Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16376
Скачиваний: 267
долговременной памяти, блокирует воспроизведение соответству
ющих энграмм). Во-вторых, тормозится проявление отрицательных
эмоций, связанных как с тревогой/страхом, так и с агрессией.
Почему же порой целительная реакция релаксации не вклю
чается своевременно? Происходит это потому, что сигнал для цент
ральной нервной системы о завершении экстремальной, стрессовой
ситуации не поступает. А это, в свою очередь, связано с тем, что че
ловек - иногда сознательно, а чаще подсознательно - продолжает
мысленно воспроизводить эту самую ситуацию, «зацикливается» на
ней. Таково в целом свойство нашего мозга, связанное с механизма
ми негативных мыслей и отрицательных эмоций (навязчивостью,
эпилептогенной «раскачкой»). Отсюда важнейшее значение в «за
пуске» реакции релаксации имеет разрыв порочного круга навяз
чивых негативных мыслей. И поэтому, чтобы избежать повреждаю
щего влияния негативных эмоций на состояние здоровья или хотя
бы ослабить его, человеку настоятельно необходимо научиться за
пускать универсальную реакцию релаксации произвольным обра
зом - с помощью стандартных техник саморегуляции (мышечное
расслабление и брюшное дыхание, активирующее парасимпатичес
кий отдел вегетативной нервной системы).
Последнее тем более важно, что если на уровне вегетативной
нервной системы, отчасти доступном сознательному контролю, ре
акция напряжения в целом связана с активацией ее симпатического
(эрготропного) отдела, то реакция релаксации представляет собой
переход к парасимпатическому (трофотропному) преобладанию. То
же справедливо и для психоэмоциональной составляющей реакции
релаксации. Как указывали Э. Гелльгорн и Дж. Луфборроу (1966),
«снижение мышечного тонуса и тенденция к засыпанию [в опытах
на животных -
прим. наше]
позволяют считать, что ощущение бла
гополучия связано с торможением эрготропной системы и повыше
нием тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы».
Практическая значимость подобного подхода несомненна: тем
самым можно добиваться нормализации психоэмоционального со
стояния в целом и функционального состояния внутренних орга
нов в частности. Очевидно, что регулярное целенаправленное ис
пользование реакции релаксации - именно то, что нужно человеку
для поддержания душевного и телесного здоровья, для обеспече
ния долгой, здоровой (и более счастливой) жизни. Это подтверж
дают не только современные медицинские исследования, но и мно-
102
Глава 4
говековой опыт применения человечеством оздоровительных ды
хательно-релаксационных практик - таких, как йога и ци-гун, а так
же современный опыт использования телесных методов психокор
рекции.
Таким образом, реакция релаксации представляется универ
сальным механизмом снятия психической напряженности (и реше
ния множества психологических проблем). Именно с этим связана
широкая популярность релаксационных процедур в самых разных
методах психокоррекции, и в первую очередь, конечно, телесно-ори
ентированных. Активация парасимпатического отдела вегетативной
нервной системы, лежащая в основе реакции релаксации, полезна в
борьбе не только с психосоматическими, но и собственно душевны
ми заболеваниями (в частности, она лежит в основе лечения деп
рессии с помощью метода стимуляции блуждающего нерва).
Учитывая, что основным видом стресса для современного че
ловека является стресс психоэмоциональный (Бодров В.А., 1995),
психосоматические расстройства можно с полным правом назвать
«болезнями неотреагированных эмоций». В современной трактов
ке они описываются как аффективно обусловленные или аффектив
но-соматические нарушения (Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С.,
2000). Способствуют формированию эмоционально-стрессовых рас
стройств особенности эмоционального реагирования человека, тес
но связанные с типологическими особенностями его личности. В
этом плане более всего предрасположен к возникновению психосо
матических нарушений так называемый Д-тип личности (Потеш
ных Е., 2000), главная черта которого - хроническое подавление
негативных эмоций, сочетающее склонность к негативным эмоци
ям и к подавлению эмоционального самовыражения. Настоятель
ной задачей психокоррекции в этом случае является личностная
реконструкция, перестройка психологического типа (см. «Личност-
но-типологическая основа телесной психокоррекции» в разделе,
посвященном описанию метода Ретри).
3. Модель «болезней готовности»
(В. Икскюль)
Эта модель представляет собой интеграцию моделей У. Кен-
нона и Г. Селье, рассматриваемых с клинико-психологической
:ихофизиологически-ориентированные модели психосоматических расстройств 103
точки зрения как особое психофизиологическое состояние готов
ности (V. Uexkuell, 1963). Имеется в виду готовность человека к
экстремальным, стрессовым воздействиям, когда происходит пе
реход готовности психоэмоциональной в готовность телесную.
Последняя представляет собой набор характерных для стресса
физиологических реакций, управляемых не рассудком, а аффек
том. Если же цель, для которой предназначена готовность, не до
стигается и соответствующие действия задерживаются, то подоб
ное состояние становится хроническим. Связанные с его поддер
жанием физиологические сдвиги приводят к перенапряжению и
повреждению. Например, длительно повышенная секреция же
лудочного сока - к повышению кислотности и возникновению
язвы желудка; постоянный спазм артериол (преходящая «гипер
тония готовности») - к стойкому повышению артериального дав
ления (гипертоническая болезнь).
