Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16364
Скачиваний: 267
фаза конфликта, в которой на первый план выступают вызванные
им соматические нарушения. При длительном существовании кон
фликта описанные фазы могут повторно сменять друг друга, что,
по мнению Б. Любан-Плюцца и др. (1984), объясняет часто наблю
даемую в психосоматической клинике смену невротических симп
томов и телесных расстройств: «Невротические симптомы отчетливо
отступают при формировании телесной болезни и часто возвраща
ются при выздоровлении от нее». На практике понимание этой за
кономерности исключительно важно для обеспечения преемствен
ности психологической (психокоррекционной) и медицинской по
мощи лицам, страдающим психосоматическими заболеваниями.
Чаще всего такие пациенты первоначально обращаются по поводу
телесных проявлений своих душевных расстройств в общую лечеб
ную сеть, где купирование или смягчение соматических жалоб рас
сматривается как критерий «излечения». На самом же деле болезнь
просто переходит из соматической в психоэмоциональную фазу, а
лежащий в ее основе внутрипсихический конфликт остается нераз
решенным.
9. Соматизация
Данным термином обозначается «отелеснивание» негативных
эмоций, приводящее к возникновению дискомфортных телесных
ощущений, а при их длительном существовании - к разнообразным
нарушениям внутренних органов. С современных позиций, суще
ствует две точки зрения на соматизацию:
а) соматизация может рассматриваться как слом механизмов пси
хологической защиты (Бассин Ф.В., Прангишвили А.С., Ше-
розия А.Е., 1978), «прорыв психологической обороны»;
б) соматизация - это не «ошибка» психологической защиты, а ее
собственный продукт. Это на самом деле результат действия
именно механизмов защиты, но защиты несовершенной (то есть
вытеснения, а не сублимации). Соматизация - аналог вытес
нения, его проявление на телесном уровне.
Принято считать, что среди лиц, обращающихся за медицинс
кой помощью, значительная часть в действительности страдает не
82
Глава 3
теми заболеваниями, которые служат поводом для обращения, а
различными формами соматизации (Kellner R., 1991). Среди посе
тителей поликлиник трудоспособного возраста доля таких пациен
тов может достигать 30%. Подобное положение закономерно, ведь
соматизация - склонность к переживанию психологического стресса
на физиологическом уровне, вследствие которой развиваются ре
альные соматические (психосоматические) нарушения (Холмого
рова А.Б., Гаранян Н.Г., 2000). Происходит же это в определенной
последовательности: вначале человек не допускает естественного
отреагирования своих эмоций, их внешнего выражения, стремится
сохранять невозмутимость в глазах окружающих. В результате «за
держанные» эмоции проявляются в виде телесных ощущений, на
фоне ипохондрической настроенности воспринимаемых как прояв
ления возможной болезни. И если подобный стереотип поведения
становится привычным, то постепенно вследствие накопления вы
званных эмоциями физиологических сдвигов формируется уже и
реальная болезнь. По мнению В.Д. Тополянского и М.В. Струковс-
кой (1986), она становится «закономерным результатом последо
вательного культивирования так называемых задержанных эмоций»
и может тем самым рассматриваться как «плата современного ци
вилизованного человека за умение властвовать собой». Как пишут
А.Б. Холмогорова и Н.Г. Гаранян (1994), «ценность рационального
мышления, характерная для западной культуры, приводит к недо
оценке роли эмоций в жизни и здоровье человека и даже к рассмот
рению этой роли как негативной - деструктивной и разрушитель
ной». Нередко приходится читать в прессе и слышать фразы: «от
бросим эмоции в сторону», «будем говорить без эмоций». Очевидно,
что подобные социальные стереотипы игнорирования эмоциональ
ной стороны жизни, сдерживания чувств (а точнее, попытки скрыть
их от окружающих) приводят к соматизации.
Предрасполагают к развитию соматизации также инфантиль
ные особенности личности - пассивность, сдерживаемая агрес
сивность, завышенный уровень притязаний в сочетании с зависи
мостью (Былкина Н.Д., 1997). В качестве возможного механизма
соматизации описываются индивидуальные особенности сомато-
сенсорного восприятия (как висцерорецепции, так и кинестетичес
кой рецепции), связанные с ипохондрическим стилем реагирова
ния - так называемое соматосенсорное усиление (Barsky А. е.а,
1992). При этом нормальные физиологические телесные ощуще-
Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств 83
ния, которые обычно не привлекают сознательного внимания, вос
принимаются обостренно. Им придается непропорционально важ
ное значение, особый смысл, что описано как «личностная перера
ботка интероцептивных ощущений» (Банщиков В.М. и др., 1967).
Нередко вследствие действия этих психологических механизмов
естественные ощущения расцениваются как неприятные, тревож
ные и потенциально опасные, а их субъективно переживаемая ин
тенсивность усиливается.
Еще одной из личностных особенностей, являющихся «фун
даментом» соматизации, является алекситимия, описанная выше.
Можно сказать, что при наличии алекситимии соматизация стано
вится ее обязательным следствием, неотъемлемой составной частью.
