Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 15619

Скачиваний: 254

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

рии происхождения эмоций по Джеймсу-Ланге, согласно которой 
эмоциональная реакция начинается с рефлекторного изменения 
состояния мышц и внутренних органов. Точнее, вначале возни­
кает эмоциональная реакция на уровне «подсознательной» части 
мозга - коры правого полушария мозга и лимбико-ретикулярной 
системы. Вслед за ней наступает очередь вегетативного сопровож­
дения, то есть вызванного эмоциями напряжения мышц, учащения 

сердцебиения и дыхания (значение которых в осознавании эмоций 

подчеркивал У. Джеймс), изменения состояния других внутренних 
органов (на которое обращал первоочередное внимание Ланге). 
В дальнейшем, когда эти физиологические сдвиги распознаются «со­

знательной» частью мозга, возникает собственно человеческая, осоз­

нанная эмоция. 

Иными словами, первоначально мы реагируем на окружающую 

нас ситуацию подсознательно. Это может происходить либо быст­

ро, буквально за десятые доли секунды, либо, наоборот, растянуто 

во времени, когда эмоция долго остается скрытой, созревает под­
спудно. На данном этапе возникают первоначальные эмоциональ­
но-индуцированные сдвиги в состоянии мышц и внутренних орга­
нов. И лишь осознав эти физиологические ощущения, направив на 
них внимание, мы осознаем свои чувства. (Если же внимание на этом 
не фокусируется, то эмоции создают некоторый фон, определяю­
щий функциональное состояние человека, его самочувствие и на­
строение.) 

Стереотипы эмоционального реагирования в стандартных 

жизненных ситуациях представляют собой условно-рефлекторные 
реакции, которые сформировались в основном в раннем детстве. 

Упрочившись, они стали автоматизированными, перешли на под­
сознательный режим функционирования и тем самым вышли из-
под сознательного контроля. Вернуть их, подчинить сознательной 
воле - дело непростое, ведь управляются подобные реакции право-
полушарными подсознательными механизмами, которые «срабаты­
вают» раньше, чем эмоциональная реакция оказывается представ­
ленной на уровне сознания. 

В частности, это наглядно продемонстрировано на примере 

переучивания простым двигательным навыкам (Lindley R.H., Моу-
ег К.Е., 1961): испытуемый в ответ на условный сигнал продолжает 
повторять одно и то же автоматизированное движение (оборони­
тельный рефлекс), несмотря на попытки остановить его усилием 

107 


background image

воли. (Двигательная реакция просто-напросто не успевает подчи­
ниться сознательному контролю, так как подсознательные механиз­
мы управления срабатывают быстрее.) Соответственно, для того 
чтобы «переучивание» стало эффективным, подобные стереотип­
ные реакции необходимо деавтоматизировать, сделать преимуще­
ственно подсознательную реакцию более осознанной. Для этого 
нужно помочь человеку вернуться в «правополушарное» состояние, 

ассоциирующееся с детским возрастом, когда рефлекторная реак­
ция еще только формировалась. Подобное состояние у взрослого 
человека описывается как возврат к «первичному» восприятию 
(Брюн Е.А., 1993), когда он сталкивается со значимой информаци­
ей впервые в жизни, или как физиологическая возрастная регрес­
сия (Сандомирский М.Е., Белогородский Л.С., 1998). 

ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ |М. ЗЕЛИГМАН) 

Модель выученной беспомощности (Seligman M., 1975) возник­

ла в результате опытов на животных, обучающих избегать наказа­
ния (болезненного удара током). В классических опытах по изуче­
нию оборонительного поведения создавались условия, в которых 
подопытное животное могло избавляться от болезненного воздей­
ствия (например, при пропускании электрического тока через ме­
таллический пол клетки оставлялся своеобразный «островок без­
опасности», на котором животное оказывается изолированным от 
прохождения тока). При этом вначале животное находило безопас­
ное положение в результате случайного поиска, в дальнейшем же 
наблюдалась выработка соответствующих условных рефлексов из­
бегания болезненных стимулов. 

