Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16378

Скачиваний: 267

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

тся с помощью различных психокоррекционных методов, особен­

но телесно-ориентированных, как своеобразной балансировки функ-

циональной асимметрии полушарий. 

7. Психоэкологическая модель 

Она использует понятие ментальной экологии - экологии со­

знания, введенное Грегори Бейтсоном (1972), или психоэкологии 
(И.В. Смирнов). Согласно данному взгляду на природу психологи­
ческих и психосоматических проблем, они проистекают из проти­
воречия биологической и социальной эволюции человека (Сандо-
мирский М.Е., 2000). Точнее говоря, противоречий между образом 
жизни современного человека и «природной конструкцией» его не­
рвной системы (физиолого-экологическое противоречие), а также 
между социальными стереотипами эмоционального выражения и 
естественными, физиологическими механизмами эмоционального 
реагирования (социально-экологическое противоречие). 

Противоречие социально-экологическое связано, во-первых, с 

противостоянием между природными инстинктами человека (агрес­
сивностью, сексуальностью) и социальными нормами морали. Пос­
леднее было описано еще на заре возникновения психоанализа и 
связано с многочисленными табу (3. Фрейд), накладывающими 
жесткие ограничения на поведение человека в обществе и запреты 
на многие способы отреагирования эмоций. В современной терми­
нологии данное противоречие обозначается как «культурный 
стресс» (Ключников С.Ю., 2002). Во-вторых, социально-экологи­
ческое противоречие усиливается рядом феноменов масссового со­
знания, которые сталкиваются с инстинктом самосохранения - та­
кими, как нагнетаемая в обществе психологическая напряженность, 
неуверенность в завтрашнем дне. В периоды социальных кризисов 
росту такой напряженности способствуют и кризис социальных ин­

ститутов общества, и экономические потрясения, и рост преступно­
сти, и угроза войн или международного терроризма, особенно если 
они служат предметом спекуляции в средствах массовой информа­
ции. Сюда же необходимо отнести и так называемые рискованные 
социально-психологические ситуации как проявление популяцион-
ного психоэмоционального стресса, затрагивающего большие мас-

117 


background image

сы населения (Зараковский Г.М. и др., 1997). Результатом этого яв­
ляется рост так называемых социально-стрессовых расстройств 
(Александровский Ю.А., 1997). 

Что же касается противоречия физиолого-экологического, то 

оно обостряется именно в последние десятилетия в связи с бурным 
ускорением научно-технического прогресса и связанным с этим из­
менением образа жизни, предъявляющим чрезмерные требования 
к нервной системе человека (гиперстимуляция). Данный фактор 
сочетает в себе следующее. 

1) Информационная перегрузка (информационный стресс), 

включающая отрицательное воздействие на психику человека 
средств массовой информации, муссирующих известия о негатив­
ных событиях (катастрофы, кризисы, эпидемии) и неблагоприят­
ные социально-экономические, футурологические прогнозы. Подоб­
ные способы нагнетания психологической напряженности рассмат­
риваются как своего рода информационная агрессия (Медведев СВ., 

1998). К этому добавляется гиперрефлексия (В. Франкл) - чрез­

мерная, нефизиологичная привязанность человека к рационально-
логическому мышлению (в сочетании с эгоцентризмом) в ущерб 
образно-интуитивным механизмам мышления. Неблагоприятным 
психофизиологическим следствием подобного «неотступного дума-
ния» становится дисбаланс функциональной асимметрии полуша­
рий, застойная повышенная активность их лобных областей - ги­
перфронтальность (Шульц Л., 2002). 

Ситуация же, когда человек не может адаптироваться к инфор­

мационной нагрузке, чревата возникновением специфического не­
вроза - информационного (Хананашвили М.М., 1978). Подобные 
ситуации, возникающие достаточно часто, характеризуются соче­
танием ряда условий: когда человек сталкивается с большим объе­
мом информации, который он вынужден к тому же переработать за 
крайне сжатое время, и при этом дефицит времени связан с необ­
ходимостью принятия ответственного решения (соответственно 
сильной мотивации данного вида деятельности и высокой значи­
мости связанной с ней информации). 

Информационный стресс зачастую становится причиной не­

логичных решений и неадекватного поведения. Это связано с тем, 

что в условиях стресса, психологической напряженности происхо­

дит регресс к правополушарным механизмам мышления (когнитив­
ный сдвиг, по А. Беку). Как известно, правое полушарие думает «по-

118 

Глава 4 


background image

воему» - это не только мышление невербальное, образное, но еще 

и мышление комплексами (Л.С. Выготский), ассоциациями по смеж­

ности, отражающее вероятностную структуру внешней среды. В 

ситуации же стресса суживается объем внимания и переоценивает­

ся субъективная значимость отдельных сигналов, ассоциирующих­
ся с угрозой физической или психологической - так называемой 
угрозой «Я» или нежелательной информацией, несущей опасность 
для самооценки и способной поколебать целостность «Я-концеп-
ции» (К. Роджерс). Тем самым, во-первых, завышается вероятность 
ряда относительно низковероятных событий и, во-вторых, усили­
вается эмоциональное сопровождение мышления за счет негатив­
ных эмоций, в первую очередь тревоги. Эти особенности протека­
ния когнитивных процессов в условиях стресса Л.А. Китаев-Смык 
(1983) называет «эмоциональным» мышлением или когнитивным 
субсиндром стресса. 