Подобная картина возникает, когда становится невозможным
«разрешение готовности» (вследствие вытеснения или потери мо
тива). В других терминах можно описать его на физиологическом
уровне как следствие хронической нервно-психической напряжен
ности, а на психологическом уровне - синдрома тревожного ожи
дания.
4. Условно-рефлекторные (кондиционирование)
и когнитивные модели
К числу этих моделей относятся как хорошо известные теоре
тические схемы:
◊ условно-рефлекторная теория в форме классической модели
(И.П. Павлов),
◊ кортико-висцеральная теория формирования внутренних бо
лезней (К.М. Быков, И.Т. Курцин), послужившая развитием
предыдущей;
так и более современные модели:
◊ импринтинг (К. Лоренц),
◊ выученная беспомощность (М. Зелигман).
104
Глава 4
КЛАССИЧЕСКАЯ УСЛОВНО-РЕФЛЕКТОРНАЯ МОДЕЛЬ
И КОРТИКО-ВИСЦЕРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ (И.П. ПАВЛОВ)
В 20-30-е годы XX в. И.П. Павловым и его учениками была
создана физиологическая модель внутреннего психологического
конфликта. В опытах с животными было обнаружено, что к разви
тию соматических нарушений приводит «сшибка» рефлекторных
процессов, иначе говоря, одновременная активизация с помощью
одного и того же условного стимула противоречащих друг другу
безусловных рефлексов - например, пищевого и оборонительного.
Таким образом, согласно этой модели, в основе психосоматических
расстройств человека также лежит «сшибка» условных рефлексов,
имитирующая ситуацию неопределенности, содержащую логи
чески неразрешимые противоречия. Еще один физиологический ме
ханизм психологических срывов - образование «патологических»
условных рефлексов. Например, бронхоспазм у больного бронхи
альной астмой, возникающий не при вдыхании аллергена, а лишь
при виде изображения предмета, играющего его роль (например,
растения с сильным запахом). Практическим применением этой
теории стала условно-рефлекторная терапия, то есть исправление
или угашение «лишних» условных рефлексов путем их сшибки с
безусловными. (Одной из первых областей, в которых данный ме
тод был применен еще в 30-е годы, стало лечение алкоголизма с по
мощью формирования условно-рефлекторной рвотной реакции, по
И.Ф. Случевскому).
Приложением павловской условно-рефлекторной теории к
клинике явилась кортико-висцеральная теория К.М. Быкова и
И.Т. Курцина (1950-е гг.), объясняющая происхождение внутрен
них (на самом деле психосоматических) болезней следующим об
разом: кора головного мозга может непосредственно влиять на со
стояние внутренних органов (по механизму условных рефлексов)
и соответственно непосредственной причиной психосоматических
заболеваний является нарушение динамики физиологических про
цессов (баланса возбуждения и торможения) на уровне коры голов
ного мозга. Исходя из этих представлений был предложен неспеци
фический метод лечения внутренних болезней с помощью охрани
тельного торможения (длительного искусственного сна).
С точки зрения телесно-ориентированной психокоррекции,
осознавание телесных ощущений, связанных с тем или иным внут-
Психофизиологически-ориентированные модели психосоматических расстройств 105
ренним органом, и проработка этих ощущений способствует нор
мализации функционального состояния данного органа. В основе
получаемого подобным образом положительного эффекта лежит,
по-видимому, достижение более полноценного функционирова
ния корково-корковых взаимосвязей, то есть согласование актив
ности сомато- и висцеросенсорных зон коры и ее лобных областей.
Тем самым подобные психокоррекционные техники также можно
рассматривать как практическое приложение кортико-висцераль-
ной теории.
В дополнение к первоначальным, условно-схематическим кон
цепциям И.П. Павлова, последующие работы физиологов его шко
лы привели к представлению об условном рефлексе как объедине
нии безусловных рефлексов, каждый из которых соответствует не
простой линейной схеме рефлекторной дуги, а «многоэтажной»,
представленной на различных уровнях центральной нервной сис
темы (Асратян Э.А., 1981). Отсюда пришло понимание, что у чело
века условные рефлексы могут формироваться как на сознательном,
так и на бессознательном уровне. А это значит, что один и тот же
рефлекс может осуществляться на разных уровнях. Важнейшим для
психокоррекционной практики следствием этой теоретической мо
дели является то, что на нижних «этажах» рефлекторной цепочки -
на подкорковом, подсознательном уровне - рефлекторный акт
может осуществляться автономно, без ведома и согласия вышесто
ящего - коркового, сознательного уровня. К тому же это происхо
дит и быстрее, так как задействуется меньше «инстанций». (Как
обычно, в многоуровневой, иерархической системе управления «вер
хи» неповоротливы и инертны. Они узнают о происшедшем в пос
леднюю очередь и лишь потом делают вид, что все позитивные про
цессы происходят благодаря их вмешательству, а негативные - не
смотря на их неодобрение.) И в типичном случае вначале происходит
простой (привычный, автоматизированный) условно-рефлектор
ный акт, а лишь затем возникает его осознавание.
Эти схематические представления непосредственно приложи-
мы к механизмам возникновения эмоций, которые представляют
собой условные рефлексы, функционирующие на неосознаваемом
уровне. Точнее, автоматически-бессознательно включается первое
звено сложной рефлекторной цепочки эмоциональной реакции; до
ступной же осознаванию эмоция становится на более поздней ста
дии. Для понимания этого механизма необходимо вспомнить о тео-
106
Глава 4