В опытах М. Зелигмана на первом этапе создавались условия, 

в которых у животного не было никакого пути спасения от регуляр­
но повторяющихся ударов тока, в результате чего создавалась реак­
ция капитуляции, отказа от безуспешных попыток избежать болез­
ненного наказания. Более того, на втором этапе опыта, при помеще­
нии обученного подобным образом животного в новую обстановку, 
в которой имелся «островок спасения», оно не делало никаких по­
пыток избавиться от наказания - срабатывал выработанный ранее 
стереотип пассивного реагирования. Подобное «беспомощное» по­
ведение подопытных животных сохранялось даже при помещении 
в новую клетку одновременно с ними других животных, у которых 

108 

Глава 4 


background image

были ранее выработаны «нормальные» условно-рефлекторные ре-

акции активного избегания наказания и которые должны были слу­

жить первым моделями для обучения адаптивному поведению. Тем 
самым в опыте было обнаружено «негативное», дезадаптивное обу­
чение - своего рода условно-рефлекторный механизм отказа от по­
исковой активности, названный исследователем обучением беспо­
мощности. 

При переносе этой физиологической модели на уровень пси­

хологии человека уместнее говорить об обучении его пессимизму, 
фатализму и пассивности. Если предыдущий опыт убеждает в не­
возможности изменить ситуацию собственными усилиями, в бес­
плодности и тщетности попыток что-либо сделать, формируется, во-
первых, пессимистический прогноз безысходности и неотвратимо­
сти несчастий («выхода нет»), девальвация способности совладания 
с ситуацией («все усилия напрасны»). Во-вторых, вместо стратегии 
«победителя» - активного противостояния жизненным трудностям 
(мотивация успеха) и предусмотрительного ухода от возможных 
проблем (мотивация избегания неудачи) усваивается пораженчес­
кая стратегия их пассивного принятия, смиренной покорности уда­
рам судьбы. К этому нередко добавляется позиция «страуса», когда 
человек пытается скрыть от самого себя существование проблемы -
как страус, который согласно традиционным поверьям в минуту 
опасности зарывает голову в песок. Подобная выученная беспомощ­
ность не только чревата социальной неуспешностью, но еще и слу­
жит источником тревоги и, что самое главное, также предшествует 
формированию депрессии. Здесь представления данной концепции 
смыкаются с «тревожными» моделями невротических и психосо­
матических расстройств, описанными выше. 

Выученная беспомощность тесно переплетается с тревогой и 

депрессией. Схема их взаимосвязи при стрессе представляется сле­
дующим образом (Коростелева И.С., Ротенберг B.C., 1993): внача­
ле формируется продуктивная тревога, направленная на разреше­

ние неприемлемой ситуации, которая затем сменяется непродуктив­
ной, невротической после осознания несопряженности результата 
и действий. Вслед за ней уже формируется депрессия, характеризу­
ющая состояние выученной беспомощности. 

С выученной беспомощностью, точнее, с научением как источ­

ником формирования психосоматических расстройств, смыкается 
еще и такой механизм, как описанные выше «специфические пси-

109 


background image

ходинамические конфликты» по Ф.М. Александеру или «сомато-
психическая настроенность» нервной системы (в основе которой 
лежат «динамические стереотипы» по И.П. Павлову). Как пишет 
Л.Н. Образцова (2001), «когда-то в своей жизни пациент действи­
тельно пережил какое-то соматическое заболевание, которое орга­
низм «запомнил» и стал в дальнейшем «использовать» в качестве 
реакции на любой психологический дискомфорт». 

ИМПРИНТИНГ 

К развитию психосоматических заболеваний причастны и та­

кие физиологические механизмы, как мгновенное и стойкое - на всю 
жизнь - запоминание значимых событий в раннем детстве. Оно 
представляет собой разновидность «моментального» обучения -
импринтинга. 