2) Гиподинамия, которая влечет за собой снижение общего то­

нуса и работоспособности (недостаточная неспецифическая стиму­
ляция коры мозга через восходящую активирующую систему). Сюда 
же добавляются нарушения мышечного тонуса («мышечные зажи­
мы»), которые адекватная мышечная активность обычно помогает 
устранять, наряду с приносимой ей эмоциональной разрядкой. От­
сутствие же должных нагрузок на опорно-двигательный аппарат, 
связанных с ходьбой («массирующего» воздействия на стопу и виб­
рационного воздействия на суставы и позвоночник), помимо сни­
жения рефлекторной активации коры мозга, приводит еще и к не­
достаточности естественной рефлекторной стимуляции внутренних 
органов (А.А. Кель). 

Более того, эволюционно-физиологический взгляд на наш орга­

низм выявляет также несоответствие его устройства, казалось бы, 
привычному для человека прямохождению. А отсюда не только 
многочисленные проблемы с опорно-двигательным аппаратом и 
мышечно-тонические нарушения, на описании которых мы будем 
неоднократно останавливаться в дальнейшем, но и неправильная 
регуляция сосудистой системы (Белкания Г., Дарцмелия В., 1986). 

3) Нефизиологичный характер питания, особенно такие «пло­

ды цивилизации», как избыток в пище легкоусваиваемых углево­
дов (способствующий также развитию синдрома дефицита удовлет­

воренности, по К. Блюму) и снижение информационной ценности 
пищи (И.И. Брехман). 

Психофизиологически-ориентированные модели психосоматических расстройств 119 


background image

4) Латентная химическая интоксикация, связанная как с мак-

роэкологическими факторами (химическое загрязнение окружаю­
щей среды в обычном смысле), так и с микроэкологическими (вли­
яние на нервную систему и метаболизм в целом синтетических ин­
гредиентов пищи, синтетических веществ в быту, а также нарушение 
внутренней экологии организма человека - дисбаланс микрофло­
ры и др.). 

5) Социально-экологическое утомление, связанное с урбани­

зацией и вызванное воздействием на нервную систему человека двух 
основных групп неблагоприятных факторов. В первую очередь, это 
факторы, нарушающие естественные биологические ритмы челове­
ческого организма: 

◊ удлиненный световой режим; 
◊ шумовое и электромагнитное «загрязнение» среды обитания; 
◊ чрезмерно интенсивный ритм жизни; 
◊ перемещение с высокой скоростью и на большие расстояния, 

особенно перелеты со сменой часовых поясов (десинхроноз). 

Перечисленные выше факторы нарушают индивидуальные 

биоритмы, сбивая их синхронизацию с естественными природны­
ми «задатчиками времени» (смена дня и ночи и т.п.), заставляя наши 
внутренние биологические «часы» идти быстрее. В результате раз-
балансируются тонкие механизмы нейро-гормональной регуляции, 
осуществляемой на гипоталамо-гипофизарном уровне. Выполняю­
щие эту сложную работу структуры промежуточного мозга к тому 
же являются одной из главных «мишеней» эмоционального стресса 

(здесь «гнездится» такое часто наблюдаемое в терапевтической и 
неврологической практике психосоматическое расстройство, как 

диэнцефальный синдром). Неблагоприятное воздействие социаль­
но-экологических факторов, вкупе с эмоциональной напряженнос­
тью, производит эффект, полностью соответствующий меткому на­
родному выражению «где тонко - там и рвется». 

В результате возникает целый букет разнообразных психосо­

матических расстройств, которые можно также назвать «психоэн­
докринными», так как повреждающее действие психоэмоциональ­
ных факторов здесь в значительной мере опосредуется гормональ­
ными механизмами. Спектр возможных расстройств включает 
нарушение регуляции уровня таких гормонов: 

120 

Глава 4 


background image

◊ вазопрессин, что влечет за собой повышение артериального 

давления; 

◊ окситоцин, что приводит к нарушению полового влечения и 

разлаживанию инстинктивных программ семейного, родитель­
ского поведения; 

◊ тиреотропныи гормон, следствием чего становится нарушение 

функций щитовидной железы; 

 фолликулостимулирующий и лютеинизирующий гормоны, что 

приводит к нарушению функции яичников (отсюда функци­
ональные гинекологические нарушения); 

◊ мелатонин, что может повлечь за собой нарушение цикла 

«сон - бодрствование», а также вторично, через нарушение об­
мена нейромедиаторов (в первую очередь серотонина) способ­
но провоцировать депрессивные состояния; 

◊ адренокортикотропный гормон; отсюда нарушение суточно­

го ритма выработки «стрессовых» гормонов коры надпочеч­
ников и соответственно - хронический «микроэкологичес­
кий» стресс. 

Во-вторых, это неблагоприятные социально-экологические 

факторы, связанные с избыточным фоновым (подпороговым) раз­
дражением нервной системы (гиперстимуляцией). Среди них 
отметим: 

◊ Перенаселенность, людскую скученность в условиях боль­

ших городов. При этом раздражителями становятся и боль­
шое количество незнакомых человеческих лиц, и насыщен­
ная «атмосфера» чужих эмоций, в подавляющей массе нега­
тивных (в том числе подавляющей и в прямом смысле). Это 
приводит к нарушению базовых механизмов межличностной 
коммуникации, когда место эмпатии и открытости постепен­
но, исподволь занимает социальная отгороженность и эмо­
циональная отчужденность. И, что еще более разрушитель­
но для психики, провоцируются раздражительность и враж­
дебность, стимулируются подсознательные механизмы 
агрессии. Интенсивность воздействия этих факторов дости­

гает апогея в условиях массового скопления людей, в усло­
виях толпы - будь то толпа уличная, или «транспортная» 
(особенно в часы пик), или же толпа «зрелищно-развлека-

121