Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 15618

Скачиваний: 254

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

результат импринтинга считается необратимым (поэтому, к приме­
ру, животное, родившееся в неволе, не сможет существовать в ди­
кой природе), то человеческая психика и в этой области способна к 
переучиванию. 

У взрослого человека влияние усвоенной подобным образом 

информации на актуальное психоэмоциональное состояние неявно 
подразумевает и кратковременный психологический возврат (рег­
рессию) в соответствующий детский возрастной период (Захаржев-
ский В.Б., 1993). Отсюда и предлагаемый в психокоррекции способ 
избавления от психосоматических расстройств - кратковременный 
возврат пациента «в детство», и исправление недостатков его соб­
ственного прошлого, или реимпринтинг. 

Запечатлевание информации путем импринтинга - именно 

тот случай, когда отучиться труднее, чем научиться. Физиологичес­
ки в его основе лежит правополушарное научение. Как показано 
Л.И. Московичюте и В.И. Голод (цит. по А.В. Семенович, 2002), даже 
в вербальной сфере, за которую отвечает левое полушарие, с ним, с 
полушарием доминантным, связано лишь содержание обучения; 
эффективность же научения зависит от субдоминантного - право­
го полушария. То же справедливо и по отношению к невербально­
му научению. Поэтому с коррекционной точки зрения именно пе­
реход в «правополушарное» состояние сознания - физиологичес­
кая возрастная регрессия - является оптимальным способом 
реимпринтинга. 

5.

 Синдром дефицита удовлетворенности 

Еще одной физиологической моделью психосоматических и 

собственно психологических расстройств является синдром дефи­
цита удовлетворенности по К. Блюму (reward deficiency), рассмат­
риваемый западными авторами как бич современного общества. 

Данная модель была разработана на основе материалов извест­

ных опытов Олдса и Милнера с самостимуляцией животных через 
введенные в мозг электроды. Этими авторами было обнаружено, что 
если электрод располагается в ряде глубоких подкорковых струк­
тур, названных «центрами удовлетворения», то подопытное живот­
ное непрерывно осуществляет их самораздражение, не реагируя ни 

112 

Глава 4 


background image

на какие внешние стимулы. Раздражение описанных структур пер-

воначально приводит к выделению таких нейромедиаторов, как до-

фамин и серотонин, которые далее инициируют выброс веществ, 
стимулирующих центры удовольствия мозга - так называемых эн­
догенных опиатов или эндорфинов («эндоморфинов»). Высвобож­

дение же эндогенных опиатов сопровождается интенсивным пере­
живанием эмоционально-позитивного состояния. (Наверное, пер­
вый в жизни чрезвычайно интенсивный выброс эндорфинов 
происходит у грудного ребенка в момент рождения - нервная сис­
тема тем самым защищается от стресса и физической боли. Поэто­
му впоследствии подобные яркие физиологические «вспышки» эн-
дорфиновой эйфории подсознательно могут ассоциироваться с рег­
рессионными состояниями.) 

Опыты на животных продемонстрировали тот нейрофизиоло­

гический механизм, который в естественных условиях лежит в ос­
нове возникновения чувства удовлетворения. Применительно же к 
человеку выброс эндогенных опиатов - «медиаторов счастья» со­
здает ощущение физического благополучия, вызывает чувство удов­

летворения (вплоть до блаженства), эмоциональную приподнятость 

(доходящую до эйфории). Недостаток же эндогенных опиатов вы­
зывает состояния тревоги и депрессии. Под действием различных 
факторов, связанных с неестественным (неэкологичным, нефизио­

логичным) образом жизни современного человека, этот биохими­
ческий механизм расшатывается. Биологический «маятник» начи­
нает раскачиваться между своими крайними положениями - «удов­
летворенность» и «дискомфорт» - чаще и с большей амплитудой. В 
результате человек начинает обостренно чувствовать именно момен­
ты дискомфорта и стараться скорее сместить «маятник» в сторону 
удовлетворенности, нейромедиаторные ресурсы которой постепен­

но истощаются. Стремление устранить возникающие тревогу и деп­
рессию неосознанно приводит человека к попыткам восполнить ле­
жащий в основе эмоционального дискомфорта биохимический де­
фицит: 

а) с помощью приема психоактивных веществ, что приводит к на­

рушению влечений, к разнообразным зависимостям (алкоголь­
ной, наркотической, никотиновой), а также зависимости пи­
щевой - стремлению к потреблению легкоусваиваемых угле­
водов, приводящему к перееданию; 

113 


background image

б) поведения, связанного с риском, будь то навязчивое влечение 

к азартным играм (gambling) либо многие так называемые эк­
стремальные виды спорта (риск для жизни); 

в) повышенной агрессивности, в том числе приводящей к анти­

социальному поведению. 

Следствием же описанного эмоционального дисбаланса явля­

ются разнообразные психосоматические расстройства, возникающие 
на тревожно-депрессивном фоне. 

Каким же образом должен работать описанный физиологичес­

кий механизм в норме и как он связан с психологическим функцио­
нированием человека? Напомним, что согласно биологической тео­
рии эмоций (П.К. Анохин), в основе их возникновения лежит меха­
низм так называемого акцептора действия, осуществляющего 
планирование поведения и контроль исполнения этих планов (на 
основе обратной связи). Контроль производится путем сличения 

двух создаваемых мозгом образов: желаемого (модели ожидаемого 
результата) и действительного (отражения реальности, соотнесения 
с ней). При совпадении идеального и реального образов возникают 
положительные эмоции, при расхождении - отрицательные. Тем 
самым биологический смысл положительных эмоций составляет 
вознаграждение за «правильное», биологически целесообразное по­
ведение, иными словами, удовлетворение от достижения цели. При 
этом создается кратковременный, но интенсивный «всплеск» поло­
жительных эмоций. 