Понятие импринтинга было предложено выдающимся это­

логом Конрадом Лоренцем для обозначения так называемого ран­

него запечатления у животных. Основные характеристики им­
принтинга изучены именно у представителей животного мира. 
Поэтому нам придется совершить краткий экскурс в область зоо­
психологии, чтобы затем перенести наблюдаемые закономернос­
ти в мир человека. 

1. Обучение является действительно «мгновенным», может 

происходить при однократном предъявлении информации. При 

этом, в отличие от условно-рефлекторного обучения, отсутствует 
какое-либо внешнее подкрепление. 

2. Импринтинг связан с психобиологически значимыми объек­

тами, важными для выживания: в первую очередь, узнавание роди­
телей (и следование за ними) и сородичей, впоследствии - запоми­
нание источников пищи (для хищных видов - выбор жертвы), в 
более старшем возрасте - усваивание стереотипов полового пове­
дения. Импринтинг - это именно выбор объекта, который неизгла­
димо отпечатывается в долговременной памяти. Прибегая к образ­

ному сравнению, можно сказать, что это происходит примерно так 
же, как изображение на чувствительной фотопленке, ждущей в тем­
ноте своего единственного и неповторимого мгновения, запечатле­
вается почти моментально - конечно, в масштабах психических вре­
менных процессов, за сотые или тысячные доли секунды, - при по­
падании на нее света. Для дальнейших же манипуляций с этим 

110 

Глава 4 


background image

объектом на него переносятся изначально запрограммированные, 
инстинктивные реакции. 

И если объект для подобных манипуляций совсем неподходя­

щий, просто он оказался в особом месте в особое время - увы, при­
родный механизм в этом случае ошибается. Так, у птенцов, которые 

должны быть привязаны к матери, чтобы следовать за ней всем вы­

водком, материнский импринтинг происходит в первые минуты 
после вылупления из яйца, направляясь на ближайший движущий­

ся объект, внешне напоминающий взрослую птицу. И если это ока­
зывается подброшенная коварными экспериментаторами механи­
ческая игрушка, то птенцы в дальнейшем начинают неотступно сле­

довать за ней, как за матерью. 

То же самое происходит и у приматов. Классический экспери­

мент на детенышах обезьян был произведен Харлоу в 1959 г. (в опи­
сании Ж. Годфруа (1992) - «Детеныши обезьян, влюбленные в ма­
некен»). Маленькие обезьянки, ни разу не видевшие свою мать, при­
вязывались к заменявшему ее манекену (выбирая при этом тот из 
манекенов, который наощупь больше напоминал живое теплое при­
косновение). Применительно же к человеческой психике подобным 
образом реализуется такой телесно-психологический феномен, как 
формирование привязанности или бондинг (см. подробнее в описа­
нии психодинамической телесной психотерапии). 

3. Импринтинг в основном наблюдается в раннем возрасте, 

начиная с первых часов жизни. Это связано не только с тем, что 
животное встречается с некоторой информацией впервые в жизни, 
но и с тем, что нервная система находится в состоянии повышенной 
готовности к запечатлению специфической информации, своего рода 
предуготовленной впечатлительности. Подобное состояние суще­
ствует на протяжении ограниченного временного отрезка, носяще­
го название критического периода (критического по временным 
ограничениям: если время упущено, импринтинг уже не происхо­

дит) или сензитивного периода (подчеркивается связь именно с из­

бирательной восприимчивостью). 

Здесь нужно отметить, что человек, в отличие от животных, 

обладает значительно более гибкими способностями к обучению. Он 
может испытывать повторные состояния повышенного запечатле-
вания информации - искусственные периоды сензитивности, в ка­
честве которых выступают измененные состояния сознания (Бело-
городский Л.С., Сандомирский М.Е., 1996). И если для животных 

Психофизиологически-ориентированные модели психосоматических расстройств 111