Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16373
Скачиваний: 267
рии происхождения эмоций по Джеймсу-Ланге, согласно которой
эмоциональная реакция начинается с рефлекторного изменения
состояния мышц и внутренних органов. Точнее, вначале возни
кает эмоциональная реакция на уровне «подсознательной» части
мозга - коры правого полушария мозга и лимбико-ретикулярной
системы. Вслед за ней наступает очередь вегетативного сопровож
дения, то есть вызванного эмоциями напряжения мышц, учащения
сердцебиения и дыхания (значение которых в осознавании эмоций
подчеркивал У. Джеймс), изменения состояния других внутренних
органов (на которое обращал первоочередное внимание Ланге).
В дальнейшем, когда эти физиологические сдвиги распознаются «со
знательной» частью мозга, возникает собственно человеческая, осоз
нанная эмоция.
Иными словами, первоначально мы реагируем на окружающую
нас ситуацию подсознательно. Это может происходить либо быст
ро, буквально за десятые доли секунды, либо, наоборот, растянуто
во времени, когда эмоция долго остается скрытой, созревает под
спудно. На данном этапе возникают первоначальные эмоциональ
но-индуцированные сдвиги в состоянии мышц и внутренних орга
нов. И лишь осознав эти физиологические ощущения, направив на
них внимание, мы осознаем свои чувства. (Если же внимание на этом
не фокусируется, то эмоции создают некоторый фон, определяю
щий функциональное состояние человека, его самочувствие и на
строение.)
Стереотипы эмоционального реагирования в стандартных
жизненных ситуациях представляют собой условно-рефлекторные
реакции, которые сформировались в основном в раннем детстве.
Упрочившись, они стали автоматизированными, перешли на под
сознательный режим функционирования и тем самым вышли из-
под сознательного контроля. Вернуть их, подчинить сознательной
воле - дело непростое, ведь управляются подобные реакции право-
полушарными подсознательными механизмами, которые «срабаты
вают» раньше, чем эмоциональная реакция оказывается представ
ленной на уровне сознания.
В частности, это наглядно продемонстрировано на примере
переучивания простым двигательным навыкам (Lindley R.H., Моу-
ег К.Е., 1961): испытуемый в ответ на условный сигнал продолжает
повторять одно и то же автоматизированное движение (оборони
тельный рефлекс), несмотря на попытки остановить его усилием
107
воли. (Двигательная реакция просто-напросто не успевает подчи
ниться сознательному контролю, так как подсознательные механиз
мы управления срабатывают быстрее.) Соответственно, для того
чтобы «переучивание» стало эффективным, подобные стереотип
ные реакции необходимо деавтоматизировать, сделать преимуще
ственно подсознательную реакцию более осознанной. Для этого
нужно помочь человеку вернуться в «правополушарное» состояние,
ассоциирующееся с детским возрастом, когда рефлекторная реак
ция еще только формировалась. Подобное состояние у взрослого
человека описывается как возврат к «первичному» восприятию
(Брюн Е.А., 1993), когда он сталкивается со значимой информаци
ей впервые в жизни, или как физиологическая возрастная регрес
сия (Сандомирский М.Е., Белогородский Л.С., 1998).
ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ |М. ЗЕЛИГМАН)
Модель выученной беспомощности (Seligman M., 1975) возник
ла в результате опытов на животных, обучающих избегать наказа
ния (болезненного удара током). В классических опытах по изуче
нию оборонительного поведения создавались условия, в которых
подопытное животное могло избавляться от болезненного воздей
ствия (например, при пропускании электрического тока через ме
таллический пол клетки оставлялся своеобразный «островок без
опасности», на котором животное оказывается изолированным от
прохождения тока). При этом вначале животное находило безопас
ное положение в результате случайного поиска, в дальнейшем же
наблюдалась выработка соответствующих условных рефлексов из
бегания болезненных стимулов.
В опытах М. Зелигмана на первом этапе создавались условия,
в которых у животного не было никакого пути спасения от регуляр
но повторяющихся ударов тока, в результате чего создавалась реак
ция капитуляции, отказа от безуспешных попыток избежать болез
ненного наказания. Более того, на втором этапе опыта, при помеще
нии обученного подобным образом животного в новую обстановку,
в которой имелся «островок спасения», оно не делало никаких по
пыток избавиться от наказания - срабатывал выработанный ранее
стереотип пассивного реагирования. Подобное «беспомощное» по
ведение подопытных животных сохранялось даже при помещении
в новую клетку одновременно с ними других животных, у которых
108
Глава 4
были ранее выработаны «нормальные» условно-рефлекторные ре-
акции активного избегания наказания и которые должны были слу
жить первым моделями для обучения адаптивному поведению. Тем
самым в опыте было обнаружено «негативное», дезадаптивное обу
чение - своего рода условно-рефлекторный механизм отказа от по
исковой активности, названный исследователем обучением беспо
мощности.
При переносе этой физиологической модели на уровень пси
хологии человека уместнее говорить об обучении его пессимизму,
фатализму и пассивности. Если предыдущий опыт убеждает в не
возможности изменить ситуацию собственными усилиями, в бес
плодности и тщетности попыток что-либо сделать, формируется, во-
первых, пессимистический прогноз безысходности и неотвратимо
сти несчастий («выхода нет»), девальвация способности совладания
с ситуацией («все усилия напрасны»). Во-вторых, вместо стратегии
«победителя» - активного противостояния жизненным трудностям
(мотивация успеха) и предусмотрительного ухода от возможных
проблем (мотивация избегания неудачи) усваивается пораженчес
кая стратегия их пассивного принятия, смиренной покорности уда
рам судьбы. К этому нередко добавляется позиция «страуса», когда
человек пытается скрыть от самого себя существование проблемы -
как страус, который согласно традиционным поверьям в минуту
опасности зарывает голову в песок. Подобная выученная беспомощ
ность не только чревата социальной неуспешностью, но еще и слу
жит источником тревоги и, что самое главное, также предшествует
формированию депрессии. Здесь представления данной концепции
смыкаются с «тревожными» моделями невротических и психосо
матических расстройств, описанными выше.
