Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16378
Скачиваний: 267
тся с помощью различных психокоррекционных методов, особен
но телесно-ориентированных, как своеобразной балансировки функ-
циональной асимметрии полушарий.
7. Психоэкологическая модель
Она использует понятие ментальной экологии - экологии со
знания, введенное Грегори Бейтсоном (1972), или психоэкологии
(И.В. Смирнов). Согласно данному взгляду на природу психологи
ческих и психосоматических проблем, они проистекают из проти
воречия биологической и социальной эволюции человека (Сандо-
мирский М.Е., 2000). Точнее говоря, противоречий между образом
жизни современного человека и «природной конструкцией» его не
рвной системы (физиолого-экологическое противоречие), а также
между социальными стереотипами эмоционального выражения и
естественными, физиологическими механизмами эмоционального
реагирования (социально-экологическое противоречие).
Противоречие социально-экологическое связано, во-первых, с
противостоянием между природными инстинктами человека (агрес
сивностью, сексуальностью) и социальными нормами морали. Пос
леднее было описано еще на заре возникновения психоанализа и
связано с многочисленными табу (3. Фрейд), накладывающими
жесткие ограничения на поведение человека в обществе и запреты
на многие способы отреагирования эмоций. В современной терми
нологии данное противоречие обозначается как «культурный
стресс» (Ключников С.Ю., 2002). Во-вторых, социально-экологи
ческое противоречие усиливается рядом феноменов масссового со
знания, которые сталкиваются с инстинктом самосохранения - та
кими, как нагнетаемая в обществе психологическая напряженность,
неуверенность в завтрашнем дне. В периоды социальных кризисов
росту такой напряженности способствуют и кризис социальных ин
ститутов общества, и экономические потрясения, и рост преступно
сти, и угроза войн или международного терроризма, особенно если
они служат предметом спекуляции в средствах массовой информа
ции. Сюда же необходимо отнести и так называемые рискованные
социально-психологические ситуации как проявление популяцион-
ного психоэмоционального стресса, затрагивающего большие мас-
117
сы населения (Зараковский Г.М. и др., 1997). Результатом этого яв
ляется рост так называемых социально-стрессовых расстройств
(Александровский Ю.А., 1997).
Что же касается противоречия физиолого-экологического, то
оно обостряется именно в последние десятилетия в связи с бурным
ускорением научно-технического прогресса и связанным с этим из
менением образа жизни, предъявляющим чрезмерные требования
к нервной системе человека (гиперстимуляция). Данный фактор
сочетает в себе следующее.
1) Информационная перегрузка (информационный стресс),
включающая отрицательное воздействие на психику человека
средств массовой информации, муссирующих известия о негатив
ных событиях (катастрофы, кризисы, эпидемии) и неблагоприят
ные социально-экономические, футурологические прогнозы. Подоб
ные способы нагнетания психологической напряженности рассмат
риваются как своего рода информационная агрессия (Медведев СВ.,
1998). К этому добавляется гиперрефлексия (В. Франкл) - чрез
мерная, нефизиологичная привязанность человека к рационально-
логическому мышлению (в сочетании с эгоцентризмом) в ущерб
образно-интуитивным механизмам мышления. Неблагоприятным
психофизиологическим следствием подобного «неотступного дума-
ния» становится дисбаланс функциональной асимметрии полуша
рий, застойная повышенная активность их лобных областей - ги
перфронтальность (Шульц Л., 2002).
Ситуация же, когда человек не может адаптироваться к инфор
мационной нагрузке, чревата возникновением специфического не
вроза - информационного (Хананашвили М.М., 1978). Подобные
ситуации, возникающие достаточно часто, характеризуются соче
танием ряда условий: когда человек сталкивается с большим объе
мом информации, который он вынужден к тому же переработать за
крайне сжатое время, и при этом дефицит времени связан с необ
ходимостью принятия ответственного решения (соответственно
сильной мотивации данного вида деятельности и высокой значи
мости связанной с ней информации).
Информационный стресс зачастую становится причиной не
логичных решений и неадекватного поведения. Это связано с тем,
что в условиях стресса, психологической напряженности происхо
дит регресс к правополушарным механизмам мышления (когнитив
ный сдвиг, по А. Беку). Как известно, правое полушарие думает «по-
118
Глава 4
воему» - это не только мышление невербальное, образное, но еще
и мышление комплексами (Л.С. Выготский), ассоциациями по смеж
ности, отражающее вероятностную структуру внешней среды. В
ситуации же стресса суживается объем внимания и переоценивает
ся субъективная значимость отдельных сигналов, ассоциирующих
ся с угрозой физической или психологической - так называемой
угрозой «Я» или нежелательной информацией, несущей опасность
для самооценки и способной поколебать целостность «Я-концеп-
ции» (К. Роджерс). Тем самым, во-первых, завышается вероятность
ряда относительно низковероятных событий и, во-вторых, усили
вается эмоциональное сопровождение мышления за счет негатив
ных эмоций, в первую очередь тревоги. Эти особенности протека
ния когнитивных процессов в условиях стресса Л.А. Китаев-Смык
(1983) называет «эмоциональным» мышлением или когнитивным
субсиндром стресса.
