеспечения преемствен­
ности психологической (психокоррекционной) и медицинской по­
мощи лицам, страдающим психосоматическими заболеваниями. 
Чаще всего такие пациенты первоначально обращаются по поводу 
телесных проявлений своих душевных расстройств в общую лечеб­
ную сеть, где купирование или смягчение соматических жалоб рас­
сматривается как критерий «излечения». На самом же деле болезнь 
просто переходит из соматической в психоэмоциональную фазу, а 

лежащий в ее основе внутрипсихический конфликт остается нераз­
решенным. 

9. Соматизация 

Данным термином обозначается «отелеснивание» негативных 

эмоций, приводящее к возникновению дискомфортных телесных 
ощущений, а при их длительном существовании - к разнообразным 
нарушениям внутренних органов. С современных позиций, суще­
ствует две точки зрения на соматизацию: 

а) соматизация может рассматриваться как слом механизмов пси­

хологической защиты (Бассин Ф.В., Прангишвили А.С., Ше-
розия А.Е., 1978), «прорыв психологической обороны»; 

б) соматизация - это не «ошибка» психологической защиты, а ее 

собственный продукт. Это на самом деле результат действия 
именно механизмов защиты, но защиты несовершенной (то есть 
вытеснения, а не сублимации). Соматизация - аналог вытес­
нения, его проявление на телесном уровне. 

Принято считать, что среди лиц, обращающихся за медицинс­

кой помощью, значительная часть в действительности страдает не 

82 

Глава 3 


background image

теми заболеваниями, которые служат поводом для обращения, а 

различными формами соматизации (Kellner R., 1991). Среди посе­
тителей поликлиник трудоспособного возраста доля таких пациен­
тов может достигать 30%. Подобное положение закономерно, ведь 
соматизация - склонность к переживанию психологического стресса 
на физиологическом уровне, вследствие которой развиваются ре­
альные соматические (психосоматические) нарушения (Холмого­
рова А.Б., Гаранян Н.Г., 2000). Происходит же это в определенной 
последовательности: вначале человек не допускает естественного 
отреагирования своих эмоций, их внешнего выражения, стремится 
сохранять невозмутимость в глазах окружающих. В результате «за­

держанные» эмоции проявляются в виде телесных ощущений, на 
фоне ипохондрической настроенности воспринимаемых как прояв­
ления возможной болезни. И если подобный стереотип поведения 
становится привычным, то постепенно вследствие накопления вы­
званных эмоциями физиологических сдвигов формируется уже и 

реальная болезнь. По мнению В.Д. Тополянского и М.В. Струковс-
кой (1986), она становится «закономерным результатом последо­
вательного культивирования так называемых задержанных эмоций» 
и может тем самым рассматриваться как «плата современного ци­
вилизованного человека за умение властвовать собой». Как пишут 
А.Б. Холмогорова и Н.Г. Гаранян (1994), «ценность рационального 
мышления, характерная для западной культуры, приводит к недо­
оценке роли эмоций в жизни и здоровье человека и даже к рассмот­
рению этой роли как негативной - деструктивной и разрушитель­
ной». Нередко приходится читать в прессе и слышать фразы: «от­
бросим эмоции в сторону», «будем говорить без эмоций». Очевидно, 
что подобные социальные стереотипы игнорирования эмоциональ­
ной стороны жизни, сдерживания чувств (а точнее, попытки скрыть 

их от окружающих) приводят к соматизации. 

Предрасполагают к развитию соматизации также инфантиль­

ные особенности личности - пассивность, сдерживаемая агрес­
сивность, завышенный уровень притязаний в сочетании с зависи­
мостью (Былкина Н.Д., 1997). В качестве возможного механизма 
соматизации описываются индивидуальные особенности сомато-
сенсорного восприятия (как висцерорецепции, так и кинестетичес­
кой рецепции), связанные с ипохондрическим стилем реагирова­
ния - так называемое соматосенсорное усиление (Barsky А. е.а, 

1992). При этом нормальные физиологические телесные ощуще-

Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств 83 


background image

ния, которые обычно не привлекают сознательного внимания, вос­
принимаются обостренно. Им придается непропорционально важ­
ное значение, особый смысл, что описано как «личностная перера­
ботка интероцептивных ощущений» (Банщиков В.М. и др., 1967). 
Нередко вследствие действия этих психологических механизмов 
естественные ощущения расцениваются как неприятные, тревож­
ные и потенциально опасные, а их субъективно переживаемая ин­
тенсивность усиливается. 

Еще одной из личностных особенностей, являющихся «фун­

даментом» соматизации, является алекситимия, описанная выше. 

Можно сказать, что при наличии алекситимии соматизация стано­
вится ее обязательным следствием, неотъемлемой составной частью. 
В чистом же виде, сама по себе соматизация представляет собой 
нечто наподобие «добровольной», осознанной алекситимии - в 
смысле кажущейся безэмоциональности, сдерживания внешних 
проявлений эмоций. С психокоррекционной точки зрения наибо­

лее частыми вытесненными эмоциональными реакциями, проявля­
ющимися в форме соматизации, являются тревога и агрессия, реже -

подавленное сексуальное влечение. Физиологически соматизация 
представляет собой отражение межполушарных механизмов внут-
рипсихического конфликта (в частности, соматосенсорное усиле­
ние - это проявление правополушарной активности). Тем самым 
проявления соматизации представляют собой не что иное, как сиг­
налы подсознания, его символические послания на «языке тела», 
отвергаемые механизмами сознательной цензуры на уровне «пред-
восприятия» (по К. Роджерсу). Здесь же заложен и механизм пси­
хокоррекции, а именно осуществление сознательно-подсознатель­
ной коммуникации с помощью психологической саморегуляции -
произвольного создания измененных состояний сознания, позволя­
ющих добиться осознавания скрытого смысла этого послания (фо­

кусировка по Ю. Джендлину, методика «психологической обратной 
связи» И. Шалифа, метод Ретри). 

