Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16379
Скачиваний: 267
результат импринтинга считается необратимым (поэтому, к приме
ру, животное, родившееся в неволе, не сможет существовать в ди
кой природе), то человеческая психика и в этой области способна к
переучиванию.
У взрослого человека влияние усвоенной подобным образом
информации на актуальное психоэмоциональное состояние неявно
подразумевает и кратковременный психологический возврат (рег
рессию) в соответствующий детский возрастной период (Захаржев-
ский В.Б., 1993). Отсюда и предлагаемый в психокоррекции способ
избавления от психосоматических расстройств - кратковременный
возврат пациента «в детство», и исправление недостатков его соб
ственного прошлого, или реимпринтинг.
Запечатлевание информации путем импринтинга - именно
тот случай, когда отучиться труднее, чем научиться. Физиологичес
ки в его основе лежит правополушарное научение. Как показано
Л.И. Московичюте и В.И. Голод (цит. по А.В. Семенович, 2002), даже
в вербальной сфере, за которую отвечает левое полушарие, с ним, с
полушарием доминантным, связано лишь содержание обучения;
эффективность же научения зависит от субдоминантного - право
го полушария. То же справедливо и по отношению к невербально
му научению. Поэтому с коррекционной точки зрения именно пе
реход в «правополушарное» состояние сознания - физиологичес
кая возрастная регрессия - является оптимальным способом
реимпринтинга.
5.
Синдром дефицита удовлетворенности
Еще одной физиологической моделью психосоматических и
собственно психологических расстройств является синдром дефи
цита удовлетворенности по К. Блюму (reward deficiency), рассмат
риваемый западными авторами как бич современного общества.
Данная модель была разработана на основе материалов извест
ных опытов Олдса и Милнера с самостимуляцией животных через
введенные в мозг электроды. Этими авторами было обнаружено, что
если электрод располагается в ряде глубоких подкорковых струк
тур, названных «центрами удовлетворения», то подопытное живот
ное непрерывно осуществляет их самораздражение, не реагируя ни
112
Глава 4
на какие внешние стимулы. Раздражение описанных структур пер-
воначально приводит к выделению таких нейромедиаторов, как до-
фамин и серотонин, которые далее инициируют выброс веществ,
стимулирующих центры удовольствия мозга - так называемых эн
догенных опиатов или эндорфинов («эндоморфинов»). Высвобож
дение же эндогенных опиатов сопровождается интенсивным пере
живанием эмоционально-позитивного состояния. (Наверное, пер
вый в жизни чрезвычайно интенсивный выброс эндорфинов
происходит у грудного ребенка в момент рождения - нервная сис
тема тем самым защищается от стресса и физической боли. Поэто
му впоследствии подобные яркие физиологические «вспышки» эн-
дорфиновой эйфории подсознательно могут ассоциироваться с рег
рессионными состояниями.)
Опыты на животных продемонстрировали тот нейрофизиоло
гический механизм, который в естественных условиях лежит в ос
нове возникновения чувства удовлетворения. Применительно же к
человеку выброс эндогенных опиатов - «медиаторов счастья» со
здает ощущение физического благополучия, вызывает чувство удов
летворения (вплоть до блаженства), эмоциональную приподнятость
(доходящую до эйфории). Недостаток же эндогенных опиатов вы
зывает состояния тревоги и депрессии. Под действием различных
факторов, связанных с неестественным (неэкологичным, нефизио
логичным) образом жизни современного человека, этот биохими
ческий механизм расшатывается. Биологический «маятник» начи
нает раскачиваться между своими крайними положениями - «удов
летворенность» и «дискомфорт» - чаще и с большей амплитудой. В
результате человек начинает обостренно чувствовать именно момен
ты дискомфорта и стараться скорее сместить «маятник» в сторону
удовлетворенности, нейромедиаторные ресурсы которой постепен
но истощаются. Стремление устранить возникающие тревогу и деп
рессию неосознанно приводит человека к попыткам восполнить ле
жащий в основе эмоционального дискомфорта биохимический де
фицит:
а) с помощью приема психоактивных веществ, что приводит к на
рушению влечений, к разнообразным зависимостям (алкоголь
ной, наркотической, никотиновой), а также зависимости пи
щевой - стремлению к потреблению легкоусваиваемых угле
водов, приводящему к перееданию;
113
б) поведения, связанного с риском, будь то навязчивое влечение
к азартным играм (gambling) либо многие так называемые эк
стремальные виды спорта (риск для жизни);
в) повышенной агрессивности, в том числе приводящей к анти
социальному поведению.
Следствием же описанного эмоционального дисбаланса явля
ются разнообразные психосоматические расстройства, возникающие
на тревожно-депрессивном фоне.
Каким же образом должен работать описанный физиологичес
кий механизм в норме и как он связан с психологическим функцио
нированием человека? Напомним, что согласно биологической тео
рии эмоций (П.К. Анохин), в основе их возникновения лежит меха
низм так называемого акцептора действия, осуществляющего
планирование поведения и контроль исполнения этих планов (на
основе обратной связи). Контроль производится путем сличения
двух создаваемых мозгом образов: желаемого (модели ожидаемого
результата) и действительного (отражения реальности, соотнесения
с ней). При совпадении идеального и реального образов возникают
положительные эмоции, при расхождении - отрицательные. Тем
самым биологический смысл положительных эмоций составляет
вознаграждение за «правильное», биологически целесообразное по
ведение, иными словами, удовлетворение от достижения цели. При
этом создается кратковременный, но интенсивный «всплеск» поло
жительных эмоций.