На психологическом уровне возникает переживание момента 

удовлетворения, осознавания полноты жизни и наполненности 
ее смыслом, минуты счастья. Физиологически же описанные эмо­
ционально-позитивные состояния связаны с измененным состо­
янием сознания, активацией лобной области левого полушария 
на фоне синхронизации обоих полушарий. Основой подобного 
состояния сознания, - впрочем, как и прочих измененных его 
состояний, - является физиологическая возрастная регрессия, 
фоновое «детское» состояние мозга (вспомним выражение «ра­
доваться, как дети», то есть испытывать положительные эмоции 
максимально искренне и непосредственно, что делает их пережи­

вание ярким и полным). Синхронность левого и правого полу­
шарий отражает механизм описанного сравнения двух моделей 

действительности - идеальной (левополушарный образ) и реаль-

114 

Глава 4 


background image

ной (образ правополушарный). Их совпадение - вспышка озаре­
ния, левополушарного осознавания. 

При избыточном же доминировании левого полушария и по­

давлении правого полушария такие моменты синхронности просто 
перестают возникать. В результате человек начинает все реже ис­
пытывать удовлетворенность тем, что происходит в его жизни. Со 
временем собственное размеренно-спокойное существование, орга­
низованное и спланированное до мелочей, начинает представлять­

ся ему все более обыденным и безрадостным, буднично-серым, вы­
холощенным и безэмоциональным. В поисках выхода из эмоцио­
нального тупика человек и пытается прибегать к таким средствам 
высвобождения подавленных эмоций, как алкоголь и наркотики, 
агрессивное и деструктивное поведение, включая самоагрессию. 

Для предупреждения подобного исхода и необходимо исполь­

зование методов психологической саморегуляции, позволяющих 
человеку регулярно испытывать естественные и позитивные ИСС, 
активировать естественные физиологические механизмы удоволь­
ствия. (Отчасти к подобному подходу близка и так называемая пси­
хотерапия творческим самовыражением по М.Е. Бурно, помогаю­
щая человеку почувствовать удовлетворение жизнью через момен­
ты творчества.) Показано в этом плане также глубокое мышечное 
расслабление. Оно особенно полезно тем, что непосредственно при­
водит к высвобождению веществ, обладающих антистрессовым или 
стресс-лимитирующим действием (Ф.З. Меерсон) - упомянутых 
эндорфинов. 

6. Модель фрустрации 

Важную роль в объяснении взаимосвязи психосоматических 

расстройств и стрессов играет модель фрустрации или болезнен­
ного переживания неудачи, сопровождающегося интенсивными от­
рицательными эмоциями. Физиологические же последствия этих 
эмоциональных вспышек, особенно если фрустрация повторяется 

неоднократно, приводят к психосоматическим расстройствам. Фру­
страция может быть вызвана самыми разнообразными ситуациями, 
в которых возникает своего рода сиюминутный внутренний конф­
ликт - несовпадение желаемого и действительного. Она является 

115 


background image

отчасти синонимом психоэмоционального стресса, точнее, одним из 
составляющих его психологических механизмов. 

В норме взрослый человек обладает достаточно высокой фру-

страционной толерантностью, позволяющей ему приспосабливать­
ся к стрессам повседневной жизни. Однако этот сдерживающий ба­
рьер не всегда надежен. Он перестает выполнять свою защитную 
роль, когда внешние фрустрирующие факторы чрезмерно интенсив­
ны либо, что происходит гораздо чаще, когда толерантность к фру­
страции снижается. Последнее обычно возникает вследствие исклю­
чительно внутренних, психологических причин. Например, когда 
преобладают интрапунитивный, самообвинительный стиль реаги­

рования на фрустрацию. Или когда человек страдает от снижения 
самооценки и подавленности, вызванных активацией иррациональ­
ных убеждений, особенно связанных с установками долженствова­
ния и сравнения себя с окружающими (А. Эллис). 

Предрасполагают к возникновению фрустрации такие харак­

теристики человека, как педантичность и ригидность, «застревае-
мость», а также стремление к совершенству (перфекционизм). В 
основе этих личностных особенностей лежит чрезмерное самоотож­
дествление их обладателя с теми целями, которые он преследует и 
которые в силу неблагоприятного стечения обстоятельств оказыва­
ются недостижимыми. 

Физиологически возникновение фрустрации как крайне дис­

комфортного эмоционального состояния с позиций биологической 
теории эмоций (П.К. Анохин) объясняется как реакция на рассо­
гласование между образом желаемого результата и образом реаль­
ности в рамках существующего в мозге универсального механизма 
целенаправленного поведения, механизма планирования решений 
и пошагового контроля их выполнения - так называемого акцепто­
ра действий. С этой точки зрения, в основе состояния фрустрации 
лежит несоответствие, неконгруэнтность левополушарной и право-
полушарной моделей действительности, представляющих собой ее 
отражение в различных вариантах: желаемого (левополушарные 
мечты и планы) и действительного (правополушарное отражение 
прозаической жизненной реальности). 

Практически важный вывод, который следует из этой модели, 

состоит в том, что для снятия фрустрации необходимо сглажива­
ние остроты подобного межполушарного конфликта, своего рода 
гармонизация межполушарных отношений. Именно это и достига-

116 

Глава 4