2) Гиподинамия, которая влечет за собой снижение общего то
нуса и работоспособности (недостаточная неспецифическая стиму
ляция коры мозга через восходящую активирующую систему). Сюда
же добавляются нарушения мышечного тонуса («мышечные зажи
мы»), которые адекватная мышечная активность обычно помогает
устранять, наряду с приносимой ей эмоциональной разрядкой. От
сутствие же должных нагрузок на опорно-двигательный аппарат,
связанных с ходьбой («массирующего» воздействия на стопу и виб
рационного воздействия на суставы и позвоночник), помимо сни
жения рефлекторной активации коры мозга, приводит еще и к не
достаточности естественной рефлекторной стимуляции внутренних
органов (А.А. Кель).
Более того, эволюционно-физиологический взгляд на наш орга
низм выявляет также несоответствие его устройства, казалось бы,
привычному для человека прямохождению. А отсюда не только
многочисленные проблемы с опорно-двигательным аппаратом и
мышечно-тонические нарушения, на описании которых мы будем
неоднократно останавливаться в дальнейшем, но и неправильная
регуляция сосудистой системы (Белкания Г., Дарцмелия В., 1986).
3) Нефизиологичный характер питания, особенно такие «пло
ды цивилизации», как избыток в пище легкоусваиваемых углево
дов (способствующий также развитию синдрома дефицита удовлет
воренности, по К. Блюму) и снижение информационной ценности
пищи (И.И. Брехман).
Психофизиологически-ориентированные модели психосоматических расстройств 119
4) Латентная химическая интоксикация, связанная как с мак-
роэкологическими факторами (химическое загрязнение окружаю
щей среды в обычном смысле), так и с микроэкологическими (вли
яние на нервную систему и метаболизм в целом синтетических ин
гредиентов пищи, синтетических веществ в быту, а также нарушение
внутренней экологии организма человека - дисбаланс микрофло
ры и др.).
5) Социально-экологическое утомление, связанное с урбани
зацией и вызванное воздействием на нервную систему человека двух
основных групп неблагоприятных факторов. В первую очередь, это
факторы, нарушающие естественные биологические ритмы челове
ческого организма:
◊ удлиненный световой режим;
◊ шумовое и электромагнитное «загрязнение» среды обитания;
◊ чрезмерно интенсивный ритм жизни;
◊ перемещение с высокой скоростью и на большие расстояния,
особенно перелеты со сменой часовых поясов (десинхроноз).
Перечисленные выше факторы нарушают индивидуальные
биоритмы, сбивая их синхронизацию с естественными природны
ми «задатчиками времени» (смена дня и ночи и т.п.), заставляя наши
внутренние биологические «часы» идти быстрее. В результате раз-
балансируются тонкие механизмы нейро-гормональной регуляции,
осуществляемой на гипоталамо-гипофизарном уровне. Выполняю
щие эту сложную работу структуры промежуточного мозга к тому
же являются одной из главных «мишеней» эмоционального стресса
(здесь «гнездится» такое часто наблюдаемое в терапевтической и
неврологической практике психосоматическое расстройство, как
диэнцефальный синдром). Неблагоприятное воздействие социаль
но-экологических факторов, вкупе с эмоциональной напряженнос
тью, производит эффект, полностью соответствующий меткому на
родному выражению «где тонко - там и рвется».
В результате возникает целый букет разнообразных психосо
матических расстройств, которые можно также назвать «психоэн
докринными», так как повреждающее действие психоэмоциональ
ных факторов здесь в значительной мере опосредуется гормональ
ными механизмами. Спектр возможных расстройств включает
нарушение регуляции уровня таких гормонов:
120
Глава 4
◊ вазопрессин, что влечет за собой повышение артериального
давления;
◊ окситоцин, что приводит к нарушению полового влечения и
разлаживанию инстинктивных программ семейного, родитель
ского поведения;
◊ тиреотропныи гормон, следствием чего становится нарушение
функций щитовидной железы;
◊
фолликулостимулирующий и лютеинизирующий гормоны, что
приводит к нарушению функции яичников (отсюда функци
ональные гинекологические нарушения);
◊ мелатонин, что может повлечь за собой нарушение цикла
«сон - бодрствование», а также вторично, через нарушение об
мена нейромедиаторов (в первую очередь серотонина) способ
но провоцировать депрессивные состояния;
◊ адренокортикотропный гормон; отсюда нарушение суточно
го ритма выработки «стрессовых» гормонов коры надпочеч
ников и соответственно - хронический «микроэкологичес
кий» стресс.
Во-вторых, это неблагоприятные социально-экологические
факторы, связанные с избыточным фоновым (подпороговым) раз
дражением нервной системы (гиперстимуляцией). Среди них
отметим:
◊ Перенаселенность, людскую скученность в условиях боль
ших городов. При этом раздражителями становятся и боль
шое количество незнакомых человеческих лиц, и насыщен
ная «атмосфера» чужих эмоций, в подавляющей массе нега
тивных (в том числе подавляющей и в прямом смысле). Это
приводит к нарушению базовых механизмов межличностной
коммуникации, когда место эмпатии и открытости постепен
но, исподволь занимает социальная отгороженность и эмо
циональная отчужденность. И, что еще более разрушитель
но для психики, провоцируются раздражительность и враж
дебность, стимулируются подсознательные механизмы
агрессии. Интенсивность воздействия этих факторов дости
гает апогея в условиях массового скопления людей, в усло
виях толпы - будь то толпа уличная, или «транспортная»
(особенно в часы пик), или же толпа «зрелищно-развлека-
121