На психологическом уровне возникает переживание момента
удовлетворения, осознавания полноты жизни и наполненности
ее смыслом, минуты счастья. Физиологически же описанные эмо
ционально-позитивные состояния связаны с измененным состо
янием сознания, активацией лобной области левого полушария
на фоне синхронизации обоих полушарий. Основой подобного
состояния сознания, - впрочем, как и прочих измененных его
состояний, - является физиологическая возрастная регрессия,
фоновое «детское» состояние мозга (вспомним выражение «ра
доваться, как дети», то есть испытывать положительные эмоции
максимально искренне и непосредственно, что делает их пережи
вание ярким и полным). Синхронность левого и правого полу
шарий отражает механизм описанного сравнения двух моделей
действительности - идеальной (левополушарный образ) и реаль-
114
Глава 4
ной (образ правополушарный). Их совпадение - вспышка озаре
ния, левополушарного осознавания.
При избыточном же доминировании левого полушария и по
давлении правого полушария такие моменты синхронности просто
перестают возникать. В результате человек начинает все реже ис
пытывать удовлетворенность тем, что происходит в его жизни. Со
временем собственное размеренно-спокойное существование, орга
низованное и спланированное до мелочей, начинает представлять
ся ему все более обыденным и безрадостным, буднично-серым, вы
холощенным и безэмоциональным. В поисках выхода из эмоцио
нального тупика человек и пытается прибегать к таким средствам
высвобождения подавленных эмоций, как алкоголь и наркотики,
агрессивное и деструктивное поведение, включая самоагрессию.
Для предупреждения подобного исхода и необходимо исполь
зование методов психологической саморегуляции, позволяющих
человеку регулярно испытывать естественные и позитивные ИСС,
активировать естественные физиологические механизмы удоволь
ствия. (Отчасти к подобному подходу близка и так называемая пси
хотерапия творческим самовыражением по М.Е. Бурно, помогаю
щая человеку почувствовать удовлетворение жизнью через момен
ты творчества.) Показано в этом плане также глубокое мышечное
расслабление. Оно особенно полезно тем, что непосредственно при
водит к высвобождению веществ, обладающих антистрессовым или
стресс-лимитирующим действием (Ф.З. Меерсон) - упомянутых
эндорфинов.
6. Модель фрустрации
Важную роль в объяснении взаимосвязи психосоматических
расстройств и стрессов играет модель фрустрации или болезнен
ного переживания неудачи, сопровождающегося интенсивными от
рицательными эмоциями. Физиологические же последствия этих
эмоциональных вспышек, особенно если фрустрация повторяется
неоднократно, приводят к психосоматическим расстройствам. Фру
страция может быть вызвана самыми разнообразными ситуациями,
в которых возникает своего рода сиюминутный внутренний конф
ликт - несовпадение желаемого и действительного. Она является
115
отчасти синонимом психоэмоционального стресса, точнее, одним из
составляющих его психологических механизмов.
В норме взрослый человек обладает достаточно высокой фру-
страционной толерантностью, позволяющей ему приспосабливать
ся к стрессам повседневной жизни. Однако этот сдерживающий ба
рьер не всегда надежен. Он перестает выполнять свою защитную
роль, когда внешние фрустрирующие факторы чрезмерно интенсив
ны либо, что происходит гораздо чаще, когда толерантность к фру
страции снижается. Последнее обычно возникает вследствие исклю
чительно внутренних, психологических причин. Например, когда
преобладают интрапунитивный, самообвинительный стиль реаги
рования на фрустрацию. Или когда человек страдает от снижения
самооценки и подавленности, вызванных активацией иррациональ
ных убеждений, особенно связанных с установками долженствова
ния и сравнения себя с окружающими (А. Эллис).
Предрасполагают к возникновению фрустрации такие харак
теристики человека, как педантичность и ригидность, «застревае-
мость», а также стремление к совершенству (перфекционизм). В
основе этих личностных особенностей лежит чрезмерное самоотож
дествление их обладателя с теми целями, которые он преследует и
которые в силу неблагоприятного стечения обстоятельств оказыва
ются недостижимыми.
Физиологически возникновение фрустрации как крайне дис
комфортного эмоционального состояния с позиций биологической
теории эмоций (П.К. Анохин) объясняется как реакция на рассо
гласование между образом желаемого результата и образом реаль
ности в рамках существующего в мозге универсального механизма
целенаправленного поведения, механизма планирования решений
и пошагового контроля их выполнения - так называемого акцепто
ра действий. С этой точки зрения, в основе состояния фрустрации
лежит несоответствие, неконгруэнтность левополушарной и право-
полушарной моделей действительности, представляющих собой ее
отражение в различных вариантах: желаемого (левополушарные
мечты и планы) и действительного (правополушарное отражение
прозаической жизненной реальности).
Практически важный вывод, который следует из этой модели,
состоит в том, что для снятия фрустрации необходимо сглажива
ние остроты подобного межполушарного конфликта, своего рода
гармонизация межполушарных отношений. Именно это и достига-
116
Глава 4