Выученная беспомощность тесно переплетается с тревогой и
депрессией. Схема их взаимосвязи при стрессе представляется сле
дующим образом (Коростелева И.С., Ротенберг B.C., 1993): внача
ле формируется продуктивная тревога, направленная на разреше
ние неприемлемой ситуации, которая затем сменяется непродуктив
ной, невротической после осознания несопряженности результата
и действий. Вслед за ней уже формируется депрессия, характеризу
ющая состояние выученной беспомощности.
С выученной беспомощностью, точнее, с научением как источ
ником формирования психосоматических расстройств, смыкается
еще и такой механизм, как описанные выше «специфические пси-
109
ходинамические конфликты» по Ф.М. Александеру или «сомато-
психическая настроенность» нервной системы (в основе которой
лежат «динамические стереотипы» по И.П. Павлову). Как пишет
Л.Н. Образцова (2001), «когда-то в своей жизни пациент действи
тельно пережил какое-то соматическое заболевание, которое орга
низм «запомнил» и стал в дальнейшем «использовать» в качестве
реакции на любой психологический дискомфорт».
ИМПРИНТИНГ
К развитию психосоматических заболеваний причастны и та
кие физиологические механизмы, как мгновенное и стойкое - на всю
жизнь - запоминание значимых событий в раннем детстве. Оно
представляет собой разновидность «моментального» обучения -
импринтинга.
Понятие импринтинга было предложено выдающимся это
логом Конрадом Лоренцем для обозначения так называемого ран
него запечатления у животных. Основные характеристики им
принтинга изучены именно у представителей животного мира.
Поэтому нам придется совершить краткий экскурс в область зоо
психологии, чтобы затем перенести наблюдаемые закономернос
ти в мир человека.
1. Обучение является действительно «мгновенным», может
происходить при однократном предъявлении информации. При
этом, в отличие от условно-рефлекторного обучения, отсутствует
какое-либо внешнее подкрепление.
2. Импринтинг связан с психобиологически значимыми объек
тами, важными для выживания: в первую очередь, узнавание роди
телей (и следование за ними) и сородичей, впоследствии - запоми
нание источников пищи (для хищных видов - выбор жертвы), в
более старшем возрасте - усваивание стереотипов полового пове
дения. Импринтинг - это именно выбор объекта, который неизгла
димо отпечатывается в долговременной памяти. Прибегая к образ
ному сравнению, можно сказать, что это происходит примерно так
же, как изображение на чувствительной фотопленке, ждущей в тем
ноте своего единственного и неповторимого мгновения, запечатле
вается почти моментально - конечно, в масштабах психических вре
менных процессов, за сотые или тысячные доли секунды, - при по
падании на нее света. Для дальнейших же манипуляций с этим
110
Глава 4
объектом на него переносятся изначально запрограммированные,
инстинктивные реакции.
И если объект для подобных манипуляций совсем неподходя
щий, просто он оказался в особом месте в особое время - увы, при
родный механизм в этом случае ошибается. Так, у птенцов, которые
должны быть привязаны к матери, чтобы следовать за ней всем вы
водком, материнский импринтинг происходит в первые минуты
после вылупления из яйца, направляясь на ближайший движущий
ся объект, внешне напоминающий взрослую птицу. И если это ока
зывается подброшенная коварными экспериментаторами механи
ческая игрушка, то птенцы в дальнейшем начинают неотступно сле
довать за ней, как за матерью.
То же самое происходит и у приматов. Классический экспери
мент на детенышах обезьян был произведен Харлоу в 1959 г. (в опи
сании Ж. Годфруа (1992) - «Детеныши обезьян, влюбленные в ма
некен»). Маленькие обезьянки, ни разу не видевшие свою мать, при
вязывались к заменявшему ее манекену (выбирая при этом тот из
манекенов, который наощупь больше напоминал живое теплое при
косновение). Применительно же к человеческой психике подобным
образом реализуется такой телесно-психологический феномен, как
формирование привязанности или бондинг (см. подробнее в описа
нии психодинамической телесной психотерапии).
3. Импринтинг в основном наблюдается в раннем возрасте,
начиная с первых часов жизни. Это связано не только с тем, что
животное встречается с некоторой информацией впервые в жизни,
но и с тем, что нервная система находится в состоянии повышенной
готовности к запечатлению специфической информации, своего рода
предуготовленной впечатлительности. Подобное состояние суще
ствует на протяжении ограниченного временного отрезка, носяще
го название критического периода (критического по временным
ограничениям: если время упущено, импринтинг уже не происхо
дит) или сензитивного периода (подчеркивается связь именно с из
бирательной восприимчивостью).
Здесь нужно отметить, что человек, в отличие от животных,
обладает значительно более гибкими способностями к обучению. Он
может испытывать повторные состояния повышенного запечатле-
вания информации - искусственные периоды сензитивности, в ка
честве которых выступают измененные состояния сознания (Бело-
городский Л.С., Сандомирский М.Е., 1996). И если для животных
Психофизиологически-ориентированные модели психосоматических расстройств 111