В чистом же виде, сама по себе соматизация представляет собой
нечто наподобие «добровольной», осознанной алекситимии - в
смысле кажущейся безэмоциональности, сдерживания внешних
проявлений эмоций. С психокоррекционной точки зрения наибо
лее частыми вытесненными эмоциональными реакциями, проявля
ющимися в форме соматизации, являются тревога и агрессия, реже -
подавленное сексуальное влечение. Физиологически соматизация
представляет собой отражение межполушарных механизмов внут-
рипсихического конфликта (в частности, соматосенсорное усиле
ние - это проявление правополушарной активности). Тем самым
проявления соматизации представляют собой не что иное, как сиг
налы подсознания, его символические послания на «языке тела»,
отвергаемые механизмами сознательной цензуры на уровне «пред-
восприятия» (по К. Роджерсу). Здесь же заложен и механизм пси
хокоррекции, а именно осуществление сознательно-подсознатель
ной коммуникации с помощью психологической саморегуляции -
произвольного создания измененных состояний сознания, позволя
ющих добиться осознавания скрытого смысла этого послания (фо
кусировка по Ю. Джендлину, методика «психологической обратной
связи» И. Шалифа, метод Ретри).
10. «Неполноценность органа»
и ее психическая компенсация (А. Адлер)
Свой вклад в решение проблемы психосоматической специфич
ности внес также Альфред Адлер. Наиболее известным представле-
84
Глава 3
нием разработанной им индивидуальной психологии является
понятие комплекса неполноценности, развивающегося у ребенка
вследствие осознавания собственной беспомощности и незащищен
ности и сохраняющейся в течение взрослой жизни (по Адлеру, для
человека жить означает ощущать собственную неполноценность).
Путь к избавлению от этого комплекса открывает заложенный в
психике принцип компенсации, являющийся в современном пони
мании основой для личностного роста. С его помощью человек мо
жет не только преодолеть изначальную неполноценность, но и до
биться большего (гиперкомпенсация), а порой даже «возвыситься»
на окружающими (таким образом, комплекс неполноценности
трансформируется в стремление к превосходству, особенно когда
человек преследует не реальные жизненные цели, а иллюзорные,
«фиктивные»).
В одной из своих работ - «Исследование неполноценности
органа и ее психической компенсации» - Адлер описал примене
ние данного подхода к проблеме психосоматической специфич
ности, к объяснению того, каким образом невроз «выбирает» свои
органы-мишени. При этом он расширил представление о субъек
тивно переживаемой «неполноценности» как источнике разви
тия неврозов и личностных расстройств, перенося его с душев
ной жизни на телесные функции. Распространяя этот принцип
«неполноценности» на состояние отдельных органов тела, Адлер
говорил о том, что именно изначальная, возможно, врожденная
«неполноценность» органа, тесно связанная на личностном уров
не с «неполноценностью» психологической, делает его повышен
но уязвимым для формирования психосоматических расстройств.
Тем самым в формировании комплекса неполноценности уча
ствуют три источника: неполноценность органа, а также отноше
ние к ребенку со стороны родителей, которое может быть чрез
мерно опекающим или, напротив, отвергающим. При этом орга
ническая неполноценность может быть в значительной мере
компенсирована, преодолена за счет резервов как психологичес
ких, так и физиологических.
Впоследствии справедливость этих идей Адлера, как уже от
мечалось, была убедительно показана с точки зрения нейропсихо
логии выдающимся отечественным ученым Л.С. Выготским. Соглас
но разработанной им теории высших психических функций, изна
чальная неполноценность одной из них может компенсироваться за
Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств 85
счет дополнительного развития других функций и, возможно, за счет
усиления психического развития в целом.
К адлеровскому комплексу неполноценности примыкают
модели, подчеркивающие роль неадекватной, заниженной само
оценки или нарушения образа «Я» (К. Роджерс) в формирова
нии психосоматических расстройств. Ю.С. Шевченко (2002) опи
сывает их как самостоятельные нарушения, хотя, на наш взгляд,
их можно объединить. Это нарушения физического образа «Я»,
лежащие в основе модели «борьбы за свое тело» по П. Куттеру,
либо нарушения психологического образа «Я», создающие так
называемое базисное нарушение по М. Балинту, или, наконец,
нарушение (микро)социальной составляющей образа «Я» - мо
дель «брошенности» (giving up - given up) или отказа от веры в
будущее по Д. Энгелю и А. Шмале (см. Антропов Ю.Ф., Шевчен
ко Ю.С, 2002).
Первая из этих моделей (П. Куттер) рассматривает психосо
матическое расстройство как проявление «нелюбви к собственно
му телу», которая нередко является следствием физической «недо
любленности» в раннем детстве, недостатка материнского душев
ного тепла. Отсюда возникает и связанный с ранним опытом
стереотип «брошенности», острое переживание собственной ненуж
ности и беспомощности. Именно они создают ту питательную сре
ду, на которой происходит развитие депрессии и ее телесного выра
жения - психосоматических расстройств.
Другими вариантами развития нарушений, описываемых как
«борьба за свое тело», могут стать чрезмерная симбиотическая при
вязанность матери и ребенка (создающая основу для невротичес
кого «слияния» со стороны ребенка в более старшем возрасте), ги
перопека со стороны матери либо повышенная критичность, чрез
мерно строгое отношение к ребенку в период формирования
Супер-Эго (в основном от года до трех лет).
Модель базисного нарушения по М. Балинту связана с не
устойчивостью самооценки, «текучестью» образа «Я» и, по сути,
представляет собой личностное расстройство по типу зависимо
сти. В терминах психоанализа это недостаточная дифференци-
рованность функции «Я», а на телесно-психологическом уровне -
несформированность его телесных границ. Следствием подобно
го расстройства является гипертрофированная потребность в
защите и покровительстве, привычный перенос ответственности
86
Глава 3