10. «Неполноценность органа» 

и ее психическая компенсация (А. Адлер) 

Свой вклад в решение проблемы психосоматической специфич­

ности внес также Альфред Адлер. Наиболее известным представле-

84 

Глава 3 


background image

нием разработанной им индивидуальной психологии является 
понятие комплекса неполноценности, развивающегося у ребенка 
вследствие осознавания собственной беспомощности и незащищен­
ности и сохраняющейся в течение взрослой жизни (по Адлеру, для 
человека жить означает ощущать собственную неполноценность). 
Путь к избавлению от этого комплекса открывает заложенный в 
психике принцип компенсации, являющийся в современном пони­

мании основой для личностного роста. С его помощью человек мо­
жет не только преодолеть изначальную неполноценность, но и до­
биться большего (гиперкомпенсация), а порой даже «возвыситься» 
на окружающими (таким образом, комплекс неполноценности 
трансформируется в стремление к превосходству, особенно когда 
человек преследует не реальные жизненные цели, а иллюзорные, 

«фиктивные»). 

В одной из своих работ - «Исследование неполноценности 

органа и ее психической компенсации» - Адлер описал примене­
ние данного подхода к проблеме психосоматической специфич­
ности, к объяснению того, каким образом невроз «выбирает» свои 
органы-мишени. При этом он расширил представление о субъек­
тивно переживаемой «неполноценности» как источнике разви­
тия неврозов и личностных расстройств, перенося его с душев­
ной жизни на телесные функции. Распространяя этот принцип 
«неполноценности» на состояние отдельных органов тела, Адлер 
говорил о том, что именно изначальная, возможно, врожденная 
«неполноценность» органа, тесно связанная на личностном уров­
не с «неполноценностью» психологической, делает его повышен­
но уязвимым для формирования психосоматических расстройств. 
Тем самым в формировании комплекса неполноценности уча­
ствуют три источника: неполноценность органа, а также отноше­
ние к ребенку со стороны родителей, которое может быть чрез­
мерно опекающим или, напротив, отвергающим. При этом орга­
ническая неполноценность может быть в значительной мере 
компенсирована, преодолена за счет резервов как психологичес­
ких, так и физиологических. 

Впоследствии справедливость этих идей Адлера, как уже от­

мечалось, была убедительно показана с точки зрения нейропсихо­
логии выдающимся отечественным ученым Л.С. Выготским. Соглас­
но разработанной им теории высших психических функций, изна­
чальная неполноценность одной из них может компенсироваться за 

Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств 85 


background image

счет дополнительного развития других функций и, возможно, за счет 
усиления психического развития в целом. 

К адлеровскому комплексу неполноценности примыкают 

модели, подчеркивающие роль неадекватной, заниженной само­
оценки или нарушения образа «Я» (К. Роджерс) в формирова­
нии психосоматических расстройств. Ю.С. Шевченко (2002) опи­
сывает их как самостоятельные нарушения, хотя, на наш взгляд, 
их можно объединить. Это нарушения физического образа «Я», 

лежащие в основе модели «борьбы за свое тело» по П. Куттеру, 
либо нарушения психологического образа «Я», создающие так 

называемое базисное нарушение по М. Балинту, или, наконец, 
нарушение (микро)социальной составляющей образа «Я» - мо­

дель «брошенности» (giving up - given up) или отказа от веры в 
будущее по Д. Энгелю и А. Шмале (см. Антропов Ю.Ф., Шевчен­

ко Ю.С, 2002). 

Первая из этих моделей (П. Куттер) рассматривает психосо­

матическое расстройство как проявление «нелюбви к собственно­
му телу», которая нередко является следствием физической «недо­
любленности» в раннем детстве, недостатка материнского душев­
ного тепла. Отсюда возникает и связанный с ранним опытом 
стереотип «брошенности», острое переживание собственной ненуж­
ности и беспомощности. Именно они создают ту питательную сре­
ду, на которой происходит развитие депрессии и ее телесного выра­
жения - психосоматических расстройств. 

Другими вариантами развития нарушений, описываемых как 

«борьба за свое тело», могут стать чрезмерная симбиотическая при­
вязанность матери и ребенка (создающая основу для невротичес­
кого «слияния» со стороны ребенка в более старшем возрасте), ги­
перопека со стороны матери либо повышенная критичность, чрез­
мерно строгое отношение к ребенку в период формирования 
Супер-Эго (в основном от года до трех лет). 

Модель базисного нарушения по М. Балинту связана с не­

устойчивостью самооценки, «текучестью» образа «Я» и, по сути, 
представляет собой личностное расстройство по типу зависимо­
сти. В терминах психоанализа это недостаточная дифференци-
рованность функции «Я», а на телесно-психологическом уровне -

несформированность его телесных границ. Следствием подобно­
го расстройства является гипертрофированная потребность в 
защите и покровительстве, привычный перенос ответственности 

86 

Глава 3